Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня
Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
Предметные компетенции
• дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
• развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
• способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)
• знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
• определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)
• дать представление о музыкальной культуре русского народа
• способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности
Информационная компетенция
• формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка»
• научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
• создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка
Социальная компетенция
• воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
• развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
Коммуникативная компетенция
• развивать диалогическую и монологическую речь
Личностная компетенция
• создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
• направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством
УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: Презентация «Мир русской песни»
2. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культурыЦель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня
Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
3. формирование вокально-хоровых умений обучающихся.
Предметные компетенции
• дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
• развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
• способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература, живопись)
• знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И. Левитан)
• определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность аккомпанемента – колокольные звоны)
• дать представление о музыкальной культуре русского народа
• способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности
Информационная компетенция
• формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных идей в текстовом материале учебника «Музыка»
• научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным примерами
• создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством создания музыкального рисунка
Социальная компетенция
• воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение домашнего задания – интервью)
• развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке (Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
Коммуникативная компетенция
• развивать диалогическую и монологическую речь
Личностная компетенция
• создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
• направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством
УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: Презентация «Мир русской песни»
2. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной культуры
урок.doc
Урок музыки в 5 классе:
Тема урока: «Мир русской
музыки»
1 Хамуева Екатерина Владимировна
Цель урока: понять, какие стороны жизни отражала русская народная песня
Задачи урока: 1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне
ключевого знания;
2. воспитание культуры мышления и речи обучающихся;
3. формирование вокальнохоровых умений обучающихся.
Слайд1 2
Предметные компетенции
дать представление о жанрах в музыке (народная песня, авторская песня)
развивать умение слушать вокальную музыку (сольное, хоровое пение)
способствовать развитию понимания смежных видов искусства (музыка, литература,
живопись)
знакомство с творчеством русских художников (И. Шишкин, В. Поленов, И.
Левитан)
определить роль средств музыкальной выразительности в создании музыкального
образа (мелодия – характер, легато, распевы; звуковая изобразительность
аккомпанемента – колокольные звоны)
дать представление о музыкальной культуре русского народа
способствовать совершенствованию вокально – хоровой грамотности
Информационная компетенция
формирование навыка свободной манеры высказывания через нахождение главных
идей в текстовом материале учебника «Музыка»
научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным
примерами
создавать условия для выражения понимания музыкального образа посредством
создания музыкального рисунка
Социальная компетенция
воспитывать толерантное отношение к мнению других людей (выполнение
домашнего задания – интервью)
развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке
(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
Коммуникативная компетенция
развивать диалогическую и монологическую речь
Личностная компетенция
создать условия для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время
направить на построение самостоятельного маршрута общения с искусством
УМК: «Музыка. 5 класс»: по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Музыкальные инструменты: аккордеон, фортепиано
2 Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
ИКТ: Презентация «Мир русской песни»
2. Опыт творческой самореализации обучающихся в процессе изучения народной
культуры
Слайд 3
Учитель: Исполнение песни В. Баснера «С чего начинается Родина?» настроит нас на
изучение темы «Мир русской музыки».
(Учебник «Музыка», С. 56)
Учитель: Хорошая песня – это целый мир, который рассказывает о жизни, о людях, о
добрых чувствах.
Учитель: Что всегда отражала русская народная песня? (Найдите ответ в учебнике
«Музыка», С. 58)
Ученик: Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её
пейзажи.
Учитель: Что вбирает в себя выражение: «Мир русской песни»?
Ученик: Мир русской песни – это поля и степи, дубы и берёзы, весь просторный русский
пейзаж.
Учитель: Какие слова посвятил песне русский поэт XIX века Иван Суриков.
(Учитель предварительно определяет трёх учеников для выразительного чтения
стихотворения).
3 Учитель: Составьте рассказ по иллюстрации на странице 58 учебника «Музыка».
Из вашего рассуждения мы должны узнать: «Как называется живописный сюжет и кто его
автор?», «Что изобразил художник ?», «Если бы вы были композитором, какую мелодию
бы сочинили?»
Ученики представляют свои литературные опыты.
Слайд 4
Учитель: Живёт русская народная песня, которая так и называется «Среди долины
ровныя».
(Учитель исполняет два куплета песни)
Запись в тетради:
РНП «Среди долины ровныя»
Слайд 5
4 Учитель: Какие стороны жизни отражала народная песня? (В поиске ответа вам поможет
наш учебник «Музыка»)
Ученик: Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и
переживания людей прошлого, рассказывала об их праздниках и буднях.
Запись в тетради по музыке:
РНП «Ах, ты, степь широкая…»
Учитель: Познакомимся с нотной записью народной песни «Ах, ты, степь широкая…»
Обратите внимание на распевы (на один слог приходится несколько нот: слоги «ро», «
доль», «на», «ма», «тушь», «воль»), на легато – слитное исполнение нескольких нот).
(Учитель исполняет песню.)
Слайд 6
5 Учитель: Как вы думаете, что общего между русской народной песней «Ах, ты, степь
широкая…» и живописным сюжетом В.Д. Поленова «Монастырь над рекой». (В вашем
ответе – «помощь учебника» и ваши размышления)
Слайд 7
Ученик: Мелодия песни нетороплива как бескрайняя широкая степь, степь раздольная.
Ученик: Мелодия величава как православные монастыри.
Ученик: Вдалеке бескрайние широкие просторы.
Ученик: Монастырь звучит колокольным звоном над Волгой – матушкой.
Слушание: хоровое исполнение
РНП «Ах, ты, степь широкая…»,
CD № 1, фрагмент № 10
Музыкальное рисование в тетради по музыке.
Учитель: Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях, близких по
характеру словам народных песен. Одно из таких стихотворений – «Вечерний звон» стало
основой известной песни. Его автор И.Козлов. [4, 60]
(Чтение стихотворения всем классом)
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
6 Где я любил, где отчий дом,
И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз.
Слайд 8
Запись в тетради по музыке:
«Вечерний звон». Стихи И. Козлова
Учитель: Познакомимся с нотной записью № 12, Песня «Вечерний звон».
(Учитель играет аккомпанемент).
Какие звоны изображает аккомпанемент песни?
Ученик: колокольные звоны
Учитель: Какие образы, звучащие в музыке «Вечернего звона», близки русской душе?
В вашем ответе вам будут помощниками текст учебника «Музыка» и иллюстрация
И.Левитана «Вечерний звон». [4, 61]
Слайд 9
Ученик: Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном д рог и близок
русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных
днях, мечтах, надеждах.
оо
Слушание:
РНП «Ах, ты, степь широкая…»,
CD № 1, фрагмент № 10
Музыкальное рисование в тетради по музыке.
Учитель: Есть ли общее в песнях «Ах, ты, степь широкая…» и «Вечерний звон»? В чём оно
проявляется? (Читаем вопрос № 2 в учебнике «Музыка»)
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру
колокольного звона.
7 2. Учитель: Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
Слайд 10
Запись в тетради по музыке:
Вывод:
Русская народная песня отражала:
Ученик: природу России, её пейзажи
Ученик: быт, чувства и переживания людей
Ученик: будни и праздники народа
Домашнее задание:
(Дневник музыкальных наблюдений, С.8)
К выполнению данного задания (ответы на вопросы: «Какие песни ты полюбил ещё в
детстве? Кто тебе их пел?») обращались во время изучения темы «Песня – верный спутник
человека».
Слайд 11
Расширим вопрос: Какие народные песни ты полюбил ещё в детстве? Кто тебе их пел?
(Записать свои размышления, взять интервью в своей семье)
Слайд 12
3. Вокально – хоровая деятельность на уроке
С. 38 «Уж ты зимушка – зима» разучивание
С. 34 «Если другом стала песня»
С. 37 Песня гардемаринов
Слайд 13
Источники:
1. Алеев В.В. Музыка. 14 кл., 58 кл.: программы для общеобразовательных учреждений /
В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 6е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2008. С. 53
2. В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал
методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания.
№ 5 (55).М.: 2008. С.71
8 3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /
Дмитрий Иванов. М.: Чистые пруды, 2007,С.8. (Библиотечка «Первого сентября», серия
«Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12)).
4. Науменко Т.И., Музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений /Т.И. Науменко,
В.В. Алеев. 7 – е изд., стереотип.М.: Дрофа, 2006. 190
5. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Музыка. 5 кл. Фонохрестоматия.М.: Дрофа, 2009, 2CD
6. Науменко Т.И., Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 кл.: пособие для
общеобразоват. Учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. М.: Дрофа, 2010
7. Т.Н. Науменко, В.В. Алеев Нотная хрестоматия и методические рекомендации для
учителя. М.: Дрофа
8. О. Локтева Дизайн интерьера через призму искусства XX века // Искусство № 14 (446),
1531 июля 2010. Учебно – методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО.
Издательский Дом «Первое Сентября». М. 2010. С.4
9. Русские народные песни. Мелодии и тексты: М:, Издательство «Музыка»: 1987. С. 25
10. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
С.482
11.Способин И.В. Элементарная теория музыки: Учебник для музыкальных училищ.7е
изд.М. Музыка, 1979. С. 27
12. С. Старобинский Урок музыки с книгой в руках // Музыкальное воспитание в школе.
Выпуск 13 (составитель О.А. Апраксина) Издательство «Музыка». М.: 1978,С. 96
13. Шелонцев В.А., Шелонцева Л.Н. Реализация компетентностного подхода в обучении:
Учебное пособие. Омск: БОУ «РИАЦ».2009.С. 4; 5
9
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
"Мир русской песни", 5 класс. Музыка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.