Межпредметные связи на уроках естественно-математического цикла

Межпредметные связи на уроках естественно-математического цикла

Презентации учебные
pptx
естествознание +1
08.02.2020
Выступление на методическом объединении учителей естественно математического цикла

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Межпредметные связи на уроках естественно- математического цикла.pptx

Межпредметные связи на уроках естественно- математического цикла

Выступление на МО учитель физики
Гончарова О.Л.

«Науки разделены не естественным путём,
А лишь из соображений удобства.
Природа не заинтересована
в подобном разделении
и многие интересные явления лежат
именно на стыке разных областей науки».
Р. Фейнман

Основная задача естественнонаучных дисциплин

* Раскрыть перед учащимися современную целостную картину мира,
* формирование естественнонаучного мировоззрения

Физика - это наука о природе.

.

В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

Интеграция

Внутрипредметная

Метапредметная

Межпредметная

Уровни интеграции

Начальный уровень: привлечение на уроки по одному предмету понятий, образов, представлений из других предметов, т. е. принцип «вторжения в другую область»
Более глубокий уровень: использование на уроках по разным предметам общих принципов, составляющих методологическую основу современного естествознания

Способы межпредметной интеграции

Интегрированное задание

Интегрированный урок

Исследовательская и проектная деятельность

Интегрированный курс

разные пути интеграции:

полное слияние предметов в едином курсе;
слияние большей части учебного материала с выделением специальных глав;
построение автономных блоков с самостоятельными программами.
Отдельные уроки с межпредметными связями

Физика и математика

Математическая функция: y=kx
Физические формулы: s=vt, U=IR, Q=cmΔt,
Q=Lm, Q=λm
Математическая функция:y=k/x
Физические формулы: p=const/V приT=const, D=1/F, ν=1/T
Математическая функция:y=kx²
Физические формулы: s=at²/2, Fупр=kx²/2,
Ek=mv2/2





Математическая функция

Физические формулы вида этой функции

y=kx
y=k/x
y=kx²
y=k√x
y=kab/x²
y=y0(1+kΔx)

s=vt, U=IR, Q=Lm
D=1/F, ν=1/T
s=at²/2, Fупр=kx²/2
Fупр=kx²/2

Физика и математика

«Графическая интерпретация равномерного движения», «Изучению уравнений графиков равноускоренного движения», «Решение физических задач с использованием тригонометрических функций», «Решение задач по геометрической оптике, используя геометрические теоремы о подобии треугольников, равенстве углов», «Вектора в курсе физики», «Язык дифференциального исчисления при изучении гармонических колебаний», «Использование свойств тригонометрической и показательной функции»,  «Использование интегрирования при решении ряда задач (радиоактивный распад, поглощение излучений, работа)» и другие уроки.
 

Физика и химия

«Строение вещества»7 класс.«Проводимость электрического тока»10класс использую понятие о принадлежности к группе элементов периодической системы для объяснения разной теплопроводности различных материалов. «Законы электролиза Фарадея», «Кристаллы и кристаллическая решетка», «Строение атома», «Опыт Резерфорда», «Ядерные реакции», «Сгорание топлива», «Химическое действие света, фотография» связывают физические и химические знания.
 

Физика и биология

При изучении«Диффузии»использую примеры из ботаники. Звуковые и световые явления – материал из зоологии и анатомии (в частности, о строении уха, глаза, световом восприятии, особенностях зрения рыб и человека). «Изучение фотосинтеза» - интегрированный урок физики, биологии и химии. На этом уроке   показываю  связь жизни растительного организма со светом, процесс образования органических веществ из воды и диоксида углерода при участии света в хлоропластах листа.

Физика и математика

Если ученик освоил решение квадратных уравнений в математике, учитель даёт ему для решения задачу этого же типа, но из физики или химии.

Решение квадратных уравнений

Решение систем уравнений

Чтение графиков

Сложение векторов

«география – физика»

«Атмосферное давление», «Виды транспорта», «Тепловые двигатели и их значения», «Пути решения экологических проблем», «Работа с географической картой при определении давления на различных глубинах и высотах», «Озоновый экран нашей планеты». В девятом классе в конце учебного года проводится интегрированный урок – конференция «Магнитное поле Земли и других планет», для проведения урока приглашаются учителя

В заключение хочу привести слова великого И.Г.Песталоцци: « Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».

Литература:

1.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
2.Ильченко В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология) Учебно-наглядное пособие для 7 – 11 классов. М.: Просвещение, 1989
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981
5.Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993
6.Межпредметные связи естественно-математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) –М.: Просвещение, 1980
7. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994
6. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы)


 

Спасибо за внимание !

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)