ГОУ РК «Республиканский центр образования» г.Сыктывкара Республики Коми
Истомина Ольга Егоровна
Мини-проект по теме «Для чего человеку язык?» (Пословицы и поговорки о языке)
(6-7классы коррекционной школы 8 вида)
Цель проекта:
Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка.
Задачи:
Коррекционно-обучающая - закрепить знания о пословицах и поговорках, уметь получать радость от выполненной работы;
Коррекционно-воспитательная - воспитывать желание учиться, воспитывать любовь к языку;
Коррекционно-развивающая – развивать способность выражать свои мысли.
Предмет исследования:
Изучить материалы и Интернет- ресурсы по теме «Пословицы и поговорки русского народа».
Объект исследования: увлекательные и полезные сведения о пословицах, которые говорят о языке.
Рабочий план реализации проекта:
Подготовительный:
- выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).
- обращение к родителям (воспитателям) с просьбой включиться в работу проекта;
- коррекция сроков и графиков;
1.Поисково-исследовательский:
-проведение поисково-исследовательской деятельности.
2. трансляционно - оформительный:
- оформление проекта на листах ватмана.
3..Доработка проекта с учетом замечаний и предложений:
4..Заключительный: защита проекта.
Ожидаемый результат:
В ходе проектной деятельности приобрести навыки поисково-исследовательской работы, познакомиться с интересными фактами из области русского языка, углубить знания, обогатить словарный запас, развивать смекалку, сообразительность, воспитать языковое чутье.
Значимость проекта:
Данный проект имеет значимость. Материал может быть использован обучающимися школы на уроках русского языка и чтения. Проект можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.
Ход занятия
Подготовительный этап.
.
Слово учителя.
Пословицы и поговорки вы изучали в 5-7 классах по чтению, а на уроках русского языка во всех классах есть упражнения, где даются задания с использованием пословиц. В ходе выполнения проекта вы более подробно познакомитесь с пословицами и поговорками о языке.
До занятия разделить учащихся на 3 группы. С помощью родителей (воспитателей) дети находят пословицы, поговорки о языке (учитель рекомендует литературу и интернет-ресурсы:
1. О болтливости
2. О проблемах с языком
3. О сдержанности и несдержанности
С древних времен народ дорожил своей речью, придавал большое значение слову. Отсюда и появились пословицы и поговорки о языке. Но они не только восхваляют речь, но и предупреждают о её силе. "Язык как бритва" - одно из высказываний, которое объясняет, почему необходимо следить за своими словами, отвечать за них. С помощью этого раздела поговорок объясняем детям красоту и глубину родного языка, важность этого инструмента общения.
1 этап. Обсуждение.
Сегодня на занятии мы будем делать мини-проект на тему: «Для чего человеку язы?» (пословицы и поговорки о языке)
-Как вы понимаете цель нашего сегодняшнего проекта?
2 этап. Составление сценария.
Мы до занятия разделились на 3 группы, выбрали руководителя, художника и других участников группы.
При создании проектов мы должны учитывать критерии, которые вам будут необходимы для работы.
Критерии оценивания:
1. Форма (красочная).
2. Содержание (важность, необычность).
3. Время.
Будем оценивать работу каждой группы по этим критериям, поэтому постарайтесь, чтобы ваш проект был лучшим.
3 этап. Работа над проектом.
Итак, цель нашего проекта: « Для чего нужен язык» ». Время на создание мини-проекта - 25 минут.
Дети работают самостоятельно в группах, оформляют проекты на листах ватмана. Руководит процессом учитель.
Каждая группа получает карточки с выражениями и добавляет свои:
-о болтливости
-о проблемах с языком
-о сдержанности и несдержанности.
Обратите внимание (на доске вопросы):
-чему учат нас эти пословицы?
-как надо и как не надо говорить?
-каким бывает язык?
-Эти выражения о языке или это у человека проблемы?
4 этап. Защита проектов
А теперь представление проектов. Какая группа готова, кто первый будет выступать? Вспомним еще раз критерии.
Группы вывешивают по очереди свои проекты. Рассказывают руководители-ученики основное содержание проекта по критериям.
-Что у вас получилось?
Работа с классом.
Как вы считаете, что самое важное было в содержании проекта у 1 группы, у 2 группы. У 3 группы?
5.Оценивание проектов.
Попытаемся определить, чей мини-проект оказался лучше. Я предлагаю оценить аплодисментами. Итак, аплодисменты 1 группе, аплодисменты 2 группе, аплодисменты 3 группе.
Итак, хотя язык имеет для нас едва ли не наибольшую ценность из всех органов и частей лица и тела, но большинство фразеологизмов о нем имеют негативное значение. Язык подводят болтливость, несдержанность, проблемы с языком.
Итак, фразеологизмы со словом язык в русском языке носят в основном критический характер по отношению к нему. Но если подумать, то это такой хитрый ход, благодаря которому мы спихиваем наши слабости и проблемы с себя на этот самый язык.
6 этап. Рефлексия.
Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы запомните надолго?
Интернет-ресурсы:
https://madamelavie.ru/frazeologizmy/frazeologizmy_yazyk/
https://kindbi.com/article/poslovicy-i-pogovorki-o-yazyke/
https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647237/
Приложение 1.
Фразеологизмы о болтливости
Фразеологизмы о проблемах с языком
Фразеологизмы о несдержанности
Фразеологизмы о сдержанности
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.