Методы педагогического воздействия на личность.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. - схема педагогического процесса выглядит так: 1) Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи; 2) Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи; 3) На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков; 4) На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия).
Иконка файла материала Методы педагогического воздействия на личность.doc
Методы педагогического воздействия на личность. Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. схема педагогического процесса выглядит так: ­ 1) Прежде всего, педагог убеждает учащегося в важности и целесообразности решения конкретной задачи; 2) Затем он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний для решения поставленной задачи; 3) На этом этапе необходимо сформулировать у учащегося умений и навыков; 4) На всех этапах полезно стимулировать прилежание учащегося, контролировать и оценивать этапы и итоги работы (см. стимулы воздействия). Для того чтобы педагогический процесс функционировал нужно, как минимум, 5 групп методов воздействия на личность: 1. Убеждение 2. Упражнения и приучения 3. Обучение 4. Стимулирование 5. Контрольная оценка ­ Методы воздействия на личность действуют в комплексе и крайне редко применяются друг от друга. А рассмотрение их в отдельности дается для удобства изучения. В российской педагогике и мировой проблема классификации МПВЛ не решена. ­ Метод   воздействия   на   личность  –   это  система  педагогических   приемов,  позволяющие  решать  те  или   иные педагогические задачи. Еще одно важное понятие в этом ряду – форма организации педагогического воздействия: 1) Учебный процесс.  2) Внеклассная работа, внеаудиторная работа. 3) Семейное воспитание. 4) Воспитательная деятельность в детских и молодежных организациях. 5) Воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации. Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация, если мы хотим убедить учащегося в истинности какого­либо научного положения – доказываем. Если мы хотим воспитать любовь к Родине, матери, обращаемся к высокому и прекрасному в области культуры – обращаемся к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чем убеждает учитель? – словом, делом, примером (дети учатся раньше подражать, чем познавать). Словом – приемы: беседа, лекции, диспуты. Пример – стремление к подражанию кому? Большое   значение   имеет   местный   пример   педагога­воспитателя,   братья­сестры,   мама­папа,   дед­бабушка, товарищи по учебе, актеры, спортсмены, герои и т.д. Эффективность методов убеждения зависит от ряда педагогических требований. 1. Высший   авторитет   педагога   у   воспитанников.   Высшая   форма   педагогического   авторитета   –   любовь воспитанника. Не правы те педагоги, которые говорят, что им все равно – любят их или не любят. Если же педагога преследует стойкая не авторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии. 2. Опора   на   жизненный   опыт   воспитанников.   Здесь   словесное   убеждение   сливается   с   убеждающей   силой примера. 3. Истинность,   конкретность   и   доступность   убеждения,   фальшь,   искусственность   распознания   даже   сил школьниками и педагог теряет авторитет. 4. Сочетание   убеждения   и   практического   приучения   (т.е.   связь   с   каким­то   делом,   практической деятельностью) движение может быть взаимообратным убеждение (сознание)  опыт, действие. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Особенно часто жалуются родители, что их ребенок перестал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребенок просто подрос, изменился и методы воздействия должны поменяться. Индивидуальные возможности – на одних – просты и на других – требования – приказ Упражнение и приучение. Упражнение  – планомерное организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью развития их личности (усидчивость, целеустремленность, силу воли и т.д.) Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или: приучение – это упражнение с целью воспитания хороших привычек. Привычки (Ушинский) укореняются путем повторения какого­либо действия до тех пор, пока не установится наклонность к действию. Упражнение занимает большое значение в обучении т.к. формирует умения (приемы) и навыки. Без систематического применения упражнения нельзя добиться действенности воспитательной работы.Макаренко.  Задайте   цель:   воспитать   мужественного   человека!   Одними   душещипательными   беседами ограничиться нельзя. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Гагарина. Вы воспитаете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг – это объект для глазения, развлекательный момент. Типы упражнений: 1) Упражнения в полезной деятельности (в труде, в общении со сверстниками, со старшими). Главное в этом, 2) чтобы ребенок видел пользу от содеянного. Режимные упражнения – режим дня, режим труда, отдыха. Нарушение – урон здоровья, знания (сорвал занятие), необязательность, расхлябанность. 3) Специальные упражнения – упражнения тренировочного характера: приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой (вставать при входе учителя). Специальные упражнения с целью преодоления недостатков (нарушитель дисциплины – ответственный за порядок, неопрятному – быть санитаром, эгоистичного – навестить и помочь больному товарищу). Обучение     (3 метод воздействия на личность) (см. вопрос 6) Методы стимулирования. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Соревнование  –   не   жестокая   конкуренция   и   стремление   к   первенству   любой   ценой.   Дух   товарищества, взаимопомощи и доброжелательности. Поощрение  – чувство удовлетворения, прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах.  Но главное – острое желание вести себя таким же образом, чтобы еще раз испытать это чувство психического комфорта. особенно эффективно при работе с младшими детьми (несмелые, застенчивые, неуверенные) оно должно быть не слишком частым не допускать деления воспитанников на захваленных и обделенных ­ ­ ­ важнейшие   условие   эффективности   поощрения   –   принципиальность,   объективность,   понятность   для   всех, поддержка общественного мнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей. Наказание, педагогические требования к нему: 1) Нельзя наказывать за неумышленные поступки. 2) Нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить 10 виноватых, чем наказать одного виновного. 3) Сочетать наказание с убеждением, и др. методы. 4) Строго соблюдать педагогический такт. 5) Опора на понимание и поддержку общественного мнения. 6) Учет возрастных и индивидуальных особенностей.