«Мир глазами современного подростка»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие «Мир глазами современного подростка» изучается в 9 классе по авторскому проекту «Сею разумное, доброе, вечное» (Гипотеза: предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слов «нравственность», «духовность» призвана как семья, так и образовательные учреждения, поскольку детство, юность – самая благодатная пора для воспитания. Огромная роль в этом, несомненно, принадлежит учителю русского языка и литературы. Если данную работу вести, опираясь на систему, то можно предположить, что через совместную деятельность между педагогом и учащимися у школьников будут сформированы такие качества личности, как уважение, любовь к ближнему). Рассказ ещё не прочитан учениками, это способ привлечь внимание школьников к автору и его произведениям. Цели занятия: 1. Формирование основ позитивного отношения подростков к жизни, формирование добрых человеческих чувств в условиях современного общества. 2. Предупреждение негативного отношения к себе, своему внутреннему миру сверстникам и взрослым. 3. Привлечь внимание школьников к современной литературе нравственно-духовной направленности (У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром. В.Распутин). Тип урока: комбинированный. В ходе работы используются элементы проблемного обучения, моделирования ситуации. Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. Оборудование: проектор, раздаточные материалы.«Мир глазами современного подростка» Конспект урока внеклассного чтения в 9 классе Учитель Кучумова Ирина Викторовна МБОУ «Вильвенская СОШ» Добрянского района.
Иконка файла материала Кучумова И.В. (2).docx
«Мир глазами современного подростка» Конспект урока внеклассного чтения в 9 классе Учитель Кучумова Ирина Викторовна МБОУ «Вильвенская СОШ» Добрянского района. Пояснительная записка. Занятие   «Мир   глазами   современного   подростка»   изучается   в   9   классе   по авторскому   проекту   «Сею   разумное,   доброе,   вечное»   (Гипотеза:   предотвратить нравственную   деградацию,   возродить   высокое   значение   слов   «нравственность», «духовность»   призвана   как   семья,   так   и     образовательные   учреждения,   поскольку детство, юность – самая благодатная пора  для воспитания. Огромная роль в этом, несомненно,  принадлежит учителю русского языка и литературы. Если данную работу вести,   опираясь   на   систему,   то   можно   предположить,   что   через   совместную деятельность между педагогом и  учащимися у школьников будут сформированы такие качества   личности,   как   уважение,   любовь   к   ближнему).   Рассказ   ещё   не   прочитан учениками, это способ привлечь внимание школьников к автору и его произведениям. Цели занятия:  1. Формирование основ позитивного отношения подростков к жизни, формирование добрых человеческих чувств  в условиях современного общества.  2.   Предупреждение   негативного   отношения   к   себе,   своему   внутреннему   миру сверстникам и взрослым. 3. Привлечь внимание школьников к современной литературе нравственно­духовной направленности (У литературы одна цель ­ помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.  В.Распутин). Тип урока: комбинированный. В   ходе   работы   используются   элементы   проблемного   обучения, моделирования ситуации. Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования.  Оборудование: проектор, раздаточные материалы. Предполагаемые результаты урока: Предметные: формирование    интереса к творчеству А.Геласимова. Метапредметные: развить способности слушать собеседника,  развивать диалог;  готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право  каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные:   формирование   основ   позитивного   отношения   подростков   к   жизни, формирование добрых человеческих чувств  в условиях современного общества.  Этап урока Деятельность учителя Деятельность  учащихся Предпола гаемые  оборудо вание Ход урокарезультат ы  настрой  на работу Пониман ие  понятия  «подрост ковый  возраст»  Составляют  определение  термина  «подросток».Дают  определение слова. Организацион ный  Стадия  вызова. Пробуждение интереса приветствие ­ Подросток. Какими  составляющими вы бы  наполнили это слово?  ­ Каждый из вас видит  особенности этого возраста по­своему, через призму  своего восприятия. И  сейчас я вас попрошу  закончить историю про  семейство карандашиков,  где вы покажете, что же  происходит, на ваш взгляд,  с человеком, который  вступает в подростковый  период своей жизни. В одной коробке с  карандашами родился  маленький карандашик.  Взрослые карандаши ­  мама, папа, бабушка и  дедушка ­ были  цветными. Причем у  каждого из них был свой  цвет. Маленький  карандашик пока еще не  имел своего цвета.  Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа ­ как  окраситься в красный  цвет, потому что его  выбирают чаще всего,  рисуя прекрасные  картины. Желтый дедПредлагают свои  варианты  продолжения  истории. спорил со всеми, говоря о  важности желтого  цвета, ведь это цвет  солнца,  а зелёная  6абушка брала внука за  руку, и на какое­то  мгновение он зеленел. Так  проходил день за днем,  для маленького  карандашика наступила  пора подросткового  возраста  и вот  тогдаон... ­ Ваши ответы говорят о  том, что для вас  подростковый возраст – это пора….(характеристика  следует из ответов). ­ Время меняется, и  понятие «подростковый  возраст» меняется вместе с ним. Демонстрация  иллюстраций к понятию  «современный  подросток»: слайд Более  детальное рассмотр ение  понятия  «совреме нный  подросто к» Актуализаци я знаний. . Возможно,  указывают на то,  что здесь нет  положительных  сторонсовременного  подростка:  увлечение  спортом, активный  образ жизни и т.д.  Ребята рассуждают о сложностях  современной  жизни: огромный  поток информации, век скоростей –  люди замыкаются,  уходят в своё «я».  При этом  современному  подростку  необходимо  самовыражение,  яркость,принимаю щие порой  неправильные  формы. Выход на  положите льные  составля ющие  понятия  «совреме нный  подросто к» Нежный:  Целеполаган ие ­ Раскрывают ли данные  иллюстрации, по вашему  мнению,  понятие  «современный подросток»?  ­ С чем связано то, то, что  современный подросток  видится авторам  иллюстраций таким?  Во все времена «зеркалом  жизни» являлась  литература. Современная  проза – не исключение.  Талантливого автора  А.  Геласимова волнуют темы,  касающиеся современных подростков. Один из своих  рассказов о современном  подростке  он назвал  «Нежный возраст».  Вспомните, какими вы  вступили в этот период  жизни, ваши друзья,  одноклассники и  подумайте, почему авторСтадия  осмысления. трогательный,  требующий заботы  и внимания,  ранимый и в то же  время прекрасный. Слайд Выход на  проблемы современ ного  общества В мире, где нет  духовности, всё  пропитано духом  тления и распада. Это тот друг,  которому можно  доверить свои  мысли и чувства,  единственный в  этом мире. Слайд называет подростковый  возраст «нежным  возрастом»? Героя «Нежного возраста»  тревожит множество  проблем: разлом семьи, жестокость  даже между самыми  близкими людьми, школа  без радости, грубость   человеческих  отношений,стереотипы  «общества успеха»: теннис, джип, Швейцария.Это  портрет мира, который дан  герою Андрея Геласимова  для жизни. Какую  закономерность можно  здесь увидеть? ­ Весь «Нежный возраст»  представляет собой два  месяца дневниковых  записей. Как вы думаете,  для чего подросток ведёт  дневник? ­Главный герой  заводит  дневник, пытаясь разорвать паутину неразрешаемого.   Но и дневник  не помогает.  Запись от 28.03.95:   «Достали меня все. И этот  дневник меня тоже достал.  А не пойдешь ли ты к  черту, дневник? А?»  Как  спасение от всего, что  достало, звучит слово«автомат».               Запись от 23.03.95. : «Интересно, сколько стоит  хороший автомат?  Мне бы  в нашей школе он  пригодился… Дома тоже  автомат бы не помешал.  Опять орали всю ночь.»              Запись от 24.03.95 :  «В школу приходил тренер  по теннису. Сказал, что я,  конечно, могу не ходить, но денег он не вернет.   Козел… Берешь автомат и  стреляешь ему в лоб.  Одиночным выстрелом.»              Запись от 25.03.95.:  «Антон Стрельников  сказал, что влюбился в  новую училку по истории.  Лучше бы он крысиного  яду наелся.  Такая же  тупая, как и все.   Переводишь автомат на  стрельбу очередями и  начинаешь их всех  поливать. Привет вам от  Папы Карло.» ­ Всмотритесь в  эмоциональную цепочку:  как и почему меняется  душевное состояние героя  Геласимова?  ­ Надоело. Как меня все  достали. В школе одни  дебилы. ­ Интересно, сколько  стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он  слайдпригодился.  Дома тоже  автомат бы не помешал. ­ Переводишь автомат на стрельбу очередями и  начинаешь их всех  поливать. ­ Достали меня все. И  этот дневник меня тоже достал. ­ Снова смотрел  «Каникулы». Невероятно. ­ Дочитал книжку Оскара Уайльда. Круто. Позвать  Семёнова на день  рождения? ­ Я умею играть  «MoonRiver» на пианино. ­ Надо жалеть друг друга, пока он внутри. Ты  понимаешь? Я говорю –  чего непонятного? Скелет внутри, значит, всё  нормально. ­Что могло бы стать  причиной такой смены  событий?Кто примирит его  с этой действительностью? ­Близкий по духу человек  встречается крайне редко.  И тем более необычным  является родство душ и  возможность достичь  взаимопонимания между  представителем поколения, которое только еще  вступает в жизнь, и  представителем, который  уже заканчивает жизненный путь. Такой стала для  В герое  происходит смена  агрессии, чувства  безысходности на  желание жить и  совершать добрые  поступки. Возможные  варианты. Связь  поколени йподростка Октябрина  Михайловна,которая в  прошлом  была директором музыкальной школы.  «Потом то ли выгнали, то  ли сама ушла».Она  предлагает мальчику  посмотреть хороший  старый фильм о любви и  чувстве долга нравственно  взрослеющей героини. Она  рекомендует прочитать  хорошую книгу с  жизнеутверждающим  пафосом. Знакомит с  нежной музыкой. Как  видим, герой старшего  поколения у Геласимова  открывает молодому герою другой мир человеческих  взаимоотношений, где есть  место добрым чувствам,  понимание того, что перед  лицом смерти в этом мире  все равны, и надо вовремя   понять других, пожалеть   ипринять такими, какие  они есть. Роль  книги и  музыки 3 Рефлексия Содержатель ная  рефлексия Составление  кластерапо теме «Я  – современный  подросток». Заполнение кластера Личностная Я предлагаю вам всё,  Беседуют с учителем,  Системат изация   основной  информа ции. Понимано чём мы говорили на занятии, завершить  кластером в форме  дерева. Дерево очень  важно в лесу и в  жизни. Оно похоже  на человека. Корни  уходят глубоко под  землю, они помогают  дереву держаться за  землю.Корни – это  наши ноги, ступни.  Это то, на что вы  опираетесь в жизни.  Ствол реальный и  крепкий, как наше  туловище. Это ваше  содержание, ваши  увлечения и книги,,  хобби, поступки  и  прочее. Ветки – это  вытянутые руки. В  ветвях дерева живут  птицы, ветра,  звёзды.Это то, что  может вернуть вас из  состояния отчаяния в состояние покоя,  равновесия.  В дереве всё  взаимосвязано,  едино, и если какая –  либо часть дерева  будет потеряна, то  плохо будет всему  дереву.  Я хочу, что  это дерево предстало сейчас перед вами  как символ  высказывают мнение. ие  необходи мости  найти в  мире  опору и  поддержк у Ребята рисуют дерево и  наполняют его своим  содержанием. Осмысле ние  собственн ого  понятия  "подрост Звучит  музыкаковый  возраст" из  кинофил ьма  "Римски е  каникул ы". Выводы итог уверенности,  равновесия,  спокойствия, выхода  из сложной ситуации. А поможет вам  сосредоточиться на  ваших мыслях  музыка   Ребята, а на  прощание я хочу  рассказать вам ещё  одну притчу. «Когда­то давно  старый индеец  открыл своему  внуку одну  жизненную истину. ­ В каждом  человеке идет  борьба, очень  похожая на борьбу  двух волков. Один волк  представляет зло –  зависть, ревность,  грубость, агрессию.  Другой волк  представляет добро – мир, любовь,верность,  отзывчивость. Маленький индеец,  тронутый до  глубины души  словами деда, на  несколько мгновений задумался, а потом  спросил: ­ А какой волк в  конце побеждает? Старый индеец  улыбнулся и  ответил: ­ Всегда побеждает  тот волк, которого  ты кормишь». ­ Я очень хочу, чтобы после нашего  занятия, у вас не  было сомнения в том, какого волка в себе  вам нужно кормить и  ваш нежный возраст  стал для каждого из  вас прекрасной   ступенькой для  перехода во  взрослую,  самостоятельную  жизнь! Советую вам  прочесть рассказ  А.Геласимова   «Нежный возраст» и  раскрыть для себя  по­новому это  понятие «нежныйвозраст». ­ Спасибо вам всем за сотрудничество!  Удачи и успехов в  преодолении  трудностей нежного  возраста и  нахождении опоры в  жизни! Литература 1. А.Геласимов . Нежный возраст. 2. Притча о двух волках. Поучительная притча.mirpozitiva.ru

Посмотрите также