Мишель Монтень родился в 1533 г. в дворянском роде; отец его был весьма знатным человеком и заседал в Бордоском парламенте. Мать была крещеная еврейка. Мишель получил хорошее образование, прекрасно знал древние языки (греческий и латынь). Он учится в колледже в Бордо, затем идет по стопам отца и занимается политикой (некоторое время был даже мэром г. Бордо, поддерживал партию короля), но в 70-е годы XVI в. уединился в своем родовом замке и до конца своих дней занимался только литературной деятельностью, писал свои знаменитые «Опыты». Здесь он и умер в 1592 г.
Радзилевич Дарья.pptx
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
НА ТЕМУ «ФИЛОСОФ
М.МОНТЕНЬ»
Выполнила
Ученица 10б класса
Радзилевич Дарья
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
Мишель Монтень родился в 1533 г.
в дворянском роде; отец его был
весьма знатным человеком и заседал
в Бордоском парламенте. Мать была
крещеная еврейка. Мишель получил
хорошее образование, прекрасно
знал древние языки (греческий и
латынь). Он учится в колледже в
Бордо, затем идет по стопам отца и
занимается политикой (некоторое
время был даже мэром г. Бордо,
поддерживал партию короля), но в
70е годы XVI в. уединился в своем
родовом замке и до конца своих
дней занимался только
литературной деятельностью, писал
свои знаменитые «Опыты». Здесь он
и умер в 1592 г.
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
«Опыты»
Монтень является родоначальником нового
литературного жанра — эссе. Его «Опыты» — это
собрание различных эссе, написанных живым
французским языком (не латынью), чтобы как можно
больше людей познакомились с его произведениями, ибо
он считал, что пишет главным образом для них. Для
Монтеня основная проблема — проблема человека, но
не того, что занимает центральное место во вселенной,
как у Пико делла Мирандолы, а человека обычного,
конкретного. Это новый предмет для философии, в
соответствии с ним Монтеннь придумывает и новую
форму изложения своей философии. Подлинная
философия может быть только свободной, не
принимающей на веру никакие доводы и положения.
Поэтому она существовала в античном мире, но
схоластика ушла от нее, и один из признаков того, что
она не является подлинной философией, — то, что
схоластика везде одинакова. Подлинная философия
всегда свободна. Как разнятся друг от друга свободные
люди, так разнятся друг от друга и философии. Такое
разнообразие философских школ мы видели именно в
античной Греции, поэтому античная философия и есть
истинная свободная философия.
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
Антирелигиозная направленность у Монтеня (антирелигиозная — т.е. антисхоластическая) соседствует с
антиантропоцентристской позицией, утверждающей, что все, что существует в мире, существует для человека.
Монтень же указывает, что человек есть часть природы — разумная, нравственная, но всего лишь часть. Поэтому
человек должен признать тот неумолимый факт, что он живет по законам природы и, действуя согласно этим
законам, может обрести свободу. Здесь явно повторяется стоический тезис, что свобода есть действие в согласии с
необходимым, неумолимым законом природы.
Мишель Монтень возражает и против антропоморфного понимания Бога. Если о Боге и можно говорить, то только
как о существе, безмерно превосходящем любые описания. Нельзя говорить о Боге как о человеке, наделяя Его
такими категориями, как разум, воля, любовь и т.д. Бог находится выше всего, поэтому Он настолько выше мира, что
отношение к нему у Него, как к весьма далекому предмету. Бог ничего не выделяет в этом мире, для Него все
одинаково — и человек, и лист на дереве. Человек не должен кичиться своим положением, потому что для Бога все
равны. Каждая часть природы для Бога одинакова, и управляет Он всем одинаково.
Разные религии потому и существуют, что они поразному представляют далекого и непознаваемого Бога. В каждой
религии, по мысли Монтеня, есть часть истинной религии, и христианство не должно претендовать на то, что оно есть
религия истинная. Он доказывает это тем, что некоторые христиане по своим моральным качествам гораздо хуже,
чем многие атеисты и язычники.
Принадлежность человека к той или иной религии определяется, по Монтеню, его национальностью. «Мы католики в
такой же мере, как мы французы», — пишет он. Поэтому нравственность нужно строить не на религиозных, а на
природных основаниях. Основы нравственности заложены в самой природе, а поскольку природа ничего не говорит
нам о бессмертии нашей души, то душа не бессмертна и умирает вместе с телом. Но это не разрушает
нравственность, и Монтень, как задолго до него Пьетро Помпонацци и некоторые аверроисты, повторяет тезис о том,
что отсутствие веры в бессмертие души и надежды на загробное воздаяние не устраняют, а вносят истинную
нравственность. Не веря в загробное воздаяние, человек лишается эгоистических основ своей жизни и живет по
истинно нравственным законам. Эти нравственные законы устанавливаются природой; познавая их, человек живет
нравственной жизнью.
Этика Монтеня перекликается с этикой эпикурейской, согласно которой человек, с одной стороны, должен прожить
незаметно, довольствуясь благами, которые дает ему природа и не выдумывая излишних роскошеств (Монтень
понимает Эпикура в аутентичном его смысле), а с другой — смысл и цель человеческий жизни состоят в стремлении
к счастью. Поэтому и этика Монтеня жизнерадостна в эпикурейском смысле слова. Цель жизни может состоять
только в самой жизни
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
Главный порок для философии, по мысли Монтеня, это власть авторитета,
отсутствие свободы. Поиск истины в такой философии подменяется толкованием,
экзегетикой. А подлинная философия говорит о человеке, о его конкретных
нуждах, о его радостях и болях, горе и счастье, и поэтому подлинная философия,
как и подлинный человек, радостна и счастлива. Потому и вносит Монтень новый
метод в философию; этим же обосновывается и его выбор приоритетов среди
античных философов. Монтеня не интересуют ни Платон, ни платоники, ни
перипатетики (Аристотеля он не любит, потому что это философ,
канонизированный схоластикой), наиболее близки ему скептики. Сомнения
Монтеня направлены против общепризнанного, против традиций — т.е. того, что
давно уже следовало изжить, преодолеть, что существует не потому, что
является истиной, а потому, что люди привыкли в это верить, привыкли не
сомневаться. Для того чтобы человек познал истину, необходимо сомнение во
всем. Именно самоуверенность порождает все человеческие пороки. Чтобы
прийти к истинному знанию, необходимо для начала убедиться в том, что человек
ничего не знает.
Именно для этого и используются скептические аргументы. Начиная с того
момента, когда человек очистит себя от различных предрассудков, и начинается
истинное познание. Поэтому скептицизм для Монтеня — не цель, не конец, а
начало истинного философствования. Скептицизм есть средство очищения нас
от различных предрассудков, в том числе философских и религиозных.
МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ
За фактами биографии Монтеня
открываются не только истоки его
эрудиции в области древней истории,
философии, литературы. По ней можно
судить не только о дерзости автора,
продолжающего и после Варфоломеевской
ночи 1572 г. свободно разговаривать с
Цицероном или Овидием (много позже, в
1676 г., это стало одним из оснований для
включения «Опытов» в ватиканский
Индекс запрещенных книг). Важнее другое:
на закате эпохи Возрождения с ее культом
свободной и одухотворенной личности
рождается философскоэтическая
доктрина человека, бросающего вызов
жизненным обстоятельствам.
«Опыты» Монтеня сыграли огромную роль
в мировой литературе. Обнаружено их
влияние на творчество У. Шекспира. Ими
вдохновлялись Монтескье и Руссо,
французские моралисты ХХ века. Монтень
в качестве персонажа появляется на
страницах романа Г. Манна «Юность
Генриха IV».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.