Мифы об аутизме

  • docx
  • 04.07.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мифы об аутизме.docx

Главные мифы об аутизме

Невоспитанные, необучаемые, несобранные, необычные, нелюдимые? В месяц информирования об аутизме развеиваем мифы о главных предубеждениях, связанных с РАС.

 

 

Расстройство аутистического спектра, несмотря на свою распространенность, довольно «молодое» нарушение развития в российской повестке.

 

Низкая осведомленность населения о том, что такое на самом деле диагноз «аутизм», порождает множество мифов, многие из которых прямо противоречат друг другу. Впрочем, это не мешает им с годами становиться все более устойчивыми и «живучими».

 

Главный инструмент в борьбе с предрассудками — информация.

Название

Объяснение

Миф №1.

Аутизм — болезнь, которую нужно лечить

 

Аутизм – это не болезнь, а нарушение развития, связанное с особенностями работы центральной нервной системы. Не существует «таблетки от аутизма». И все же это не означает, что такому человеку нельзя помочь. Современные программы поддержки помогают аутичным людям справляться со многими трудностями и развивать свой потенциал. А вот сторонние заболевания, которые встречаются у людей с аутизмом в каких-то случаях чаще, чем у нейротипичных людей, можно и нужно лечить.

 

Миф №2.

Аутизм — редко встречающееся нарушение

 

Согласно современным данным, аутизм встречается у каждого 36-го ребенка

Это свежие данные, которые были опубликованы в США в 2023 году. Похожие результаты были получены и в других странах, например, в Китае, Южной Корее, Австралии, Великобритании.

 

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) придерживается несколько более консервативных оценок — 1 на 100. Но даже в таком случае аутизм является одним из самых распространенных нарушений развития.

 

Так, РАС встречается чаще, чем синдром Дауна, церебральный паралич и рак вместе взятые.

 

Минздрав РФ подтверждает оценку ВОЗ и считает, что распространенность расстройств аутистического спектра в России должна составлять около 1% детской популяции

Миф №3.

Аутизм — это новое расстройство, раньше его не существовало (теория об «эпидемии аутизма»)

 

Люди, чье поведение укладывается в современные критерии РАС, были всегда. А вот что серьезно менялось, так это знания специалистов и понимание общества, часто определявшие отношение к людям с коммуникативными и поведенческими особенностями.

 

Основное увеличение количества поставленных диагнозов происходит из-за углубления знаний об аутизме, более точного описания симптомов и, как следствие, замены других диагнозов на РАС и развития доступной помощи для тех людей, кого раньше просто считали «странными».

 

Миф №4.

 

Аутизм — это просто «модный» диагноз, — сейчас многие люди считают, что у них есть проявления РАС

 

Диагноз РАС предполагает наличие у человека трудностей в разных областях жизни (общение, поддержание отношений, социализация/соблюдение социальных норм, обработка сенсорной информации, обучение новым навыкам) в течение длительного времени. Это серьезный диагноз, который остается с человеком всю жизнь и значительно влияет на социальное функционирование.

 

Он не дает никаких привилегий, тем более социальных, для того чтобы считаться «модным».

Миф №5.

Аутизм — это мужское расстройство

 

 

Согласно современным исследованиям, РАС действительно встречается у представителей мужского пола примерно в четыре раза чаще. Тем не менее огромное количество девочек и женщин во всем мире живут с аутизмом, просто зачастую его бывает сложнее заподозрить и выявить, а следовательно, сложнее получить доступ к программам помощи.

 

Миф №6.

«Холодные матери»

 

 

«Холодные матери» — теория, согласно которой причиной появления аутизма у ребенка является недостаток материнского тепла. Она была выдвинута Бруно Беттельхеймом после Второй мировой войны. Это серьезное заблуждение, которое было полностью опровергнуто многочисленными исследованиями еще в 1970-е годы.

 

Миф №7.

Дети с аутизмом рождаются у матерей, которые пьют и курят во время беременности

 

Употребление алкоголя во время беременности недопустимо и может вызывать тяжелые нарушения у ребенка. При этом эти факторы не являются прямой причиной аутизма.

 

 

Ребенок с аутизмом может родиться в любой стране, у любой матери и в семье с любым социально-экономическим статусом и образованием родителей

Миф №8.

РАС можно «подхватить»

 

Аутизм — это не заболевание, а нарушение развития, которое присутствует у человека с рождения. Аутизмом невозможно заразиться.

 

Миф №9.

Люди с аутизмом агрессивны / опасны для общества

 

 

Агрессия не входит в диагностические критерии аутизма. Программы помощи, направленные на развитие коммуникации и социальных навыков, помогают справляться с нежелательным поведением.

 

Миф №10.

Все аутичные люди обладают гениальными способностями / Все люди с аутизмом имеют интеллектуальные нарушения.

 

Люди с аутизмом очень разные.

 

Это целый спектр расстройств, а значит, и разный уровень выраженности трудностей, связанных с социальной коммуникацией и социальным взаимодействием, а также повторяющимся поведением и особенностями обработки информации.

 

50%

Cогласно современным исследованиям, более чем у половины людей с аутизмом нет проблем с интеллектом

У одних людей есть выдающиеся способности, они успешно работают и адаптируются, а у других — выраженные трудности с бытовыми навыками, коммуникацией, обучением и многим другим.

 

В целом интеллектуальные нарушения не входят в диагностические критерии аутизма. Это два разных расстройства.

Миф №11.

 

Дети с аутизмом не способны общаться со сверстниками и учиться с другими детьми в одном классе

 

Дети с аутизмом могут и должны жить, учиться и развиваться вместе со своими сверстниками

Важно помнить, что принятый в РФ в 2013 году закон об образовании дает возможность всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, учиться в школе. То есть у родителей есть право выбирать, какой будет эта школа, а задача школы — предоставить ребенку программу обучения в соответствии с его образовательными потребностями.

 

Инклюзивное образование предполагает, что потребности детей в школе понимают все — администрация учреждения, учителя и воспитатели, логопеды и психологи, педагоги дополнительного образования, сотрудники, работающие в гардеробе, столовой, охранники, а также одноклассники и их родители.

 

Исследования показывают, что обучение в инклюзивном классе или детском саду помогает детям с аутизмом в развитии социальных навыков, а также является предиктором более успешного трудоустройства во взрослом возрасте.

 

Миф №12.

Аутичные взрослые не способны работать и стараются избегать социальных контактов, поэтому им больше подходит надомная работа

 

Большинство людей с РАС хотят и могут работать. Аутичные сотрудники могут быть успешны в разных сферах. Некоторым людям для успеха на работе нужна поддержка. Она может заключаться в подготовке к прохождению собеседования, специальных адаптациях рабочего места или должностных инструкций. Программы поддерживаемого/сопровождаемого трудоустройства с каждым годом помогают людям с аутизмом найти работу. Работа — это не только выполнение трудовых операций, это еще возможность для общения и социализации. Многие аутичные люди хотят общаться в коллективе, при этом некоторые предпочитают надомную работу.

Миф №13.

У аутичных людей отсутствует эмпатия

 

Аутичные дети и взрослые, как и остальные люди, испытывают всю гамму чувств и формируют привязанности к близким людям.

 

Некоторым из них действительно может быть несколько сложнее выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.

 

Но этому можно учиться.

Миф №14.

Аутичные люди не способны любить

 

Миф о том, что аутичные люди не могут строить романтические отношения, очень распространен. Но это не так. Люди с аутизмом, как и любой человек, хотят любить, дружить и иметь близких людей.

 

Миф №15.

 

Люди с РАС никогда не смотрят в глаза собеседнику

 

Затруднение в поддержании привычного для нейротипичных людей глазного контакта — это проявление нарушения социального взаимодействия, одного из ключевых дефицитов при аутизме

Раньше считалось, что этот симптом должен быть у каждого человека с аутизмом, но это не так. Нарушения социального взаимодействия и коммуникации разнообразны, это касается и использования жестов во время беседы, и выражения лица, и интонирования голоса, и позы, и многого другого. Все это может оказаться сложным для человека с аутизмом, но именно избегание зрительного контакта сильнее всего бросается в глаза нейротипичному человеку.

 

Действительно, некоторым аутичным людям бывает трудно поддерживать зрительный контакт во время общения — прямой взгляд вызывает у них тревогу. Именно поэтому многие предпочитают во время коммуникации пользоваться периферическим зрением.

 

 

Что помогает бороться с мифами?

«Самое страшное — это не замечать людей с аутизмом среди нас и игнорировать их индивидуальные особенности. Открытое обсуждение, доброжелательный диалог, социальные кампании, развитие инклюзивного образования и инклюзивного общества, в котором есть место каждому человеку, — вот что поможет нам всем в борьбе с предубеждениями», — считает глава фонда «Каждый особенный» Наталья Злобина.

 

Наталья призналась, что, исходя из ее наблюдений, в обществе в последнее время стало гораздо меньше категоричных суждений, мифов и определений аутизма. При этом стало больше вопросов о том, как аутизм проявляется, в чем конкретно он влияет на людей, в чем его сложность.

 

«Люди проявляют любопытство и интерес, пытаясь разобраться в этом, и это однозначно лучше, чем апеллировать мифами или делать неверные выводы», — заключила Злобина.