Телевизор, видео, компьютер приобретают все большую популярность в связи с их техническим взаимодействием и взаимовлиянием.
Во многих домах частная жизнь и увлечения вращаются исключительно вокруг них.
Почему телевизор «не для детей»?
Нефизиологичный процесс зрения и дискоординация деятельности различных органов чувств
Стимуляция пассивного восприятия информации
центральной нервной системой
Провоцирование агрессивно-беспокойного поведения
Компьютерные игры тоже не безобидны
Рекомендации родителям
Мультимедиа и дети.rtf
МИНИЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Мультимедиа и дети»
Почему телевизор «не для детей»?
Нефизиологичный процесс зрения и дискоординация
деятельности различных органов чувств
Во время смотрения телевизора глаза неподвижно
сконцентрированы на экране, на котором движется
изображение. Что же происходит, когда во всем мире
огромное количество детей 312 лет смотрят телевизор по
46 часов в день? Как раз в том возрасте, когда
физическая активность и движение являются важнейшими
факторами гармоничного развития, ребенок зачарованно
сидит перед экраном в застывшей позе, так как
неподвижность глазных мускулов передается и всей
остальной мускулатуре. Врачи называют такое двигательным
застоем — но это сильно преуменьшающая опасность
формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело —
просто ли в бездумности или в сознательном введении в
заблуждение. Ведь проблема заключается не в пассивности
мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами.
То, что при этом происходит, — атака на волевую
способность
человека,
обусловливающую
его
самостоятельность, собственную активность. Тут имеет
место снижение, деградация активности, застои воли, а тем
самым и деградация личности.
При этом зрительный процесс происходит ненормальным
образом, т. к. при обыкновенном рассматривании мускулы
глаз совершают разнообразные движения и как бы «обегают»
наблюдаемый объект. Кроме того, ни один цвет и ни одна
пропорция не совпадают с реальными, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы только два
органа чувств: зрение и слух, все остальные пребывают в
пассивности. Это приводит к разобщению их функций.
Стимуляция пассивного восприятия информации
центральной нервной системой
Обработка впечатлений, проникающих в мозг с экрана,
происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе
зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают
тончайшие оттенки цветов и реальные предметы одновременно
со всеми остальными органами чувств. Поток информации,
идущий с экрана, очень сильно превышает способность
дошкольника к восприятию и самостоятельному осмыслению.
Ребенок выхватывает то одно, то другое и часто не может
установить взаимосвязей между картинками и услышанным
текстом. Происходит стимулирование мозга к отрывочному и
ассоциативному мышлению, а в целом к пассивному
восприятию происходящего, т. к. собственное активное
восприятие в данном случае просто невозможно. Находящиеся
в процессе развития тонкие нервные связи мозга
дошкольника
посредством
этого
стимулирования
преобразовываются таким образом, что мозг становится
инструментом пассивной мыслительной деятельности, т. е.
малоприспособленным к активному и творческому мышлению.
Провоцирование агрессивнобеспокойного поведения
Посмотрев телевизор, ребенок приходит в состояние
такого же неестественного двигательного возбуждения, как
и то неестественное состояние полной неподвижности, в
котором он находился во время просмотра. Это
гипервозбуждение связано не столько с содержанием
просмотренных передач (жестоких, глупых или познавательных), сколько с этой вынужденной
неподвижностью перед экраном. Поэтому дети некоторое
время после просмотра телевизора не могут ничем
заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном
настроении и ведут себя вызывающе. Негативное содержание
передач только усиливает эти проявления.
Дети, воспитанные без телевизора, являются лучшими
товарищами для игр!
Дети, которые регулярно смотрят телевизор, отличаются
от других детей тем, что они:
·
·
·
·
·
·
·
в общении с другими людьми не чувствуют дистанции и
невнимательны;
сложно вступают в личный контакт;
охотно корчат гримасы и почти не смотрят в глаза;
часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес
к вещам неглубок;
мало читают, предпочитают рассматривать картинки
(комиксы и т. п.);
активно не осмысливают прочитанное и увиденное;
обладают пониженной способностью к концентрации.
Происходит стимуляция склонности к алкогольной,
медикаментозной и наркотической зависимости, так как дети
привыкают получать впечатления и душевные переживания без
личных усилий, просто нажимая кнопки.
Возникает глубокое нарушение развития воли, т. к.
дети неподвижно сидят перед экраном и не могут проявлять
своей естественной активности и склонности к подражанию.
Развитие речи, согласно исследованиям, существенно
замедляется.
Хочется упомянуть еще тот факт, что у шестилетнего
ребенка размер мозга достигает 2/3 размеров мозга
взрослого человека, но в нем имеется в 57 раз больше нервных связей между нейронами, чем в мозге
восемнадцатимесячного ребенка или в мозге взрослого. Мозг
67летнего ребенка способен образовать тысячи и тысячи
дендритных связей между нейронами.
В возрасте 1011 лет дети теряют большую часть этой
связующей нейронной массы. В нервных клетках мозга
образуется энзим, который разрушает все недостаточно
миелинизированные нервные связи. Это означает, что к
этому времени созревание нервной системы заканчивается и
«неактивированные», т. е. не укрепившиеся благодаря
различным видам деятельности нервные связи снова
исчезают.
Когда дети становятся убийцами
Четырнадцатилетний Михаэль Карнил, убийца,
расстрелявший сверстников в своей школе в Падуке, штат
Кентукки, никогда в жизни не стрелял из пистолета. Он
сделал 8 выстрелов в большом школьном фойе в бегающих и
кричащих школьников. Он поразил восемью выстрелами 8
человек: пятерых – в голову, троих – в верхнюю часть
тела.
Данные ФБР показывают, что тренированные офицеры
силовых структур в реальных условиях попадают в цель с
дистанции 7 метров в 20% случаев.
Где 14летний мальчик, никогда не бравший ранее
оружие в руки, получил такие навыки? В видеоиграх.
Мальчик из обеспеченной семьи имел доступ к целой галерее
всевозможных видеоигр со стрельбой.
Сотни причин могут толкнуть коголибо ЗАХОТЕТЬ взять
оружие и отправиться убивать. Но только одно сделает его
УМЕЮЩИМ убивать: практика, практика и еще раз практика.
Не практика стрельбы в мишень или оленя, а практика стрельбы по людям.
Все свидетели утверждают, что Михаэль стоял абсолютно
неподвижно, держа оружие двумя руками, не дергая пистолет
вверх, вниз, влево или вправо, методично ведя огонь с
бессмысленным выражением лица. Он играл в видеоигру,
просто расстреливая все, что выпрыгивало на его «экран»,
как делал это бесчисленные ТЫСЯЧИ раз до этого.
Морская пехота США лицензировала видеоигру «Doom» для
боевой подготовки своих пехотинцев. Армия США
приспособила для своих нужд базу игры «Super Nintendo». В
армии эту «игру» так и называют – Комплексный боевой
тренажер.
Для детей убивать ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННО. Они учатся
этому, встречая насилие и жестокость дома и, что более
распространено, встречая насилие как развлечение на
телевидении, в кино, интерактивных видеоиграх. Когда мы,
человеческие существа, охвачены злостью или страхом, мы
подпадаем под действие средней части мозга, которая в
целом удерживает нас от убийства. Каждое человеческое
существо имеет врожденный иммунитет к совершению насилия.
Как военные повышают «убойность» своих солдат, так и
нынешняя культура поступает с детьми. Методы,
используемые военными:
· Снижение чувствительности и брутализация (ожесточение)
происходит в лагере новобранцев. Ваша голова побрита,
вы согнаны в стадо, раздеты и одеты в одинаковую
одежду, потерявшие все признаки индивидуальности. Эта
брутализация разработана для разрушения ваших
существующих норм и правил. Вы теряете
чувствительность к насилию и принимаете его за
нормальный, крайне необходимый навык выживания в
вашем новом жестоком мире. Нечто очень похожее на такое снижение чувствительности
относительно насилия происходит с нашими детьми,
встречающимися с насилием в СМИ. В силу своего
физического и физиологического развития дети не могут
находить разницу между фантазией и реальностью. Это
означает, что когда ребенок видит по телевизору стрельбу,
избиение, деградацию, убийство, для него это реально
происходит. Позволять дошкольнику смотреть кино, в
котором он вначале привыкает к герою фильма, а потом
наблюдает, как его новый друг убивается, морально и
психологически эквивалентно тому, что вы познакомите
ребенка с новым товарищем, позволите ему играть с ним, а
затем убьете его на глазах у дошкольника.
· Выработка условного рефлекса.
Наши дети лицезреют картины человеческого страдания и
смерти.
С чем они у них ассоциируются? С их любимыми напитками,
сладостями, т. е. разрушается иммунная система против
насилия и дети делаются способными получать удовольствие
от насилия.
· Выработка рефлексов на определенные действия (стимул –
реакция).
Хороший образец подобной выработки
рефлексов – тренажер для летчиков. Когда люди
испуганы или в гневе, они делают то, что делать
приучены. Приучены на уровне условного рефлекса.
Насколько мы должны быть обеспокоены тем фактом, что наши
дети в интерактивных играх приобретают те же самые
двигательные навыки? Дети, никогда в своей жизни не
бравшие в руки оружие, вдруг его берут и пользуются им с
поразительной точностью и эффективностью. Почему? Потому
что есть видеоигры.
· Ролевое моделирование. Эффект подражательных убийств словно вирус. Неважно, чем
человек занимается. Если вы покажете его по телевизору,
вы сделаете его знаменитым, и найдутся люди, которые
захотят ему подражать, с ним соперничать.
Компьютерные игры тоже не безобидны
Общим для всех компьютерных игр является то, что
встреча человека с миром сводится к действию и
противодействию, а действия – в том числе и так
называемое творчество – возможны только в рамках схемы,
границы которой заданы компьютером. Какие положительные
результаты достигаются при этом? Без сомнения,
стимулируется бдительность и готовность к реакции, но на
каком материале? Ребенок входит в иллюзорный, искаженный
мир, который очень мало согласуется с действительным
окружающим миром. Провоцируются радость манипулирования,
цинизм и удовольствие от самоувеселения. Интеллектуальные
реакции мобилизуются односторонне, притом в тесной связи
с визуальными явлениями. Исполненная фантазии, творческая
– поскольку еще не фиксированная предметно и не
закрепленная в образах, восходящая чисто изнутри
интеллектуальность не стимулируется, а, напротив,
подавляется. Она не может раскрыться в сфере приятного
отдаления от объекта, в ироническотрюковом окружении или
среди завораживающей жестокости или напряженных
состязаний. Ей требуются минуты тишины, вслушивания,
внутреннего движения впечатлений.
Почемуто считается, что компьютер «хороший», потому
что с ним можно взаимодействовать и в нем нет рекламных
заставок, а телевизор «плохой», потому что с ним нельзя
взаимодействовать и он показывает много рекламы. Видео –
это тоже «хорошо», потому что там тоже нет рекламы. Для
ребенка все эти три информационных источника обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе
мускулов. Использование СМИ означает, что мы учим детей
исследовать мир с помощью компьютера, а не с помощью рук,
ног и воображения.
3летнему ребенку больше всего необходимы любовь,
личный контакт и, прежде всего, забота. 45летние дети
должны развивать социальные навыки и учиться
взаимодействовать с другими. Им надо играть с настоящими
предметами, а не с виртуальными картинками.
Надежность и умение вызывать доверие никогда нельзя
будет получить из Интернета, и через 100 лет нельзя будет
научиться общаться с людьми с помощью компьютера.
Напротив, то время, которое мы проводим, лазая по
Интернету, это время, за которое наша способность
общения с людьми, скорее, ухудшается. Для того, кто
предпочитает жить в мире, где люди изолированы друг от
друга, и в обществе, в котором люди не уживаются друг с
другом, самым лучшим способом будет поместить детей в
компьютерное пространство и велеть им общаться друг с
другом только электронным образом.
Рекомендации родителям
1. Не оставляйте детей один на один с телевизором!
Взрослые вообще не должны включать детям программы,
которые, как они подозревают, превышают возможности
детского восприятия, надо выбирать более подходящие для
детей программы. Но в любом случае им следует понимать,
что их долг быть рядом с малышами во время просмотра,
даже если речь идет об исключительно «детских» передачах,
казалось бы, полностью доступных детям. Ребенку почти
постоянно хочется задавать вопросы или делать замечания, которыми ему надо поделиться со взрослым, а для этого
нужно сделать так, чтобы образы не подавляли его, а,
наоборот, чтобы он мог овладеть ими и осмысленно
переработать все увиденное. Кроме того, действуя таким
образом, взрослый может поощрять в детях осознанность
просмотра (и процесс зрительного восприятия вообще), а
это и есть главное условие, чтобы ребенок не смотрел
пассивно то, что ему покажут.
Поэтому целесообразно еще раз назвать факторы,
действующие при телепросмотре:
· Фактор 1. Содержание и жанр передачи (скажем,
информационная программа, художественный фильм,
мультфильм и т. д.). Этот фактор осознается всеми
телезрителями и, как правило, привлекает их внимание,
а часто кажется даже единственным определяющим
фактором («обсуждение программ»).
· Фактор 2. Зависимость от камеры зрительского взгляда,
воспринимающего все спецэффекты (наплыв, монтаж,
смена кадра, смена перспективы и т. д.). Этот фактор,
как правило, ускользает от сознательного восприятия
или, во всяком случае, ощущается очень смутно, если,
к примеру, сцены сменяются слишком часто или
внезапно. Зритель вообще не замечает глубокого
воздействия этих средств на свою эмоциональную сферу,
свои симпатии и антипатии, настроения и оценки.
· Фактор 3. Различные физиологические воздействия
экрана, независимые от особенностей программы и
связанные с физической неподвижностью зрителя. Этот
фактор обладает наиболее глубоким воздействием. Он
сказывается на обмене веществ и нервных процессах
человеческого организма, протекающих ниже порога
осознаваемости, т. е. на бессознательном уровне. Здесь закладывается то, что проявляется много позже,
когда физиологические воздействия уже приводят к
устойчивым изменениям. Этот третий фактор, до сих пор
меньше всего беспокоивший взрослых, для ребенка имеет
решающее значение. Ведь «окна» его телесно
физиологического развития распахнуты еще так широко,
что телеэкран воздействует на него до самых глубин, и
это воздействие оказывается необратимым. Стало быть,
решая вопрос, что можно позволить смотреть
дошкольнику в конкретном случае, этому фактору
следует уделять особое внимание.
Даже если по какомуто каналу идут исключительно
безобидные детские передачи, свободные от насилия и
рекламы, это еще далеко не оправдывает разрешения
смотреть телевизор сколько угодно. Ведь чем больше время
просмотра, тем сильнее воздействие второго и третьего
факторов, столь негативное, что допускать его нельзя ни в
коем случае.
2. Ограничивайте время просмотра, побуждайте ребенка
к активности!
Не меньшую важность, чем выбор программ, имеет для
взрослого сознательное ограничение времени просмотра,
соотнесенное с конкретной стадией развития ребенка. Можно
с уверенностью утверждать, что обычное нынче для 68
летних детей просмотровое время, составляющее 2030 часов
в неделю, а то и больше 100, слишком велико. Взрослый
(родитель, воспитатель) должен стараться предоставлять
ребенку как можно больше места и времени для творческих
игр, для получения живого чувственного опыта и энергичной
активности. Раз при нынешних условиях сами дети часто не
знают, как проявить себя на этом поприще, взрослым надо поднапрячься и тут, чтобы дать им подходящие импульсы.
Окупится любое, даже самое малое усилие в этой области —
можно даже сказать, не будет большего вложения в
последующую жизнь ребенка, чем ежедневное чтение ему
вслух или собственные рассказы, заменяющие информацию
массмедиа; хорошо попеть вместе с ним, вовлечь его в
ежедневную домашнюю работу, поиграть с ним в подвижные
игры или приохотить к различным поделкам, чтобы спустя
какоето время он мог продолжать самостоятельно.
3. Поощряйте творчество образов!
Невозможно
переоценить,
насколько
велика
ответственность взрослых за строгое ограничение
просмотрового времени. Еще один довод в пользу этого
предоставляют результаты новейших исследований,
проведенных американскими специалистами в области
физиологии головного мозга: измеряя активность мозга у
детей, они констатировали, что чрезмерное потребление
телевидения ведет к опустошительным для мозга
последствиям: «У детей, проводящих перед телевизором
ежедневно по 1015 часов, кора головного мозга подобна
пустыне», — резюмирует в сообщении для прессы специалист
по физиологии органов чувств Хорст Прен и продолжает:
«Они страдают полной потерей способности воображения».
Некоторые дети даже не в состоянии нарисовать по памяти
бытовые предметы, скажем, чашку. Этот разительный пример
показывает, что поставлено на карту: способность творить
образы — сознательно порождаемые или свободные образы
фантазии — подавляется тем сильнее, чем больше ребенок
смотрит телевизор, и со временем утрата этой способности
становится необратимой. Телевизионные образы откровенно
обстреливают извне способность фантазии и творческого воображения.
Берегите здоровье Ваших детей!
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
МИНИ-ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультимедиа и дети»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.