Методы психологии. Наблюдение

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация, в которой рассматривается один из основных методов психологии - наблюдение. Научное наблюдение стало широко применяться в психологических исследованиях начиная с конца XIX века. В настоящее время наблюдение, в основном, используется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Иконка файла материала Наблюдение.pptx
Методы психологии. Наблюдение
Наблюдение  –  это  целенаправленное,  организованное  восприятие  и  регистрация поведения объекта. Наблюдение
Место применения       Научное  наблюдение  стало  широко  применяться,  начиная  с  конца  XIX  века,  в  областях,  где  особенное  значение  имеет  фиксация особенностей поведения человека в  различных  условиях  –  в  клинической,  психологии,  социальной,  психологии  Наблюдение  применяется  тогда,  когда  либо  невозможно,  в  либо  естественное течение процесса.  непозволительно  вмешиваться  педагогической  развития.
Применение  метода  наблюдения  не  имеет  такой  специфики,  как  эксперимент, за исключением лишь обстоятельства, когда ребенок может  быть  недоступен  экспериментальному  изучению,  как  это  бывает  при  выраженных  формах  умственной  отсталости,  синдроме  раннего  детского  аутизма и др. В этих случаях наблюдение становится ведущим методом.
Объект наблюдения    Объектом наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или  общность;  характеризуется  уникальностью,  очень  малой  или  очень  большой длительностью психических явлений.
Предмет наблюдения Предметом могут быть: 1. Речевые акты (содержание речи, продолжительность, интенсивность) 2. Выразительные движения, экспрессия лица 3. Движения (дистанция, скорость, подвижность, направление)
Этапы наблюдения 1 этап. Определяется предмет наблюдения, объект и  ситуация 2 этап. Выбирается способ наблюдения и способ  регистрации данных 3 этап. Строится план наблюдения 4 этап. Выбирается метод обработки результатов 5 этап. Проводится обработка и интерпретация  полученной информации 1 этап. Определяется предмет наблюдения, объект и ситуация4 этап. Выбирается метод обработки результатов5 этап. Проводится обработка и интерпретация полученной информации2 этап. Выбирается способ наблюдения и способ регистрации данных3 этап. Строится план наблюдения
ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЯ
В зависимости от позиции наблюдателя Открытое Скрытое ­  наблюдение,  протекающее  в  условиях  осознанного  присутствия    посторонних лиц факта  ­  наблюдение  через  «стеклянную  стену»,  которая  пропускает  в  одном  свет  направлении (зеркало Гезелла)
По хронологической организации Лонгитюдное длительное и  систематическое  исследование Периодическое Одиночное периодический контроль наблюдение проводится  один раз
По условиям проведения наблюдения Полевое Лабораторное ­  наблюдение  происходит  в  естественных  условиях ­ наблюдение происходит в искусственных  условиях
По используемым для наблюдения средствам Непосредованное Опосредованное техника не используется исследователь использует  дополнительную технику
По вовлеченности наблюдателя в процесс Включённое ­ исследователь сам становится частью  наблюдаемого процесса Невключённое ­ исследователь наблюдает за  происходящим со стороны
В  работе  с  детьми,  имеющим  нарушения  развития предпочтение отдается лонгитюдному  наблюдению  (позволяющим  оценить  динамику  развития),  как  правило,  скрытому  наблюдению  (поскольку  дети  с  легкостью  отвлекаются  на  исследователя, тем самым нарушая процесс).
Преимущества и недостатки метода
Преимущества • Наблюдение  является  психологическим  методом,  при  котором  необходимая  информация  об  изучаемом  явлении  получается  в  результате  его  прямого  зрительного  восприятия.  То  есть,  наблюдение  позволяет фиксировать события в момент их протекания; • Доступность и дешевизна средств.
Недостатки • Невозможность повторного наблюдения; • Трудность  точного  установления  причин  наблюдаемых  явлений  из­за  невозможности учета всех воздействующих факторов; • Возможности искажения, ошибок наблюдателя.
Следует  особо  подчеркнуть,  что  поведение  детей  с  отклонениями  в  развитии  весьма  часто  характеризуется  большей  степенью  психологической  непрозрачности, непонятности со стороны внешнего наблюдателя.        Это  означает,  что  процесс  специальной  наблюдения  психологии  проводится  особенно  и  длительно.  Кроме  того,  он  дополняется  обязательно  анамнестическим  методом,  специальной  которому  психологии  придается  особое  значение. тщательно  в  в
Источники информации 1. Специальная  психология:  Учебник  для  студентов  высш.  учебных  заведений для направлений подготовки бакалавров / [Л.М. Шипицына,  В.М.  Сорокин,  В.И.  Лубовский  и  др.];  под  ред.  Л.М.  Шипицыной.  – СПб.: Речь, 2013. – 253 с. 2. Специальная  психология:  Учебное  пособие  /  [Н.А.  Государев].  –  М.:  Ось­89, 2008. – 288 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!