Mir-e2007@yandex.ru
Оценка 5

Mir-e2007@yandex.ru

Оценка 5
docx
чтение
2 кл—5 кл
06.12.2021
Mir-e2007@yandex.ru
Урок литературного чтения в 4 классе
Конспект урока литературного чтения. Внеклассное чтение..docx

                                                                Должность: учитель начальной школы

                                                                  Миронова Элина Викторовна, высшая кв. категория

                                                               Место работы: Муниципальное бюджетное

                                                                  общеобразовательное учреждение «Школа №115»

                                                                Авиастроительного района города Казани

 

 

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Внеклассное чтение: творчество современной русской писательницы

Тамары Витальевны Михеевой.

Тема урока:   «Детство – главное время в жизни человека»

(по рассказу Тамары Михеевой «Алька»).

Система: современный урок по ФГОС

Тип: урок усвоения нового знания

Форма: интегрированный урок

Учебное пособие: Литературное чтение 4 класс, автор: Э.Э.Кац, учебник часть 1-2 -3 издательство «Дрофа/Астрель», 2018г.

Методы: активные и интерактивные в  рамках ФГОС.

Оборудование: портрет Т. Михеевой, презентация, ТСО, аудио-видео материал, дополнительный дидактический материал.

Раздаточный материал: таблицы, карточки с заданием; карточки оценивания личных достижений.

Дидактическая структура урока

Цель: познакомить учащихся с творчеством современной русской писательницы Тамары Михеевой.

Задачи:

Образовательные - формирование умения работать самостоятельно на уроках литературного чтения, умения самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать своё отношение к прочитанному, видеть в художественном произведении средства выражения чувств и внутреннего состояния героев, самостоятельно оценивать свою деятельность;

Развивающие развитие культуры чтения, общеучебных навыков: сотрудничать при работе в группах, работе  в парах, работе с дополнительным дидактическим материалом.

Воспитательные – воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности,  отношения к чтению как к познавательной составляющей личности, способности к сопереживанию, сочувствию.

Форма работы: групповая.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно работать на уроках литературного чтения, самостоятельно оценивать свою деятельность.

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- составлять план выполнения задач, осуществлять действия по реализации плана;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- формирование умения выделять из множества информации главную, осуществлять действие по образцу, умение видеть ошибку;

-соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные УУД:

- формирование умения строить устные высказывания, вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерии для сравнивания, классификации;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

-построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-формирование умения слушать и слышать учителя, ученика, вступать в диалог;

-сотрудничать с другими в решении учебных задач;

-адекватно оценивать себя, работу в парах и группе;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-совместно договориться о правилах работы в паре и следовать им.

Личностные УУД:

- формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, готовности открыто выражать свою позицию на уроке;

-проявлять интерес к новым знаниям, к способу решения проблемы;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, понять, зачем нужны эти знания;

-осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат;

-уметь адекватно оценивать свой успех или неуспех в учении.

 

Ход урока:

1.      Организованный момент.

Учитель.

Ну-ка дети встаньте в ряд,

Я командир, вы мой отряд.

В школе прозвенел звонок,

Значит, начался урок.

Учитель.

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Волшебник.

Волшебник предлагает вам отправиться в путешествие.

У вас на парте лежит информационный лист, в котором вы прослеживать свою деятельность на протяжении всего урока,  самостоятельно отмечать своё отношение к выполняемой деятельности на уроке:

Отметьте вашу готовность к уроку,

Информационный лист, таблица №1.

(см. приложение 1, таблица №1)

Поставьте «+», если вы готовы выполнить задание.

Поставьте «V» галочку, если у вас есть сомнения.

Поставьте « - », если считаете, что вам это неинтересно.

А так же оценивать выполнение заданий в баллах .

 (см. приложение, таблица №2)

 

2.      Актуализация знаний.

Учитель.

Ребята, Волшебник знает, что вы ежедневно используете его волшебные слова, с которых начинаете свой учебный день: девиз вашего класса.

Вы можете его сейчас повторить?

Учащиеся:

Я хочу, я могу, я буду успешным!

Учитель.

Прежде чем отправиться в путешествие, нужна подготовка.

Разминка.

Готовы ли вы, выполнить задание, которое вам приготовил Волшебник?

 (Отметьте свою готовность в таблице №1)

Откройте папки по мнемотехнике: таблица Шульце, чтение разными способами.

Учитель.

Готовы ли вы, выполнить следующее задание, которое вам приготовил Волшебник?

 (Отметьте свою готовность в таблице №1)

Проверка домашнего задания.

Задание 1. Определение жанра литературного произведения.

(работа в парах по карточкам)

Вам предстоит выполнить ряд заданий:

1.      Обсудить в парах и найти определение жанру.

2.      Соединить линией пары.

3.      Проверить по эталону (см. приложение таблица №3).

Учитель.

Отметьте выполнение задания в таблице №2.

3.      Подготовка к освоению нового знания.

Учитель.

Вы готовы продолжить и выполнить следующее задание, которое вам приготовил Волшебник?

Отметьте вашу готовность в таблице №1.

Задание 2. Составь пословицу.

Собираем, читаем и определяем смысл пословицы.

Сын – отцу помощник, а дочь – матери помощница.

Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт.

Детство – время золотое.

Учитель.

Чему учат данные пословицы?  (Дети предполагают).

Отметьте выполнение задания в таблице №2.

Учитель.

Перейдём к третьему заданию.

Отметьте вашу готовность в таблице №1.

Задание 3. Докончи предложение.

Волшебник предлагает вам докончить предложения и рассказать о себе, вставив пропуски. Поделиться написанным текстом с членами команды.

Меня зовут ……….…, мне …     лет, я ученик (ца)…………….…

Моя семья – это………………………….…..,

Детство для меня…………………………...

Раньше я любил(ла) заниматься…………………....,

Сегодня отдаю предпочтение …………………………….,

Думаю в дальнейшем…………………………………………….

Учитель.

Можно ли назвать написанное, текстом?    (да)

К какому жанру можно отнести этот текст?   (рассказ)

Отметьте выполнение задания в таблице №2.

Физкультурная минутка

А теперь, ребята встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево.

За работу берись смело,

На вопросы отвечай,

И успех ты получай.

Как живёшь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!

Как плывешь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Во так!

Учитель.

Отметьте вашу готовность в таблице №1.

Существует ли в жизни такая страна – Страна детства? (Ответы учащихся)

Кто может являться жителями этой страны? (Мы с вами)

Кто может попасть в эту страну, и как? (Воспоминания)

Что может нам помочь? (Память)

Проходным билетом в детство всегда будут всегда ваши воспоминания…

 (музыка «Куда уходит Детство»)

Детям предлагается обратить внимание на выставку книг.

Учитель.

-Знакомы ли вы с этими литературными произведениями? (Нет)

-Знаком ли автор? (Тамара Михеева (1979г.р.)  дважды лауреат  Международного конкурса имени Сергея Михалкова: 2008г , 2010г.)

-Перед вами сборник Тамары Михеевой «Юркины бумеранги»,

в него входят повести и рассказы. Предположите,

о чём или о ком идёт речь в этой книге? (Ответы)

-В какую страну нам предстоит путешествие? (страна Детства)

-Предположите жанр произведения с которым нам предстоит познакомиться: сказка, повесть, рассказ, былина, басня? (Рассказ)

Тема нашего урока: «Детство – главное в жизни человека».

(по рассказу Тамары Михеевой «Алька»)

Цель урока: познакомиться с творчеством современной русской писательницы Тамары Михеевой.

Отметьте выполнение задания, устный ответ, в таблице №2.

4.      Работа с текстом до чтения.

Учитель.

Отметьте вашу готовность в таблице №1.

Задание 5  Аудио-прослушивание.

Учитель.

- О ком говорится в рассказе? ( О девочке Альке, её маме и сестре)

- Можете ли вы назвать её имя полностью? (Ответы учащихся)

- Что описывает автор, рассказывая о профессии мамы? (Рояль, занавес, театр, спектакли)

- Понятно ли вам выражение» Часто горят спектакли?» (Срочная подготовка)

- Можете ли вы предположить, сколько Альке лет? (5-6 лет)

- С кем, и во что играет Алька? (С собакой в пещеру под столом, с сестрой в школу)

- Во что не любит играть Алька? (В школу)

- Когда дома скучно, куда отправляется Алька? (к маме на работу)

- Можете ли вы, предположить, что будет дальше? ( Ответы учащихся)

Отметьте выполнение задания, устный ответ, в таблице №2.

Физкультурная пауза. Гимнастика для глаз.

5.      Первичное знакомство и чтение произведения.

Учитель.

Отметьте вашу готовность в таблице №1.

Задание 6. Диалог с автором.

Чтение текста с комментирование и ответом на поставленные вопросы.

Учитель (ученик 1)

Вопрос 1. Откуда Алька ведёт наблюдение за тем, что происходит на сцене?

(Сидя на кресле)

Вопрос 2. Что для Альки – спектакль?

(Когда у людей другие имена и ведут они себя не так, как в жизни).

Вопрос 3. Что у мамы, есть волшебного? (Ладоши)

Вопрос 4. Что говорит о маме Алька? Найдите в тексте…

 

Учитель (ученик 2)

Вопрос 1. Как вы понимаете выражение: «Артисты у мамы разные»?  (Возраст)

Вопрос 2. Может ли долго усидеть Алька, наблюдая за артистами? (Ответы).

Вопрос 3. В какое время происходит действие рассказа? (Зимой)

Вопрос 4. Чем не хочет расстраивать маму, Алька? (Мама очень переживает, когда Алька бегает раздетая по морозу)

 

Учитель (ученик 3)

Вопрос 1. Что описывает Алька?  (Дворец)

Вопрос 2. Что её больше всего восхищает? (Сколько закутков и коридоров).

Вопрос 3. О чём она может рассказывать с гордостью? (Когда её в первый раз взяли на работу)

Вопрос 4. Может ли она об этом помнить и откуда её это известно? (Мама рассказала)

 

Учитель (ученик 4)

Вопрос 1. Заметили ли вы, какое прилагательное Алька употребляет чаще всего и с чем это связано?  (Она маленькая и всё для неё является большим)

Вопрос 2. С кем ещё водит дружбу Алька? (Художница Таня).

Вопрос 3. Какой поступок для Альки был значимым? (Раскрасить буквы на большой афише)

Вопрос 4. Чем ещё увлеченно занимается Алька? (Рисованием)

 

Учитель (ученик 5)

Вопрос 1. Где более интересно выполнять это задание и почему? (По сравнению с детским садом, во дворце интереснее)

Вопрос 2. Всё ли у Альки получается и расстраивает ли её это? Какой она делает вывод? (Буду обязательно всем уметь).

Вопрос 3. Что вы можете сказать о папе Альки, и где находится чаще всего? (Её папа эстрадник и часто ездит в командировки)

Вопрос 4. Можно ли предположить, что будет дальше? (Ответы детей)

Отметьте выполнение задания, устный ответ, в таблице №2.

Учитель.

Волшебник предлагает вам поработать самостоятельно по карточкам.

Отметьте вашу готовность в таблице №1.

Задание 7.  Восстанови последовательность.

 Учащимся предлагается:

1.      Восстановить последовательность по содержанию текста.

2.      Записать номера в таблицу справа.

3.      Вписать опорные слова.

4.      Проверить по эталону (см. таблицу № 4)

(Опорные слова: артист, режиссёр, эстрадник, художник)

Отметьте выполнение задания, в таблице №2.

Учитель.

Итог:

1.      Что интересного вы узнали на уроке?

2.      Что можете рассказать про девочку Альку?

3.      Захотелось ли вам прочитать рассказ до конца?

4.       

Рефлексия. (см. таблицу №5J)

Домашнее задание.

1.      Дочитать рассказ до конца.

2.      Написать сочинение «Профессии, которые выбрали мои родители».

3.      Нарисовать рисунок «Профессия моего будущего».

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

 

Готовность к деятельности на уроке.                                                               Таблица №1

№ задания

разминка

1

2

3

4

5

6

7

Поставьте «+», если вы готовы выполнить задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте «V» галочку, если у вас есть сомнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставьте «- », если считаете, что вам это неинтересно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2

Оценивание деятельности на уроке.

 

Оценивание

деятельности

Деятельность на уроке

Разминка

Домашнее задание

Устный ответ

Чтение вслух,

про себя

Работа в паре

Самостоятельная работа

Рефлексия

Общий балл

балл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание: 3б – отлично, 2б - хорошо, 1б – было трудно, но справился с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

ЭТАЛОН САМОПРОВЕРКИ

Таблица №3

Эталон самопроверки: образец соответствия жанров.

ПОВЕСТЬ

 

Прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма, воспроизводящего естественное течение жизни.

РАССКАЗ

 

Прозаическое произведение, повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

СКАЗКА

 

Фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла или фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.

БАЛЛАДА

 

Лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

БЫЛИНА

 

Русские народные эпические песни о подвигах богатырей, сюжетом является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

 

Таблица №4

Эталон самопроверки: последовательность по содержанию текста.

Содержание

Последовательность

Профессии

1

Она руководит самодеятельным театром во Дворце культуры и у нее часто горят спектакли.

 

1

 

Режиссёр

2

Они самые разные, есть очень даже старше, совсем седые и с морщинками.

 

2

 

 

Артисты

3

Она придумывает костюмы и декорации к спектаклю, а вечером ведёт этот кружок.

 

3

 

Художник

4

На полках пластинки стоят, на стенах фотографии и афиши, инструментов много, но больше всего разных труб.

 

4

 

Эстрадник

 


 

Должность: учитель начальной школы

Должность: учитель начальной школы

Воспитательные – воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности, отношения к чтению как к познавательной составляющей личности, способности к сопереживанию, сочувствию

Воспитательные – воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности, отношения к чтению как к познавательной составляющей личности, способности к сопереживанию, сочувствию

Ход урока: 1. Организованный момент

Ход урока: 1. Организованный момент

Прежде чем отправиться в путешествие, нужна подготовка

Прежде чем отправиться в путешествие, нужна подготовка

Волшебник предлагает вам докончить предложения и рассказать о себе, вставив пропуски

Волшебник предлагает вам докончить предложения и рассказать о себе, вставив пропуски

Детям предлагается обратить внимание на выставку книг

Детям предлагается обратить внимание на выставку книг

Задание 6. Диалог с автором.

Задание 6. Диалог с автором.

Вопрос 2. Всё ли у Альки получается и расстраивает ли её это?

Вопрос 2. Всё ли у Альки получается и расстраивает ли её это?

Приложение 1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Приложение 1 ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Приложение 2 ЭТАЛОН САМОПРОВЕРКИ

Приложение 2 ЭТАЛОН САМОПРОВЕРКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021