МКОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа»
Автор: Ивашкина О.И.
учитель-логопед
Пояснительная записка.
Для
логопедов не секрет, что у большинства детей с нарушением речи наряду с нарушениями
всех компонентов языковой системы отмечаются неврологические симптомы, не так
подвижны психические процессы. У младших школьников ограничен объем памяти и
снижена прочность, точность запоминания, недостаточный уровень развития
произвольной памяти, наглядная память преобладает над словесной. В силу этих и других
причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать
тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений
вызывает у них большие трудности, быстрое
утомление и отрицательные эмоции.
Формируя речевые навыки у детей с нарушениями
речи, в своей работе я использую методы и приемы, которые стимулируют развитие
всех психических процессов. Одним из таких методов является мнемотехника.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка. Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, легко воспроизводит стихотворение целиком.
Ведь недаром К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
Разрезав мнемотаблицу — можно играть в следующие игры:
1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3. определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
4. найти лишнюю картинку;
5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения стихотворения;
Звук Р.РЬ
Из картошки много блюд
Приготовить можно.
Её варят, жарят, трут
На костре её пекут.
Звуки Л, Ш.
Молоко лакали кошки
Из большой зелёной плошки.
Без тарелки и без ложки
Языком лакали кошки.
Плошка хоть и велика
Только мало молока.
Смотрят кошки в облака
Вот бы столько молока.
|
||
Звук Ль.
«Зелёная песенка»
В зелёном, в зелёном, в зелёном лесу
Зелёный листок, как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит.
Зелёная музыка где-то звучит.
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне.
|
||
|
Звук К.
«Кот»
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе - капустки
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молочка.
|
|
|
|
|
|
Звуки Ш, Л.
Бедный мишка заболел,
Видно много мёда съел.
Мишка плачет и кричит:
У него живот болит.
Звуки Р, Л, Ль.
|
|
|
|
|
|
Вёз корабль карамель.
Наскочил корабль на мель.
И матросы 3 недели
Карамель на мели ели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.