Мифы о пении
1. У меня нет голоса, я не могу петь. Петь могут все. Если человек не немой, то он может петь.
Пение – это всего лишь особый способ издавать звуки с помощью голосовых связок, и этот способ для человека гораздо естественнее, чем процесс говорения. Мы все от рождения наделены способностью петь. Более того, мы все от рождения наделены способностью петь правильно, потому что у младенцев еще нет разделения на нижние и верхние доли легких, и он, когда кричит, задействует полностью возможности своего голосового аппарата. Дальше, в силу многих причин, люди постепенно забывают, как дышать животом (а ведь любой человек умеет это делать в младенчестве и раннем детстве), и поют неправильно, не опирая звук. Поэтому в каком-то смысле обучение вокалу есть возвращение в младенческое состояние:)
2. Я пою, но у меня нет слуха, я никогда не стану певцом. Здесь надо различать типы слуха (абсолютный и относительный) и умение попадать в ноты. Абсолютников (людей, обладающих абсолютным слухом) на свете вообще не так много, в том числе и среди вокалистов. Если у вас слух относительный, то ничего страшного нет – это вариант нормы и с относительным слухом тоже прекрасно можно петь.
Если вы не попадаете в ноты, то также в этом нет ничего страшного – слух тренируется, а со временем развивается и музыкальная память. Ученики, которые на первом уроке не попадали ни в одну ноту, через полгода попадают почти везде. Тут еще надо учитывать, что при правильном дыхании процесс попадания в ноту на 90% не осознается человеком, то есть, связки сами подстраиваются в нужное положение, ими не нужно управлять специально. Поэтому это процесс взаимосвязанный: чем лучше вы поете, тем легче попадаете в ноты.
3. У меня нет музыкального образования, я не могу обучаться вокалу. Здесь под «музыкальным образованием» чаще всего имеется в виду сольфеджио – нотная грамота. Если бы вы хотели обучаться игре на фортепиано, то да, без сольфеджио вы бы не обошлись, но в вокале, по большому счету, оно не нужно. Ноты выдаются студентам консерваторий или оперникам, чтобы петь «с листа», без музыкального сопровождения, но в остальных случаях вокалист поет и репетирует под музыку. В обучении вокалу нет ничего специфически музыкального, что требовало бы специального образования, все термины или приемы могут быть объяснены простым языком. А при желании можно просто выучить кое-что по ходу пьесы:)
4. Мне 30 лет, мне уже поздно заниматься петь. Все успешные певцы обучались пению с детства. Это не так. Учиться петь можно в любом возрасте, пока у вас нормально функционируют связки и мышцы способны держать нагрузку, а это возможно и в очень преклонном возрасте. Сами голосовые связки полностью формируются только к 20 годам, поэтому раньше обучаться и не стоит (если, конечно, вы не пели с детства). Голоса могут созреть и позже – например, крупные женские голоса вообще полностью созревают только после 30.
5. Я хочу петь, но оперные певцы меня не привлекают, совершенно непонятно, что они там поют, да и оперу я не люблю. Совершенно необязательно петь оперу. База для любых голосов одна, а уж на нее можно положить что угодно.
6. Мне не нужен преподаватель. Я купил по Интернету самоучитель с видео. Помимо того, что по самоучителю мало чему можно научиться, я не советую это по одной причине – в этом случае вас будет некому контролировать. Преподаватели не просто так запрещают новичкам петь где-то еще, помимо уроков! Бывают от природы поставленные голоса, и бывает, что самостоятельная работа приносит плоды, но если некому отследить становление вашего голоса, вы очень рискуете. Бывали случаи, когда вокалист зарабатывал себе кровоизлияние на связках.
Есть, впрочем, полезные советы – как разрабатывать правильное дыхание, как округлять звук, но и с ними нужно быть осторожнее.
P.S. Добавлю от себя, что с новичками, которые ни разу не пели и не занимались, в каком-то смысле преподавателю легче, чем с более опытными товарищами.
Мифы о пении
1. У меня нет голоса, я не могу петь. Петь могут все.
Если человек не немой, то он может петь.
Пение – это всего лишь особый способ издавать звуки с
помощью голосовых связок, и этот способ для человека
гораздо естественнее, чем процесс говорения. Мы все от
рождения наделены способностью петь. Более того, мы
все от рождения наделены способностью петь правильно,
потому что у младенцев еще нет разделения на нижние и
верхние доли легких, и он, когда кричит, задействует
полностью возможности своего голосового аппарата.Дальше, в силу многих причин, люди постепенно
забывают, как дышать животом (а ведь любой человек
умеет это делать в младенчестве и раннем детстве), и
поют неправильно, не опирая звук. Поэтому в какомто
смысле обучение вокалу есть возвращение в
младенческое состояние:)
2. Я пою, но у меня нет слуха, я никогда не стану певцом.
Здесь надо различать типы слуха (абсолютный и
относительный) и умение попадать в ноты.
Абсолютников (людей, обладающих абсолютным слухом)
на свете вообще не так много, в том числе и средивокалистов. Если у вас слух относительный, то ничего
страшного нет – это вариант нормы и с относительным
слухом тоже прекрасно можно петь.
Если вы не попадаете в ноты, то также в этом нет ничего
страшного – слух тренируется, а со временем
развивается и музыкальная память. Ученики, которые на
первом уроке не попадали ни в одну ноту, через полгода
попадают почти везде. Тут еще надо учитывать, что при
правильном дыхании процесс попадания в ноту на 90%
не осознается человеком, то есть, связки сами
подстраиваются в нужное положение, ими не нужноуправлять специально. Поэтому это процесс
взаимосвязанный: чем лучше вы поете, тем легче
попадаете в ноты.
3. У меня нет музыкального образования, я не могу
обучаться вокалу. Здесь под «музыкальным
образованием» чаще всего имеется в виду сольфеджио –
нотная грамота. Если бы вы хотели обучаться игре на
фортепиано, то да, без сольфеджио вы бы не обошлись,
но в вокале, по большому счету, оно не нужно. Ноты
выдаются студентам консерваторий или оперникам,
чтобы петь «с листа», без музыкального сопровождения,но в остальных случаях вокалист поет и репетирует под
музыку. В обучении вокалу нет ничего специфически
музыкального, что требовало бы специального
образования, все термины или приемы могут быть
объяснены простым языком. А при желании можно
просто выучить коечто по ходу пьесы:)
4. Мне 30 лет, мне уже поздно заниматься петь. Все
успешные певцы обучались пению с детства. Это не так.
Учиться петь можно в любом возрасте, пока у вас
нормально функционируют связки и мышцы способны
держать нагрузку, а это возможно и в очень преклонномвозрасте. Сами голосовые связки полностью
формируются только к 20 годам, поэтому раньше
обучаться и не стоит (если, конечно, вы не пели с
детства). Голоса могут созреть и позже – например,
крупные женские голоса вообще полностью созревают
только после 30.
5. Я хочу петь, но оперные певцы меня не привлекают,
совершенно непонятно, что они там поют, да и оперу я не
люблю. Совершенно необязательно петь оперу. База для
любых голосов одна, а уж на нее можно положить что
угодно.6. Мне не нужен преподаватель. Я купил по Интернету
самоучитель с видео. Помимо того, что по самоучителю
мало чему можно научиться, я не советую это по одной
причине – в этом случае вас будет некому
контролировать. Преподаватели не просто так
запрещают новичкам петь гдето еще, помимо уроков!
Бывают от природы поставленные голоса, и бывает, что
самостоятельная работа приносит плоды, но если некому
отследить становление вашего голоса, вы очень рискуете.
Бывали случаи, когда вокалист зарабатывал себе
кровоизлияние на связках.Есть, впрочем, полезные советы – как разрабатывать
правильное дыхание, как округлять звук, но и с ними
нужно быть осторожнее.
P.S. Добавлю от себя, что с новичками, которые ни разу
не пели и не занимались, в какомто смысле
преподавателю легче, чем с более опытными
товарищами.