Миф как часть современной культуры
Л.Р. Файзуллина
магистр филологического образования
учитель английского языка
МАОУ СОШ с. Туктагулово
Россия, 452793, Республика Башкортостан, Туймазинский район, с. Туктагулово, ул. Центральная, зд. 33А
Email: faizullinalaisan-28@yandex.ru
Myth as part of modern culture
L.R. Fayzullina
Master of Philological Education
English teacher
MAOU Secondary School in Tuktagulovo village
Russia, 452793, Republic of Bashkortostan, Tuimazinsky district, Tuktagulovo village, Centralnaya str. 33А
Аннотация. В статье рассматривается дефиниции слова «миф», приводимые различными исследователями. Определены общие характеристики и функции мифа в доисторической культуре. Выявлены факторы, по которым миф устанавливается как неотделимая часть современной культуры.
Ключевые слова: миф, современная культура, мифомышление, роль мифа в современном обществе, доисторическая культура.
The article examines the definitions of the word "myth" given by various researchers. The general characteristics and functions of myth in prehistoric culture are defined. The factors by which myth is established as an inseparable part of modern culture are revealed.
Keywords: myth, modern culture, mythmaking, role of myth in modern society, prehistoric culture.
С древних времен человечество стремилось осознать сущность, влияние мифов на повседневную жизнь. Человек проявляет потребность к мифам сквозь собственную призму восприятие бытия и существования. Конструкция мира мифологии является фундаментом для возникновения и развития природы человека.
Составляющие мифов возможно выявить в разнообразных областях современной культуры: в политике, в науке, в искусстве, в религии. Мифическая «логика» также действует как в сфере практики, так и области мышления вне зависимости от того происходит ли осознание или нет.
Современное мифомышление выход за рамки архаичности. Новые явления в культуре представляют не только содержательные свойства архаичного мифа, но и отождествляются последними достижениями в религии, науке, искусстве, философии.
Рассмотрим дефиниции к слову «миф», приводимые разными исследователями.
К примеру, С.Ю. Неклюдов [2, С. 17-38] считает, что миф – это «практически всегда рассказ о событиях и персонажах, которые в той или иной традиции почитаются священными».
По словам В.М.Пивоева понятие «миф» можно рассматривать с различных точек зрения:
· «древнее представление о мире, результат его освоения;
· сюжетно оформленная и персонифицированная догматическая основа религии;
· используемые в искусстве древние мифы, которые функционально и идейно переосмыслены и превращены в художественные образы;
· относительно устойчивые стереотипы массового обыденного сознания, обусловленные недостаточным уровнем информированности и достаточно высокой степенью доверчивости;
· пропагандистские и идеологические клише, целенаправленно формирующие общественное сознание» [3, С. 14].
В «Большой российской энциклопедии» «миф» определяется как «многозначный термин, смысл которого менялся на протяжении истории и в разное время означал рассказ, сказание о богах, вымысел, представление, лежащее в основе миропонимания» [6]
В энциклопедии «Культурология. ХХ век» Б. Л. Губман в научной статье показывает данное явление как: «Миф - это первая форма рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения, выливающаяся в предписание действий. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая может претворятся в магическое действие как средство покорения непостижимого» [5, С. 53].
Таким образом, проанализировав дефиниции к слову «миф», можно выявить общие характеристики мифа и его функции в доисторической культуре. Во-первых, «миф» представляет из себя исключительный подход познания окружающего мира, который наделен персональной рациональностью. В области философии продолжительное время преобладал такой аспект, согласно которому «миф» - что-то фантастическое и индивидуальное. В таком качестве мифологическое сознание, выражающее понимание о действительности в виде искаженного восприятия действительности и предположений, не является объективным прозрением истинности и реальности. Однако в современных исследованиях предоставляется такой взгляд на миф, как принципиально непознаваемое и иррациональное явление. В исследовании «Истина мифа» К. Хюбнер утверждает, что мифом воспроизводится мыслительная функция в культуре: «обладает априорным фундаментом, посредством которого определяется то, что есть объект в рамках его интерпретации реальности» [4, С. 170].
Во-вторых, миф отображает особенный способ овладения и понимания окружающего мира, благодаря чему человек улучшает многообразие бесконечной сложности действительности и вносит в нее характерный смысл. В.М. Пивоев в труде «Мифологическое сознание как способ освоения мира» одну из главных функций «мифа» выявляет в «придании человеческого смысла хаосу», мифологическое сознание в работе отображается в виде «коллективного эмоционально рефлективного отражения результатов освоения мира», позволяющий человеку приспособиться к социальной и природной среде [3, С. 99]. Миф создает картину мира человека доисторической эпохи, осуществляя общемировоззренческую функцию в культуре.
В-третьих, архаическое сознание, создавая картину мира, выявляет образ жизни и способ мышления человека в данном мире. Следовательно, миф реализует важные функции в доисторической культуре: «аксиологическую» - устанавливает структуру ценностей, задает правомерные модели поведения и эмпирическое руководство к процессу; социальнорегулятивную - содействует предоставлению опыта в социокультурной среде, способствует существующему порядок в культуре при помощи ритуала и обряда. Итак, миф систематизирует всю доисторическую культуру и наполняет ее характерным содержанием.
Так какое же значение придает миф в современной культуре?
Значимость мифов в современном мире бесценно, миф предоставляет возможность выяснить и исследовать жизненный уклад древних людей, способ их мифомышления, их культуру. Мифы располагают нас к погружению в фантастическое пространство древнего человека. Миф в современной культуре формирует способы и средства символического мыслительного процесса, он способен разъяснять традиции современной культуры через «героическую концепцию».
Мифология в XX веке очень часто применяется в виде усилителя традиций за счет их фетишизации и гипертрофирования. В повседневной речи используются названия, имена, образные выражения, которые позаимствованны из древнегреческой мифологии. К примеру, “ахиллесова пята”, “титаническая борьба”, “панический страх”, “яблока раздора”, “олимпийское спокойствие”. Применяя данные метафоры, многие не могут дать достоверного объяснения об их первоначальном смысле, так как имеют смутное представление об образах древнегреческой мифологии. Познание античной мифологии необходимо преподавателям языка и литературы, истории, искусствоведческих дисциплин, философии. Знание о мифологии доставляет художественно-эстетическое наслаждение читателю и расширяет кругозор.
Таким образом, миф является неотделимой частью современной культуры. И задача мифа «дать смысл миру, предложить суждения и ценности, которые являются моральными и конкретно человеческими» [1, с. 342]. Ведь, «удовлетворяя социокультурную потребность в целостном знании, он организует и регламентирует жизнь человека, предписывая людям правила социального поведения, обусловливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума» [1, с. 24].
От умения общества к конструктивному мифотворчеству зависит его настоящее и будущее. Вследствие, миф затрагивает тему поиска и обретения единства через сопоставимость персонального и социального бытия с общими ценностями. Так, способствуя «считывать более глубокие (скрытые) смыслы в бытии мира и в отношениях человека с ним» [1, с. 234], миф реализовывает этап духовной социализации общества и предоставляет самоорганизацию личности, удовлетворяя ее стремление в экзистенции посредством осознание вечного, наполняющая смыслом ее жизнь.
Библиография
1. Габриелян О.А. Миф в истории, политике, культуре: сб. мат-лов I Междунар. науч. ме-ждисципл. конф. (ноябрь 2017 г., г. Севастополь) / под ред. О. А. Габриеляна, А. В. Ставицкого, В. В. Хапаева. Севастополь: Филиал МГУ имени М. В. Ломоносова в г. Севастополе, 2018. 592 с.
2. Неклюдов C.Ю. Структура и функция мифа // Мифы и мифология в современной России. Под ред. К.Аймермахера, Ф.Бомсдорфа, Г.Бордюкова. М.: АИРО-XX, 2000.- С. 17-38
3. ПивоевВ.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск: Карелия, 1991. 111 с.
4. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
5. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. 446 с
6. Резвых П.В., Аверинцев С.С., Константинов А.В. Миф // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL:https://bigenc.ru
References
1. Gabrielyan O.A. Myth in History, Politics, Culture: Proceedings of the I International Scientific-Methodical Conference (November 2017, Sevastopol) / edited by O.A. Gabrielyan, A.V. Stavitsky, V.V. Khapaev. Sevastopol: Branch of Lomonosov Moscow State University in Sevastopol, 2018. 592 с.
2. Neklyudov S.Y. Structure and function of myth // Myths and mythology in modern Russia. Ed. by K. Eimermacher, F. Bomsdorf, G. Bordyukov. MOSCOW: AIRO-XX, 2000.-P. 17-38
3. PivoevV.M. Mythological Consciousness as a Way of Exploring the World. Petrozavodsk: Karelia, 1991. 111 с.
4. Hübner, K. The Truth of a Myth. Moscow: Respublika, 1996. 448 с.
5. Kulturology. The twentieth century. Encyclopedia. SPb: University book, 1998. Т. 2. 446 с
6. Rezvykh P.V., Averintsev S.S., Konstantinov A.V. Myth // Big Russian Encyclopedia: scientific and educational portal - URL:https://bigenc.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.