Данная программа разработана мной для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ, одним из предметов внеурочной деятельности которых является мини-футбол. Программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. С удовольствием делюсь опытом с учителями физической культуры других школ. Мини-футбол в школе - дополнительная мотивация к занятиям физической культуры.
Програм. по мини-футболу 5-6 кл. Мишин.doc
Пояснительная записка.
Программа «Минифутбол» имеет спортивнооздоровительную направленность. Данная
программа реализуется в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе п.г.т. Волжский и служит для организации внеурочной деятельности
младших школьников. Программа разработана в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся.
Рабочая программа составлена на основе нормативноправовой базы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2.Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 № 189(в редакции от 25.12 2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях».
4.Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательной программам образовательным
программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 30.08.2013
№1015 (в редакции от 13.12.2013 №1342, от 28.05.2014 №598).
5.Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования
Минобрнауки России от 15.07.2014 №08888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных
организаций по учебному предмету «Физическая культура».
6.Письмо Минобрнауки России от 30.05 2012 №МД 583/19 «О методических рекомендациях
«Медикопедагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с
отклонениями в состоянии здоровья».
7.Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования».
8.Письмо Минобрнауки России от 20.07.2015 №091774 «О направлении учебно
методических материалов» (по физической культуре).
9.Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ СОШ п.г.т.
Волжский.
Минифутбол – игра очень привлекательная. Ведь, участвуя в игре, ребята получают
удовольствие от умения укрощать мяч, от удачного взаимодействия с партнёрами, от напряжённой
борьбы с соперником. Наблюдая за игрой со стороны, мы восхищаемся красотой и искрометностью
комбинаций, ловкими финтами футболистов.
Играя в минифутбол, каждый значительно чаще, чем скажем, в футболе, соприкасается с
мячом и участвует в общих игровых действиях. Да и голов в минифутболе забивается значительно
больше, а это тоже плюс.
Есть у минифутбола и другие достоинства. В эту игру можно играть на площадках малых
размеров и с меньшим числом игроков командах, следовательно, для этого можно приспособить
любую полянку или лужайку.
В минифутбол с успехом можно играть в спортивных залах, хоккейных «коробках», на
простейших площадках, в жилых кварталах. Словом, можно смело утверждать, что это
универсальная игра.
Актуальность данной программы возникла с необходимостью не только корректирования,
но и полного пересмотра многих аспектов обучения, в связи с возрастанием требований к
современному футболу. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Данная программа составлена для учащихся начальных классов. Программа направлена для
духовного и физического развития, воспитания трудолюбия подрастающего поколения.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 204 часа, (102 занятия), три раза в неделю по 2 часа. Школьники
занимаются минифутболом в одной возрастной группе.
Цели и задачи.
Цель: популяризация минифутбола как вида спорта и активного отдыха.
Задачи учебного процесса по минифутболу:
пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие
гармоническому физическому развитию учащихся;
формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям минифутбола;
обучение технике и тактике игры;
развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых,
координационных, выносливости, гибкости);
воспитание моральных и волевых качеств.
Возрастная группа имеет определенные задачи:
укрепление здоровья,
дальнейшее совершенствование всесторонней физической
подготовленности с преимущественным развитием скоростносиловых качеств, ловкости и общей
выносливости; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места
в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств
учащихся, формирование командного духа, совершенствование командной тактики игры;
формирование элементарных навыков судейства.
Результаты изучения предмета учебного плана ОУ.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с
ними общего языка и общих интересов.
развитие волевых качеств учащихся, формирование командного духа.
Метапредметные результаты:
характеристика явления (действия и поступков), их объективная
оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
умение работать в команде;
обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор
способов их исправления: общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечение защиты и сохранности природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
организация самостоятельной деятельности с учетом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и
организация отдыха в процессе её выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека;
оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными
образцами;
управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильное выполнение двигательных действий из базовых
видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,
организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
изложение фактов истории развития физической культуры,
характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
представление физической культуры как средства укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерение (познавание) индивидуальных показателей физического
развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибок и способов их устранения;
организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов
соревнований, осуществление их объективного судейства;
бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности к местам проведения занятий;
организация и проведение занятий физической культурой с разной
целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с
заданной дозировкой нагрузки;
характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса,
регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных
игр и соревнований;
объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения
двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
упражнений;
подача строевых команд, подсчет при выполнении общеразвивающих
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделение отличительных признаков элементов;
выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком
техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта,
применение их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений
различными способами, в различных условиях.
Содержания программы учебного предмета.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15—20минутных бесед.
При проведении бесед рекомендуется использовать наглядные пособия, учебные фильмы.
Обучение техническим приемам рекомендуется начинать с выполнения их в наиболее простых
условиях: удар по неподвижному мячу, ведение на малой скорости и т. д. Обучение ударам и
остановкам мяча рекомендуется проводить одновременно. При обучении школьников технике
владения мячом очень важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о
конкретном приеме.
Затем следует перейти к обучению сочетаниям технических приемов, которые наиболее
часто встречаются в игре: остановка мяча — ведение — передача; остановка мяча с уходом в
сторону—финт—ведение — передача и т. д. Наряду с этим усложняются и задачи, стоящие перед
учащимися. Так, остановку мяча следует выполнять уже в движении — вперед, назад или в
сторону, передачу мяча — низом или верхом, сильно или слабо и пр. Основное внимание при этом
обращается на овладение, правильной двигательной структурой изучаемых приемов, а также на
умение согласовывать свои действия с движением мяча.
Обучение тактике игры следует начинать со зрительной ориентировки. Надо научить
учащихся постоянно наблюдать за расположением партнеров и соперников, оценивать обстановку и
принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения
мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим действиям проводится в группах по 2
—3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют
атакующие действия (с мячом и без мяча), а другие — защитные действия. Обучение
индивидуальным действиям также включает в себя упражнения в выборе позиции для получения
мяча, «держании» соперника, своевременной передаче мяча, перехвате передачи, применении
ведения, финтов и ударов по воротам.
Содержание программы.
Физическая подготовка.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения.
Понятие о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем,
замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание
уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена
направления. Направление движения строя. Обозначение шага на месте. Изменение скорости
движения. Повороты в движении. Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания, вращения,
махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, повороты головы в различных
направлениях.
Упражнения для туловища: упражнения на формирование правильной осанки;
в различных исходных положениях — наклоны, повороты туловища; в положении лежа —
поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеих ног, поднимание и
опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ног, приседания на обеих и
на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением: упражнения в парах — повороты и наклоны
туловища, сгибание и разгибание рук, приседания, приседания с партнером, переноска
партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами
сопротивления.
Упражнения с предметами.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: на одной и обеих ногах прыжки
с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и
полуприседе, прыжки с продвижением шагом и бегом.
Упражнения с отягощением: упражнения с набивными мячами — броски,
ловля в различных исходных положениях (стоя, сидя, лежа), с поворотами и приседаниями;
броски и ловля мячей парами и группами (вес мячей 2—4 кг).
Акробатические упражнения.
Кувырки (вперед, назад и в стороны) в группировке, «полушпагат»;
Упражнения на снарядах: гимнастическая стенка, канат, шест, лестница,
перевороты (в стороны и вперед).
скамейка, перекладина, брусья, кольца;
Подвижные игры и эстафеты.
Игры с мячом;
игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием;
эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из
гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской
груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях
перечисленных элементов.
Легкоатлетические упражнения.
Бег на 30, 60, 100, 200 м, а также на 400, 500, 800, 1500 м.
Кроссы от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста).
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.
Метания.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития силы. Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с
песком 3—5 кг) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или
резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
вперед.
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание
рук в лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу
(носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки ладонями.
Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от
груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с
последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты.
Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных исходных
положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, лежа, находясь в положении
широкого выпада, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных
направлениях).
Бег с изменением направления (до 180°). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег
с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем
выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. д. Челночный бег 2x10 м,
4X5 м, 4X10 м, 2X15 м и т. п. Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом
вперед, а обратно — спиной и т. д. Бег боком и спиной вперед (на 1020 м) наперегонки. Бег
«змейкой» между расставленными в различном положении стойками, стоящими или
медленно передвигающимися с помощью партнеров. Бег с быстрым изменением способа
передвижения (например, быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед).
Ускорения и рывки с мячом (до 30 м). Обводка препятствий (на скорость).
Рывки к мячу с последующим ударом по воротам. Выполнение элементов техники в
быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в
цель).
Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч
головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°. Прыжки
вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом
головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое
и левое плечо. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы,
бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.
Упражнения для развития специальной выносливости.
Переменный и повторный бег с мячом.
Двусторонние игры (команды играют в уменьшенном по численности составе).
Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т. п.) большой
интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам,
выполняемые в течение 310мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей
обводкой нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества
повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и
влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег
(с повторным скачком на одной ноге).
Прыжки: вверх, вверхвперед, вверхназад, вверхвправо, вверхвлево, толчком
двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время
бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во
время бега — выпадом, прыжком и переступанием.
2.Техника и тактика игры
Техника игры.
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней частью подъема, внутренней
стороной стопы и серединой, внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и
катящемуся мячу. Удары по неподвижному и катящемуся мячу носком. Выполнение ударов после
остановки, ведения и рывков. Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и внутренней
частью подъема. Удары на точность: в ноги партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся
партнеру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с
разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: партнеру, в ворота, в цель, на ход
двигающемуся партнеру. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы
катящегося и опускающегося мяча. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего
навстречу мяча — на месте и в движении. Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частями
подъема правой и левой ногой и поочередно: по прямой, меняя направление движения, между стоек
и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения. Ложные движения (финты).
После замедления бега или неожиданной остановки — рывок с мячом в другом направлении или
внезапная передача мяча назад (откатывая подошвой) партнеру. Ложный замах ногой для удара по
мячу. Ложное движение туловища в одну сторону — рывок с мячом в другую сторону. Имитируя
удар по мячу, перенести в последний момент ногу через мяч, наклонить туловище в одну сторону и
сделать рывок с мячом в другую. Отбор, мяча, перехват мяча. Отбор мяча у соперника,
находящегося на месте и в движении, применяя выбивание мяча, толчки. Вбрасывание мяча изза
боковой линии с места — из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход
партнеру.
Техника игры вратаря.
Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным,
приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча
на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и
несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону
мяча без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Ловля летящего в сторону на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча
одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Бросок мяча одной рукой изза плеча на
точность. Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по
выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры. Тактические действия полевых игроков. Обучение занимающихся
правильному расположению на футбольном поле и умению выполнять основные тактические
действия в нападении и защите. Определение игрового места в составе команды, приобретение
опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся, формирование командного
духа, совершенствование командной тактики игры.
В нападении: передача мяча открывшемуся партнеру; выбор места для получения мяча;
взаимодействие с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками; выбор
места вблизи ворот противника, не нарушая правила «вне игры» для завершения атаки ударом по
воротам. Простейшие комбинации (по одной) при начале игры, при подаче углового, при
вбрасывании мяча изза боковой линии, при свободном и штрафном ударах.
В защите: зонный метод обороны. Отбор мяча у соперника при единоборстве перехватом,
выбиванием, толчком плеча.
Тактика вратаря. Выбор исходной позиции в воротах в зависимости от места и угла удара.
Розыгрыш свободного удара от своих ворот. Вбрасывание мяча открывшемуся партнеру. Позиция
при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Примерный тематический план занятий.
№
п/п
Содержание занятий
Теоретические занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Футбол в России и за рубежом.
Гигиенические знания и закаливание.
Врачебный контроль и самоконтроль.
Общая и специальная физическая подготовка.
Техническая подготовка.
Тактическая подготовка.
Правила игры.
Итого:
Практические занятия
1.
Общая физическая подготовка
5
класс
6
класс
1
2
2
2
3
3
3
16
40
1
2
2
2
3
3
3
16
40 2.
3.
4.
5.
Специальная физическая подготовка
Техника игры
Тактика игры
Соревнования
Итого:
Всего занятий:
42
50
50
6
188
204
42
50
50
6
188
204
Материальнотехническое обеспечение.
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:
1.Экипировка для учебных занятий по гигиеническим нормам.
2.Футбольное поле, спортивный зал.
3.Оборудование и инвентарь, соответствующие требованиям правил соревнований по
минифутболу.
4.Инвентарь: мячи, скакалки, секундомер, фишки, конусы, манишки разного цвета.
Перечень учебнометодических средств обучения:
1. Внеурочная деятельность учащихся «Футбол», Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов,
М. В. Маслов, Москва «Просвещение» 2011 г.
2. 101 упражнение для юных футболистов: возраст 1214 лет/Малькольм ук; пер.с
англ. Л.Зароховича. М.; АСТ:Астрель, 2003г.
3. «Минифутбол на уроке физической культуры» М.:СпортАкадемПресс, 2004.
4. Как научится играть в футбол. Хорст Вайн «Олимпия Пресс», Москва, 2004г.
7. Футбол для начинающих. Алексей Заваров. «Питер» 2015г.
8. Минифутбол на уроке физической культуры. М.П. Верёвкин. ТВТ «Дивизион»,
Москва, 2006г.
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Мини-футбол 5-6 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.