Мини-проект по теме "Для чего человеку язык?" (пословицы и поговорки о языке)
Оценка 4.8

Мини-проект по теме "Для чего человеку язык?" (пословицы и поговорки о языке)

Оценка 4.8
docx
19.10.2020
Мини-проект по теме "Для чего человеку язык?" (пословицы и поговорки о языке)
Мини-проект Для чего человеку язык.docx

ГОУ РК «Республиканский центр образования» г.Сыктывкара Республики Коми

Истомина Ольга Егоровна

 

Мини-проект по теме «Для чего человеку язык?» (Пословицы и поговорки о языке)

 (6-7классы коррекционной школы 8 вида)

 

 

Цель проекта:

Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка.

Задачи:

 

Коррекционно-обучающая - закрепить знания о пословицах и поговорках, уметь получать радость от выполненной работы;

Коррекционно-воспитательная - воспитывать желание учиться, воспитывать любовь к языку;

Коррекционно-развивающая – развивать способность выражать свои мысли.

 

 

Предмет исследования:

Изучить материалы и Интернет- ресурсы по теме «Пословицы и поговорки  русского  народа».



Объект исследования: увлекательные и полезные сведения о пословицах, которые говорят  о языке.

 

Рабочий план реализации проекта:

Подготовительный:

 - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

- обращение к родителям (воспитателям) с просьбой включиться в работу проекта;

- коррекция сроков и графиков;

1.Поисково-исследовательский:

-проведение поисково-исследовательской деятельности.

2. трансляционно - оформительный:

- оформление проекта на листах ватмана.

3..Доработка проекта с учетом замечаний и предложений:

 

4..Заключительный:  защита проекта.



Ожидаемый результат:

В ходе проектной деятельности приобрести навыки поисково-исследовательской работы, познакомиться с интересными фактами из области русского языка, углубить знания, обогатить словарный запас, развивать смекалку, сообразительность, воспитать языковое чутье.



Значимость проекта:

Данный проект имеет значимость. Материал может быть использован обучающимися школы на уроках русского языка и чтения. Проект можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий.

 

Ход занятия

Подготовительный этап.

.

Слово учителя.

Пословицы и поговорки вы  изучали  в 5-7 классах по чтению, а на уроках русского языка во всех классах есть  упражнения, где даются задания с использованием пословиц. В  ходе выполнения проекта  вы более подробно познакомитесь с пословицами и поговорками о языке.

До занятия разделить учащихся на 3 группы. С помощью родителей (воспитателей) дети находят пословицы, поговорки о языке (учитель рекомендует литературу и интернет-ресурсы:

1.      О болтливости

2.      О проблемах с языком

3.      О сдержанности и несдержанности

 

 

С древних времен народ дорожил своей речью, придавал большое значение слову. Отсюда и появились пословицы и поговорки о языке. Но они не только восхваляют речь, но и предупреждают о её силе. "Язык как бритва" - одно из высказываний, которое объясняет, почему необходимо следить за своими словами, отвечать за них. С помощью этого раздела поговорок  объясняем  детям  красоту и глубину родного языка, важность этого инструмента общения.

 

 

 

 

1   этап. Обсуждение.

Сегодня на занятии мы будем делать мини-проект на тему: «Для чего человеку язы?» (пословицы и поговорки о языке)

 

-Как вы понимаете цель нашего сегодняшнего проекта?

 

2 этап. Составление сценария.

Мы до занятия разделились на 3 группы,  выбрали руководителя, художника и других участников группы.

При создании проектов мы должны учитывать критерии, которые вам будут необходимы для работы.

Критерии оценивания:

1.  Форма (красочная).

2.  Содержание (важность, необычность).

3.  Время.

Будем оценивать работу каждой группы по этим критериям, поэтому постарайтесь, чтобы ваш проект был лучшим.

 

 

 

 

3 этап. Работа над проектом.

Итак, цель нашего проекта: « Для чего нужен язык» ». Время на создание мини-проекта - 25 минут.

Дети работают самостоятельно в группах, оформляют проекты на листах ватмана.  Руководит процессом учитель.

Каждая группа получает карточки с выражениями и добавляет свои:

-о болтливости

-о проблемах с языком

-о сдержанности и несдержанности.

Обратите внимание (на доске вопросы):

-чему учат нас эти пословицы?

-как надо и  как не надо говорить?

-каким бывает язык?

-Эти выражения о языке или это у человека проблемы?

 

 

4 этап. Защита  проектов

А теперь представление проектов. Какая группа готова, кто первый будет выступать? Вспомним еще раз критерии.

 

Группы вывешивают по очереди  свои проекты. Рассказывают руководители-ученики основное содержание проекта по критериям.

-Что у вас получилось?

Работа с классом.

Как вы считаете, что самое важное было в содержании проекта у 1 группы, у 2 группы. У 3 группы? 

 

5.Оценивание проектов.

Попытаемся определить, чей мини-проект оказался лучше. Я предлагаю оценить аплодисментами. Итак, аплодисменты 1 группе, аплодисменты 2 группе, аплодисменты 3 группе.

Итак, хотя язык имеет для нас едва ли не наибольшую ценность из всех органов и частей лица и тела, но большинство фразеологизмов о нем имеют негативное значение. Язык подводят болтливость, несдержанность, проблемы с языком.

Итак, фразеологизмы со словом язык в русском языке носят в основном критический характер по отношению к нему. Но если подумать, то это такой хитрый ход, благодаря которому мы спихиваем наши слабости и проблемы с себя на этот самый язык.

 

6 этап. Рефлексия.

Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы запомните надолго?

 

 

 

Интернет-ресурсы:


https://madamelavie.ru/frazeologizmy/frazeologizmy_yazyk/

 

https://kindbi.com/article/poslovicy-i-pogovorki-o-yazyke/  

 

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/647237/

 

 

 

 

Приложение 1.

Фразеологизмы о болтливости

  • Болтать языком (cлишком много говорить; говорить вздор; пустословить)
  • Чесать языком (пустословить, заниматься пустой болтовнёй)
  • Язык хорошо подвешен (уметь свободно, гладко говорить, писать)
  • Бойкий на язык (разговорчивый, болтливый)
  • Давать волю языку (позволять себе говорить лишнее) - кстати, фразеологизмы со словом дать
  • Почесать язык (пустословить, заниматься пустой болтовнёй)
  • Длинный язык (1. болтлив, не сдерживается в разговоре; 2. болтливость, несдержанность в разговоре; склонность к распространению сплетен)
  • Мозоль на языке натрешь (много болтаешь)
  • Трепать языком (заниматься пустой, бесцельной болтовнёй, пустословить; балагурить)
  • Язык без костей (кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит глупости)

Фразеологизмы о проблемах с языком

  • Язык вывихнешь (об очень трудных для произношения словах, фразах)
  • Язык сломаешь (очень трудный для произношения (текст))
  • Язык отнялся (внезапно замолчать, перестать отвечать)
  • Слова не идут с языка (у кого-либо не хватает решимости, умения сказать что-либо)
  • Язык заплетается (о том, кто не может ясно, членораздельно сказать что-либо)
  • Вертится на языке / на кончике языка (то, что знакомо, хорошо известно, но забыто в данный момент)

Фразеологизмы о несдержанности

  • Невоздержаный на язык (говорящий лишнего, чего не следует)
  • Сорваться с языка (быть произнесённым невольно, неожиданно)
  • Кто (меня) дёрнул за язык (неизвестно зачем (мне) понадобилось сказать что-либо)
  • Чёрт дёрнул за язык (выражение сожаления по поводу чего-либо некстати сказанного) - кстати, фразеологизмы о чёрте
  • Тянуть за язык (провоцировать на какое-либо высказывание; вынуждать что-либо сказать, ответить, высказаться) - кстати, фразеологизмы с тянуть
  • Язык чешется (кто-либо не может утерпеть, удержаться от разговора, от высказывания)
  • Развязать язык (1. становясь болтливым, проговариваться, сообщать то, о чём следовало бы помолчать; 2. побуждать кого-либо к разговору; давать возможность кому-либо говорить свободно, без стеснения)
  • Соскочить с языка (1.произноситься невольно, случайно, неожиданно для говорящего; 2. произноситься легко, непринуждённо)
  • Укороти язык! (требование замолчать)

Фразеологизмы о сдержанности

  • Держать язык за зубами (соблюдая осторожность, опасаясь нежелательных последствий, молчать, не говорить лишнего)
  • Придержи язык за зубами (поменьше болтай, разговаривай) - кстати, фразеологизмы про зубы
  • Сдержать свой язык (не говорить лишнего, недозволенного, помалкивать)
  • Держать язык на привязи (молчать, не болтать)
  • Прикусить язык (замолчать, воздержаться от высказывания)

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОУ РК «Республиканский центр образования» г

ГОУ РК «Республиканский центр образования» г

Ход занятия Подготовительный этап

Ход занятия Подготовительный этап

Итак, цель нашего проекта: « Для чего нужен язык» »

Итак, цель нашего проекта: « Для чего нужен язык» »

Интернет-ресурсы: https://madamelavie

Интернет-ресурсы: https://madamelavie

Развязать язык (1. становясь болтливым, проговариваться, сообщать то, о чём следовало бы помолчать; 2

Развязать язык (1. становясь болтливым, проговариваться, сообщать то, о чём следовало бы помолчать; 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020