Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
Изобильненского городского округа
Ставропольского края
|
«Тема малой Родины в творчестве поэта – земляка
Сергея Даниловича Овсянникова»
Учитель русского языка и литературы
Курнева Елена Вячеславовна
План урока по РК в 7 классе
«Тема малой Родины в творчестве поэта – земляка Сергея Даниловича Овсянникова»
Цель:
· Привитие любви к художественному слову, выразительному чтению.
· Знакомство с интересным человеком, творческой личностью, человеком активной жизненной позиции Сергеем Даниловичем Овсянниковым
· Пробудить желание к творчеству, к активной жизненной позиции.
Задачи:
·
Воспитывающая:
воспитание
духовных и душевных качеств, необходимых человеку в жизни. Обращение человека к
своим корням, к своему историческому прошлому, к истории своего края.
·
Обучающе-познавательная:
обучение
выразительному чтению, монологической и диалогической речи, умению вести
беседу,
· формулировать правильно вопросы,
· Развивающая:
· - развивать интерес к художественной литературе, поэзии, раскрывающей тему любви к малой родине;
·
знакомство
с произведениями современных авторов национальной литературы, закрепление
навыков сравнительного анализа лирических произведений.
Оборудование:
1.Выставка сборников стихов поэта.
2. Выставка рисунков и творческих работ учащихся
по теме “Люблю тебя, мой край родной”.
3. Музыкальное сопровождение встречи.
1. Вступительная беседа с классом.
Учитель: Ребята, сегодня у нас нетрадиционный урок, сегодня урок – творческая встреча,
Ход урока
Учитель: Сегодня мы попадем с вами в интересную страну, которая получила свое название от древнего музыкального инструмента.
– Как называется эта страна? (Лирика)
– Что значит лирика?
– Какие виды лирики вы знаете? (Пейзажная, гражданская,любовная, философская)
– Какой из видов лирики близок вам и чаще всего всем людям? (пейзажная). Почему?
– А еще? (Философская, так как мы размышляем, думаем, решаем жизненные проблемы...)
– Какие жанры лирических произведений вам известны? (Стихотворения, поэмы...)
– Все ли лирические произведения имеют одну и ту же форму? (Нет)
– Какие формы вам известны? (Поэтическая, прозаическая)
– Правильно, поэзия – это одна из форм лирики. Она может очаровывать читателя, пробуждать его воображение?
– Как мы называем человека, который создает для нас (читателей) поэтические произведения? (Поэт)
– Задумывались вы над тем, как приходят к поэту стихотворные строки?
– Скажите, а поэт – это профессия или увлечение?
Музыкальная композиция “Родина ” в исполнении вокальной группы.
Учитель: Песня подсказывает нам тематику нашей встречи?
Ответы учащихся.
Сегодня мы будем размышлять о том, что такое малая родина , какую роль она играет в жизни каждого человека.
Вот что говорят об этом наши ребята:
“Моя малая родина – это моя станица, моя улица,
мой дом, мои родные. Это то, где всегда царит любовь, счастье и понимание.”
“Малая родина - это место, где ты родился и
которому ты никогда не изменишь»
“Моя малая родина там, где я родился и где я
живу. Мне нравится мой край, и я буду жить здесь всегда. Мне очень нравится
наша станица-Каменнобродская.
Вот она какая, наша малая родина.
Учитель:
Конечно, для каждого человека интересно все, что связано с историей родного края. Многие пытаются внести свой вклад в ее изучение, ведь в жизни даже такого небольшого района, как наш, всегда есть место открытию. Да, прекрасен наш район, прекрасен он своей плодородной землей с роскошными полями, речушками, несущими свои чистые воды среди ив, подземными богатствами и, конечно же, людьми, прославившими родные края.
А сколько поэтов и писателей взрастила наша земля!
И сегодня в гостях у нас интересный и очень талантливый человек, человек активной жизненной позиции, откликающийся поэтическим словом на каждое событие, происходящее вокруг. Поприветствуем Сергея Даниловича Овсянникова.
Тема малой Родины особенно ярко звучит в творчестве нашего гостя, а ведь Сергей Данилович наш земляк, так как родился совсем недалеко от нас в хуторе Смыков.
– Давайте познакомимся с нашим гостем и ее творчеством поближе, узнаем о его профессии и увлечении.
Учитель: Но сначала
прозвучат стихи Сергея Даниловича в исполнении учащихся.
Они и станут эпиграфом нашей встречи.
«…Вечностью целой я связан с тобой, Ставрополье,
С нивой твоей, напоенною музыкой строф»
Чтение стихотворений С.Овсянникова «Этот край, где
ковыльный разлив»
Учитель: Элементы анализа стихотворения.
- Вам понравилось стихотворение?
- Легко ли ответить, чем понравилось?
Ответы учащихся: Описанием красоты родной природы
В нем говорится о том, что нам в наследство остается
от предков самое дорогое, бесценное – родная земля. А любить её – это значит беречь.
Чтение стихотворений «Прошив жилище житным духом», «Иной прохожий скажет : «Глушь , дыра…», «И сколько ни было б дорог…»
Учитель: Элементы анализа стихотворения.
- Вам понравились стихотворения?
-
Легко ли ответить, чем понравились? Описанием красоты родной природы.
4.Выступление поэта С.Д. Овсянникова:
а) рассказ о себе;
Учитель: Ребята, а вам интересно послушать любимые стихи Сергея Даниловича?
Попросим
его почитать и поделиться с нами сокровенными мыслями о творчестве, о поэзии...
б) чтение стихотворений.
Учитель: Какие впечатления остались у вас после прослушивания стихотворений?
Учащиеся: Поэзия Сергея Даниловича учит нас всему доброму. Рассказывает о его детстве, о его любви к родной земле.
– Мы увидели, что главное для него в жизни – это его семья, дом, любимая работа, его увлечение поэзией.
–Сергей Данилович учит любить свой край, гордиться тем, что мы живем здесь в Ставропольском крае.
– Он рассказывал нам так интересно, что многие из нас захотели попробовать написать стихи или создать творческую работу.
Учитель: Вот такой интересный ,талантливый человек живет рядом с нами. Казалось бы, обычный человек Сергей Данилович и знает многих ваших родителей ,дедушек и бабушек, но в суете постоянных забот он не перестает удивляться красоте родной земли, видеть то, что для многих из нас стало привычным и незаметным. Он учат нас гордиться своей малой родиной, ведет нас к мысли о том, что таланты рождаются, живут и создают гениальные произведения не только в столицах, но и в самых отдаленных уголках нашей страны.
Тематика стихов нашего гостя щедра и разнообразна: о природе, любви, родительской деревне, товарищах по цеху, родных – словом, обо всем, что мы и называем “малой родиной”.
Мы благодарим Вас за встречу, за то, что Вы откликнулись и приехали в нашу станицу.. Надеемся, что эта встреча была не последней.
– Чему учит нас поэзия? (Например: поэзия зовет нас ко всему живому, доброму, хорошему. Учит жить людей в мире и дружбе.Учит любить свою малую родину, любить свою страну.. Поэзия может стать для человека и увлечением и его профессией.)
– Спасибо за внимание. Дети дарят цветы Сергею Даниловичу.
Фотография на память.
Использованная литература:
Сборники стихотворений:
1Сергей Овсянников «Поземки»
2.Сергей Овсянников «То,
что дороже всего»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.