Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
11.12.2018
Презентация подготовлена для сопровождения лекций по дисциплинам "Психология детей с проблемами в развитии" и "Клиническая психология детей и подростков".
Настоящая презентация кратко и лаконично раскрывает суть данной темы "Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза".
В нормальном онтогенезе может быть выделено несколько типов межфункциональных отношений.
К ним можно отнести явления:
временной независимости функции
ассоциативные
иерархические связи
2 (1).pptx
Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
Межфункциональные
взаимодействия как параметры
дизонтогенеза
Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
В нормальном онтогенезе может быть выделено
несколько типов межфункциональных отношений.
К ним можно отнести явления:
- временной независимости функции
- ассоциативные
- иерархические связи
Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
1. Явления временной независимости функции
характерны для ранних этапов онтогенеза.
Л.С. Выготский писал, что до двухлетнего возраста линии развития
мышления и речи идут раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают
начало новой форме развития.
Явления независимости характерны для ранних этапов формирования и отдельных
компонентов психических функций. На ранних этапах становления речи наблюдается
независимость в развитии ее фонетической и смысловой сторон.
Л.С.Выготский
В норме состояние независимости функции носит относительный характер. Оно может
наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с
которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с
мышлением). В то же время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими
психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую
роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи
ребенка больше, чем в речи взрослого человека.
В норме состояние независимости функции носит относительный характер. Оно может наблюдаться на определенном этапе развития по отношению к одним психическим процессам, с которыми в будущем эта функция может оказаться наиболее тесно связанной (например, речь с мышлением). В то же время те же функции временно вступают в разносторонние связи с другими психическими функциями, которые в дальнейшем будут играть для них нередко лишь фоновую роль. Например, роль образных, аффективных компонентов на ранних этапах развития речи ребенка больше, чем в речи взрослого человека.Л.С. Выготский писал, что до двухлетнего возраста линии развития мышления и речи идут раздельно, позднее, перекрещиваясь, они дают начало новой форме развития. Явления независимости характерны для ранних этапов формирования и отдельных компонентов психических функций. На ранних этапах становления речи наблюдается независимость в развитии ее фонетической и смысловой сторон.
Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
2. Второй тип связей ассоциативный
в качестве ведущего также наблюдается на ранних этапах
онтогенеза.
При таком типе взаимодействия разрозненные, разномодельные
чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе
времени о пространственной близости. Эти ассоциативные
комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако
сам тип такой функции указывает на малую дифференцированность
психических процессов.
При таком типе взаимодействия разрозненные, разномодельные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе времени о пространственной близости. Эти ассоциативные комплексы могут обладать различной степенью сложности, однако сам тип такой функции указывает на малую дифференцированность психических процессов.
Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
3.Третий тип иерархический формируются в процессе
усложняющейся предметной деятельности и общения
Как показал Н.А. Берштейн, иерархический, т. е, многоуровневый, тип
взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью.
Это достигается рядом моментов: выделением ведущих
(регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также
определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых
решает «местную» задачу.
В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за
технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего
усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из
звеньев при сохранности других ведут к компенсаторной пластичности,
перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности, как это
имеет место при ассоциативном типе организации межфункциональных связей.
Н.А. Берштейн
В результате такой организации ведущий уровень, разгружаясь от контроля за технической стороной процесса, имеет широкие возможности для дальнейшего усложнения в развитии. В условиях такой автономности нарушения в одном из звеньев при сохранности других ведут к компенсаторной пластичности, перестройке психического процесса, а не к нарушению его целостности, как это имеет место при ассоциативном типе организации межфункциональных связей.Как показал Н.А. Берштейн, иерархический, т. е, многоуровневый, тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью. Это достигается рядом моментов: выделением ведущих (регуляторных) и фоновых (технических) уровней, а также определенной автономностью фоновых уровней, каждый из которых решает «местную» задачу.
Межфункциональные взаимодействия как параметры дизонтогенеза
В нормальном системогенезе эти типы связей
- временная независимость,
-
- иерархическая (являющаяся наиболее сложным вариантом архитектуры функциональных
ассоциативная
систем)
отражают уровни функциональной организации психических процессов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.