Цель урока: знакомить учащихся с особенностями общения; поощрять стремление детей совершенствовать навыки общения; формировать у детей способность решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью убеждения, договора, объяснения.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра, упражнение.
Ресурсы: музыкальное сопровождение, DWD-плеер, фонограмма песни «Улыбка», мультфильм «Просто так», жёлтые листочки бумаги, фломастеры.разработка внеклассного мероприятия
МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.
Цель урока: знакомить учащихся с особенностями общения; поощрять
стремление детей совершенствовать навыки общения; формировать у детей
способность решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью
убеждения, договора, объяснения.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая
работа, игра, упражнение.
Ресурсы: музыкальное сопровождение, DWDплеер, фонограмма песни
«Улыбка», мультфильм «Просто так», жёлтые листочки бумаги, фломастеры.
Круг радости
– Добрый день, дорогие ребята! Я приглашаю вас в круг радости. Давайте
произнесем шепотом фразу: «В моём мире все прекрасно!». А теперь
произнесем эту фразу громко; …грозно; …ласково; …нежно. А сейчас
пропоем эту фразу... .
Побеседуем
– А вы знаете, что от 65% до 80% всех сообщений передаются человеком
окружающим без слов, при помощи выразительных движений. Покажите
примеры приветствий без слов (кивок, улыбка, салют, рукопожатие…)
– Легко ли вам заговорить с незнакомым человеком? Почему? Приведите
примеры, в которых необходимо заговорить с незнакомым человеком.
Ответы детей.
– Подумайте, пожалуйста, над вопросами:
1. Всегда ли следует первым начинать разговор? Правильный ответ:
«Нет». Иногда можно подождать, когда собеседник первым начнет беседу.
2. Когда необходимо заговорить первым? Правильный ответ: «В любой
ситуации, требующей немедленных действий, например, ктото плохо себя
чувствует и ему нужна помощь».
3. Легко ли первым начинать разговор? Правильный ответ: «Одним
людям это делать легко, другим – трудно».
Ответы детей.
– Умение начинать разговор является полезным навыком. Некоторые
люди легко вступают в контакт, а другим это сделать совсем не просто,
поэтому навыку начинать разговор следует учиться.
Упражнение «Диалог с незнакомым человеком»
Учитель дает задание – подготовить и разыграть сценки различных
способов начала разговора. Учащимся раздаются подготовленные заранее
карточки с ситуациями.
1) Позвони оператору телефонной станции, чтобы узнать номер телефонаполиклиники неотложной помощи.
2) Позвони в магазин и узнай о наличии минеральной воды и ее видах.
3) Позвони другу и поговори с его родителями.
4) Поприветствуй знакомого на улице.
5) Поздоровайся со знакомым в читальном зале библиотеки.
6) Не пройди мимо малознакомого человека, случайно встретившегося
тебе в кинотеатре.
7) Спроси незнакомого человека на улице, как пройти к ближайшей
стоянке такси.
8) Предложи свою помощь (чтото донести или открыть дверь)
незнакомому человеку.
9) Начни разговор с незнакомым человеком в общественном месте (в
очереди, в поликлинике, на стадионе во время спортивного матча).
Просмотр классом разыгрываемых сценок. После каждой детям
задаются вопросы:
– Успешно ли начат разговор?
– Были ли вежливыми его участники?
Попросите учеников подумать и предложить интересные способы
начала разговора из их личного опыта. Выслушайте всех желающих.
Подведите класс к выводу о том, что в некоторых ситуациях необходимо
начать разговор с незнакомым человеком. Важным условием успешного
начала разговора является взаимная вежливость.
– Как видим, умение начать разговор – полезный навык. Начиная
разговор, сначала поздоровайся и представься, а затем задай вопрос.
Задание: Ребята, давайте сейчас вместе с вами вспомним и составим
правила этикета, которыми мы будем пользоваться при общении с
окружающими:
1. Уважать собеседника;
2. Не перебивать;
3. Уметь слушать и слышать;
4. Правильно, ясно выражать свои мысли;
5. Отстаивая свою точку зрения, не повышать голоса, а аргументировано
доказывать свою правоту;
6. Не забывать, что каждый человек – это личность со своими взглядами
и интересами;
7. Расширять свой кругозор, чтобы быть интересным собеседником.
Обобщение. Чаще всего конфликты происходят изза того, что мы не
можем сдерживаться, считаем себя всегда правыми и свои интересы считаем
важнее. Нужно уметь делиться радостью, хорошим настроением и стараться
не портить настроения другим, даже если вас ктото обидел или не понял.
Легче быть добрым.Работа с книгой.
Рассказ «Мальчик с ежами» К.Драгунской.
Чтение по ролям и обсуждение рассказа.
Когда я была маленькая, я без конца со всеми ссорилась, ругалась,
обзывалась, дразнилась, щипалась, кусалась, плевалась и дралась.
Но не потому, что я была такая ужасная. Наоборот. Просто я очень
любили мириться – это так здорово, так чудесно и приятно. Но чтобы
хорошенько помириться , надо было сначала поссориться как следует. Вот я и
ссорилась нарочно.
Однажды я гуляла в саду «Эрмитаж» и встретила мальчика. Он был
очень красивый, кудрявый и задумчивый, с пушистым малиновым шарфом.
Мне тут же жутко захотелось с этим мальчиком мириться. И чтобы
обязательно держаться мизинцами и приговаривать «мирисьмирисьмирись».
Я поскорее подошла к нему поближе и изо всех сил показала ему язык. А он
только улыбнулся. Даже не сказал мне ничего обзывательного, вот ужасто!
Тогда я сказала:
А у меня волосы рыжие!
Я думала, что он сейчас начнёт меня дразнить, и мы, наконец,
поссоримся. А он сказал:
Не рыжие, а золотые. Очень красивые волосы.
«Странный какойто», подумала я и сказала:
А ты зато псих ненормальный!
Он порылся в кармане и протянул мне леденец на палочке. Мне стала так
обидно, что он не хочет со мной ссориться, что я заплакала. Мальчик очень
огорчился и стал меня утешать:
Ну не плачь, ты, наверное, шоколадную конфету хотела, а я тебе только
леденец дал? Ничего, я тебе потом шоколадную принесу. А хочешь, пойдём ко
мне в гости, у меня дома ёжики есть, живые, настоящие. Ну не плачь, давай
мириться!
Тут я прямо подскочила от радости.
Конечно, давай! завопила я.
И мы стали мириться. Мы взялись мизинцами и так долго трясли руками,
что у меня даже мизинец навсегда оттопыренным остался. Честно! А потом
мы пошли к нему в гости смотреть двух живых настоящих ёжиков, которые у
него жили. И мы с этим мальчиком так сильно подружились, что дружим до
сих пор.
Просмотр мультфильма «Просто так».
Обсуждение после просмотра. Какое настроение было у ослика и как оно изменилось после встречи с
мальчиком?
О чём подумал Мишка, когда ему подарили букет цветов? И что он
сделал при встрече с Белочкой?
Обобщение.
Добрый взгляд, приветливая улыбка, хорошие слова
располагают к общению и взаимопониманию.
Задание.
Давайте на листочках нарисуем или напишем чтонибудь весёлое,
поднимающее настроение и подарим друг другу. На доске солнце, а лучами к
нему будут ваши листочки с пожеланиями.
1.
КРУГ «От сердца к сердцу»
Ребята, встаньте в круг. Давайте споём куплет песни «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз ещё вернётся.
И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.