Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Открытый урок по русскому чтению в 9 классе
Оценка 4.7

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Открытый урок по русскому чтению в 9 классе

Оценка 4.7
docx
13.02.2023
Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Открытый урок по русскому чтению в 9 классе
Лермонтов Тучи.docx

Докучаевская специальная общеобразовательная школа-интернат№27

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи".

Открытый урок по русскому чтению в 9 классе

Подготовила: учитель Никитина О. С.

Тема. Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи".

Цель: познакомить обучающихся с содержанием стихотворения "Тучи".

Задачи:

познакомить обучающихся с произведением М. Ю. Лермонтова «Тучи», совершенствовать навык выразительного чтения, навык работы с источниками информации;

способствовать коррекции слухового восприятия, звукопроизношения, процессов мышления; создавать ситуацию успеха;

развивать коммуникативные навыки, навык самооценки, поддерживать позитивную мотивацию к урокам чтения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока

I. Подготовительный этап

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

- Сегодня необычный урок. К нам пришли гости.

- Улыбнитесь гостям, друг другу. Я желаю всем хорошей работы.

- Ребята, посмотрите, все ли готово к уроку?

Отчет дежурного, проверка по журналу.

II. Основной этап

1. Речевая разминка

Цель – выработка четкой артикуляции

- Предлагаю начать нашу работу с речевой разминки, внимание на доску

- Выберите любую из предложенных скороговорок, подготовьтесь к проговариванию. (Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыскороговоришь. Все колокола не переколовать, не перевыколоколовать).

2. Проверка домашнего задания.

а) беседа по вопросам

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией М. Ю. Лермонтова.

- Где и когда родился М. Ю. Лермонтов?

- Как прошло его детство?

- После написания какого стихотворения он стал известным?

б) оценки за домашнее задание.

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим с вами изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, познакомимся с его стихотворением «Тучи», будем стараться читать бегло и осознанно, работать над выразительностью речи, будем ставить вопросы и отвечать на них.

- Запишите в тетрадь число и тему урока.

- Внимательно прочитайте эпиграф урока. Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? («Делить веселье все готовы, никто не хочет грусть делить…» М. Ю. Лермонтов)

4. Работа по теме урока.

а) рассказ учителя об истории создания стихотворения

Цель – заинтересовать произведением, создать лирический настрой

Несколько слов о создании стихотворения.

В 1840 году М.Ю. Лермонтов за дуэль снова сослан на Кавказ, где шла война. Его назначили в полк, который находился на самом опасном участке войны и нёс огромные потери. Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. А он мечтал уйти в отставку и посвятить свою жизнь литературе. В то время он уже был знаменитым поэтом.

Из воспоминаний современника Лермонтова Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…»

Так появилось стихотворение «Тучи».

Образ тучи использовал в своём творчестве не только М.Ю. Лермонтов, но и другие поэты, в том числе и А.С. Пушкин. Я предлагаю вам сегодня сравнить произведения этих поэтов .

б) словарная работа.

Элегия - жанр лирической поэзии; стихотворение грустного содержания.

Основные черты: мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, напрасности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций;

в) постановка проблемного вопроса.

Цель – развитие познавательного интереса

- В конце урока вы должны ответить на вопрос: - Можно ли назвать данное стихотворение элегией?

г) чтение стихотворения учителем.

- Определите настроение стихотворения (какие слова указывают на настроение героя?)

- Что, по вашему мнению, является главным в стихотворении:

А) действие

Б) событие

В) чувства

- Есть ли в стихотворении мотивы одиночества, разочарования в жизни?

Приведите примеры

5. Физкультминутка

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

7. Чтение стихотворения обучающимися самостоятельно.

Индивидуальная работа______________________________________________

8. Анализ стихотворения “Тучи”

  • Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
  • Какое настроение овладело вами?
  • Какую картину вы представили себе во время чтения?
  • Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Три: 1. Обращение пота к тучам 2. Вопросы поэта 3. Ответы поэта)

а) анализ  1 части

  • Как поэт обращается к тучкам и почему именно так? ( «Тучки  небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу)
  • Кто такой странник? (тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)
  • Как называется это художественное средство? ( Сравнение)
  • Что общего у себя с тучами находит поэт? ( «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники»)
  • Как поэт называет небо и почему именно так? («степью лазурною..», т.к. она похожа на голубую лазурную бескрайнюю степь)
  • Как называется это художественное средство? (метафора)
  • Цвет лазури, какой он? Подберите синонимы к слову лазурный (лазоревый, синий

Бирюзовый, небесный, голубой, голубоватый, светло-синий)

  • С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною») (Эпитеты, метафоры)
  • Как вы понимаете метафору «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку).

Комментарии учителя

Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово может относиться к нему самому. Он чувствует себя изгнанником и с помощью слова БУДТО сравнивает судьбу тучек со своей судьбой. Смысл этого сравнения в том, что поэт нигде не может найти понимания, приюта, он вынужден скитаться в поисках понимания и любви.

б) гимнастика для глаз

в) анализ  2 части

Прочитаем 2 строфу стихотворения

  • К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы? (Риторические)
  • Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая? (Друзей клевета ядовитая).
  • Почему? (настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

Комментарии учителя

М. Лермонтов страдает, его мучают страсти, горечь от понимания  чужой зависти, злобы и клеветы. Друзей клевета ядовитая, НЕ ВРАГОВ, А ДРУЗЕЙ, что может быть страшнее?!

г) анализ  3 части

  • Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
  • Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?
  • Тучки – странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты)

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.

Комментарии учителя

Не случаен повтор слова «чужды», тем саамы автор подчеркивает, что у них разная судьба. Тучки не способны страдать, так как им нечего терять в этом мире, у них нет Родины, значит им нечего терять, значит и не изгнанники они вовсе. Не случайно автор наделяет их эпитетами «вечно свободные»- только тот, кто глубоко любит свою Родину, может чувствовать горечь изгнания так, как переживает ее поэт.

  • О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему (Тема – горечь поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска).

д) чтение стихотворения: чтение по цепочке.

е) составление синквейна.

1 Первый строка должна содержать слово которое обозначает тему (по обыкновению это существительное).

2. Вторая  строка  представляет собой описание темы, состоит из 2- х слов (чаще прилагательных).

З. Третья строка выражает действие, связанное с темой и состоит из 3-х слов.

4.Четвертая строка является фразой, которая состоит из 4-х слов и выражает отношение к теме.

5. Последняя строка состоит из одного слова - синонима, который передает, сущность темы.

Тучки

холодные, свободные

скучают, путешествуют, мчатся

Нет родины - нет изгнания.

Свобода.

Поэт.

Изгнанный, несчастный.

Уезжает, страдает, любит

Тяжело жить без родины

Одиночество.

III. Заключительный этап.

1. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?

- Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

- Что в уроке вам понравилось больше всего?

2. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть, научиться выразительно читать стихотворение.

3. Оценивание работы учеников на уроке (с комментариями).

 

Самоанализ урока по русскому чтению

Данный урок проходил в рамках учебного курса по русскому чтению в девятом классе СОШИ №27 МОН ДНР.

Тема. Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Тучи".

Цель: познакомить обучающихся с содержанием стихотворения "Тучи".

Задачи:

·         познакомить обучающихся с произведением М. Ю. Лермонтова «Тучи», совершенствовать навык выразительного чтения, навык работы с источниками информации;

·         способствовать коррекции слухового восприятия, звукопроизношения, процессов мышления; создавать ситуацию успеха;

·         развивать коммуникативные навыки, навык самооценки, поддерживать позитивную мотивацию к урокам чтения.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, составление синквейна.

Оборудование: презентация, учебник, таблица.

Тип урока: комбинированный

Прежде всего, урок был составлен, исходя из особенностей обучающихся данного класса. Урок построен в соответствии с программными требованиями. Также был учтен принцип комплексности, который предполагает взаимосвязанное обучение речевой деятельности. Кроме того, учитывались психологические и учебные особенности обучающихся данного класса (т.е. осуществлялся дифференцированный подход).

В классе 6 учеников. Дети с разным уровнем познавательной активности, темпом работы

По Певзнер М. С.: неосложненная форма – 4 ученика: Еремка С., Заза А., Медведев А., Неупряга Е.; осложненная нарушениями нейродинамики (2-ая форма): Атрошенко Б., Коваленко В.;

с нарушением анализаторов (3-тья форма): Неупряга Е., (снижение зрения).

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником, рабочей тетрадью способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы обучающихся.

В начале урока провела настрой обучающихся на активную работу.

Была проведена необходимая словарная работа по ходу чтения, анализ всех 3-х строф стихотворения, комментарии учителя.

Беседа по содержанию стихотворения показала умение ребят отвечать на вопросы учителя с опорой на текст; аргументировать свою точку.

На уроке выдержаны все этапы, они взаимосвязаны между собой.

Прослеживались метапредметные связи.

На уроке использовались разные виды работы с текстом: самостоятельное чтение, чтение по цепочке. Ученики получили разноуровневое домашнее задание.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз, артикуляционная и дыхательная гимнастика. На уроке использовала аудиовизуальные средства обучения. Обучающиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны.

Формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения. Были использованы задания, направленные на детей разного уровня подготовки.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи. Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока.

Урок поставленных задач достиг.


 

Докучаевская специальная общеобразовательная школа-интернат№27

Докучаевская специальная общеобразовательная школа-интернат№27

А он мечтал уйти в отставку и посвятить свою жизнь литературе

А он мечтал уйти в отставку и посвятить свою жизнь литературе

С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною») (Эпитеты, метафоры)

С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек, мчащихся «степью лазурною, цепью жемчужною») (Эпитеты, метафоры)

III . Заключительный этап. 1

III . Заключительный этап. 1

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023