«Народное творчество: Гжель»
для детей 4-5 лет
2021-2022 учебный год
Подготовила:
ФИО
воспитатель
категория
г.
Саранск, 2021
Тема: «Народное творчество: Гжель».
Возрастная группа: дети 4-5 лет.
Тип проекта: познавательно-игровой, творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2021г. – май 2022 г.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность:
Одними из главных принципов дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, регламентирующему современное дошкольное образование, являются приобщение детей к традициям семьи, общества и государства и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Воспитывая детей, мы должны рассказать им о своих истоках, о традициях и обычаях русского народа, о народном промысле и творчестве, таком как гжель, хохлома и дымка, которые поспособствовали становлению современной русской культуры, и которые являются лучшим наследием народа, накопленного веками. Народное творчество способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, что, безусловно, важно.
Исходя из вышесказанного, было принять решение разработать и реализовать долгосрочный проект «Народное творчество: Гжель».
Проблема: дети не имеют устойчивых представлений о народном творчестве: гжель, хохлома, дымка; не ориентируются в русских народных промыслах, испытывают затруднения в их отличие друг от друга. Родители недостаточное внимание уделяют данному вопросу при взаимодействии с детьми.
Цель: создать условия для формирования у детей устойчивых представлений о народном творчестве: гжели, хохломе и дымке посредством творческой и познавательно-игровой детско-взрослой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей и культурным прошлым народного творчества.
2. Развивать у участников проекта интерес и целостное представление о гжели, хохломе и дымке.
3. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, фантазию.
4. Развивать у детей духовность, творчество, познавательный интерес.
5. Воспитывать нравственные качества личности дошкольника.
6. Привлечь родителей к совместной детско-взрослой деятельности с целью формирования у детей представлений о народном творчестве и повышением уровня компетентности в этом вопросе.
7. Воспитывать дружеские отношения между детьми при коллективном взаимодействии.
Предполагаемый результат: дети проявляют повышенный интерес к народному творчеству, ориентируются в его видах, могут различать дымку, хохлому и гжель, знают их характерные особенности. Используют в самостоятельных играх знания о народном творчестве; родители активно вовлечены в детско-взрослое взаимодействие, проявляют инициативу в совместных мероприятиях, повысили уровень компетентности по данному вопросу.
Взаимодействие с семьей: анкетирование родителей «Семья и народное творчество», консультация для родителей «Роль народного творчества во всестороннем развитии старших дошкольников», привлечение родительской общественности для участия в конкурсах, проводимых в рамках проекта, в ежемесячной работе творческой мастерской «Народная игрушка», в оформлении выставки «Народная игрушка», для наполнения и оформления в группе музея народного творчества «Золотые руки мастеров», для наполнения детского центра активности «Мастерская народного творчества», индивидуальные консультации в рамках темы проекта по требованию.
Этапы проектной деятельности:
I. Подготовительный.
1. Выявление проблемы;
2. Анализ, подбор и обобщение информации, методического обеспечения по теме;
3. Разработка плана реализации проекта;
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды (Центр детской активности «Мастерская народного творчества»), отражающей тему проекта, создание дидактического материала (игр) по теме.
II. Основной. Реализация намеченных мероприятий.
Месяц |
Вид деятельности |
Сентябрь |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Виртуальная экскурсия в город мастеров (просмотр презентации Power Point). Цель: создать условия для знакомства детей с народным творчеством, его особенностями, историей. |
|
Творческая гостиная «Гжельская мастерская». Цель: развивать творческую активность и навыки детей, закрепить представления об основных цветах, используемых при данной росписи.
|
|
Чтение сказки М.Бобровой «Нежно-голубое чудо». Цель: познакомить детей с произведением, уточнить цвета, характерные для гжели. |
|
Октябрь |
Творческая мастерская при участии родителей «Гжелевская игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Вечер творчества «Изготовление декораций для театра» (с последующим использованием в театральной постановке). Цель: развивать творческую активность детей, формировать представления о том, что такое декорации и как они используются в театре. |
|
Дидактическая игра «Собери узор». Цель: развивать у детей внимание, мышление, формировать навыки дифференцирования народных промыслов. |
|
Лэпбук «Гжель». Цель: создать условия для самостоятельной активности детей с целью обобщения и расширения представлений о народном творчестве. |
|
Ноябрь |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Праздник «Голубая Гжель». Цель: создать условия для творческой, познавательной и двигательной активности детей с целью формирования устойчивы представлений о Гжелевской росписи. |
|
Конкурс семейных рисунков «Наше семейное творчество» (гжель). Цель: создать условия для детско-родительского, ориентированного на творческое развитие детей и формирование представлений о таких видах росписи, как гжель. |
|
Изготовление альбома «Гжель». Цель: формировать навыки изготовления тематических альбомов, продолжать закреплять представления о Гжеле, как об одном из видов народного творчества. |
|
Декабрь |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Презентация музея народного творчества «Золотые руки мастеров» (музей пополняется в течение учебного года). Цель: систематизировать, обобщить и расширить представления детей о народном творчестве, способствовать повышению интереса к творчеству, изготовлению игрушек и росписи. |
|
Чтение Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели». Цель: познакомить детей с произведением, продолжать воспитывать интерес к данному виду народной росписи. |
|
Лэпбук «Гжель». Цель: создать условия для самостоятельной активности детей с целью обобщения, расширения и закрепления представлений о гжели. |
|
Январь |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Квест-игра «Путешествие в город мастеров». Цель: продолжать формировать у детей представления о народном творчестве, приобщать детей к истории возникновения народных промыслов. |
|
Прослушивание аудиозаписи «Сказочная гжель». Цель: развивать у детей желание слушать песни о народном творчестве. |
|
Дидактическая игра «Какой игрушки не стало?». Цель: закрепить у детей представления о названиях игрушек, развивать внимание. |
|
Февраль |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Театральное представление для младших дошкольников «Гжелевские игрушки представляют!». Цель: развивать творческую активность детей, навыки театрального владения куклами, интерес к народному творчеству и художественному слову. |
|
Изготовление альбома «Гжель». Цель: формировать навыки изготовления тематических альбомов, продолжать закреплять представления о гжели, как об одном из видов народного творчества. |
|
Март |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Дидактические игры «Разрезные картинки», «Четвертый лишний». Цель: продолжать формировать представления о гжели. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Город мастеров». Цель: обобщить представления детей о том, чем занимается каждый из мастеров народного творчества. Вызвать интерес к данному вопросу. |
|
Апрель |
Творческая мастерская при участии родителей «Народная игрушка». Цель: в рамках ежемесячной творческой встречи поспособствовать формированию у детей и родителей устойчивых представлений о Гжелевской игрушке, навыков изготовления народной игрушки. |
Конкурс «Гимн народного творчества». Цель: создать условия для детско-родительского творческого взаимодействия, ориентированного на закрепление представлений о народном творчестве. |
|
Изготовление альбома «Гжель». Цель: формировать навыки изготовления тематических альбомов, продолжать закреплять представления о гжели, как об одном из видов народного творчества. |
|
Дидактическая игра «Придумай свой узор». Цель: развивать творческие навыки, воображение и фантазию. |
|
Май |
Выставка работ творческой мастерской «Народная игрушка». Цель: обобщить представления о Гжелевской игрушке, поделиться эмоциями, впечатлениями от проделанной работы. |
Русские народные подвижные игры «Дударь», Жмурки». Цель: развивать двигательную активность детей, продолжать развивать интерес к народным традициям. |
|
Викторина «Народное творчество». Цель: обобщать представления детей о народном творчестве, создать условия для эмоционального подъема детей. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.