Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом.
- схема педагогического процесса выглядит так:
1) Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи;
2) Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи;
3) На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков;
4) На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия).
Методы педагогического воздействия на личность.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом.
схема педагогического процесса выглядит так:
1) Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи;
2)
Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения
поставленной задачи;
3) На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков;
4) На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги
работы (см. стимулы воздействия).
Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как минимум, 5 групп методов воздействия на
личность:
1. Убеждение
2. Упражнения и приучения
3. Обучение
4. Стимулирование
5. Контрольная оценка
Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко применяются друг от друга. А
рассмотрение их в отдельности дается для удобства изучения.
В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не решена.
Метод воздействия на личность – это система педагогических приемов, позволяющие решать те или иные
педагогические задачи.
Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации педагогического воздействия:
1) Учебный процесс.
2) Внеклассная работа, внеаудиторная работа.
3) Семейное воспитание.
4) Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях.
5) Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации.
Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него
желаемых качеств.
Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация, если мы хотим убедить
учащегося в истинности какоголибо научного положения – доказываем.
Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому и прекрасному в области культуры
– обращаемся к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.
Чем убеждает учитель? – словом, делом, примером (дети учатся раньше подражать, чем познавать).
Словом – приемы: беседа, лекции, диспуты.
Пример – стремление к подражанию кому?
Большое значение имеет местный пример педагогавоспитателя, братьясестры, мамапапа, дедбабушка,
товарищи по учебе, актеры, спортсмены, герои и т.д.
Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических требований.
1.
Высший авторитет педагога у воспитанников. Высшая форма педагогического авторитета – любовь
воспитанника. Не правы те педагоги, которые говорят, что им все равно – любят их или не любят. Если же
педагога преследует стойкая не авторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены
профессии.
2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Здесь словесное убеждение сливается с убеждающей силой
примера.
3. Истинность, конкретность и доступность убеждения, фальшь, искусственность распознания даже сил
школьниками и педагог теряет авторитет.
4. Сочетание убеждения и практического приучения (т.е. связь с какимто делом, практической
деятельностью) движение может быть взаимообратным убеждение (сознание) опыт, действие.
5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особенно часто жалуются родители, что
их ребенок перестал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок просто подрос,
изменился и методы воздействия должны поменяться. Индивидуальные возможности – на одних – просты и
на других – требования – приказ
Упражнение и приучение.
Упражнение – планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических
дел с целью развития их личности (усидчивость, целеустремленность, силу воли и т.д.)
Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в
целях формирования хороших привычек. Или: приучение – это упражнение с целью воспитания хороших привычек.
Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какоголибо действия до тех пор, пока не установится
наклонность к действию.
Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения (приемы) и навыки.
Без систематического применения упражнения нельзя добиться действенности воспитательной работы.Макаренко. Задайте цель: воспитать мужественного человека! Одними душещипательными беседами
ограничиться нельзя. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Гагарина.
Вы воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – это объект для глазения, развлекательный момент.
Типы упражнений:
1) Упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со сверстниками, со старшими). Главное в этом,
2)
чтобы ребенок видел пользу от содеянного.
Режимные упражнения – режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение – урон здоровья, знания (сорвал
занятие), необязательность, расхлябанность.
3) Специальные упражнения – упражнения тренировочного характера: приучение к выполнению элементарных
правил поведения, связанных с внешней культурой (вставать при входе учителя).
Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель дисциплины – ответственный за порядок,
неопрятному – быть санитаром, эгоистичного – навестить и помочь больному товарищу).
Обучение
(3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6)
Методы стимулирования.
Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.
Соревнование – не жестокая конкуренция и стремление к первенству любой ценой. Дух товарищества,
взаимопомощи и доброжелательности.
Поощрение – чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах. Но главное –
острое желание вести себя таким же образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта.
особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые, застенчивые, неуверенные)
оно должно быть не слишком частым
не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных
важнейшие условие эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех,
поддержка общественного мнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Наказание, педагогические требования к нему:
1) Нельзя наказывать за неумышленные поступки.
2) Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить 10 виноватых, чем
наказать одного виновного.
3) Сочетать наказание с убеждением, и др. методы.
4) Строго соблюдать педагогический такт.
5) Опора на понимание и поддержку общественного мнения.
6) Учет возрастных и индивидуальных особенностей.