Методы регуляции эмоциональных состояний

  • Педсоветы
  • ppt
  • 24.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в реабилитационных процедурах. Это призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья и комплексов психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур. Речь идет об обучении учителей приемами саморегуляции психических состояний, участия в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Иконка файла материала методы саморегуляции.ppt

Методы регуляции эмоциональных состояний

Бог может простить нам грехи наши, но нервная система никогда.
Уильям ДЖЕМС

Эмоциональное выгорание

Люди коммуникативных профессий: врачи, педагоги, управленцы, менеджеры, психологи, все работники социальных служб- легко назовут признаки эмоционального выгорания.
Специалисты коммуникативных профессий эмоционально «выгорают» во всем мире, и это выгорание не связано ни с зарплатой, ни с условиями труда.

Коммуникаторы- это профессионалы, цель которых в работе установить и поддержать контакт.
Однако такие контакты могут быть травматичными, они могут вызвать тревогу, гнев, чувство вины, обиды, враждебности и т. д.
И этот выход в эмоциональное выгорание истощает, напрямую влияет на собственное самочувствие, влечет проблемы.

Профессиональная деформация педагогов

Профессиональная деформация - (ПД) - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность и психологическую структуру личности.
Самое большое влияние на возникновение ПД, как утверждают специалисты, оказывает специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь дело профессионал, а также специфика его деятельности.
Ежедневная работа на протяжении многих лет по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяет стиль мышления и стили общения.

Профессиональные деформации личности



Уровни деформации



1.Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемыми)





2. Специально профессиональный


1. Особенности личности:


У педагогов - синдром назидательности
У юристов – синдром «асоциального восприятия
У руководителей синдром вседозволенности

2. Каждая профессия имеет свой состав деформаций:
У прокурора – обвинительность
У следователя - правовая назидательность
У адвоката – правовая изворотливость
У терапевта – угрожающие диагнозы
У хирурга - циничность

3.Профессионально типологический
(особенности темперамента, способностей, характера)




4. Индивидуализированный

3. Складываются профессионально-личностные комплексы:
Деформация профессиональной направленности ( искажение мотивации, перестройка Ц.О., пессимизм, скептическое отношение к нововведениям)
Деформация на основе каких-то способностей: интеллектуальных, коммуникативных
Деформация на основе черт характера: властолюбие, равнодушие и др.
4. Развиваются акцентуации:
Сверхответственность
Гиперактивность
Трудовой фанатизм.

Что способствует профессиональной деформации?

Изменение мотивации трудовой деятельности
Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности
Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.)
Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда
Утрата перспектив профессионального роста
Снижение уровня интеллекта специалиста
Акцентуации характера личности, которые проявляются в индивидуальном стиле деятельности
Возрастные изменения, связанные со старением

Возрастные изменения, связанные со старением

Социальное старение:
Перестраивается мотивация
Слабеют интеллектуальные процессы
Изменяется эмоциональная сфера
Возникают дезаптационные формы поведения и др.
2. Нравственно-этическое старение:
Навязчивое морализирование
Скептическое отношение к молодежной субкультуре
Противопоставление настоящего прошлому
Преувеличение заслуг своего поколения
3. Профессиональное старение:
Не восприятие нововведений
Переоценка значения опыта своего поколения
Трудности освоения новых средств труда
Снижение темпа профессиональных функций и др.

Уровни профессиональной деформации педагогов

Общепедагогический: назидательность, догматичность, ригидность, неадекватная самооценка и др.
Типологический: говорливость, неумение слушать, контролерство
Спецефический: преувеличение значимости своего предмета
Индивидуальный: изменения происходящие со структурой личности. Проявляется в качествах: повышенная тревожность, социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная сухость, морализация.

Стадии развития профессиональной деформации педагогов

1.Стадия измененной эмоциональности:
Монотония в поведении: оценивание, претензия на монопольное владение истиной, безальтернативное мышление, контроль, разъяснения в любых ситуациях;
«Государственное лицо», голос;
Гневливость или обидчивость;
Постоянная неудовлетворенность, раздражительность;
Неумение слушать;
Плохой сон, частые болезни, апатия.


2 стадия: многоплановых изменений:
Признаки, относящиеся к 1 стадии;
Невозможность выполнять многофункциональные действия;
Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба)

Сдерживание профессионального роста учителя, ведущее к стадии профессиональной стагнации, продуцируется моделью адаптивного поведения учителя, в основе которой лежит подчинение внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм.
Изменение механизма профессиональной жизнедеятельности учителя связано с его способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики, за пределы своего эмпирического Я, увидеть процесс своего труда в целом и превратить собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Учителя – представители стрессогенной профессии – нуждаются в реабилитационных процедурах. Это призывает к необходимости использования новых технологий диагностики физического и психического здоровья и комплексов психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур.
Речь идет об обучении учителей приемами саморегуляции психических состояний, участия в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Окружающий мир- это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины проблем нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

1. Медленный счет до 10 раз

Интервал между цифрами должен быть не менее двух секунд. Для удобства считаем
1 ( два, три);
2 ( три, четыре);
3 (пять, шесть) и т. д.

2.Отсроченное действие.
« Сначала помою посуду, прочитаю газету, потом скажу ему(ей) все, что думаю по этому поводу».
«Подумаю два дня, а потом приму решение»

3. Переключаемся на нейтральные
темы, представляем лес, пляж, купание в озере.

4.Самоубеждение. Убедите себя в несерьезности собственных переживаний.

Формулы самоубеждения: «Для меня это не важно», « Я все смогу», « Я все выдержу»- помогают выключить отрицательные эмоции на короткое время, не давая им преодолеть
управляемость.

Радость- это, вероятно, лучшее средство преодолеть трудности.
Альфред АДЛЕР
Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те кто лишен этого чувства.

5. Дыхательные упражнения :Вдох через нос, а выдох через рот в 3 раза длиннее вдоха. Повторить 6-7 раз.


Другой вариант: задержка дыхания
Если вы находитесь на грани нервного срыва и не владеете собой, упражнение даст облегчение. Задержку дыхания необходимо производить на выдохе. Сядьте, облокотившись спиной на спинку стула, или лягте на спину. Медленно выдохните и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите как можно дольше, до кругов перед глазами. Вреда от такой задержки не будет.
Затем постарайтесь медленно вдохнуть через нос. Медленный вдох – обязательное условие, хотя сделать это будет очень тяжело. После этого медленно выдохните и 1-2 мин. дышите спокойно. Разговаривать в это время нельзя. Повторяйте это упражнение 3 или 4 раза, если необходимо, более раз подряд с интервалом в 1-2 мин. Если вы вовремя вспомните этом способе, то после любого нервного срыва быстро успокоитесь и сможете трезво оценить ситуацию.

6.Физические упражнения. Устройте генеральную уборку в квартире, поработайте в саду, погуляйте, смастерите что-то и т. д.

7.Мимические упражнения. Надуйте щеки, и постепенно выдохните через плотно сжатые губы; поочередно надувайте то одну, то другую щеку, то обе щеки вместе.

8.Расслабление (уравновесьте дыхание, создайте ощущение тяжести в голове, плечах, руках, ногах)

9. Агрессивное поведение бывает в ответ на нежелательное поведение.
Ответьте себе на вопрос: « А что он (а) хочет»?

10. Прикажите самому себе:
« Молчи, не связывайся! »

11. Ответьте себе на вопросы: « Меня раздражает то-то и то-то, что за этим стоит? Что меня конкретно раздражает? Чего хочу я?
Чего хочет партнер?
В чем у нас разногласия?»

12. Убеждаем себя: « Хочешь, чтоб я разозлился, вышел из «берегов»?
Не дождешься!»

13. Визуализация. Представьте обидчика маленьким, смешным, растрепанным, в баночке из-под майонеза. Утром обидчик ходит в трусах до колен, в носках, растрепанный и его пилит жена.

14.Принцип айкидо. « Да, я идиот, я бездарь…» - а сами за это время успокаиваетесь и продумываете взвешенный, аргументированный ответ.

15.Отрицание. Думаем про себя: «Это с вашей точки зрения я идиот, а другие, более авторитетные с моей точки зрения люди, считают меня умным».

16.Идентифицирование. « Ругает меня, губы трясутся! Нервная женщина! Так она же бедная, несчастная - детство тяжелое, муж алкоголик, дети непутевые, озвереешь тут!»

17.Блокирование. «Я ничего не слышу, ничего не вижу, отстаньте от меня!»

18.Замещение. Перенос реакции с недоступного объекта на доступный.
Поколотите дерево, порвите фотографию обидчика, нарисуйте портрет обидевшего, и мечите в него дротики, пока не надоест.

19. Наблюдение за реакцией кричащего. Смотрим как двигаются уши, сужаются глаза, раздуваются ноздри, кривится рот, вздымается грудь, двигаются руки, наклоняется тело, передвигаются ступни. Цель приема- успокоиться, понять, пожалеть обидчика, своим уравновешенным состоянием успокоить оппонента.

20. Примирение с тем, что уже случилось,- первый шаг к преодолению последствий всякого несчастья.
Уильям ДЖЕМС

21. Создайте себе комфортные условия работы. Даже милые «пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей- помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям и фирмам.

22. Уходя с работы, старайтесь не оставлять дела в хаотичном беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

23. Из массы навалившихся на вас дел определите очередность и сроки выполнения каждого.

24. По возможности радуйте себя тем, что может вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и почувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

25. Полезно периодически вспоминать, что без многого, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

26. Научитесь без каких либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

27. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а потому, что у нас есть.

28. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать вам о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.

29. Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги (собирайте анекдоты). Попробуйте посмеяться над своим и мрачными мыслями, над плохим настроением.

30. Откладывание решение возникающих проблем только усиливает стресс, депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство.
Счастливая жизнь- это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление.

31. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

32. Не слишком увязайте в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружайтесь слишком в мечты о будущем, его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни « здесь и сейчас».

33. Укрепление физического здоровья- важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле- здоровый дух!

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении

Встаньте, если нужно, и, извинившись, выйдите из помещения, Например, у вас всегда есть возможность пойти в туалет или какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.
Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить нос, виски и артерии на руках холодной водой.
Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо знакомо или выглядит заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

Затем посмотрите в окно, на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели в небо? Разве мир не прекрасен?
Набрав воды в стакан (в крайнем случае- в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.
Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч
и на вдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием, Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямьтесь( действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

Всем удачи и здоровья!