Мировое хозяйство. Этапы формирования и развития мирового хозяйства.
Оценка 4.9

Мировое хозяйство. Этапы формирования и развития мирового хозяйства.

Оценка 4.9
Работа в классе +2
docx
география
10 кл—11 кл
03.05.2022
Мировое хозяйство. Этапы формирования и развития мирового хозяйства.
Дидактическая разработка урока географии 10 класса с учётом новых требований ФГОС.
Становление мирового хозяйства.docx

 

                                                    МБОУ «Школа № 88 города Донецка»

                Учитель-методист

                                             Даниленко Маргарита Алексеевна

 

Аннотация

    Одно из важнейших требований – совершенствование урока, который, несмотря на разнообразие форм организации обучения, пока остается основой образовательного процесса. Традиционные методики проведения уроков требуют коренных изменений в связи с введением образовательных стандартов нового поколения, направленных на обеспечение перехода от простой трансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях.

    Одно из основных условий эффективности урока – занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучению их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы.

    Основой современного урока географии выступает деятельностный подход. Согласно положениям деятельностного подхода в центре урока – организация деятельности учащихся, направленная на освоение ими различных учебных действий. Задача учителя – не просто излагать учебный материал, проверять усвоенное содержание, задавать вопросы, а организовывать деятельность учащихся с различными источниками географической информации, формулировать познавательные задачи и оказывать помощь в решении учебных проблем, осознании собственных творческих возможностей, создавать ситуации взаимодействия.

Рассмотрим это на примере урока географии в 10 классе.

 

Тема: Мировое хозяйство. Этапы становления и развития мирового хозяйства.     Международное разделение труда. НТП и его влияние на отраслевую структуру и территориальную организацию производства.

Цели урока: сформировать понятие о международном географическом разделении труда как основном понятии экономической географии и его формах.

Задачи урока.

Образовательные:

-способствовать усвоению новых знаний;

-способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.

Развивающие:

-способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей;

-на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики;

-развивать практическую направленность знаний и умений;

-показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).

Воспитательные:

-способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество;

-воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока: школьная лекция с элементами беседы

Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных ТНК.

Основные термины и понятия: мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция, транснациональные корпорации.

Оборудование : таблица “Международные организации”; политическая карта мира; атласы по географии 10 класса, рабочие тетради.

                                                  Ход урока

I.                   Организационный момент

II.                Актуализация опорных знаний и умений учащихся – «мозговой штурм»

1.      .Какие регионы и в какое время лидировали по темпам прироста населения?

2.      Что характерно для расширенного и простого воспроизводства населения?

3.      Каковы отличия демографической политики, проводимой в европейских странах, финансово избыточных странах-экспортёрах нефти и природного газа?

4.      Каковы особенности половой и возрастной структуры населения различных регионов мира?

5.      Какие показатели характеризуют качество жизни населения?

6.      Каковы особенности структуры занятости ЭАН развитых и развивающихся стран ?

7.      В каких регионах мира преобладают однонациональные страны?

Блиц-опрос

1.      Что такое «демографический взрыв»?

2.      Что такое «демографическая политика»?

3.      Как определить индекс человеческого развития?

4.      Что такое миграция?

5.      Что такое «урбанизация»?

III.             Мотивация познавательной деятельности учащихся

·         Как вы считаете, мировое хозяйство и мировая экономика – это одно и тоже?

·         Какую роль играет экономическая деятельность людей ?

·         Что изучает наука экономика?

На эти и другие вопросы вам сегодня предстоит найти ответы.

IV.             Изучение нового материала – рассказ учителя

1.Этапы становления и развития мирового хозяства

           Экономическая деятельность является ведущей среди всех видов деятельности человека. Она обеспечивает человека средствами к существованию, организует его время и определенным образом формирует мировоззрение. Пытаясь избежать тягот труда, человек изобретал различные технические новшества.  Например, в качестве орудия труда он использовал обычную палку, затем изобрёл мотыгу, и, наконец, трактор. Так, на протяжении многих лет человечество совершенствовало свою экономическую деятельность.

·         Задание 1. Откройте учебник на стр.61, прочитайте текст учебника и запишите в тетради определение термина «экономика».

Учитель: Экономика - это не только наука, но и  тип отношений, которые складываются между людьми в процессе производства экономических благ, а также хозяйственный комплекс той или иной страны.

·         Что такое «мировая экономика»? Запишите в тетради , что изучает экономика.

Учитель: Мировая экономика прошла длительный путь развития. Стремясь облегчить свой труд, человек изобретала, внедряла и совершенствовала орудия труда, технические средства. Во всей истории человечество с одной стороны совершенствовало свою экономическую деятельность, а с другой – развивалось самое.

Определить четкую дату возникновения мировой экономики довольно трудно. Если  за точку отсчета считать начало хозяйственной деятельности человека вообще, то необходимо начинать с момента появления родовой общины. Если вести отсчет с момента начала формирования мировой экономики как целостного организма, то точкой отсчета должна стать эпоха Великих географических открытий (XV-XVI века). За этой эпохи состоялось накопления первоначального капитала для будущей индустриализации в европейских странах, привлечение значительных заморских территорий к единому хозяйственного механизма.

Формирование мирового хозяйства - длительный исторический процесс, можно разделить на этапы, связанные с определенными событиями в истории человечества. Среди которых рубежным можно назвать: -отделения растениеводства от скотоводства, появление предпосылок для товарообмена;- обособление ремесел от сельского хозяйства, формирования рынка и торговой деятельности и как следствие - возникновение частной собственности, обособление города от деревни; -образование мирового рынка после эпохи Великих географических открытий (конец XV - середина XVII века), расширение рынка благодаря развития транспорта, в частности морского; -переход от ручного труда к машинному производству, развитие промышленности, активизация торговых отношений между странами мира (Конец XVII? XIX века); -расширение сети железных дорог, что способствовало соединению внутренних частей континентов и усилению внутриконтинентальных связей (вторая  половина XIX века).

Итак, на конец XIX века мировое хозяйство сформировалось, однако его развитие продолжается и сегодня.

         Мировая экономика представляет собой совокупность национальных экономик отдельных стран мира. Она проводит исследование сразу на нескольких уровнях:

v  Мировая экономика в целом;

v  Регионы или группы стран;

v  Отдельные страны;

v  Крупные регионы внутри отдельных стран.

Учитель: В истории развития мировой экономики выделяют следующие этапы

Ø  Присваивающее хозяйство

Ø  Аграрное хозяйство

Ø  Индустриальное хозяйство

Ø  Постиндустриальное хозяйство.

·         Групповые задания : 1 группа даст описание «Присваивающего хозяйства; 2 группа – «Аграрного хозяйства»; 3 группа – «Индустриального хозяйства»; 4 группа – «Постиндустриального хозяйства».

 Ответы учащихся прослушиваются и оцениваются. Учитель подводит итог.

2.Международное разделение труда (МРТ) – рассказ учителя

Известный советский географ Н.Н. Баранский   писал, что географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, от которого она не может оторваться ни при изучении отраслей, ни при изучении экономических районов и стран. Это неизбежный результат развития человеческого общества.

Эта неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями существуют различия:

·         во-первых, в географическом положении;

·         во-вторых, в природных условиях и ресурсах,

·         в-третьих, в социально-экономических условиях.

Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда.

Результатом МРТ выступают отрасли международной специализации, т.е. такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют лицо страны. (это первая форма МРТ).

·         Задание 2.Установите отрасли международной специализации для стран Швейцария, Финляндия. Япония, Италия.

Вы – известный российский бизнесмен, занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран. Из какой страны вы привезете следующие товары?

Какой вывод можно сделать, что является условием международной специализации?

Учитель: Вторая форма МРТ – это международное кооперирование - установление устойчивых взаимосвязей между отдельными предприятиями разных стран мира, участвующих в производстве какого-либо товара или услуги (учащимся предлагается это записать в тетрадь).

·         Задание 3. Вспомните материал географии 9 класса, где рассматривались эти понятия,  приведите примеры кооперирования на примере отрасли машиностроения.

Учитель: Развитие мирового хозяйства всецело определялось на начальных этапах техническим, а в последствии и научно-техническим прогрессом.

3.Научно-технический прогресс (НТП)

НТП – постоянный  процесс совершенствования технологии и техники. Внутри его время от времени происходит резкое ускорение темпов появления нововведений. Такие периоды принято называть научно-техническими революциями (НТР).

   Характерными чертами НТР являются:

·         Превращение науки в ведущую производительную силу общества;

·         Компьютеризация всех сфер жизни общества, комплексная автоматизация и роботизация всех производственных процессов;

·         Совершенствование технологии и техники, главным образом, в направлении экономии ресурсов и охраны окружающей среды;

·         Коренная перестройка отраслевой и территориальной системы производства.

Эти направления тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

      Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция — высшая степень МРТ, форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики, как между самими странами, так и по отношению к третьим странам.

    Вертикально интегрированная корпорация (ВИК) – это крупная корпорация, которая сосредотачивает в себе все технологические стадии производственного процесса.

   Таким образом, процесс развития мирового хозяйства и углубления МРТ и экономической интеграции влечет за собой интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль играют ТНК.

Проблемный вопрос. Какие страны меньше зависят от колебаний цен на мировом  рынке: те, которые поставляют 1-2 вида продукции, или те, которые поставляют более видов продукции? Ответ обоснуйте. Приведите примеры.

V, Домашнее задание: выучить текст учебника – стр.61 – 65; дать ответ на поставленный проблемный вопрос.

·         Синквейн к слову «Экономика»

Первый пример:

                 Экономика.

Мировая, региональная.

Изучает, классифицирует, описывает.

Наука о ведении народного хозяйства.

Капитал.

 

Второй пример:

                  Экономика.

Традиционная, смешанная.

Исследует, публикует, подтверждает.

Хозяйственная деятельность общества.

Деньги.

 

Третий пример:

                  Экономика.

Долгая, нудная.

Идет, обучает, заканчивается.

Одна из дисциплин в ВУЗах.

Пара.

 

 

 

                         

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ «Школа № 88 города Донецка»

МБОУ «Школа № 88 города Донецка»

Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных

Планируемый результат - учащиеся должны: уметь четко определять мировое хозяйство, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных

Определить четкую дату возникновения мировой экономики довольно трудно

Определить четкую дату возникновения мировой экономики довольно трудно

Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда

Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда

Первый пример:

Первый пример:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2022