Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)
Оценка 4.7

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Оценка 4.7
Контроль знаний +3
doc
музыка
5 кл
23.02.2017
Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид: урок - музыкальная экскурсия. Технология: личностно-ориентированная. Время проведения: Второй урок по теме: «Музыка и изобразительное искусство». Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри»; проигрыватель; запись: «Звуки музыки» Р.Роджерса; фрагмент 1 части Симфонии №2 А.П.Бородина с текстом и без него; репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка»; музыкальный инструмент-аккордеон. Задачи урока: Воспитательные - пробуждать интерес к русской подлинной музыке. -воспитывать чувство патриотизма; Образовательные - опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о симфонии; учить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; вырабатывать самостоятельное творческое мышление учащихся; Развивающие - совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать (тембровый) слух, музыкальную память; развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения. За последнее время задачи урока музыки расширились, всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая задачи. Самообразовательная – развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования; Стимулирующая – способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, развивать свои знания.Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид: урок - музыкальная экскурсия. Технология: личностно-ориентированная. Время проведения: Второй урок по теме: «Музыка и изобразительное искусство». Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри»; проигрыватель; запись: «Звуки музыки» Р.Роджерса; фрагмент 1 части Симфонии №2 А.П.Бородина с текстом и без него; репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка»; музыкальный инструмент-аккордеон. Задачи урока: Воспитательные - пробуждать интерес к русской подлинной музыке. -воспитывать чувство патриотизма; Образовательные - опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о симфонии; учить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; вырабатывать самостоятельное творческое мышление учащихся; Развивающие - совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное; развивать (тембровый) слух, музыкальную память; развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения. За последнее время задачи урока музыки расширились, всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая задачи. Самообразовательная – развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования; Стимулирующая – способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, развивать свои знания.
урок.doc
Разработка урока «Богатырская тема в музыки музыке» Хамуева Екатерина Владимировна Цель урока: выявить какое эмоциональное воздействие оказывают  на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства,  литературы по теме. Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид: урок ­ музыкальная экскурсия. Технология: личностно­ориентированная. Время проведения: Второй урок по теме: «Музыка и  изобразительное искусство». Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»;  проигрыватель; запись: «Звуки музыки» Р.Роджерса; фрагмент 1 части  Симфонии №2 А.П. Бородина с текстом и без него; репродукция картины  М.Б.Грекова «Тачанка»; музыкальный инструмент­аккордеон. Задачи урока: 1. Воспитательные  ­ пробуждать интерес к русской подлинной  музыке. ­воспитывать чувство патриотизма; 2. Образовательные ­ опираясь на музыкальный опыт учащихся,  формировать их знания о симфонии; ­учить находить ассоциативные связи между художественными  образами музыки и других видов искусства; ­вырабатывать самостоятельное творческое  мышление учащихся; 3. Развивающие ­ совершенствовать музыкальное восприятие,  умение анализировать, сравнивать, выделять главное; ­ развивать (тембровый) слух, музыкальную память; ­ развивая певческий голос, добиваться стройности звучания,  единства в манере пения. За последнее время задачи урока музыки расширились, всё  большее значение приобретают  самообразовательная и  стимулирующая задачи. 4. Самообразовательная – развивать умения и навыки  музыкально­эстетического самообразования; 2 5.Стимулирующая – способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему  познанию, к выработке потребности постоянно пополнять,  развивать свои знания. Подготовительный этап:       На доске записаны тема урока,  эпиграф, на партах лежат  музыкальные материалы с  песнями  «Звуки музыки», «Песня о  маленьком трубаче», «Погоня», приготовлены на отдельных листах  формата А 4 следующие надписи: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Симфония ­ крупное музыкальное произведение для  симфонического оркестра, состоящее из 4­х частей», «Главная тема  –богатырский образ», «Побочная тема­ лирический образ». Ход урока : 1.Организационный момент. Звучит запись «Звуки музыки» Р. Роджерса из музыкального фильма. ↓ ­Дети заходят. Учитель (пропевая) Здравствуйте ребята.  ­Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по­зимнему  холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Сегодня вновь нас всех собрала вместе у себя Волшебница Музыка.  Тихо, тихо сели. ↑ 2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.       Учитель ­ Я уверена, что многие из вас узнали песню, под которую вы  вошли в класс?  ­Что это за песня? ( «Звуки музыки») ­Откуда она? (из музыкального фильма) ­Напомните, каков сюжет в фильме?       Дети ­ Этот весёлый фильм о том, как ни один учитель не мог справиться  с непослушными ребятами. Но вот дети пришли на урок музыки. И вместе с  учительницей учились петь. Они стали послушными и разумными.       Учитель – Давайте, и мы с вами сядем удобно, примем певческую  установку и настроимся на восприятие музыки.    Учитель пропевает песню (без аккомпанемента), затем под  инструмент. (обратить внимание на дыхание по фразам)       Учитель­ Эта музыка выросла из простых интонаций, и получилось, что  простая, весёлая, детская музыка стала главным «действующим» лицом  большого кинофильма. ­В 1 полугодии мы вели разговор о двух величайших искусствах? О каких?       Дети ­ О музыке и литературе. 3 Учитель­ Второе полугодие мы начали разговор о двух величайших  искусствах?       Дети ­ О музыке и изобразительном искусстве.       Учитель ­ «Можем ли мы увидеть музыку?»­ этот вопрос будет стоять в  центре нашего урока.(вывесить на доску)       ­(Учитель обращается к картине «Тачанка» Грекова) ­Посмотрите на картину Дмитрия Борисовича Грекова .Что здесь  изображено? Безмолвна ли картина или она «звучит»?       Дети ­ Стремительная,  несущаяся тачанка, не стоящая на месте, и не  тихо едущая, а именно стремительно несущаяся.       Учитель –Если  вы были бы  композиторами, какую музыку по характеру  вы бы сочинили?       (Учитель обращает внимание на словарь эстетических эмоций)       Дети­ Стремительная, тревожная, взволнованная, темп быстрый, слышен  цокот копыт.       Учитель –Какой музыкальный пример можно привести?       Дети –Песня «Погоня» из фильма «Новые приключения неуловимых»       Учитель –Попытайтесь, через исполнение передать своё отношение к  песне.       Звучит 1 куплет.       Учитель –К какому историческому периоду можно отнести эту песню?       Дети –Гражданская  война.  3. Сообщение темы, целей урока.                                                                                Учитель­ С давних пор и  можно сказать до нашего времени на Русь  наступали враги. Они пытались завладеть нашими богатствами, землями.       Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего  защитника Родины.       Наш урок посвящен: «Богатырской теме в русском искусстве» Учащиеся записывают тему в тетради. 4. Изучение нового материала.       Учитель­ Мы часто встречаемся с богатырской темой в народном  творчестве (былины), поэзии, живописи, музыке, кино.       Эти эпические образы нашли особое отражение в творчестве великого  русского композитора А.П.Бородина. ( зачитывается эпиграф)       Одним из лучших произведений Бородина, жемчужиной его творчества  считается его симфония №2.       Что такое симфония?       Симфония­ крупное музыкальное произведение для симфонического  оркестра, состоящее из 4­х частей.(«сим»­вместе, «фонос»­ голос)       Какой оркестр исполняет симфонию? 4 Дети­ Симфонический.       Учитель­ Послушаем в записи фрагмент 1 части симфонии №2. 5.Оперирование знаниями в новых ситуациях.        Учитель­ Какие музыкальные образы рисует вам музыка? Попробуйте  зрительно нарисовать картину? Звучит фрагмент симфонии №2. (3 минуты звучания)       Учитель­ Что сейчас прозвучало?       Какие эмоции возникли у вас при прослушивании фрагмента?        Дети­ Масштабно, чинно, размашисто, широко, солидно, объёмно.       Учитель­ Образ кого представляете, когда звучит музыка?       Дети­ Образ богатыря. Показ картины Васнецова «Три богатыря»       Учитель­ Давайте посмотрим на картину известного художника Виктора  Михайловича Васнецова.      Кто здесь изображен?      Как звали богатырей? (из уроков литературы)       Дети­ Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.       Учитель­ Кто такие богатыри?       Дети­ Защитники родины, совершали подвиги.       Учитель­ Три славных богатыря едут по степи, что­то привлекло их  внимание и заставило насторожиться. Зорко  охраняют богатыри свою землю.  Никто из врагов не пройдёт.       Подберите слова, характеризующие русского богатыря, воина.       Дети­ Честь, доброта, доблесть, любовь к Родине, отвага.       Учитель­ В музыке Бородина какие «действуют» люди?       Дети­ Сильные, могучие, люди­богатыри.       Учитель­ Прослушаем ещё раз 1 часть симфонии № 2 А.П.Бородина.       Определите, какие две темы звучат в симфонии и ответьте на вопрос  урока: «Можем ли мы увидеть музыку?» Звучит фонозапись (с текстом 4 минуты)       Учитель­ Какие две темы?  Главная тема­ волевая, решительная музыка словно тяжелая поступь  исполина, о котором можно сказать словами Пушкина:               На нём одежда славянина,               И на бедре славянский меч.  Побочная тема­ задушевная, лирическая, близкая к народным песням  (квартет №2 Бородина)       Кто был самым внимательным? Какое второе название дал симфонии  музыкальный критик Стасов?       Дети­ Он назвал симфонию «Богатырской».       Учитель­ Можем ли мы увидеть музыку? 5 Бородин видел в богатырях черты характера, которые присущи русскому  народу. Вот почему музыка Бородина не потеряла силы своего воздействия и  в наши дни. 6. Овладение учащимися способами деятельности.       Учитель­ Сейчас прозвучит песня о герое, достойном того, чтобы его  назвали юным поколением богатырей нашего времени.               Музыка С. Никитина.               Слова С. Крылова.               «Песня о маленьком трубаче» Учитель даёт задание:       О чём эта песня?       Какую картину она рисует? Исполнение песни учителем. Разучивание 1­2 куплета с детьми. 7. Обобщение и систематизация знаний. Учитель­ В качестве закрепления, отгадайте небольшой кроссворд по  основным понятиям темы:                                по горизонтали:               1.  Русский композитор, врач, учёный, автор симфоний,                            квартетов. (Бородин) 2. Крупное музыкальное произведение для  симфонического  оркестра, состоящее из 4 частей. ( симфония) 3. Название песни  Френкеля, в которой нарисована картина  стремительного движения. (погоня)  4. Фамилия композитора, барда, автора «Песня о маленьком  трубаче», однофамилец знаменитого русского баснописца.      ( Крылов) 5. Известный русский художник, написавший картину  «Богатыри» (Васнецов) 6. по вертикали: Название одной из симфоний Бородина.  (богатырская) 2.С  И                                                      6. 1.Б    М    Ф    О    Г 3.П    А    О    Д    И    Н    Р    И    Н    О    Я    Я   О    Н    О 6 4.К    Р  5. В    А    Т    Ы    Л    Р    С    К    А    Я    Н    О    В    Е    Ц    О    В 7. Подведение итогов и разъяснение домашнего задания 8. Домашнее задание: Подберите к песне «О маленьком трубаче» иллюстрацию или  нарисуйте,  что тебе представляется.       7

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)

Разработка урока музыки "Богатырская тема в музыке" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2017