МИР ПАМЯТИ, МИР СЕРДЦА, МИР ДУШИ (сценарий праздника 1 сентября)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 30.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В моей методической копилке за годы работы в качестве классного руководителя накопилось достаточно большое количество разработок воспитательных мероприятий патриотической направленности. Хочу поделиться разработками из своей копилки с коллегами – классными руководителями. В копилке представлены разработки классных часов, уроков мужества и памяти, литературно-музыкальные композиции, конкурсы и викторины различной тематики: о полководцах и героях Великой Отечественной войны, об основных битвах, о городах-героях и памятных местах.
Иконка файла материала 23.docx
МИР ПАМЯТИ, МИР СЕРДЦА, МИР ДУШИ (сценарий праздника 1 сентября) 1­й   в е д у щ и й . В наше бешеное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствием, преуспеванием и наживой; когда отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения; когда наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущения неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем, так трудно остановиться и трезво рассудить, куда идет страна и человечество, вспомнить уроки истории, осознать, что не хлебом единым жив человек. В 20__ году исполнилось __ лет со дня Победы советского   народа   над   фашистской   Германией,   и   среди   нас   есть   такие,   кто считает,   что   все   пережитое   человечеством   нас   не   касается.   Касается!   Мы обязаны   помнить   о   кровавых   следах   фашизма,   обязаны   помешать   его реставрации   в   новых   формах.   Должны   понять,   что   любой   фашизм   –   угроза человеческому достоинству и праву каждого человека на свободу. 2­й   в е д у щ и й . Я ЗАРАСТАЮ ПАМЯТЬЮ Я зарастаю памятью,  Как лесом зарастает пустошь.  И птицы­память по утрам поют,  И ветер­память по ночам гудит,  Деревья­память целый день лепечут.  Но в памяти моей такая скрыта мощь,  Что возвращает образы и множит… Шумит, не умолкая, память­дождь,  И память­снег летит и пасть не может. Д. Самойлов 3­й   в е д у щ и й .  Течет   река   времени.  Минуло   уже   более   полувека   с   того незабываемого   и   страшного   дня,   когда   настежь   распахнулись   огромные,   от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор.  Заросли   шрамы   окопов,  исчезли   пепелища   сожженных   городов,  выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. 4­й   в е д у щ и й .          НАПОМИНАНИЕ Самый светлый,Самый летний день в году,  Самый длинный день Земли – Двадцать второго. Спали дети,  Зрели яблоки в саду. Вспоминаем,  Вспоминаем это снова. Вспоминаем эту ночь и в этот час Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,  Сквозь повязки неумелые сочась,  Кровь народа заалела в том июне. Шаг за шагом вспоминаем,  День за днем,  Взрыв за взрывом,  Смерть за смертью,  Боль за болью,  Год за годом, опаленные огнем,  Год за годом, истекающие кровью.  М. Луконин 1­й   в е д у щ и й . Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его взгляде нечто,   что   было   характерным   для   него   в   далекой   молодости.   Это   «нечто», наверно, легче представить себе, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ! 2­й   в е д у щ и й .      Я ЖИЗНЬЮ СВОЕЮ РИСКУЮ …Я помню страны позывные,  Они раздавались везде – На пункты идти призывные,  Отечество наше в беде. Живыми вернуться просили. Живыми вернутся не все,  Вагоны идут по России,  По травам ее, по росе. И брат расставался с сестрою,  Покинув детей и жену.Я юностью связан с войною,  И я ненавижу войну. Я знаю, я понял, как важно Веслом на закате грести,  Сирени душистой и влажной Невесте своей принести. Я видел и радость, и горе,  И я расскажу молодым,  Как дым от пожарища горек И сладок Отечества дым. Г. Шпаликов 3­й   в е д у щ и й .   Войны   остаются   в   памяти   поколений   главными   своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней.  ПРОСНЕМСЯ, УСНЕМ ЛИ – ВОЙНА, ВОЙНА… Проснемся, уснем ли – война, война. Ночью ли, днем ли – война, война. Сжимает нам горло, лишает сна,  Путает имена. О чем ни подумай – война, война. Наш спутник угрюмый – она одна. Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней, Тем горше с ней. Восходы, закаты – все ты одна,  Какая тоска ты – война, война. Мы знаем, что с нами Рассветное знамя,  Но ты, ты, проклятье, – темным­темна, Где павшие братья, – война, война! В безвестных могилах… Мы взыщем за милых,  Но крови святой неоплатна цена. Как солнце багрово! Все ты одна. Какое ты слово: война, война… Как будто на словеНи пятнышка крови,  А свет все багровей во тьме окна. Тебе говорит моя страна: Мне трудно дышать, – говорит она, – Но я распрямлюсь и на все времена – Тебя истреблю, война! М. Петровых 4­й   в е д у щ и й . Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому  подвигу  –  подвигу   народа   в  Отечественной   войне –  суждено  навсегда остаться  в  истории. Все  меньше  и меньше  ветеранов Великой  Отечественной остается   среди   нас.   Миллионы   ушли,   не   ощутив   даже   малой   заботы   о   себе. Вначале и взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом за гигантскими нашими   планами   –   все   не   до   них   было,   не   до   них,   постепенно   старящихся, теряющих здоровье и силы. Минует еще лет 20 – и уйдут из жизни последние, самые молодые ветераны. И если мы хотим отдать долг памяти и уважения им, то надо делать это сейчас. Каждым своим поступком. А на сегодняшний день главная наша задача – получить прочные знания. 1­й   в е д у щ и й . Перед нами открыты все дороги,  Как много от судьбы своей мы ждем.   Но помните у школьного порога: Что мы посеем, то и пожнем! От знаний наших зависит,  Чтобы могуча была и сильна,  День ото дня становилась все краше Родина наша, наша страна!  2­й   в е д у щ и й . 1 сентября в официальном российском календаре обозначено как День знаний. Тем самым лишний раз подтверждается, что начало учебного года   –   это   общегосударственный   праздник.   Школы   распахнут   свои     двери, прозвенят   звонки,   и   начнутся   уроки.   А   какая   там   будет   жизнь  –   во   многом зависит от власти. Наша   _____   область   славится   успехами   школьников   и,   конечно, квалифицированными   и   талантливыми   учителями.   В   минувшем   году   к отраслевым   наградам   представлены   ___   работника   образования   области,   __ учителям присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РФ»,  __награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.3­й   в е д у щ и й .   В   20__/20__   учебном   году   __   школьников   стали победителями   и   призерами   областной   олимпиады,   из   которых   ___   ученика получили сертификаты  ____ государственного ____ университета. Более ___ выпускников окончили школу в прошлом году с золотой медалью, _____   –   с   серебряной.   Губернатор   области   издал   постановление   присудить премии  в  размере  __  тысяч   рублей  победителям  всероссийских  олимпиад  по учебным   предметам,   конкурсов   профессионального   мастерства,   чемпионатов России,   Европы   по   различным   видам   спорта.   Их   получили   ___     юных представителей ________ области. 4­й   в е д у щ и й . Итак, звени, звонок!  Занятия начинаются. Звени, звени, наш звонок дорогой! Нам нравится твой голос молодой! Нам нравится, что здесь мы собрались!  Да здравствует учеба!  Занятия начались. Каждый год мы входим вместе В новый класс, как в новый порт,  И опять мечты и песни,  Как всегда, берем на борт. Новый школьный год открывая,  Пусть звенит наш школьный звонок,  Колокольным звоном встречая Всех пришедших на первый урок!   «ВЕЛИК НАРОД, В БИОГРАФИИ КОТОРОГО  БЫЛ СТАЛИНГРАД» (устный журнал) Мое седое поколенье, Оно особого каленья, Особой выкладки и шага – От Сталинграда до рейхстага. Егор Исаев Стоять – и о смерти забыть! Юрий Бондарев. Горячий снег За Волгой для нас земли нет. Василий Зайцев, снайпер,Герой Советского Союза Ц е л и :  пополнить знания учащихся по истории России, истории  Великой Отечественной   войны   1941–1945   гг.,   Сталинградской   битвы;   воспитывать патриотизм, любовь к Родине. О б о р у д о в а н и е : герб, флаг, гимн России, книжная выставка, плакаты о Великой Отечественной войне, о Сталинградской битве, награды России, карта «Сталинградская   битва»;   реквизит   для   сценки,   изображение   вечного   огня (бутафория); магнитофон, аудиокассеты, метроном, секундомер. Х о д   м е р о п р и я т и я Звучит запись гимна России. В е д у щ и й .   Добрый   день,   дорогие   ребята,   уважаемые   гости!   Сегодня   мы собрались  здесь,  чтобы   в  очередной  раз   вспомнить   о  важной  дате  в  истории нашей страны, почтить память тех, кому мы многим обязаны. Итак, наш разговор посвящен великой победе в битве под Сталинградом. С 1055 по 1452 гг. известным историком Соловьевым насчитано 245 известий о нашествиях на Русь, это в среднем по одному в год. В дальнейшем, с XIV в., то есть с рождения Российского государства и до наших дней, в течение 525 лет Россия провела в войнах 305 лет, то есть почти две трети своего существования, а считая войну на Кавказе, – 329 лет. Всего наша цивилизация (ученые говорят, что 6­я по счету) насчитывает 14513 войн. Вот   конкретные   потери   нескольких   стран   во   Второй   мировой     войне     (1 сентября 1939 г. – 2 сентября 1945 г.): •  СССР – более 27 млн человек; •  Франция – 600 тыс. человек; •  Великобритания – 370 тыс. человек; •  США – около 300 тыс. человек; •  Германия – 10 млн человек. Следует   также  отметить,   что   участников   тех   великих   событий   XX   века, принесших освобождение от фашизма, осталось в живых не так уж много. …Сегодня, в эти холодные февральские дни, мне хочется напомнить вам, юным ребятам, о наших героях, участниках великой битвы на Волге, а также о тех знаменитых полководцах, которые непосредственно решали историческую судьбу битвы на священной Сталинградской земле. 1­й  ч т е ц .    В свой срок – не поздно и не рано –Придет зима, замрет земля, И ты к Мамаеву кургану Придешь второго февраля. И там, у той заиндевелой, У той священной высоты, Ты на краю метели белой Положишь красные цветы. …Сто лет пройдет и сто метелиц, А мы пред ними все в долгу. Февраль, февраль, солдатский месяц, Горят гвоздики на снегу.           М. Агашина После исполнения этого стихотворения чтец подходит к имитации вечного огня и возлагает две красные гвоздики. Звучит запись песни «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) (1­ й куплет). В е д у щ и й .   Да,   действительно   снег   был   горячим.   Герой   романа   Юрия Бондарева   пленный   немецкий   майор   Диц   сделал   для   себя   такое  неожиданное открытие: «А в России горит снег». Горячий, горящий снег – это то, чего не учли немцы,   готовя   свой   варварский   поход   в   Россию   и   наступление   под Сталинградом. Горячий   снег   –   это   горящая   под   ногами  врага  земля,   это   несокрушимая духовная   сила,   истоки   которой   в   любви   к   стране,   которую   советский   народ защищал до конца. Сталинградская   битва…   Никто   сейчас   не   сможет   точно   сказать,   сколько людей погибло под Сталинградом. Тогда, в сентябрьские дни 1942 года, весь Сталинградский  фронт   облетели   «крылатые»   слова,  сказанные   снайпером Василием Зайцевым: «За Волгой для нас земли нет». Зайцев родом из Сибири, охотник, меткий стрелок, хотя и был ранен в глаз. Он лично уничтожил 300 фашистов. Гитлер  и  его  окружение   после   неудач   под   Москвой   хотели   завладеть кавказской  нефтью,   лучшими  хлебными районами страны. Сталинград  был для них препятствием. Но именно здесь Гитлер потерпел поражение. Именно здесь отборные гитлеровские дивизии «сломали себе зубы».Руководство   нашей   страны   в   ответ   на   действия   Гитлера   приняло соответствующие контрмеры. И н с ц е н и р о в к а «Подготовка контрнаступления под Сталинградом» ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Георгий Константинович Жуков – генерал армии, 1­й заместитель Верховного Главнокомандующего. Александр   Михайлович   Василевский   –   генерал­полковник,   начальник Генерального штаба. Николай Федорович Ватутин – генерал­полковник. Николай   Николаевич   Воронов   –   генерал­полковник,   командующий артиллерией. Иосиф   Виссарионович   Сталин   –   руководитель   СССР,   Верховный Главнокомандующий. На   сцене   –   стол,   стулья.   На   столе   –   телефон,   карта,   письменные приборы. Генералы Василевский, Ватутин, Воронов склонились над картой Сталинградской области. Входит Жуков, генералы встают. Ж у к о в .   Здравствуйте,   товарищи!  (Здоровается   с   каждым   за   руку). Присаживайтесь. Военный совет Сталинградского фронта  направил  в Ставку свои   предложения   по   организации   и   проведению   контрнаступления   по собственной инициативе. В а с и л е в с к и й .   Хорошо,   товарищ   Жуков,   нужно   подробно   с   этими предложениями  ознакомиться и взять их на вооружение. Мы отправляемся 6 октября на рассвете с товарищем Вороновым и Ивановым на наблюдательный пункт 51­й Армии генерала Труфанова. Там, на месте, ознакомимся со всеми предложениями   командующих   войсками,   еще   раз   все   обсудим   и   отправим донесение о подготовке контрнаступления под Сталинградом на имя Верховного Главнокомандующего. В а т у т и н .   Георгий   Константинович!   У   меня   имеются   свои   соображения насчет контрнаступления: я думаю, что Юго­Западный фронт в составе 21­й, 5­й Танковой армий с плацдармов юго­западнее Серафимовича и в районе Клетской должны прорвать оборону 3­й румынской армии и стремительно развивать удар подвижными   соединениями   на   юго­восток,   выйти   на   Дон   на   участкеБольшенабатовская – Калач. В результате этого удара все пути отхода немцев на запад будут отрезаны. Ж у к о в . Действуйте, Николай Федорович. Одобряю ваш план. –   Товарищи!  (Обращается   ко   всем   присутствующим.)  Нам   с   вами предстоит хорошо поработать в войсках, чтобы помочь командованию, штабам и войскам полностью освоить план контрнаступления и способы его выполнения. Жуков обращается к Воронову. –   А   вы,   товарищ   Воронов,   займетесь   отработкой   своих   задач,   всем,   что касается артиллерии. Ваши действия представите мне в ближайшее время. В о р о н о в .  Будет выполнено, товарищ генерал. Ж у к о в .   На   сегодня   все,  товарищи!  Вы  свободны.  (Генералы   встают, отдают честь и уходят.) Жуков   присаживается,   снимает   трубку   телефона,   напрямую соединенного со Сталиным, Верховным Главнокомандующим. Ж у к о в .  Товарищ Сталин! Лично осмотрел позиции противника перед 51­й и   57­й   армиями.   Подробно   проработал   с   командирами   дивизий,   корпусов   и командармами   предстоящие   задачи   по   операции   «Уран».   К   установленному сроку операция подготовлена не будет. Приказал готовить на 15 ноября.  Необходимо будет подбросить Ерёменко 100 тонн антифриза, чтобы бросить мехчасти вперед, нужно также теплое обмундирование и боеприпасы. С т а л и н   (на другом конце провода сидит за столом в своем кабинете). Товарищ   Жуков!   Если   авиаподготовка   операции   неудовлетворительна   у Ерёменко и Ватутина, то, боюсь, операция кончится провалом. Опыт войны с немцами показывает, что операцию против немцев можно выиграть лишь в том случае, если имеем превосходство в воздухе. Ж у к о в .   Согласен,   товарищ  Сталин.   Думаю,   что   Ерёменко   и   Ватутин справятся с поставленной задачей. С т а л и н . Товарищ Жуков! Если Новиков думает, что наша авиация сейчас не в состоянии выполнить эти задачи, то лучше отложить операцию на некоторое время и накопить побольше авиации. Поговорите   с   Новиковым   и   Ворожейкиным,   растолкуйте   им   это   дело   и сообщите мне ваше общее мнение. Ж у к о в .   Есть, товарищ  Сталин!  До  свидания,  товарищ  Сталин.  (Кладет трубку). Оба уходят.В е д у щ и й .   План   контрнаступления   под   Сталинградом   был   доложен Жуковым и Василевским на заседании Ставки 13 ноября и утвержден. 19   ноября   1942   года   предутреннюю   тишину   донских   степей,   покрытых первым снегом, нарушили мощные залпы свыше семи тысяч орудий и минометов. С   тех   пор   ежегодно   19   ноября   отмечается   День   войск   артиллерии   (позже добавили и ракетных войск). Кольцо вокруг врага замкнулось 23 ноября в районе Калач – Советский. В кольце оказались 6­я Армия генерала Фридриха Паулюса, прошедшая победным маршем по Европе, и часть соединений Манштейна (4­й Танковой армии) – всего 22 немецкие дивизии общей численностью 330 тыс. человек с многочисленной военной техникой. 22  декабря  1942  года   наши   войска   остановили   гитлеровцев,  а 24  декабря сопротивление врага было сломлено, враг начал отступать на юг. 31 января 1943 года южная группа гитлеровских войск, в составе которой находился   Паулюс,   капитулировала.   Паулюс   сдался   в   плен   64­й   Армии   под командованием Михаила Степановича Шумилова. 2 февраля 1943 года после мощного удара советской артиллерии прекратила сопротивление и северная группировка. В этот день закончилась историческая битва под Сталинградом. Гитлер   признал,  что  теперь   от  наступления   его  войска   должны   перейти  к обороне. Начался период освобождения страны от гитлеровских оккупантов. Звучит песня А. Розенбаума «Красная стена» (1­й куплет). 2 ­ й   ч т е ц  (выходит с письмами­треугольниками в руках). Вот письмо­треугольник солдата. От затишья переднего края Драгоценным подарком когда­то Его почта несла полевая. Как всегда, поначалу – поклоны Маме, папе и младшей сестренке, Детства добрым друзьям – поименно И смущенно – любимой девчонке. А потом сообщал юный воин: «Бью фашистов “под дых”, как учили, Славы ордена удостоен, Жаль, что многих ребят схоронили…».Дальше – сплошь затушеваны строки, Видно, цензор крутой им достался: Чтобы не было лишней мороки, Зачеркнул… и подстраховался. Что ж прочел кабинетный чиновник, Где увидел в письме криминал? Может, парня обидел полковник, Или важный секрет разболтал? 3­й  ч т е ц .    Нет, присяге незыблемо верен, Может быть, лишь признался солдат, Что порою бывал неуверен: Отстоит или сдаст Сталинград. Как под яростный стук автомата На последней полоске земли Злые думы терзали солдата: «Как же немцы до Волги дошли?» И в сомнениях не виноват он – Смертный бой… а душа молода, Только слов от нее адресатам Не узнать никому, ни­ког­да: На пути до родимой сторонки В глубине красноярской тайги Обогнала письмо… похоронка. Знать, у горя быстрее шаги! И слились в сотнях хмурых рассветов С чернотой материнской тоски, Как прощальный привет с того света, Черной туши крутые мазки. Вячеслав Ромасевич, выпускник Сталин­ градской спецшколы ВВС 1943 года, участник Парада Победы 24 июня 1945 г. В е д у щ и й .   Письма   с   фронта…   Письма   из   дома   на   фронт…   Маленькие солдатские письма­треугольники… Как их ждали бойцы, как их ждали родныебойцов! Как боялись конвертов со штемпелями, где была похоронка! Эти письма были связующей ниточкой между фронтом и тылом. Вот некоторые из них. Ведущий зачитывает три письма со Сталинградского фронта. Письмо первое. Сталинградская обл., Барышниковой Екатерине Архиповне. Барышников Алексей Ильич. 15 октября 1942 года.  «Здравствуйте,   дорогие   мама   и   папа,   жена   Катя,   сын   Сережа!   Спешу сообщить   вам,   что   я   жив,   здоров.   У   меня   пока   все   хорошо.   Сейчас   у   нас небольшое затишье, вот я и решил написать вам несколько слов. Бьем фашистов вовсю. Скоро погоним их с нашей священной земли. Как вы там живете? Хватает ли вам еды? Как с огородом и бахчами? Управились? Катюша, жена моя дорогая, потерпи немного. Скоро приеду с фронта, крышу починю, забор отремонтирую. Да еще баньку свою налажу во дворе. Главное, чтобы вы все были здоровы, а там все наладится. Папа, а как ты, твое здоровье? Береги себя. Мама, родная моя, знаю, как вам нелегко там, в тылу. Не переживай, я везучий. Вернусь живой. А сыночку   Сереже   желаю   быстрее   расти   да   быть   помощником   по   хозяйству. Привет передавайте всем соседям, родственникам, бабе Клаве, тете Маше, дяде Степану.   Скажите,   что   всех   их   помню   и   люблю.   И   очень   скучаю   за   всеми. Небольшая просьба к вам, родные, если можно, пришлите, пожалуйста, теплые носки, варежки, белье, немного махорки. Скоро зима, ударят морозы. Спешу дописать, почта сейчас уходит. До встречи, родные. Пишите, жду ответа. Ваш Алексей». Письмо второе. Сталинградская обл., Галочкиной Зое Афанасьевне. Галочкин Николай Яковлевич. 9 января 1943 года. «Здравствуй, дорогая жена Зоя! Спешу сообщить, что ваше письмо получил сегодня… Я очень рад, что узнал, как вы живете. Это очень для меня дорого. Из письма узнал,  что  вы  из  своих  трудовых  сбережений  передали  на  танковую  колонну тысячу рублей. Наш тыл тесно связан с фронтом. Иначе говоря, у нас у всех одна цель – как можно быстрее разгромить врага. Недалек тот день и тот час, когда и на нашей улице будет праздник…»Рядовой Галочкин Николай Яковлевич погиб под Сталинградом 13 января 1943 года. Письмо третье. Таджикистан, Кеберовой Роно Саидовне. Кеберов Ким. «Здравствуйте, дорогие мои мама и папа! Пишу вам из степей под Сталинградом. Перенесли все тяготы и лишения, выдержали удары врага и отстояли волжскую твердыню – великий Сталинград. Таких боев, какие проходили здесь, не знала и не будет знать история войн. Все,   что   пережили   за   время   Сталинградской   битвы,   вспоминается,   как страшный сон…» Рядовой Кеберов Ким пропал без вести. 4­й  ч т е ц .   Твой век годами не измерится – Он в мыслях и делах твоих. И мне все больше свято верится, Что ты – средь нас, среди живых… Ты шел дорогою военною, Познав боль горечи, утрат. Сражался ты за всю Вселенную, Советской армии солдат. За землю отчую, любимую Ты воевал семьей одной. Сторонку тихую, родимую Считал ты для себя страной. Как скошенный, на землю падал, И умирал, и вновь вставал. Какой размах ты битве задал, Когда на Волге наступал. Великих битв мы знаем строки, Имен героев нам не счесть. Легенда вы из той эпохи, Гордиться вами – наша честь. Никто не забыт, ничто не забыто! И вечная память тебе, мой солдат! В глаза ты мне смотришь смело,Открыто. А я изучаю планку наград…       В. Панов В е д у щ и й .  Как быстротечно время! В  начале  нашей   встречи   было   сказано   о  том,  как   мало   осталось   в  живых участников тех событий. Даже те, кто родился после войны, уходят из жизни один за другим, унося с собой столько нерассказанного о тех, кому обязаны жизнью,   кто   по   свежей   тогда   еще   памяти   делился   с   ними   своими воспоминаниями о войне. Уйдут они – и некому будет рассказать о ней дальше, следующим поколениям. Вот   почему   для   вас,   юных,   так   важна   любая   информация   о   тех   далеких, грозовых днях. Вы должны нести эстафету памяти дальше, сквозь годы. И еще мы с вами должны помнить, что фронтовики живут среди нас. Может быть, это наши   соседи   по   дому,   по   улице…   Так   давайте   же   сделаем   так,   чтобы   День Победы стал для них настоящим праздником, праздником победителей! Они это заслужили. Объявляется минута молчания. Включается метроном и секундомер. После минуты молчания звучит песня «Поклонимся великим тем годам» (муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова) (1­й куплет). Далее предоставляется слово гостям мероприятия.