Эмоциональное выгорание
Люди коммуникативных профессий: врачи, педагоги, управленцы, менеджеры, психологи, все работники социальных служб- легко назовут признаки эмоционального выгорания.
Специалисты коммуникативных профессий эмоционально «выгорают» во всем мире, и это выгорание не связано ни с зарплатой, ни с условиями труда.
Коммуникаторы- это профессионалы, цель которых в работе установить и поддержать контакт.
Однако такие контакты могут быть травматичными, они могут вызвать тревогу, гнев, чувство вины, обиды, враждебности и т. д.
И этот выход в эмоциональное выгорание истощает, напрямую влияет на собственное самочувствие, влечет проблемы.
Профессиональная деформация педагогов
Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.
Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.
Профессиональные деформации личности
Уровни деформации
1.Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемыми)
2. Специально профессиональный
1. Особенности личности:
У педагогов - синдром назидательности
У юристов – синдром «асоциального восприятия
У руководителей синдром вседозволенности
2. Каждая профессия имеет свой состав деформаций:
У прокурора – обвинительность
У следователя - правовая назидательность
У адвоката – правовая изворотливость
У терапевта – угрожающие диагнозы
У хирурга - циничность
3.Профессионально типологический
(особенности темперамента, способностей, характера)
4. Индивидуализированный
3. Складываются профессионально-личностные комплексы:
Деформация профессиональной направленности ( искажение мотивации, перестройка Ц.О., пессимизм, скептическое отношение к нововведениям)
Деформация на основе каких-то способностей: интеллектуальных, коммуникативных
Деформация на основе черт характера: властолюбие, равнодушие и др.
4. Развиваются акцентуации:
Сверхответственность
Гиперактивность
Трудовой фанатизм.
Что способствует профессиональной деформации?
Изменение мотивации трудовой деятельности
Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности
Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)
Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда
Утрата перспектив профессионального роста
Снижение уровня интеллекта специалиста
Акцентуации характера личности, которые проявляются в индивидуальном стиле деятельности
Возрастные изменения, связанные со старением
Возрастные изменения, связанные со старением
Социальное старение:
Перестраивается мотивация
Слабеют интеллектуальные процессы
Изменяется эмоциональная сфера
Возникают дезаптационные формы поведения и др.
2. Нравственно-этическое старение:
Навязчивое морализирование
Скептическое отношение к молодежной субкультуре
Противопоставление настоящего прошлому
Преувеличение заслуг своего поколения
3. Профессиональное старение:
Не восприятие нововведений
Переоценка значения опыта своего поколения
Трудности освоения новых средств труда
Снижение темпа профессиональных функций и др.
Уровни профессиональной деформации педагогов
Общепедагогический: назидательность, догматичность, ригидность, неадекватная самооценка и др.
Типологический: говорливость, неумение слушать, контролерство
Спецефический: преувеличение значимости своего предмета
Индивидуальный: изменения происходящие со структурой личности. Проявляется в качествах: повышенная тревожность, социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная сухость, морализация.
Стадии развития профессиональной деформации педагогов
1.Стадия измененной эмоциональности:
Монотония в поведении: оценивание, претензия на монопольное владение истиной, безальтернативное мышление, контроль, разъяснения в любых ситуациях;
«Государственное лицо», голос;
Гневливость или обидчивость;
Постоянная неудовлетворенность, раздражительность;
Неумение слушать;
Плохой сон, частые болезни, апатия.
Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм.
Изменение механизма профессиональной жизнедеятельности учителя связано с его способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, за пределы своего эмпирического Я, увидеть процесс своего труда в целом и превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в реабилитационных процедурах. Это призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья и комплексов психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур.
Речь идет об обучении учителей приемами саморегуляции психических состояний, участия в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях.
4.Самоубеждение. Убедите себя в несерьезности собственных переживаний.
Формулы самоубеждения: «Для меня это не важно», « Я все смогу», « Я все выдержу»- помогают выключить отрицательные эмоции на короткое время, не давая им преодолеть
управляемость.
5. Дыхательные упражнения :Вдох через нос, а выдох через рот в 3 раза длиннее вдоха. Повторить 6-7 раз.
Другой вариант: задержка дыхания
Если вы находитесь на грани нервного срыва и не владеете собой, упражнение даст облегчение. Задержку дыхания необходимо производить на выдохе. Сядьте, облокотившись спиной на спинку стула, или лягте на спину. Медленно выдохните и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите как можно дольше, до кругов перед глазами. Вреда от такой задержки не будет.
Затем постарайтесь медленно вдохнуть через нос. Медленный вдох – обязательное условие, хотя сделать это будет очень тяжело. После этого медленно выдохните и 1-2 мин. дышите спокойно. Разговаривать в это время нельзя. Повторяйте это упражнение 3 или 4 раза, если необходимо, более раз подряд с интервалом в 1-2 мин. Если вы вовремя вспомните этом способе, то после любого нервного срыва быстро успокоитесь и сможете трезво оценить ситуацию.
7.Мимические упражнения. Надуйте щеки, и постепенно выдохните через плотно сжатые губы; поочередно надувайте то одну, то другую щеку, то обе щеки вместе.
19. Наблюдение за реакцией кричащего. Смотрим как двигаются уши, сужаются глаза, раздуваются ноздри, кривится рот, вздымается грудь, двигаются руки, наклоняется тело, передвигаются ступни. Цель приема- успокоиться, понять, пожалеть обидчика, своим уравновешенным состоянием успокоить оппонента.
22. Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.
25. Полезно периодически вспоминать, что без многого, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.
30. Откладывание решение возникающих проблем только усиливает стресс, депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство.
Счастливая жизнь- это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.
31. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.
Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении
Встаньте, если нужно, и, извинившись, выйдите из помещения, Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить нос, виски и артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо знакомо или выглядит заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
Затем посмотрите в окно, на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели в небо? Разве мир не прекрасен?
Набрав воды в стакан (в крайнем случае- в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч
и на вдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием, Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямьтесь( действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.