Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! -
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -
Хорей (греч. choreios — плясовой) , или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Пример:
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А. С. Пушкин)
Свои стихи А.С.Пушкин писал размерами ямб и хорей.
metr.doc.docx
Методическая разработка
«Метры и размеры стиха»
преподавателя Барановой Галины Александровны,
преподавателя высшей категории, заведующей методическим
объединением отделения народных инструментов МБУДО
Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Ямб двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы
ямба: ! ), а в стихе в целом на втором, четвертом, шестом, восьмом,
десятом и т.д.
Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды
! ! ! !
! ! ! !
! ! ! !
! ! ! !
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
! ! ! ! !
! ! ! ! !
! ! ! ! !
! ! ! ! !
Хорей (греч. choreios — плясовой) , или трохей (греч.
trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с
ударением на первом слоге.
Пример:
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А. С. Пушкин)
Свои стихи А.С.Пушкин писал размерами ямб и хорей.
Ямб это двухсложная стихотворная стопа, где ударение делается на второй
слог.
Хорей тоже двухсложная стихотворная стопа, но ударение приходится на
первый слог.
Примеры стихотворных размеров
Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге):
трехстопный ямб:
Я Вам пишу письмо,
Чего ж мне написать?..
четырехстопный ямб:
Я к Вам пишу, чего же боле,
Что я могу ещё сказать?
пятистопный ямб:
Я Вам пишу письмо, чего же боле,
Хотя мне, право, нечего сказать...
шестистопный ямб: Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
И мне попрежнему Вам нечего сказать...
Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге):
трехстопный хорей:
Наша Таня плачет:
Утопила мячик
четырехстопный хорей:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
пятистопный хорей:
Наша Таня очень громко плачет:
Сдуру утопила в речке мячик...
Метры и размеры стиха
Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом
слоге):
двухстопный дактиль:
Крутится шар
Над головой.
трехстопный дактиль:
Крутится, вертится шар
Прям над моей головой....
четырехстопный дактиль: Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой.
пятистопный дактиль:
Крутится, вертится бешенно шар голубой
Над от похмелья трещащей моей головой...
Метры и размеры стиха
Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге):
двухстопный амфибрахий:
Союз нерушимый
Сплотился однажды...
трехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый навеки
Сплотила великая Русь...
четырехстопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки великая Русь...
пятистопный амфибрахий:
Союз нерушимый республик навеки свободных
Сплотить попыталась однажды великая Русь....
Метры и размеры стиха
Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге):
двухстопный анапест: До свиданья, медведь!
Возвращайся в свой лес.
трехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка!
Возвращайся в свой сказочный лес.
четырехстопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
пятистопный анапест:
До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
Ты мне больше не нужен, валика в свой сказочный лес.
Клаузула (лат. clausula заключение, концовка) — ритмическое
окончание строки стиха, начинающееся с последнего ударного
слога. Клазулы называются мужскими, если ударение падает на
последний слог (красотá); женскими, если после последнего
ударного имеется один безударный слог
(красóтка);
дактилическими, если имеется два безударных слога (с красóтками);
гипердактилическими при наличии трёх безударных слогов
(прихлóпывая, притóпывая).
Мужская клаузула:Скажи мне, кудесник, любимец богов...
Женская клаузула:Скажи мне, кудесник, любимец дворняжек...
Дактилическая клаузула:Скажи мне, кудесник, любитель
шампанского...
Гипердактилическая клаузула:Скажи мне, кудесник, любитель
выпендриваться...
Литература: 1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. — [М.], 1929—
1939
2. "Литературная энциклопедия: Словарь литературных
терминов". В 2х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого,
Э. Лунина, В. ЛьвоваРогачевского, М. Розанова, В.
ЧешихинаВетринского. — М.; Л.: Издво Л. Д. Френкель,
1925
3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь". Науч. ред. И.
Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966
4. Федотов О.И. "Основы русского стихосложения. Теория и
история русского стиха. ". М.: Издательство "Флинта",
Издательство "Наука", 2002
5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения. Русское
стихосложение.". СПб.: Филологический факультет СПбГУ;
М.: Издательский центр "Академия", 2004
«Метры и размеры стиха»
«Метры и размеры стиха»
«Метры и размеры стиха»
«Метры и размеры стиха»
«Метры и размеры стиха»
«Метры и размеры стиха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.