МИР В МОЕЙ ЛАДОНИ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Мы живем в сложном мире. Чтобы понять, что такое «сложный мир», для которого мы учим детей, достаточно перечислить общие ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННОСТИ:
- постоянные, непрерывные и интенсивные изменения во всех сферах жизни; и не всегда мирные;
- цивилизация, входящая в стадию цифрового общества;
- автоматизация различных видов деятельности человека, включая интеллектуальный труд.
В этом сложном мире сможет комфортно себя чувствовать только такой человек, который умеет справляться с разными, даже самыми непредсказуемыми жизненными ситуациями, и обладать четкой системой ценностей, которые позволят ему управлять своей жизнью и принимать решения. Поэтому современные ученики должны освоить три основных типа компетенций: 1) способность к самостоятельным действиям, 2) умение взаимодействовать с разнообразными группами людей 3) быстро овладевать различными инструментами, символьными системами.
Как научить детей быть такими? Давайте об этом поговорим.
Шел человек по улице. Счастливый, спокойный. Светло, рядом люди. И вдруг – ему на голову упала глыба люда.
Кто виноват? – простой вопрос. Школьники ответили: 12 % - лёд; 44 % - ЖЭК; ост. – сам человек (надо смотреть по сторонам! надо было предусмотреть! и т.д.)
Более 200 лет назад окончательно оформилась такая наука как криминология. Криминологию нельзя путать с криминалистикой, т.е. как раскрывать преступление.
Криминология изучает обстоятельства преступления и личность преступника, его мотивы. И только примерно 150 лет назад впервые криминологи заявили о том, что не всегда только преступник виноват в том, что случилось. И отделилась такая ветвь науки, как виктимность.
Виктимность - (от лат. victima — жертва) — это устойчивое свойство личности быть жертвой обстоятельств (преступления, несчастного случая, катастрофы). То есть у человека, которому упала на голову глыба льда высокая ВИКТИМНОСТЬ.
О том, как избежать поведения жертвы, как беспокоиться о собственной безопасности, как научить этому детей мы будем сегодня говорить.
Легко представить, как жертва виновата в том, что произошло. Начиная с прямого подстрекания для совершения и заканчивая такими моментами, как неоказание сопротивления тогда, когда это можно было сделать.
Современная виктимология изучает гораздо больший круг вопросов, а виктимологи дают возможность вывернуться не только из обстоятельств совершаемого преступления в отношении человека, но и дает практические рекомендации тем, кто может (не дай Бог!) стать жертвой несчастного случая, как с той глыбой льда.
Представьте себе, что не все дети знают то, что знаем мы, и могут не предусмотреть и избежать беды. Да и мы не все знаем, как вести себя, например, во время землетрясения, наводнения.
Посмотрите на СЛАЙД 1
Вы видите, что СОВРЕМЕННАЯ ВИКТИМНОСТЬ возрастает.
Во-первых, стало больше обстоятельств, угрожающих человеку,
Во-вторых, сегодня можно дать рекомендации детям и взрослым.
В-третьих, научить теории безопасности. А задача учителя ОБЖ – научить 2-м компонентам, ее составляющим
СЛАЙД 2
Давайте проанализируем, насколько мы предрасположены к виктимности.
СЛАЙД №3
Возраст: дети или старики?
Пол: мужчины? женщины?
Состояние здоровья: сердечник? диабетик? Физические возможности: полный человек или спортсмен?
Устойчивость психики: неврастеник или флегматик?
Жизненный опыт: старики или дети?
Специальная подготовка: атлет, пловец или «ботаник», шахматист?
Одежда, обувь: предпочтение кроссовкам или шпилькам?
Содержимое карманов: нож? шокер?
Т.Е. то, что предполагает наш внутренний мир, пристрастия, предпочтения.
Совсем иначе выглядит то, что нас окружает, когда опасность стала проявляться как бы «снаружи»
Сезон года: учитываем опасности зимы, осени и лета.
Время суток: день – ночь!
Наличие или отсутствие людей: отсутствие людей пугает, но иногда присутствие людей гораздо опаснее.
Помощь других людей: мы воспитаны в уверенности, что придут на помощь обязательно, стоит только позвать. Сегодня можно видеть полярно противоположную картину: убегают, опускают глаза, отворачиваются, переходят на другую сторону улицы и т.д. как женщины, так и мужчины.
Местоположение происшествия: парк более опасен, чем площадь. Загородная прогулка опаснее парковой.
Освещенность: темнота, конечно, привлекательнее для молодежи. чем освещенное место, но они должны усвоить, что она и опаснее.
Наличие средств спасения и их доступность связаны между собой. Если вы имеете шокер, но он глубоко в сумке, - пользы от него 0. Если вы на корабле видите спасательный круг, но он привязан морским узлом, он не спасет вас.
Если вы видите огнетушитель, но не можете оторвать его от стены и не знаете, что с ним делать, ожогов вам не избежать.
Таким образом, предпосылки – это то, что находится СНАРУЖИ, это те условия, обстоятельства, в которые вы попадаете независимо от вашего состояния, возраста и т.д.
От того, как сложатся эти два компонента, зависит наша виктимность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Предлагаю вам оценить общую виктимность: высокая, средняя или низкая.
СЛАЙД 5
Посмотрите на изображение человека. Это иностранец (китаец), язык не знает, увлечен фотографированием дорогим аппаратом. Какая у него виктимность?
СЛАЙД 6
И вот встреча с этим человеком. Что сулит она щуплому, пожилому, богатому китайцу – комментировать не стоит. Точно так же могут сложиться обстоятельства и с русским человеком за рубежом. Научить детей предпосылкам опасности – наша задача.
СЛАЙД 7
Где высокая и где низкая виктимность – даже не спрашиваю. Но не устаю повторять: дети думают иначе. Их надо предупредить. Поэтому китайцу надо идти только по освещенной улице – низкая в-ть.
СЛАЙД 8
Есть некие весы. Не случайно мы говорим: «Взвесьте всё!». И если ты не задумываешься, из каких компонентов состоит твоя безопасность, обязательно будут проблемы. Давайте нагружать правую часть: слабый, хилый, больной – не должен оказаться в темном переулке. Если дорога не освещена, нельзя хотя бы говорить по телефону. Даже недорогой телефон вызовет интерес у преступника. А если дорогой?
И вот мама, волнуясь, думает, что каким-то образом обеспечит безопасность ребенку, звонит ему. Ребенок отвечает – показал наличие телефона. Кто повысил виктимность? МАМА, причем дважды:
Первый раз, когда купила дорогой телефон. Второй – когда позвонила, ведь если ребенок за 2 км, чем вы поможете?
Если научим рассуждать, снизим опасность:
- правильно одеваемся;
- правильно передвигаемся;
- правильно ведем себя.
Как научить детей предвидеть проблемы?
СЛАЙД 9
Поскольку наши дети в основной своей массе – визуалы, давайте ПОКАЖЕМ им разную виктимность.
На помощь приходят наши живописцы. Рекомендую рассмотреть вместе с ребятами полотна великих художников. Это «украсит» урок, это подтвердит вашу информацию. Это запомнится детям.
Посмотрите на шедевр русской живописи, картину Васнецова «Богатыри».
СЛАЙД 10
Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Они стоят в открытом поле. Нет защиты от летящих стрел. Очень далеко от спасительной от вражеского набега рощицы. Очень высокий уровень виктимности с точки зрения современного воина.
В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни – реальные ратные подвиги, а впоследствии монашество в Киево-Печёрском монастыре. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. И на картине Васнецова мы видим могучего воина. "А конь под Ильёй - лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Представьте только, насколько он неповоротлив, неуклюж. Движения (хоть галоп, хоть рысь) далеки от скоростных. А если его вышибут из седла, сможет ли Илья Муромец быстро вскочить на коня? Значит, ему обязательно нужна защита!
Алёша Попович по сравнению с Ильей молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. Нужны ли гусли в бою???
В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей, но с точки зрения личной безопасности эта картина представляет большое поле для обсуждения.
ВИКТИМНОСТЬ ВЫСОКАЯ!
СЛАЙД 11
Давайте посмотрим с этой же точки зрения на картину Василия Перова «Ботаник». На картине изображена фигура мужчины. Он среднего роста. На нем черная шляпа и неброская одежда, белая рубашка и черные обычные штаны. Она подчеркивает его социальное положение. В руках он держит какую-то трость, а на спине виднеется коробка, уже доверху набита травами. Эта коробка помешает ему быстро ретироваться в минуту опасности.
Мужчина изображен в полусидячем виде. Он очень внимательно рассматривает какой-то вид растения. Быстро отреагировать на опасность он не сможет!
Одиночество мужчине в его долгой прогулке скрашивает верный друг – пес охотничьей породы. Вид у собаки очень сосредоточен, она четко выполняет свою обязанность охранника. Не спасет хозяина. Но предупредит. ВИКТИМНОСТЬ ВЫСОКАЯ!
СЛАЙД 12
Посмотрите на картину «Дети, бегущие от грозы». Это одна из самых обаятельных передвижнических картин Константина Маковского. У нее весьма интересная история. Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой. Глядя на этих детей, мы представляем вполне реальных крестьянских ребятишек, и в то же время вспоминаем сказочных Аленушку и Иванушку.
Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы, а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.
Но не только судьбу крестьянских детей видим мы у Маковского. На что можно обратить внимание детей? На хлипкий мостик, который, возможно. может не выдержать тяжести двух ребятишек.
А высота роста сестры, с которой может упасть лицом вниз мальчик!
Способная проводить электроток вода не защитит от ударов молнии.
В какой опасности оказались дети, что пытаются добежать до дома раньше, чем разразится гроза! ВИКТИМНОСТЬ КРАЙНЕ ВЫСОКАЯ
СЛАЙД 13
А вот картина Сурикова «Взятие снежного городка»
Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Елизаветы Шарэ. Сурикову,
имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний.
Взятие снежного городка обычно праздновался на шестой день масленицы. Как правило группа крестьян, состоявшая из крепких мужичков, строила на полях, на реках в окрестностях сел из снега городки с воротами и башнями, потом состав крестьян разделялся на защитников и нападающих, желавших взять только что построенный городок силой, то есть разрушить его.
Защитники городка по обычаю обряда оборонялись лопатами, метлами. Когда атакующие нападали, защитники с помощью лопат старались засыпать снегом нападающих, махали и били ветками и метлами. Если игрок прорывался сквозь защиту крепких парней, он считался победителем игры.
Такие игрища заканчивались с травмами. На центральном плане картины автор изобразил в стремительно быстром порыве смелого мужичка на коне, разрушающего защищаемую другими крестьянами снежную стену городка, от которой вовсе стороны летят снежные ошметки. Как небезопасно оказаться рядом с ним!
А если посмотреть на эту картину с точки зрения карманника. Толпа. Все внимание людей сконцентрировано на герое - карманник может смело «работать».
СЛАЙД 14
Продолжаем работать. Посмотрите с точки зрения карманника на картину Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».
На картине можно наблюдать большое скопление народа, сопровождающее процессию крестного хода, при котором чудотворную икону несут к святому месту, где она впервые явилась людям. Из шествующей толпы, видно, что люди относятся к разным слоям населения, среди которых царит неравенство и бесправие. В центре толпы можно наблюдать более богатое сословие. Защищая их, жёстко оттесняют бедняков от центра шествия грозные полицейские-жандармы. Можно увидеть, как они, восседая на конях, орут на людей, а один из жандармов, даже замахнулся плёткой на крестьянина.
Может ли промышлять в этой толпе карманник? Полностью исключить кражу невозможно, так как повод, по которому собрались люди полностью исключает грех. Следовательно, виктимность ПОНИЖЕНА.
СЛАЙД 15
Совсем другой повод изображен на этой картине. Сколько соблазнов: золото, бриллианты, но мы прекрасно понимаем, что попасть туда карманнику крайне затруднительно. Общество другое, круг приглашенных – это люди на доверии, и этому тоже надо учить детей! От того, кого ты приглашаешь к себе в дом, зависит виктимность.
СЛАЙД 16
И наконец, не могу не показать мои любимые полотна. Картины Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». Давайте посмотрим на них с точки зрения ушибов мягких тканей. Чувствуете разницу? Но виктимность у учеников НИЗКАЯ, так как это не наш метод.
ПАРАБОЛА НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ
Оценить уровень безопасной жизни, избежать угрозы – одна из ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник школы. Иногда он сможет, иногда не сможет это сделать. Но что он должен точно уметь и делать – так это заботиться о своем здоровье. Это очень видно всем взрослым, это необходимо показать нашим детям. Важно показать, что будет с их здоровьем и как «не выгодно» разрушать его.
СЛАЙД 17.
Посмотрите на эти фотографии. Абсолютно разные люди по полу, возрасту, образу занятий.
Давайте посмотрим, как они соблюдают принципы ЗОЖ.
Вот малыш. Знает он ЗОЖ? Соблюдает? У него режим +, врачебный осмотр +, закаливание +, гигиена +, здоровое сбалансированное питание +.И т.д.
Девочка из детского сада. Почти все так же, но она уже знает вкус конфет, предпочитает чипсы супу. Спать днем не хочет.
Пятиклассник. Много здоровья, но он об этом даже не задумывается и уж тем более не бережет его. Все под контролем родителей.
11-классник. Питание -, вредные привычки +. Появляются первые признаки серьезных заболеваний, но он тоже об этом не хочет думать.
Молодой человек с дипломом. Мечтает сделать карьеру, перекус на ходу, иногда работает до 5 утра. ЗЛЖ –
Перспективный руководитель. Чуть-чуть начинают огорчать врачи. Уже покупает абонемент в бассейн или фитнесклуб.
Пенсионер 60 лет. Привычны походы в поликлинику, санаторное лечение, карточка все толще, хоть и здоровое питание, и скандинавская ходьба…
Возраст дожития…Усталость от всего.
СЛАЙД 18.
Если расположить их по законам геометрии, где ось Х – это болезни, то хорошо видно, как мы идем от минуса (малыш) к 0, а затем к +. Как жаль, что осознанное поведение начинается тогда, когда начинаем терять здоровье. Поэтому пока он есть, надо зримо показать нашим ученикам эту закономерность, которую я называю ПАРАБОЛА НАШЕГО ЗДОРОВЬЯ.
Нам дороги наши дети. Особенно в ситуациях сегодняшнего дня. Давайте посмотрим небольшой ролик. Смотрите внимательно. Это девочка из Мариуполя, сошедшая с ума Виктория Дьяченко. Для меня самый страшный образ этой войны. Без документов, без вещей. Без обуви – в носках. В ноге осколок. Родители скорее всего погибли. Она бродила по улицам. Пока не встретила солдат Российской Федерации, которые обогрели, накормили, одели, оказали медицинскую помощь. Сейчас она лечится не у хирургов.
В заключение хочу напомнить вам слова великого современника, Пауло Коэльо:
Человек все делает наоборот. Спешит стать взрослым, а потом вздыхает о прошедшем детстве. Тратит здоровье ради денег и тут же тратит деньги на то, чтобы поправить здоровье. Думает о будущем с таким нетерпением, что пренебрегает настоящим, из-за чего не имеет ни настоящего, ни будущего. Живет так, словно никогда не умрет, и умирает так, словно никогда не жил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.