Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.9

Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.9
docx
05.04.2021
Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе
межпред связи на уроке математики.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья

 

 «Межпредметные связи на уроках математики в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Подготовила: Гудым Екатерина Григорьевна

                                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                                    МБОУ СОШ № 68

 

 

 

 

 

Межпредметные связи на уроках математики

     Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Реализация межпредметных связей  в некоторой степени устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся.

     В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и существуют различные классификации.
     Наиболее полным будет определение: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их  ограниченном единстве.

     Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.
    С помощью многосторонних межпредметных связи решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Структура межпредметных связей такова:

·        Знания и умения из первой предметной области;

·        Знания и умения из второй предметной области;

·        Интеграция этих знаний и умений в процессе обучения

·        Межпредметные связи информатики и математики

    В течение последних лет наша школа переживает период совершенствования образования. За это время изменилось содержание школьной информатики. Очень остро встал вопрос о межпредметных связях. Школе необходимо подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

   Применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

На своих уроках я применяю межпредметные связи: математика — информатика, окружающий мир, литературное чтение.  Задача учителя на таких уроках  — сформировать у ученика компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На таких уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.

    Использование новых информационных технологий позволяет решать задачи нетрадиционными способами, а также решать прикладные задачи, которые ранее не могли рассматриваться в силу сложности математического аппарата. Главным этапом становится не разработка программы, а постановка задачи (запись ограничений, задание точности решения) и исследование полученных результатов.

   Учащиеся выполняют исследовательскую, творческую работу, а ее рутинную часть выполняет компьютер.

    Информатика в теоретической ее части "выросла" из математики, использует активно математический аппарат. Многие темы школьного курса информатики можно назвать "чисто математическими":

основы математической логики;

системы счисления;

элементы теории вероятностей и математической статистики;

теория графов;

теория алгоритмов;

элементы теории систем;

основы математического моделирования и некоторые другие.

Преподавание этих тем не входит в школьную программу математического образования, однако, опыт показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным представлением о математике, легче усваивают новые понятия, доказательства теорем. Некоторые темы изучаются по программе МПИ (системы счисления, алгоритмы), другие при углубленном изучении математики.

Осуществление межпредметных связей я вижу через:

интегрированные уроки; проблемные уроки,

изучение смежных с математикой тем,

оформление рефератов, выступлений по данным прежметам, материалов к уроку.

   Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Основные требования к занятию с межпредметными связями:

занятие должно иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу;

должна быть обеспечена высокая активность и интерес учащихся;

межпредметные связи должны способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений;

в конце занятия на основе межпредметных

связей необходимо сформулировать выводы.

   И все-таки интегрированный урок - вещь в школе неожиданная. Очень сложно проводить его и при этом сохранять стандарты по предмету. Ведь каждый из нас в школе на конвейере. Даже, исходя из расписания, очень сложно соединить математику, информатику и, предположим, физику.

Другие способы осуществления межпредметных связей – это наполнение уроков информатики математическими задачами.

     Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал "дробный подход" в практике обучения и воспитания школьников.
Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на "части" человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми.

Межпредметность  -  это  современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного  материала целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации  обучения,  обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

Учителю  приходится иметь дело с тремя видами межпредметных временных связей: предшествующими, сопутствующими и перспективными.

 - предшествующие межпредметные связи – это связи, когда при изучении материала курса математики опираются на ранее полученные знания по другим предметам.

 - сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий изучаются как по математике, так и по другим предметам.

 - перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по математике опережает его применение в других предметах.

   В практике работы учителя начальной школы встречаются все  три вида временных межпредметных связей. При осуществлении межпредметных связей в обучении важное значение имеют отбор для уроков материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своего урока сведения, которые учащиеся получают при изучении различных предметов, ориентируюсь, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы представлены в соответствующих школьных учебниках. На основании полученных данных, составляя планы своих уроков для разных классов, фиксирую в них межпредметный материал.

     Стремительные темпы научно-технического прогресса предъявляют требования не только к самим знаниям, которые должны усвоить учащиеся, но и к способам их получения. Организация работы по типу «делай как я» изживает себя. Обучение повернулось лицом к творчеству. Основной целью обучения стало всестороннее развитие учащихся, а межпредметные связи становятся одним из путей развивающего обучения, поэтому в школьном обучении, в частности, в начальной школе, происходит интеграция обучения.

    Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Это приводило к тому, что школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, расчлененными по предметному признаку. В результате у ученика не создавалась целостная картина изучаемого. Потребность преодолевать указанное противоречие привело к активному поиску путей осуществления межпредметных связей.

    Начиная с 60-70-х годов исследуются проблемы межпредметных связей. Так, например, исследования ученых В.Н.Максимовой, Н.М.Черкес-Заде, И.Д.Зверева, В.Н.Федоровой и др. посвящены проблемам межпредметных связей.

«Межпредметные связи в общем понимании - это объединение различных систем знаний, их обобщение при изучении явления или процесса» [2].

«Межпредметные связи - это установление и усвоение связей между структурными элементами учебного материала различных предметов» [3].

   Имеются различные классификации межпредметных связей. Это как: фактические, понятийные, теоретические (Федорова В.Н.), предшествующие, сопутствующие, перспективные (Черкес-Заде Н.М.), содержательно-информационные; операционно-деятельност-ные; организационно-методические (Максимова В.Н.) и др.

    Разработан также специальный курс для учащихся начальных классов «Математика и конструирование», авторами которого являются С.Ш.Волкова и Н.Н.Столярова. Этот интегрированный курс представляет собой интересную попытку объединить в единый предмет два, разноплановых по способу овладения учениками, учебных предмета: математику и трудовое обучение.

    Мною  исследуется роль и возможности межпредметных связей в повышении эффективности развития в процессе обучения математике учащихся начальных классов.

    Выполненный  анализ программ по технологии обучения, по ИЗО, с целью выявления математических знаний, необходимых в процессе обучения названным предметам, показал что:

- на уроках технологии, работая с бумагой, картоном, проволокой ученикам приходится выполнять задания на: - сопоставление различных видов фигур (рисунки, схемы чертежи) с моделями этих фигур;

- деление геометрических фигур на равные части;

- получение одинаковых деталей сгибанием;

- построение отрезка прямоугольника и других фигур по заданным размерам;

- построение разверток геометрических тел (прямоугольного параллелепипеда, куба);

- сборка различных моделей геометрических фигур из заданных частей.

   На уроках изобразительного искусства учащимся необходимы следующие умения:

- распознавать различные геометрические фигуры;

- рисовать, чертить как с помощью инструментов, так и от руки;

- измерять как с инструментами, так и на «глаз»; выполнять эскизы различных фигур и т.д.

   Естественно напрашивается вывод о том, что на уроках математики у учащихся начальных классов нужно развивать умения и навыки, необходимые для уроков технологии, ИЗО и других предметов.

С этой целью на уроках математики можно рассматривать с учащимися задания, близкие к тем, которые предлагаются на уроках технологии, ИЗО.

Например, упражнения типа «получение одинаковых деталей сгибанием» расчленяются на несколько заданий:

·        из данного листа сделайте треугольник, лишнее оторвите;

·        из данного листа сделайте прямоугольный треугольник;

·        из данного листа сделайте равнобедренный треугольник или же: сделайте треугольник, у которого две стороны имеют одинаковые длины;

·        из данного листа сделайте квадрат и найдите способ убедиться в том, что вы получили квадрат (без инструментов);

·        из данного листа сделайте коробку для карандашей (без крышки).

     Задание типа «сопоставление различных видов изображения пространственных фигур (рисунки, схемы, чертежи) с моделями этих фигур расчленяется на несколько упражнений»

·        В наборе имеющихся рисунков геометрических фигур (прямоугольника, параллелепипеда, цилиндра) найти рисунок соответствующий данной модели (учащимся предлагается рисунок и модель какой-либо геометрической фигуры).

·        В наборе имеющихся чертежей геометрических фигур (куба, прямоугольников, пирамиды, конуса) найти тот, который соответствует модели данной фигуры.

·        Измерить определенные элементы моделей фигур для последующего сравнения этих элементов.

·        По модели прямоугольного параллелепипеда (спичечной коробки) построить его развертку. По развертке вычислить сколько картона необходимо для изготовления данной коробки.

     К заданию на деление фигур на равные части можно предложить такие упражнения: 1) разделить квадрат на равные части так, чтобы получилось:

·        4 треугольника;

·        2 прямоугольника;

·        2 треугольника;

·        4 квадрата.

 

      К заданию на распознавание различных геометрических фигур можно предложить такие упражнения:

·        Выберите треугольник (четырехугольник, прямоугольник) среди заданных фигур и объясните свой выбор.

·        Сколько треугольников на рисунке (предлагаются изображения нескольких геометрических фигур)

   Задания на измерение «на глаз» и построение «от руки» можно предложить в виде упражнений:

·        Определите длину заданного отрезка «на глаз» и с помощью линейки. На сколько сантиметров вы ошиблись?

·        Начертите отрезок длиной 6 см «на глаз» и «от руки». Измерив линейкой проверьте на сколько вы ошиблись.

·        Сравните «на глаз» длины двух заданных отрезков. Проверьте, измерив линейкой, на сколько сантиметров вы ошиблись.

·        Заданный отрезок разделите «на глаз» на два равных отрезка. Проверьте измерением.

·        Постройте «от руки» квадрат со стороной 2 см. Проверьте измерением.

·        Постройте «от руки» прямоугольник со сторонами 2 см и 3см. Проверьте измерение.

     В заключении можем констатировать, что использование учащимися математических знаний, умений, навыков на уроках технологии, ИЗО и, наоборот, использование на уроках математики заданий, близких к предлагаемым на уроках технологии, ИЗО способствует развитию учащихся и качественному усвоению учебного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Знание, 1997.

2.     Магомеддибирова З.А. Методическая система реализации преемственности при обучении математике.- М.: 2003, с. 173-180.

3.     Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987, с. 52-67.

4.     Федорова В.Н. Межпредметные связи в обучении естественно-математических дисциплин - М., 1980.

5.     Черкес-Заде Н.И. Межпредметные связи как условия совершенствования учебного процесса. - М.: 1966.

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68

Межпредметные связи на уроках математики

Межпредметные связи на уроках математики

В течение последних лет наша школа переживает период совершенствования образования

В течение последних лет наша школа переживает период совершенствования образования

Преподавание этих тем не входит в школьную программу математического образования, однако, опыт показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным представлением о математике, легче…

Преподавание этих тем не входит в школьную программу математического образования, однако, опыт показывает, что дети, изучавшие эти разделы, обладают более системным представлением о математике, легче…

Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности

Задача школьного обучения - формирование цельной гармонической личности

Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов

Продолжительное время школьник получал знания, в основном, посредством изучения дифференцированных учебных курсов

На уроках изобразительного искусства учащимся необходимы следующие умения: - распознавать различные геометрические фигуры; - рисовать, чертить как с помощью инструментов, так и от руки; -…

На уроках изобразительного искусства учащимся необходимы следующие умения: - распознавать различные геометрические фигуры; - рисовать, чертить как с помощью инструментов, так и от руки; -…

В наборе имеющихся чертежей геометрических фигур (куба, прямоугольников, пирамиды, конуса) найти тот, который соответствует модели данной фигуры

В наборе имеющихся чертежей геометрических фигур (куба, прямоугольников, пирамиды, конуса) найти тот, который соответствует модели данной фигуры

В заключении можем констатировать, что использование учащимися математических знаний, умений, навыков на уроках технологии,

В заключении можем констатировать, что использование учащимися математических знаний, умений, навыков на уроках технологии,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2021