"Методы воспитательных технологий"
Оценка 5

"Методы воспитательных технологий"

Оценка 5
Педсоветы
doc
воспитательная работа
Взрослым
22.03.2017
"Методы воспитательных технологий"
Методы воспитания– способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.
Методы воспитательных технологий.doc
ГБОУ « Специальная школа – интернат г. Грязи» Подготовила :Т.А.Минакова Методы воспитательных технологий Методы воспитания– способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Содержательно методы воспитания проявляются через: непосредственное влияние  воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа,  угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета); создание  специальных условий, ситуаций и обстоятельств; общественное мнение референтной группы  (коллектива), личностно значимого авторитетного для воспитанника человека, средств  массовой информации (телевидение, печать, радио); совместную деятельность воспитателя  с воспитанником, общениес ним, игру; процессы обучения или самообразования, передачу  социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального  общения; народные традиции, творчество, чтение художественной литературы. Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами: 1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример. 2. Инновационно­деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая  инвариантность (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий). 3. Неформальные– межличностные – воспитание через личностно значимых людей. 4. Тренингово­игровые – деловые игры, социально­психологические тренинги и др. 5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности. Воспитательная   технология ­ совокупность   форм,   методов,   приемов   и   средств воспроизведения   теоретически   обоснованного   процесса   воспитания,   позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное   моделирование   (проектирование),   при   котором   эти   цели   задаются   однозначно   и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития. В   любой   педагогической   системе   «воспитательная   технология»   ­   понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся,   подлежащие   формированию   и   развитию,   выступают   как   цели   воспитания   в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования. Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма   функционирования.   Она   охватывает   несколько   этапов   воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки. В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования  для достижения   поставленной   цели.   Для   достижения   каждой   из   обозначенных   целей   воспитания применяется   строго   определенный   алгоритм   управления   воспитательной   деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью. Отдельной   задачей   формирования   воспитательной   технологии   выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они   определяют   специфику   каждой   из   них   и   должны   отражать   существующие   условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт. Наиболее   ответственной   задачей   воспитательной   технологии   является   вопрос описания  и диагностики личностных качеств человека. В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса   может   использоваться   избранная   концепция   психологической   структуры   личности (например,   психические   процессы,   образования   и   свойства).   Но   сами   качества   необходимо интерпретировать   в   соответствующих   диагностических   понятиях,   которые   должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая   четкую   дифференциацию   (обособление)   конкретного   качества   от   других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики;  возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений. Изложенный   общий   подход   к   пониманию   сущности   воспитательной   технологии   позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств: Идея   технологизации   педагогических   процессов   состоит   в   том,   чтобы   сделать   их управляемыми: чтобы учиться не «чему­нибудь и как­нибудь», а с гарантированным успехом. У педагогов это вызывает противоречивое отношение. С одной стороны, привлекает управляемость и эффективность процесса. По замыслу, учитель любого уровня достигает заданных результатов на основе технологической  разработки, учебных материалов,  определяющих  его действия  от целей   до   оценки   результатов.   С   другой   стороны,   наличие   людей,   человеческого   фактора   в педагогическом процессе усложняет технологический расчет. Противники технологии говорят, что   обучение,   тем   более   воспитание   невозможно   без   личности,   отношений,   эмоций.   Это действительно   так.   Очевидно,   наука   будет   искать   разрешения   противоречия   между технологизацией и личностью в воспитательном  процессе. Воспитание – процесс направленного формирования личности. В широком смысле понятия  воспитание включает в себя всю совокупность воздействия окружающей среды, влияние всего  уклада жизни общества, в том числе образование и обучение.   Процесс воспитания – это организуемый педагогический процесс, в котором реализуются  социально­ педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей. Процесс воспитания направлен на  внутреннее самоизменение личности. Воспитательные технологии – это совокупность и последовательность   реализации форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного  процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Основными компонентами технологии воспитания являются: диагностирование, целеполагание,  проектирование, конструирование, содержание, организационно­деятельностный и контрольно­ управленческий компоненты. Эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание педагогической деятельности. К наиболее  известным воспитательным технологиям относятся: 1) технология педагогического сотрудничества;    2) гуманно­личностная технология Ш. А. Амонашвили;                                                                     3)  технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова;                                              4)  технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского. Одной из задач формирования воспитательной технологии выступает оптимальный выбор  методов, приёмов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику  воспитательной технологи. Методы воспитания раскрывают технологическую сторону и  представляют собой совокупность наиболее общих способов (приемов и связанных с ними средств)  осуществления воспитательного взаимодействий. Выделяют два вида методов воспитания:  педагогический и психологический. Педагогические (иногда – традиционные) методы воспитания  предполагают воздействие на сознание человека. Действие психологического метода направлено на  подсознание воспитуемого. Ведущим методом воспитания является убеждение  . Убеждать – значит воздействовать на    нравственное сознание школьников, формировать у них ценные моральные представления и качества,  воспитывать готовность действовать в соответствии с принципами морали. Убеждение как метод воспитания первой группы представляет собой активное воздействие на сознание человека с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути  ­ убеждение  словом   и  (или)  убеждение  делом.   Но  это не  только  слово  или   поступки взрослого, но и суждения и действия других участников педагогического процесса. Вместе с тем слова  и дела авторитетного педагога, обладающего высокой культурой и профессиональным мастерством,   всегда   выступают   наиболее   сильным   фактором   воздействия   на   умы   и   чувства воспитуемых. К средствам убеждения относятся:  логические   доводы, воспитуемого или текущие события в коллективе.   цифры,   факты,   примеры,   а   также   поступки   и   действия Основными функциями, реализуемыми методом убеждения являются:  формирование знаний о морали, труде и общении;  формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;   обобщение и анализ собственного опыта воспитуемых; трансформация общественных ценностей, норм и установок в индивидуальные. Пример, как метод воспитания, предполагает систематическое   воздействие на сознание воспитуемых   силой   показа   положительных   действий   других   лиц   с   целью   формирования образа   для   подражания.   В   качестве   средств   воспитания   в   данном   случае   используются примеры   из   жизни   великих   людей,   из   области   литературы   и   искусства   и   т.д.   Наиболее эффективным   средством,   как   показывает   практика,   выступает   личный   пример   педагога. Важную   роль   в   создании   образцов   для   подражания   в   последнее   время   играют   не   всегда гуманистически ориентированные эталоны, формируемые средствами массовой информации и низкопробных литературных источников. Основными функциями метода примера является:  иллюстрация   и   конкретизация   общих   проблем,   а   также   активизация   собственной душевной работы воспитанников. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста.   Младшие   школьники   берут   готовые   образцы.   Подражание   подростков   носит избирательный  характер и более  самостоятельно. В юности оно уже опирается на активную внутреннюю работу. С методом убеждения тесно сочетается метод требования. Требование – одна из  распространённых форм делового общения, а требовательность – важнейшее качество лидера. « …  Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования, ­ писал А. С.  Макаренко, ­ нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся,  подмазывающихся уговариваний, тот делает ошибку». В требовании различают две стороны: содержательную (что требовать) и форму предъявления  (как требовать). Требование может быть предъявлено в следующих формах.               Требование­совет: « Я думаю, что удобнее всего начать работу так…». Требование­просьба: « Расскажи ребятам, как лучше начать работу». Требование­намёк: « Ты знаешь, в этом деле ребятам без тебя не разобраться». Требование­доверие: « Я думаю, тебе можно доверить работу». Требование­недоверие: « У меня сомнение, справишься ли ты с этой работой». Требование­осуждение: « Нельзя отказываться от помощи другим». Поручение – один из основных методов воспитания общественной активности, привлечения  учащихся к жизни класса. Поручение создаёт чувство принадлежности к организации,  ответственности перед ней. Через поручение учитель реализует все основные направления  деятельности класса. При этом важно иметь в виду, что раздать всем по поручению – ещё не значит  обеспечить активную деятельность. Поручение должно быть для дела, а не для «нагрузки». Поручения бывают временные и постоянные. Они эффективны в сочетании. Необходимо чередовать поручения  менее значимые с более трудными и серьёзными. Поручение должно быть реальным и учитывать  личные особенности, интересы и способности ученика. Убеждение как метод воспитания представляет собой активное воздействие на сознание  ученика, с целью оказания ему помощи в осмыслении сути предъявляемых ему идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. При этом реализуются два пути ­ убеждение словом и  (или) убеждение делом.  Но это не только слово или поступки взрослого, но и суждения и действия  других участников педагогического процесса. Вместе с тем слова и дела авторитетного педагога,  обладающего высокой культурой и профессиональным мастерством, всегда выступают наиболее  сильным фактором воздействия на умы и чувства воспитуемых. Важно, чтобы в результате убеждения у людей формировалась уверенность в истинности усвоенных идей, способность защищать свои  убеждения, активно проводить их в жизнь, бороться с ошибочными, сомнительными взглядами. К  наиболее важным средствам убеждения относятся логические доводы,  цифровые выкладки, факты,  конкретные жизненные примеры, а также поступки и действия воспитуемого или текущие события в  коллективе. В отличие от метода убеждения метод примера предполагает систематическое  воздействие на  сознание воспитуемых силой показа положительных действий других лиц с целью формирования  образа для подражания.  В качестве средств воспитания в данном случае используются примеры из  жизни великих людей, из области  литературы  и  искусства и т.д. Наиболее эффективным средством,  как показывает практика, выступает личный пример педагога. В воспитательных технологиях  особенно ценны те положительные примеры, которые богаты конкретным идейным содержанием,  высокой степенью развития качеств личности и могут служить достойным образцом для подражания. Поощрение  ­ совокупность приемов и средств морального  и  материального  стимулирования   воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Этот метод также может  рассматриваться как выражение положительной оценки, одобрения и признания качеств, поступков и  поведения воспитуемого или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих  силах, положительную самооценку, стимулирует человека к улучшению его поведения. К числу  средств поощрения относятся похвала, благодарность педагога и взрослых, награждение дипломами,  грамотами, книгами, другие материальные стимулы. При этом эффективным также считается  применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, мимики и оценочных суждений воспитателя, его поощрительных обращений, выделение поступка или действий воспитуемого как  примера для подражания. Рассмотренные методы, используемые в воспитательных технологиях, реализуются во всех  формах воспитания, создавая условиях для наиболее полного решения его задач. Однако при их  выборе, усвоении и реализации необходимо учитывать многие факторы. Справедливо считается, что  абсолютно «правильных» методов на все педагогические ситуации не существует. Воспитатель  пользуется для достижения целей обычно комплексом методов, создавая стратегию педагогического  взаимодействия, рассчитанную на определенное время.

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"

"Методы воспитательных технологий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2017