Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
английский язык
Взрослым
14.03.2018
Преподавание иностранного языка в последние годы приобретает особую роль в реализации принципа культурного многообразия (плюрализма), на котором строится межнациональное общение во всех сферах жизни, включая профессиональную. В связи с этим, подготовка преподавателя должна соответствовать требованиям новых реалий и включать, наряду с прочими, межкультурную компетенцию. Как и другие виды компетенции, межкультурная компетенция должна постоянно совершенствоваться. Для этого существуют следующие причины:
статьяТемамежкультурные компетенции.doc
Азизян Е.Г преподаватель английского языка
межкультурные компетенции в изучении иностранного языка.
Преподавание иностранного языка в последние годы приобретает особую роль
в реализации принципа культурного многообразия (плюрализма), на котором
строится межнациональное общение во всех сферах жизни, включая
профессиональную. В связи с этим, подготовка преподавателя должна
соответствовать требованиям новых реалий и включать, наряду с прочими,
межкультурную компетенцию. Как и другие виды компетенции,
межкультурная компетенция должна постоянно совершенствоваться. Для
этого существуют следующие причины:
1. изменение культурной среды в сфере профессионального
общения;
2. изменение и развитие профессиональных потребностей
обучаемых;
3. расхождение между реальной подготовкой преподавателя и той
подготовкой, которой он должен обладать в данный момент.
При изучении иностранного языка исходным пунктом сопоставления
различных культур является их равноценность, а к обучающим целям
межкультурого воспитания относятся терпимость к разнообразию и
готовность подвергать сомнению собственные нормы. Бытовой опыт и
универсальные жизненные потребности человека, такие как еда, жилище,
любовь, спорконфликт, должны служить мостом между «чужим» и «своим».
Уча щиеся должны находить путь в жизненный мир другой (не такой уж
чуждой) культуры, опираясь на собственный жизненный опыт.
Межкультурная компетентность это знание жизненных привычек,
нравов, обычаев, установок данного социума, формирующих индивидуальные
и групповые установки; индивидуальных мотиваций, форм поведения,
невербальных компонентов (жесты, мимика), национально – культурных
традиций, системы ценностей.
Межкультурная компетенция это способность успешно общаться с людьми
других культур, в узком смысле способность к успешному двустороннему
общению с людьми из других культур. Эта способность может появиться с
молодых лет или может быть развита. Основой для успешной межкультурной
коммуникации является эмоциональная компетенция и межкультурная
восприимчивость. Межкультурно компетентной является личность, которая охватывает и
понимает специфические программы восприятия, мышления и действия
людей из чуждых ей культур. Ранее приобретённые опыты расширяются.
Таким образом
Межкультурная компетенция представляет собой сложное образование,
включающие следующие компоненты: особенности мышления, отношения,
знания, и умения, все из которых относятся как к родной, так и к изучаемой
культуре. (см. рис.1)
Особенности мышления включают
понимание связи между языком, мышлением и культурой;
осуществление познания на грани родной и изучаемой культур;
понимание равнозначности и многообразия культур и культурных
смыслов;
критический взгляд на собственную и изучаемую культуру.
Отношения включают открытость, любопытство, готовность отказаться
от предубеждений, приятие культуры.
Знания состоят из следующих компонентов:
знание языка;
знание фактов о родной и изучаемой культуре;
знание норм социального и личностного взаимодействия;
знание паралингвистических средств общения;
знание культурных ценностей, присущих своей и изучаемой
культурам. межкультурная компетенция личности
знания
умения
мышление
отношение
культурные ценности
паралингвистические средства общения
нормы общения
факты о культуре
иностранный язык
усвоение новых знаний
критическая оценка
практическое применение знаний
соотнесение событий
интерпретация культурных фактов
языкмышлениекультура
познание на границе культур
равнозначность культур
критический взгляд
открытость
любопытство
отказ от предубеждений
приятие культуры
Рис. 1. Компоненты межкультурной компетенции
Умения включают:
интерпретацию культурных фактов;
соотнесение событий в родной и изучаемой культуре;
извлечение и усвоение новых знаний о культуре;
применение знаний в практических ситуациях общения; критическую оценку своей и иной культур.
Только при гармоничном сочетании этих компонентов можно говорить о
сформированности межкультурной компетенции личности.
Актуальным представляется изучение способов формирования
межкультурной компетенции, а также методов оценки и измерения уровня её
сформированности. Эти задачи представляют собой перспективные области
дальнейших исследований в плане изучения межкультурной компетенции.
В этой связи, я считаю для обучения межкультурному общению необходимо
расширить содержание обучения за счет включения в курс иностранного
языка компонентов, нацеленных на развитие межкультурной компетенции –
социокультурных, сoциолингвистических, лингвострановедческих (например
страноведение).
На занятиях английского языка по специальности «технология общественного
питания» мы непосредственно сталкиваемся с изучением культуры
изучаемого языка. Одним из ключевых составляющих в рабочей программе
является тема кухни народов мира. На занятиях изучаются специфика
питания и приготовления блюд, связанных с той или иной культурой
традицией, географией. Изучая блюда национальной кухни, непосредственно
сталкиваешься с историей страны и даже и узнаешь по какой причине,
отмечаются национальные праздники.
Например.
Один из самых любимых праздников Америки: день Благодарения , связан с
первыми американскими переселенцами которым индейцы в знак дружбы
преподнесли дикую индейку. В первый год выдался великолепный урожай. С
тех пор американцы отмечают этот праздник, (надо заметить, что в начале у
переселенцев складывались прекрасные отношения с коренным населением)
Другая тема культура чаепития в Англии. Эта традиции берущая истоки в 17
веке. Сегодня это ритуал, который должен соблюдать каждый, кто приезжает
в эту страну.
Составляя карты меню зарубежной кухни студенты также могут сравнить
особенности питания в той или иной стране .(мы знаем что культура питания
непосредственно связана с культурой народа.)
Особой строкой необходимо отметить раздел страноведение. Этот раздел
поможет студентам вне зависимости от того где он получает образование
чувствовать себя уверенно в любой стране. Знание истории страны помогает
выработать терпимость к непохожести носителей иноязычной культуры, позитивное к ним отношение вследствие чего строятся взаимопонимание
между носителями разных культур.
Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Межкультурные компетенции в изучении иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.