Билет 29. Вопрос 1. Возникновение народных художественных промыслов резьбы и росписи по дереву в России. Отличительные особенности центров народных художественных промыслов: Вологодская, Архангельская, Томская области; Нижегородская область и другие.
Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола - ковш и солоницу, для езды - сани и дугу. И все это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.
Правда до нашего времени дошли лишь некоторые образцы. Это произошло вследствие их небольшой стоимости и хрупкости самого материала, из которого они состоят. Из дерева мастера и простые люди изготавливали фигурки зверей, птиц, различные обереги, которые передавались из поколения в поколение. Жители того времени верили, что дерево является связующим звеном между солнцем и обычным человек.
Вологодская область занимает 4 место в Российской Федерации по производству изделий народных художественных промыслов. В Вологодской области более 10 основных видов художественных промыслов. Основные: «Вологодское кружево» и «Северная чернь», а также расписная и резная береста, живописные эмали, ручное узорное ткачество, вышивка, гончарство, резьба и роспись по дереву.
Архангельская область. Широко развиты на Архангельском Севере художественные промыслы и народные ремесла: резьба по кости, шитье золотом, жемчугом, берестяной промысел, медный промысел, усольская финифть, бондарный промысел, каргопольский гончарный промысел и глиняная игрушка, кузнечное дело, ткачество, вышивка, лоскутное шитьё, узорное вязание, роспись козуль.Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев.Резьбой украшали элементы жилища – подзоры, оконные наличники, убранства крылец, перегородки и двери в интерьере избы, мебель, дуги, сани, посуду и другие предметы быта, особое внимание уделяли прялке. Северно-русские крестьянские росписи – один из самых молодых видов народного искусства. Основные образы и мотивы народной живописи Русского Севера встречаются, главным образом, в росписях жилых домов и на предметах быта(Круг (солнце) часто является основным мотивом узора).
Томская области. Одним из традиционных видов ремесел является художественная обработка дерева и бересты.Берестяные изделия из Томска пользуются особым спросом. Получаемая в этой местности береста обладает удивительными природными свойствами. Она эластична и пластична, поэтому из нее можно делать различные украшения и предметы домашнего обихода. Изделия из томской бересты долговечны, сохраняют тепло и не пропускают влагу.
Нижегородская область. Искусство хохломы, Семеновский и полхов-майдановский сувенир (росписьдеревянных пасхальных яиц и матршек и т.д.), Искусство Городецкой росписи, Народная вышивка Нижегородской области, Народное ткачество и кружевоплетение, Павловский художественный металл.
Вопрос 2. Искусство 20 века. “Авангард”. Фовизм. Матисс (Произведения,особенности живописи).
Авангард (фр. avant-garde – передовой отряд) – направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Авангард возник в начале XX века и был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, супрематизме, конструктивизме, фовизме и пр. Авангард как направление искусства не имеет стилистического единства. Признаком принадлежности отдельного художника к передовому отряду экспериментаторов является неклассическая реализация творческих идей и непримиримое отношение к сложившимся стереотипам.
Фовизм. Течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века. Некоторые историки искусства относят фовизм к искусству авангарда, исключая его из постимпрессионизма, другие - к модернизму. Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год. Наиболее важный этап приходится на 1905-1907 годы. Характерные особенности живописи фовистов - использование предельно интенсивных цветов в их контрастных сочетаниях без валёров, обобщённые контуры, сведение формы к простым очертаниям, отказ от светотеневой и тональной моделировки и сложных перспективных построений пространства.
Особенности творчества Матисса. Особенности художественного метода Матисса: преобладание ярких, сочных цветов над формой, упрощение формы; основными жанрами являются пейзаж, натюрморт, портрет, фигурные композиции, монументально-декоративное панно; в картинах художник утверждал красоту и радость бытия, оптимизм; «цвет – первичный элемент живописи»;
Произведения Матисса: Танец (1910 г.), Зелёная полоса (1905 г.), Музыка (1910 г.).
Вопрос 3. Эскиз росписи по дереву
Билет 30. Вопрос 1.Возникновение ручного узорчатого ткачества. Материалы для ручного узорного ткачества и производство художественных изделий. Традиционные центры ручного узорного ткачества и их особенности.
Узорное ткачество представляет собой уникальную технику изготовления красивой ткани с вытканным орнаментом, для производства которой используется специальный ткацкий станок. Данный вид кустарного производства и на сегодняшний день сохранился в отдельных деревнях и селах. Примечательно, что тканные изделия имели самое разнообразное назначение — от ярких сарафанов, рубах и юбок с отделкой в виде национальных орнаментов, до предметов обихода — невероятно красивых скатертей с каймой по всей длине и рушников с ткаными или вышитыми узорами, которыми украшали иконы в красном углу.Все эти уникальные и красивые вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
Материал для работы сматывают в клубочки, чтобы он не запутывался. Конец нити, шнура или тесьмы закрепляют на первом гвоздике с одной стороны, протягивают ее к противоположной стороне основы, обводят вокруг первого гвоздика, возвращаются к обратной стороне, обводят нить вокруг второго гвоздика. Так поочередно прокладывается нить основы. Натяжение нитей или шнура должно быть не слишком тугим, но и не слабым, чтобы материал не провисал.
Район города Сапожка, к югу от Рязани. Здесь отделывали узорным тканьем различные предметы женской одежды – рубахи, фартуки и пр., но самыми богатыми узорами украшались знаменитые сапожковские шушпаны.
Полотенца и скатерти с необычайно пышными цветочными узорами (особенно в Брянской, Курской областях), здесь более распространены ткани, предназначенные для украшения женской одежды.
Воронежские поневы исключительно красивы по колориту. Для него характерны очень сочные, глубокие тона, хорошо сочетающиеся с черным цветом поля клетки: оранжевый, золотисто-желтый, ярко-красный и фиолетово-красный, изумрудно - и травянисто-зеленый, синий. Ткани южных районов России кажутся более плотными, тяжелыми по колориту, в них меньше белого цвета.
Вопрос 2. Искусство 20 века. Сюрреализм. Дали. Магритт. (Произведения, особенности творчества).
Направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах в художественной культуре западного авангардизма. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Считается, что сюрреализм развивался более сорока лет, до появления новых течений 1960-х годов.
Особенности творчества Дали. Отличительной особенностью Дали было то, что, как бы причудливы ни были его образы, они всегда были написаны в безупречной «академической» манере, с той фотографической точностью, которую большинство художников авангарда считало старомодной.
Произведения Дали: Постоянство памяти (1931 г.), Сон (1937 г.), Искушение святого Антония (1946 г.).
Особенности творчества Магритта. Рене Магритт – бельгийский художник-сюрреалист, произведения которого полны загадок. Главным принципом его творчества стало сочетание несочетаемого. Сам Рене определял направление своего творчества как магический реализм и не любил, когда его причисляли к сообществу сюрреалистов.
Произведения Магритта: Сын человеческий (1964 г.), Влюбленные (1928 г.), Голконда (1953 г.).
Вопрос 3. Эскиз росписи батика
Билет 31. Вопрос 1. Исторический аспект возникновения ковроткачества. Мотивы художественной росписи для ковроткачества. Техника их выполнения.
Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Этот вид покрытия служил не только украшением, но и хранителем ценной информации. Зачастую ковер можно было читать как книгу. При правильном хранении ковры могут жить не одну сотню и даже тысячу лет. В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам обитания племен, живущих в легких домах, юртах.
Мотивы художественной росписи для ковроткачества узоры, цветы и животные.
Все ковры делятся на две большие группы – ручной работы и машинной. Первые в свою очередь классифицируются на:
• Безворсовые. Этот тип ковров считается наиболее простым в изготовлении. В процессе ткачества используются две нити – основы и уток, переплетаемые между собой особым образом. К этой группе относятся паласы (ковры в полоску), килимы (оформлены орнаментом), сумахи (также оформлены орнаментом, но с использованием дополнительной нити). Имеются и другие, гораздо менее распространенные разновидности безворсового ковра – шадда, ямани, зили.
• Ворсовые. При изготовлении таких ковров используются три нити – основы, уток и образующая ковровый узел. Ворсообразующие узлы делятся на две группы – полуторные и двойные.
Вопрос 2. Искусство 20 века. Модерн в искусстве. Гауди, Роден, Бёрдслей, Муха, Климт, Макинтош (Произведения особенности стиля).
Художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, распространённое в последних десятилетиях XIX - начале XX века. Основная художественная идея, доминировавшая в этот период - преодоление эклектизма предыдущего развития, поиск гармонии искусства и жизни в промышленную эпоху. Мастера модерна стремились сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Особенности творчества Гауди. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач.
Произведения Гауди: Дом Ботинес (между 1891 и 1892 годами), Эль-Каприччо (1883 г.), Каса-Мила (1910 г.).
Особенности творчества Родена. В отличие от импрессионистов-живописцев Роден всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определенность форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа.
Произведения Родена: Мыслитель (1880-1882 года), Поцелуй (1882 г), Врата ада (1880 – 1900 гг.).
Особенности творчества Бердслея. Обри Бердслей использует другие приемы: он рисует тушью, пером, и подчас его рисунки трудно отличить от ксилографии благодаря очень искусной имитации. Воспроизводились рисунки в технике штриховой цинкографии, что значительно удешевляло книгу. Бердслей оказал существенное влияние на развитие графического дизайна в основном в области книжной графики. Во всем творчестве художника прослеживается единая тенденция - переход к знаковости изображения (черно-белая техника, символичность, "плоскостность" рисунков, отсутствие объема).
Произведения Бердслея: Иллюстрация к «Саломее», Пещера сплина, Библиотека Пьеро.
Особенности творчества Мухи. Творчество чешского художника Альфонса Мухи — эталон стиля модерн. Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд — все это знаменитый «стиль Мухи».
Произведения Мухи: На берегу (1900 г.), Яркий день (1899 г.), Весна из серии "Времена года" (1896 г.).
Особенности творчества Климта. Большинство полотен Климта декоративно стилизованы, их фон и богатые одежды персонажей заполнены причудливым орнаментом. Как правило, в произведениях художника нет ощущения глубины пространства. Его любимый прием – объемная моделировка тел на плоском орнаментальном фоне. Картины Климта проникнуты глубоким эротизмом, их главной героиней, в большинстве случаев, является прекрасная и соблазнительная женщина. Даже если рядом с ней присутствует мужчина, его лицо зачастую скрыто или урезано.
Произведения Климта: Поцелуй (1908-1909 г.), Портрет Адели Блох-Бауэр I (написанная между 1903 и 1907 г.), Юдифь и Олоферн (1901 г.).
Особенности творчества Макинтоша. Чарльз Ренни Макинтош — создатель знаменитого стиля «Глазго», самая яркая фигура в британской архитектуре рубежа XIX–XX веков. Подобно многим мастерам эпохи модерна, он был художником-универсалом, апологетом синтеза искусств. Помимо архитектурного проектирования, он конструировал мебель, работал с металлом и текстилем, делал витражи и декоративные панно, был живописцем и графиком, то есть настоящим Мастером, создающим стилистически единую среду обитания человека.
Произведения Макинтоша: дом Хилл-Хаус (1902-1904 г.).
Вопрос 3. Эскиз росписи предметов интерьера
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.