Мир русской песни (часть 2)
Оценка 4.8

Мир русской песни (часть 2)

Оценка 4.8
docx
24.04.2020
Мир русской песни (часть 2)
1.docx

Уроки музыки

Мир русской песни (часть 2)

Мир русской песни

Ходила младёшенька по борочку  (обр. Н. Римского-Корсакова)
Со вьюном я хожу
Однозвучно гремит колокольчик
Вдоль по Питерской
Пётр Ильич Чайковский. Камаринская
Михаил Иванович Глинка. Камаринская

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с разновидностями песенного жанра.

Ход занятия:

Педагог (качает куклу и поет ей колыбельную). Тише, кукла заснула! Ее убаюкала нежная, мягкая колыбельная песня. Вы, наверное, тоже любите засыпать под колыбельную песню - ласковую и уютную. Песней можно убаюкать ребенка, а можно его повеселить, развлечь. Песни человек поет и когда ему грустно. Вы уже слушали разные народные песни - колыбельные, хороводные, плясовые. (Могут прозвучать фрагменты знакомых песен.)

Народные песни сопровождали разные события в жизни людей - сбор урожая, праздники, свадьбы. Их пели и во время тяжелой работы. Раньше люди передвигались на повозках, запряженных лошадьми. Повозчик, который правил лошадями, назывался ямщиком. Ямщики возили людей в любую погоду - и в дождь, и в пургу. Чтобы не заблудиться зимой в поле, привязывали под дугой колокольчик. В песне ямщика «Однозвучно гремит колокольчик» слышится печаль, грусть, задумчивость. (Звучит песня.) Мелодия этой песни неторопливая, распевная, тоскливая, унылая. Когда слушаешь эту песню, представляешь себе широкие русские просторы и одинокую повозку, запряженную лошадьми. Как похоже изображает балалайка звуки колокольчика, доносящиеся издалека! (Звучит запись.)

А сейчас послушайте другую народную песню, веселую, разудалую, шутливую - «Вдоль по Питерской». (Звучит запись.) В этой песне слышится молодецкая сила, удаль. Она звучит с размахом, громко, похожа на плясовую. Давайте спляшем под нее. (Звучит запись, дети осваивают элементы русской пляски.)

2-е занятие

Программное содержание. Закреплять представления детей о жанрах народной песни.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали плясовую песню «Вдоль по Питерской» (звучит фрагмент), знаете хороводную песню «Со вьюном я хожу» (звучит фрагмент). Сейчас вы познакомитесь еще с одной хороводной песней «Ходила младёшенька по борочку». Какая она по характеру? (Исполняет песню.)

Д е т и. Плавная, спокойная.

П е д а г о г. Да, песня неторопливая, немного грустная, танцевальная. Давайте потанцуем под эту музыку, поводим хоровод. (Исполняет песню, показывает детям выразительные движения хоровода.)

А сейчас я сыграю вам еще одну русскую народную песню. А вы скажите мне, похожа она на хороводную песню или на плясовую? (Играет «Камаринскую» П. Чайковского из «Детского альбома».)

Д е т и. На плясовую.

П е д а г о г. Какая она по характеру?

Д е т и. Веселая, быстрая, бойкая.

П е д а г о г. Да, эта плясовая песня называется «Камаринская». Она веселая, задорная, с юмором, озорством. Композиторы записывали русские народные песни и использовали их в своих произведениях. Они сочиняли к мелодиям аккомпанемент, похожий на тот, который звучал в народном исполнении. «Камаринская» - пьеса из «Детского альбома» П. Чайковского. Народные песни обычно пелись под аккомпанемент русских народных инструментов - балалайки, гармошки, свирелей, волынки. Волынка - это инструмент, похожий на надутый воздухом мешок с отверстиями, в которые вставлены дудочки. Одна - для низких звуков, другая – для исполнения мелодии. Низкие звуки на волынке все время повторяются.

П. Чайковский в своей «Камаринской» очень похоже передает звучание народных инструментов. Вначале мелодия напоминает звуки балалайки, а в аккомпанементе изображается монотонная волынка (исполняет 1 - 4-й такты).

Тема плясовой при повторениях звучит немного по-разному, варьируется. Народные исполнители часто изменяли мелодию, и П. Чайковский подражает звучанию народного оркестра. Когда мелодия появляется второй раз, она немного другая. Аккомпанемент похож на звучание гармошки. (Играет 5 - 8-й такты.) Потом мелодия как бы сжимается. Вместо нее звучат аккорды, похожие на игру гармони, в которых тема «Камаринской» все же узнается. (Звучит фрагмент.) В последней вариации мелодия снова похожа на звуки балалайки, а гармонь аккомпанирует ей. (Исполняется фрагмент и вся пьеса целиком.)

3-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с обработками народных мелодий - фортепианной, оркестровой.

Ход занятия:

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали пьесу П. Чайковского «Камаринская», в которой он использовал русскую народную плясовую мелодию. У другого русского композитора Михаила Ивановича Глинки тоже есть произведение, которое называется «Камаринская». В ней используется та же народная мелодия. Но «Камаринская» М. Глинки написана не для фортепиано, а для симфонического оркестра. Послушайте ее. (Звучит фрагмент, начиная с темы «Камаринской», в записи.)

Тема народной плясовой звучит в оркестре по-разному, варьируется. Сначала ее играет деревянный духовой инструмент - кларнет. Его звучание напоминает звуки народных свирелей, дудочек. Потом мелодию подхватывает весь оркестр. Тема камаринской звучит то весело и задорно, то мощно, то вдруг темп замедляется (будто нет уже сил плясать), а затем мелодия снова звучит лихо, с озорством, весь оркестр помогает скрипкам разжечь веселье плясовой. Гудят духовые инструменты. Они звучат немного невпопад и словно поддразнивают тему. Скрипки напоминают звуки балалаек. Оркестр звучит блестяще, с лихостью, задором. (Фрагмент «Камаринской» звучит повторно.)

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей находить тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания музыки, передавать смену настроений в движениях.

Ход занятия:

Педагог исполняет «Камаринскую» П. Чайковского целиком, затем каждую вариацию отдельно, беседует с детьми о характере музыки, подбирая тембры инструментов для каждой вариации, раздает детям ложки, бубны, трещотки и другие инструменты. Дети оркеструют пьесу.

Камаринская - это русская плясовая. Можно сплясать под эту музыку, выразить в движениях и веселье, и удаль, и задор русской пляски. Педагог показывает варианты движений, которые могут освоить дети. На последующих занятиях дети импровизируют движения под музыку.


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки музыки Мир русской песни

Уроки музыки Мир русской песни

Ямщики возили людей в любую погоду - и в дождь, и в пургу

Ямщики возили людей в любую погоду - и в дождь, и в пургу

А сейчас я сыграю вам еще одну русскую народную песню

А сейчас я сыграю вам еще одну русскую народную песню

Исполняется фрагмент и вся пьеса целиком

Исполняется фрагмент и вся пьеса целиком

Педагог исполняет «Камаринскую»

Педагог исполняет «Камаринскую»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020