Многоаспектный анализ текста
Разделы: Русский язык
Цели урока для учителя:
Цель для обучающихся: проанализировать текст в разных аспектах для выполнения заданий ЕГЭ части А: А7 – А12.
Задачи обучающихся:
ПОЭТАПНЫЙ ХОД УРОКА
Ход урока
(Слайд 1 Презентация)
1. Организационный момент
Тема урока: Многоаспектный анализ текста.
Обратите внимание на прилагательное многоаспектный. Какие слова в нем спрятались? (Много аспектов)
2. Словарная работа
(Слайд 2)
В толковом словаре С. И. Ожегова дано лексическое значение слова «аспект».
Аспект, -а, м. (книжн.) Точка зрения, взгляд на что-нибудь. //прил. аспектный, -ая, -ое.
3. Определение цели урока
(Слайд 3)
Откройте сборник тренировочных заданий ЕГЭ, который допущен к использованию в качестве учебного пособия ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). Вариант № 1. Перед текстом в рамочке дана информация. Прочтите ее. (Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.)
Цель урока: проанализировать текст в разных аспектах для выполнения заданий ЕГЭ А7 – А12.
4. Определение задач урока
(Слайд 4)
– Каковы задачи урока?
Задачи урока:
5. Формулировка ключевых понятий урока
(Слайды 5-7)
Слово учителя
– В 8 классе вы заполняли таблицу «Языковая система».
Фронтальный опрос по таблице
– Какой раздел лингвистики изучает части речи? (Морфология.)
– Какой раздел лингвистики изучает грамматическую основу предложения и виды предложений? (Синтаксис.)
– Как называется взгляд на текст с точки зрения лексики? (Лексический аспект.)
6. Знакомство с текстом и заданиями А7 – А12
(Слайды 8-14)
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12.
(1)…(2)Так, к началу 19 века на Земле проживал один миллиард человек, а к концу 20 века – уже шесть миллиардов человек. (3)Такой быстрый рост населения за короткий исторический период называется демографическим взрывом. (4)Но рассчитана ли биосфера Земли на подобные взрывы? (5)Ученые установили, что наша планета рассчитана только на 200 миллионов человек. (6)… человек превысил свою долю в биосфере в несколько раз.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А8. Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно стоять на месте пропуска в шестом предложении текста?
А9. Какие(-ое) слова (слово) являются(-ется) одной из грамматических основ второго (2) предложения текста?
А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТАКОЙ из третьего (3) предложения текста.
А12. Укажите значение слова БИОСФЕРА в предложении 4.
7. Повторение ранее изученного материала
Различие текстов научного стиля и текстов научно-популярного подстиля (Сообщение учащегося)
В учебнике «Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 5-е издание – М. Просвещение, 2012» дана таблица «Особенности стилей речи», в которой есть определение текста научного стиля.
Функция:
Сфера применения:
Задачи речи:
Характеристика высказывания:
Языковые средства:
В учебнике «Власенков А. И. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи : учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Влансенков, Л. М. Рыбченкова. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2008» даны особенности научно-популярного подстиля речи.
Литература научно-популярного жанра рассчитана на широкий круг читателей, поэтому она отличается от строго научной более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Термины, а вместе с ними и соответствующие им понятия в одних случаях опускаются, в других – раскрываются описательно и, наконец, особенно важные, но малоупотребительные объясняются непосредственно по ходу рассуждения, объяснения. Таким образом, терминов в текстах научно-популярной литературы оказывается значительно меньше.
В таких текстах обычно избегают использования специальных условных обозначений, символов, формул, сложных схем, таблиц, чертежей. В то же время в них широко используется общенаучная лексика.
При популярном изложении научное содержание в какой-то мере проигрывает: оно упрощается, снижаются точность и глубина информации, хотя некоторые вопросы теории, отдельные научные положения раскрываются подробно, иллюстрируются примерами, авторы привлекают яркие образы, сравнения. Однако главное достоинство популярного изложения научных истин в том и состоит, что круг читателей, слушателей, зрителей, способных пользоваться данной научной информацией, становится значительно шире.
Для языка научно-популярной литературы характерно употребление более простых предложений, реже используются сложные синтаксические конструкции.
К научно-популярному подстилю близок научно-учебный: язык учебной литературы должен быть простым, ясным и в то же время отличаться научностью, логичностью суждений.
8. Результат подготовительной индивидуальной работы
(Слайды 17-28)
Многоаспектный анализ текста
Данный текст является текстом научно-популярного подстиля. В тексте два научных термина «демографический взрыв» и «биосфера». Демографический взрыв – это быстрый рост населения за короткий исторический период. Определение термина дано в предложении (3). Термин связан с географией. Биосфера – оболочка земли, заселенная живыми организмами (биология). В таблице «Использование самостоятельных и служебных частей речи в исходном тексте» даны количественные данные использованных в тексте частей речи. Из таблицы и диаграммы видно, что в данном тексте научно-популярного подстиля употреблен большой процент существительных. Отглагольных существительных нет. Наречий и деепричастий в данном тексте нет.
№ |
Части речи |
Количество |
% |
Слова анализируемого текста |
1 |
Имя существительное |
20 |
33% |
началу, века, Земле, человек, концу, века, человек, рост, населения, период, взрывом, биосфера, Земли, взрывы, ученые, планета, человек, человек, долю, биосфере |
2 |
Имя прилагательное |
5 |
13% |
быстрый, короткий, исторический, демографическим, подобные |
3 |
Имя числительное |
3 |
4% |
один миллиард, шесть миллиардов, миллионов |
4 |
Местоимение |
5 |
13% |
так, такой, наша, свою, несколько |
5 |
Глагол |
4 |
10% |
проживал, называется, установили, превысил |
6 |
Причастие |
2 |
3% |
рассчитана, рассчитана |
7 |
Предлог |
7 |
10% |
к, на, к, за, на, на, в |
8 |
Союз |
3 |
7% |
а, но, что |
9 |
Частица |
3 |
7% |
уже, ли, только |
Итого частей речи |
52 |
100% |
|
В исходном тексте пять предложений 2, 3, 4, 5, 6. Предложения 3, 4, 5 – простые, неосложненные. Предложение 2 - сложносочиненное. Предложение 5 - сложноподчиненное. Сказуемые простые глагольные. В предложении (4) и в придаточном предложения (5) использованы составные именные сказуемые.
В тексте использована параллельная связь. Во многих текстах с параллельной связью предложений данное – первое предложение, а новое – все последующие, все они конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении. Предложения в текстах с такой связью обычно имеют одинаковое строение, то есть синтаксически однотипны, параллельны. Тип речи – рассуждение. Для установления грамматической связи между предложениями используются вводные слова и союзы.
9. Проектно-исследовательская деятельность
Демонстрация проекта «Стилистические особенности текста научно-популярного подстиля». (Слайды 29-47). Сообщение учащегося.
10. Психологическая рефлексия
Вы все, надеюсь, собирали бруснику. Представьте себе, что вы в лесу. Ложитесь на хрустящие листочки брусники. Видите перед собой стройные стволы сосен, их иглы вонзаются в голубое бездонное прекрасное небо. По небу величественно плывут белые пушистые облака. И вы ощущаете, как из глубин Вселенной на вас изливается энергия. Вы наполняетесь этой ласковой волшебной энергией и чувствуете, как ваше тело наполняется силой, мудростью и радостью. Вы отдыхаете. На душе спокойно и хорошо. А теперь возвращаемся в действительность.
Настройтесь на успешное выполнение заданий текста. Вселите в себя уверенность. У вас все получится.
11. Работа с ноутбуками «Мобильный класс». Выполнение заданий
С ноутбуками «Мобильный класс» на уроке мы уже занимались. Зайдите в программу «Test». Закладка «Тест». Начать тест. Тест состоит из шести заданий. Задания А7 – А12. Надеюсь, вы справитесь с тестом. Удачи!
12. Итог урока
После выполнений заданий на ноутбуках. Учащиеся отправляют результаты на компьютер учителя. В классе установлен Wi-Fi с допуском в Интернет. Программа считывает информацию, и на компьютере учителя появляются оценки за выполненный тест.
Фронтальный опрос
– Назовите стилистические особенности исходного текста научно-популярного подстиля.
13. Домашнее задание
К следующему уроку выполните вариант 2.
Подготовьте диаграмму, подсчитав все части речи.
Определив грамматические основы предложений текста, дайте предложениям характеристики. Оформите результаты в таблице.
Спасибо за урок!
Загадки текста…( приёмы лингвистического анализа
при подготовке к ОГЭ в 9 классе)
- Сегодняшнюю консультацию мне бы хотелось
начать словами Марины Цветаевой: « А что есть чтение – как не разгадывание,
извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде
всего сотворчество».
- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы
тоже почувствовали себя творцами.
- Работать сегодня мы будем с текстом В
.Пескова. И в ближайшие 30 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим
микроскопом». Как всегда при работе с текстом мы немного познакомимся с его
автором . Сегодня Маша подготовила небольшое сообщение об авторе текста:.(
ученица рассказывает)
- Василий Михайлович Песков родился в 1930 году
в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий
телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он
посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему
окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто
и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну
преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.
(Просмотр видеоролика о В.М.Пескове)
- Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с
текстом. (Чтение текста вслух 3 учащимися).
– Как вы понимаете смысл заглавия
текста «бескорыстие»?
- Где можно найти лексическое значение
слова?
- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь
Лапатухина).
- Сегодня Ира поработала дома со словарём.
Пожалуйста. ( ученица читает из словаря:)
- Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:
Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться
чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела.
Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.
Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради
признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто
вся награда за труды – сознание исполненного долга».
- Когда известный польский педагог, врач и
писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними
шагнул в газовую камеру смерти , он ценою своей жизни утвердил верность своему
учительскому долгу.
- Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою
кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.
- Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград,
говорит в своём тексте Песков.
- Подберите синонимы к слову бескорыстный
(благородный, великодушный).
- Найдите в тексте антоним к этому слову
(Корысть).
- Итак, перед нами рассуждение о человеческом
бескорыстии. Именно текст формирует нашу лингвистическую, языковую,
читательскую компетенцию. Чтобы успешно сдать экзамен и в жизни быть успешным,
нужно владеть языком и речью.
- Сегодня перед нами стоит учебная задача
:выполняя ряд заданий по данному тексту, мы продолжаем формировать наш языковой
опыт. Сегодня на консультации мы продолжаем повторять такой раздел русского
языка, как синтаксис. Это самый сложный раздел, задания по данному разделу есть
в кимах и 9 класса, и 11 класса.
Открыли тетради, записали число, классная
работа, тему урока. Работать вы будете и в тетради, и в самой информационной
карте. Карты в конце урока сдаёте.
Итак, проверяем домашнее задание. Дома вы
работали в группах, составляя алгоритм. Мы договорились с вами, что результаты
своей работы вы сегодня представите на листах, а не в электронном варианте, и
каждая группа приготовит памятки для других групп.
- Пожалуйста, группа №1. ( учащиеся представили
результаты своей работы).
_ Сейчас поработаем по вариантам.
Девочки – первый вариант, мальчики – второй вариант. Задания прописаны в
информационной карте урока.
1в.
– укажите способ связи в словосочетании память о людях (предложение 48)
управление, замените его синонимичным словосочетанием со связью согласование (
людская память)
2в.
– укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение 51)
согласование, замените его синонимичным словосочетание со связью управления (
облик человека)
Самостоятельная работа. В технологической карте заполните таблицу.
Немного поиграем. Игра «Кто больше?»
1 группа: найти в тексте словосочетания со связью согласование
2 группа: словосочетания со связью управление
3 группа: словосочетания со связью примыкание
Обратитесь к демоверсии 2015 года. Есть ли такое задание и какой его номер? (7) Как
оно звучит в демоверсии, прочитайте. Сколько балов вы можете получить, если правильно
выполните это задание? (1)
В информационной карте выполняем тест:
1. В каком словосочетании тип связи – согласование (предложение 56)
а) силой нравственности
б) служением Родине
в) бескорыстным служением
2. В каком ряду все словосочетания со связью управление
а) потерялись в войну, в спасательных работах,
последний рубль
б) высокий пример, будет идти долго, достанем её
в) знаю человека, пошёл к умывальнику, стал
обладателем
3.
Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) к моей постели
б) книжка была дорогой
в) взял меня
Почему книжка была дорогой не является
словосочетанием?
(грамматическая основа)
Переходим к проверке домашнего задания группы
№2.
Обратитесь к тексту. Найдите предложение 52. Прочитайте его. Попробуйте
найти и выпишите в тетрадь грамматическую основу из второй части этого
предложения. (другие умирают)
Чем выражено подлежащее? (местоимением в роли
существительного)
Повторяя это задание, мы вспомним различные виды
диктантов.
Графический диктант. В тетради начертите диктант на 7 предложений.
Укажите только количество грамматических основ:
1- в предложении 1 (3)
2 – в предложении 3 (2)
3 – в предложении 15(3)
4 – в предложении 19 (1)
5 - в предложении 25 (2)
6 – в предложении 54 (1)
7 – в предложении 57 (1)
Проверяем себя. ( со слайда). Честно поднимите
руку, у кого нет ни одной ошибки.
В информационной карте выполняем цифровой
диктант.
Если вы согласны с утверждением, ставите цифру
1, если нет – 0.
Верно ли утверждение, что:
В предложении 2 грамматической основой является
ОТЕЦ ВЗЯЛ? (1)
В предложении 5 в состав грамматической основы
входит простое глагольное сказуемое? (1)
В предложении 18 грамматической основой является
ЛЕС ПОБЕЖАЛ (1)
В предложении 26 подлежащее выражено
синтаксически неделимым словосочетанием? (0)
В предложении 29 сказуемое является составным
именным? (0)
В предложении 55 одной из грамматических основ
является односоставное предложение? (1)
В предложении 57 грамматическая основа стоит
перед обособленным обстоятельством (0)
Обратитесь к демоверсии 2015 года. Есть ли такое задание и какой его номер? (8, 11)
Как оно звучит в демоверсии, прочитайте. . Сколько балов вы можете получить,
если правильно выполните это задание? (1)
Переходим к проверке домашнего задания группы
№3. Молодцы. Много теоретического материала вспомнили, но мы сегодня повторим
только обособленное обстоятельство. Продолжать работать над этим заданием мы
будем на следующей консультации.
Заполните словарь терминов:
Обособление – …
Обстоятельство – …
Деепричастие –…
Деепричастный оборот – …
Условия обособления -…
Роль в тексте - …
Работаем в группах.
1 группа – посчитайте количество обособленных
обстоятельств в предложениях 17- 34 (3)
2 группа – посчитайте количество обособленных
обстоятельств в предложениях 35-53 (2)
3 группа – посчитайте количество обособленных
обстоятельств в предложениях 54-62 (2)
Соотнесите схему и предложение из текста,
соедините стрелками: ( в информационной карте):
Обратитесь к демоверсии 2015 года. Есть ли такое задание и какой его номер? (9) Как
оно звучит в демоверсии, прочитайте. . Сколько балов вы можете получить, если
правильно выполните это задание? (1)
Рефлексия. Приём неоконченного предложения.
В словосочетании может быть вид подчинительной
связи ……..
Чтобы выделить грамматическую основу
предложения, необходимо…..
Обособленное обстоятельство может выражаться…..
Домашнее задание: памятки, полученные
сегодня, поместить в тетрадь, повторить памятку группы №3.
Завершить урок мне бы хотелось стихотворением
Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, над которым мы
сегодня работали. Рома читает. Оно тоже называется бескорыстие.
БЕСКОРЫСТИЕ.
Какое это счастье поделиться
Сокровищами собственной души,
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,
Друзьям отдать последние гроши.
Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.
Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.
Дарить и отдавать—какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.
- Помните этот призыв, чтобы никогда в
душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.
Бескорыстие.
1.
Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай
из детства.
2.
Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел
книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец
полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7)
Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец
сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину
мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной
рубля.
(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к
магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я
стал её обладателем.
(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все
сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…
(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон
сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник.
(20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22)
Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности
положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть
руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25)
Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…
(26) Лётчик обнял меня за плечи.
(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти.
(29) Мы достанем и пришлём обязательно…
(30) На другой день, вернувшись с работы, отец,
не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.
(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…
(33) – Достал?
(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл
к умывальнику.
(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я
засыпал, не выпуская её из рук…
(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон.
(38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41)
И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»
(42) А через день – опять почтальон, и опять
пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!
(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47)
Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о
людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше,
чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем,
что есть в нём хорошего.
(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с
первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик.
(52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие,
а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра
Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если
говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.
(56) Наша победа в минувшей войне добыта не
только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.
(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни
сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами,
проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному
Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков,
горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб,
кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…
(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни
наград.
(По В. Пескову)
Информационная карта
ФИ
учащегося____________________________________________________
1. Указать способ связи в словосочетании,
заменить синонимичным словосочетанием
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выполнить тест
1. В каком словосочетании тип связи – согласование ( предложение 56)
а) силой нравственности
б) служением Родине
в) бескорыстным служением
2. В каком ряду все словосочетания со связью управление
а) потерялись в войну, в спасательных работах,
последний рубль
б) высокий пример, будет идти долго, достанем её
в) знаю человека, пошёл к умывальнику, стал
обладателем
3.
Какое сочетание слов не является словосочетанием?
а) к моей постели
б) книжка была дорогой
в) взял меня
3. Цифровой диктант
4. Соотнести схему и предложение из текста
(стрелками)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Комплексный анализ текста – это не только
интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется
функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются
межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье,
способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок,
значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений
художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и
изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных
классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению,
так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать
письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть
связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами.
Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные
возможности русского языка.
Обучение русскому языку в общеобразовательной
школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них
бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по
русскому языку, развивать их языковое чутье, способность к анализу языковых
явлений, умение наблюдать факты речи. В решении этих задач огромное значение
имеет комплексная работа с текстом, а соответственно разные виды разбора
языкового материала, которые различаются по содержанию, объему и способу
выполнения.
Во время работы с текстом используются все виды
лингвистического разбора: фонетический (чтение с определенной интонацией,
которая отражает значение знаков препинания и семантику выражения:
словосочетания или предложения); лексический (выяснение значения и смыслов
слова, словосочетаний, обнаружение синонимических, антонимических и подобных
отношений и понимание их роли для раскрытия замысла автора); морфемный,
словообразовательный и этимологический (для разъяснения и уточнения значения
слова, выражения в контексте); морфологический и синтаксический (для уточнения
смыслов предложения и микротекста с точки зрения временных, модальных и других
грамматических значений); стилистический (для построения образов героев,
понимания особенностей жанра и композиции текста).
Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического,
речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем
предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное
чтение текста (отрывка).
Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь
определенной последовательности. Сначала – вопросы и задания, направленные на
осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием
текста как единого целого.
Затем - задания речеведческого характера,
включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль»,
«способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское
восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном
уровне, становиться более осмысленным.
За речеведческими заданиями следуют задания
языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике,
грамматике…
Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации,
разные виды разбора, составление схем предложений.
Если к одному тексту предлагается много заданий,
то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти
задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется
возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее
интересными.
Завершающим при работе с текстом обычно является
задание «Подготовьтесь к выразительному чтению». Вся предшествующая работа по
выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст
(определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую
или продолжительную паузу и др.).
Иногда задание подготовиться к выразительному
чтению дается первым. В таком случае в начале работы с текстом ученики в
течение нескольких минут готовятся к чтению текста вслух. Затем выполняются
разнообразные задания речевого и языкового характера. После их выполнения снова
предлагается одному из учеников прочитать текст. Классу предстоит сравнить, чем
отличаются первое и второе чтение. Так школьники сами приходят к выводу, что
разнообразные задания помогают глубже осмыслить содержание текста и передать
это при чтении вслух. Таким образом, выразительное чтение может рассматриваться
как своеобразный текст на понимание текста.
К анализу текста можно обращаться уже в 5-м
классе. Такая работа не требует специальных уроков, а лишь предполагает
включение в обычные уроки фрагментов художественных произведений. Поскольку
пятиклассники пишут еще очень медленно, фрагменты эти невелики по объему. Но в
работе над ними следует подбирать такие задания, которые помогали бы ребятам воспитывать
вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство
русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте.
В старших классах необходимо уже проведение
специальных уроков, которые посвящаются наблюдению над использованием изучаемых
грамматических явлений в художественной речи. Здесь в центре внимания –
художественные и публицистические тексты, позволяющие воспитывать уважительное
отношение к прошлому, настоящему и будущему, к национальным традициям
Комплексный анализ текста – это вид работы, при
котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а
также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у
учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических
и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие
произведений художественной литературы.
Анализ текста полезен при подготовке к сочинению
и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных
классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению,
так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать
письменно, сохраняя его своеобразие.
Одной из сложных проблем при комплексном анализе
текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том,
чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности,
во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях
текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых,
постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и
грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно
это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у
них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими
словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя
их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической
последовательности.
При подготовке к экзамену по русскому языку в 9
классе комплексный анализ текста позволяет учащимся не только
продемонстрировать теоретические знания, но и через анализ предложенного текста
выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы
«работают» над передачей содержания текста, его смысла. Ведь в творческой
работе учащимся необходимо проявить умение выразить свое понимание текста.
Комплексный анализ текста, проводимый на уроках
русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии,
синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение.
Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует
более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает
лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Библиографический список
Многоаспектный
анализ художественного текста
на уроках русского языка
Оглавление.
1. Введение 1 с.
2. Основные требования, которые предъявляются к работе с художествен-
ным текстом на уроках русского языка 2 с.
3 Интегрированные уроки 4 с.
4. Отработка навыков выразительного чтения художественного текста 5 с.
5. Языковые средства выразительности 7 с.
6. Заключение 8 с.
7. Библиография 8 с.
7. Приложения 9 с.
Современные исследования показывают , что языковой анализ художес-
твенного произведения , внимание к его речевому
оформлению способствует
более глубокому проникновению в содержание
текста. Лингвистами и психоло-
гами установлены также основные закономерности
проникновения в художест-
венный текст: от непосредственного словарного
содержания, от фасада речи к
её внутреннему смыслу, к её подлинной,
неразрывно связанной с речевым офор-
млением семантике. Этот путь осознания и
речевого формулирования непосред-
ственных, порой недостаточно отчётливых
эмоциональных впечатлений, возни-
кающих при чтении текста, требуют пристального и
детального рассмотрения
текста, вдумчивого и подробного анализа.
Указанные закономерности восприятия образности и
выразительно-
сти художественного высказывания являются
основой организации работы с ли-
тературными текстами на уроках русского языка.
При этом необходимо помнить,
что художественный текст как явление словесного
искусства требует особого
подхода к анализу.
Рассмотрим основные требования, которые предъявляются к работе
с художественным текстом на уроках русского языка. Первым этапом работы
является создание соответствующих условий для восприятия
художественного
текста, развитие «воссоздающего воображения». Иными словами, любая работа
с текстом или маленьким фрагментом его начинаются с того, что художествен-
ное высказывание воспринимается детьми на слух или зрительно. И на этом
этапе важно создать особый настрой, который бы помог ввести ребёнка в сис-
тему художественных образов этого текста.
Лучше всего, если текст выразительно читает сам учитель, безукориз-
ненно владеющий интонацией. Можно использовать аудио и видеозаписи мас-
теров художественного чтения (особенно, если есть возможность представить
чтение одного и того же текста разными исполнителями), наконец, текст
может
прочитать заранее подготовленный учителем
обучающийся. Так или иначе, но,
чтобы дети смогли вникнуть в образный строй, его
надо эмоциоционально-
образно и представить им.
Процесс восприятия текста (отрывка из него)
организуется с помощью
разных заданий -вопросов, например:
— Прослушайте текст. Какое настроение он
передаёт?
— Как вы полагаете, какое время года описывает
писатель (поэт) в этом отрывке?
По каким признакам вы догадались об этом?
— Прослушайте текст, вдумываясь в его
содержание. О чём этот текст?
— Прочитайте название текста. Как вы понимаете
это название?
Как вы думаете, о чём это стихотворение?
— Представьте себя художником, которому нужно
нарисовать цветную иллю-
страцию к тексту. Его вы сейчас услышите. Какие
краски вам будут нужны
для рисунка?
— Прослушайте текст. Какая картина возникает в
вашем воображении? Что
вы «видите» на ней?
— Прослушайте текст. Какое известное вам
музыкальное произведение могло
бы стать аккомпанементом для этого текста? Что
объединяет эти произве-
дения? и т.д.
Следующий этап — осмысление лингвистических
средств создания
образности художественноготекста.
Это требование к работе с художественным текстом
отражает основную
цель проведения такой работы в школе:
обучающиеся должны осознать изо-
бразительно-выразительные возможности тех
языковых явлений, которые
изучаются на уроках. Красота и удивительное
богатство языка открывается
детям в процессе такой работы.
Содержание, объём лингвистического анализа
специфичны для каждого
текста, однако, можно выделить определённые типы
заданий-вопросов,
которые помогают организовать подобный анализ:
— Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени.
Только ли имена прилагательные вам придётся выписать? Объясните почему.
-2-
— Назовите слова, которые помогают описать пейзаж. В прямом или перенос-
ном значении они употреблены?
— Какие слова точно и образно передают состояние природы и настроение
героя? Определите, какие из этих слов употреблены в переносном значении?
— Попробуйте в тексте найти примеры художественных тропов (эпитеты,
метафоры, олицетворения, сравнения). Какие из этих тропов построены
на употреблении слова в переносном значении?
— Какие синонимы к слову ... вы можете подобрать? Объясните, почему имен-
но это слово употреблено в тексте.
— Найдите в тексте слова, с помощью которых автор передаёт храбрость,
отвагу героя. Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими?
Почему они употреблены в тексте?
— Найдите в тексте слова, которые придают ему торжественное, высокое
звучание? Выпишите эти слова. Какие из них являются устаревшими?
Укажите синонимы к этим словам, которые употребляются в обыденной
речи.
— Почему в названии произведения использованы антонимы? Употребляются
ли антонимы в тексте и почему?
— Выпишите из текста все глаголы и определите их время. Объясните, почему
повествование сначала идёт в прошедшем времени,
а затем появляются
глаголы настоящего времени.
— Докажите, что употребление настоящего времени
в значении прошедшего
придаёт описанию большую яркость, живость,
красочность, так как события,
о которых повествуется, словно приближаются к
читателю и он как бы стано-
вится их участником.
— Объясните, почему в тексте так много
прилагательных и причастий.
Выпишите их с зависимыми словами. Определите,
какие слова в этих
словосочетаниях употреблены в переносном
значении. Какой вид художе-
ственных тропов при этом создаётся?
— Какой художественный эффект достигается
использованием большого
количества деепричастий и глаголов в этом
тексте?
Подобные вопросы-задания даются и в упражнениях
учеб-
ников 5-9 классов, которыми не стоит
пренебрегать, а напротив, использовать,
едва представится малейшая возможность, дополняя
их своими заданиями,
-3-
в том числе используя рабочие тетради
«Комплексный анализ текста»
(составитель Малюшкин А.Б.— М.: ТЦ Сфера,
2006.)
Например, при изучении темы «Деепричастие» в 7
классе можно исполь-
зовать текст № 7. (См. Приложение №1)
Интересную работу с художественным текстом на
уроке русского языка
можно организовать при изучении темы
«Сложносочинённые предложения»
в 9 классе с текстами №№ 4 и 5. (там же)
Ещё большие возможности лингвостилистического
анализа художест-
венного текста открываются на уроках русского
языка, интегрированных
с уроками литературы в 9 -11 классах.
Языковедение и литературоведение
не должны отрываться друг от друга. Знания по
русскому языку, речевые
умения и навыки должны закрепляться на уроках
литературы, а знания по
литературе обогащать речевую практику
обучающихся на уроках русского
языка.
Речевая деятельность обучающихся многообразна:
слушание, чтение,
говорение, письмо. У кого же учиться, как не у
мастеров слова — писателей
и поэтов.
Сочетание литературоведческого анализа с
лингвистическим анализом
открывает перед учителем большие
возможности.
Современная программа требует от
учителя-словесника некоторые темы,
такие как «Язык как первоэлемент художественной
литературы. Роль языка
в художественном произведении», «Виды тропов и
стилистических фигур»,
«Индивидуально-языковой стиль писателя:
своеобразие лексики, синтаксиса,
ритмов, интонаций, словесных образов и
композиционной организации
произведения» (11 кл.); «Изобразительные
возможности синонимов, анто-
нимов, паронимов, омонимов. Градация.
Антитеза.», «Выразительные
словообразовательные средства» и др.(10 кл.)
проводить на материале
изучаемых на уроках литературы художественных произведений, литера-
турно-критических статей о творчестве писателей.
Особенным содержанием наполняются уроки по развитию речи:
обучение умению определять рамки сочинения, объём и взаимосвязь осно-
вных частей сочинения — вступления, основной части и заключения; напи-
сание фрагментов сочинения; конструирование предложений с использова-
нием синонимических синтаксических конструкций.
Задания для письменных работ и устных выступлений обучающихся
носят исследовательский характер, например:
Диалектизмы в речи Нагульнова («Поднятая целина» М.А.Шолохова)
Авторские неологизмы в стихотворениях В.В.Маяковского.
Звукопись в стихотворении А.Блока «Незнакомка".
Цветопись в стихотворениях С.А.Есенина.
Словарь собственных имён по 1 главе романа «Евгений Онегин»
«Говорящие фамилии и имена в пьесах А.Н.Островского» и др.
-4-
На каждом уроке по развитию речи идёт работа по обогащению словар-
ного запаса обучающихся. Причём, не просто
знакомство с новым словом (его
написание, значение), а включение этого слова в
активный словарь школьника.
Например, в 10 классе на уроке проводится
пунктуационный анализ
художественного текста («Преступление и
наказание» Ф.М.Достоевского,
монолог Раскольникова, ч.1, гл.IY).
План работы на уроке таков:
1) Словарно-орфографическая работа: экспрессия, динамика, градация,
эмоциональность (по толковому словарю).
2) Слово учителя — теоретические сведения об особенностях художественного
синтаксиса (повторы, фразы-вопросы, фразы-восклицания, уточнения
в форме вводных слов и предложений, междометия, частицы и т.д.)
3) Самостоятельная работа обучающихся (подбор и классификация примеров).
4) Устное и письменное оформление выводов с употреблением новых слов
(экспрессия, динамика, градация и т.д.)
Работа может быть организована как общеклассная, так и по группам,
кооперативная на основе домашнего задания или работа творческих групп
исследователей текста непосредственно на уроке (
в таком случае исполь-
зуется сдвоенный урок).
Возвращаясь к лингвистическому анализу художественного
текста на уроках русского языка в средних классах, следует дополнить,
что одним из элементов этого анализа является отработка навыков выра-
зительного чтения художественного текста (не объёмных текстов, а отры-
вков из них).
Эффективность такой работы зависит от того, насколько полно
и чётко представляют себе дети понятия, интонация, выразительное чтение.
Обучающиеся должны представлять основные элементы интонации (темп,
тембр голоса, тон, повышение — понижение голоса, логическое ударение,
пауза, психологическая пауза) и отрабатывать их в ходе выполнения зада-
ний такого типа:
— Несколько раз прочитайте вслух первое предложение, стараясь
голосом передать чувство радости, печали, уныния, восторга. Какой
из этих вариантов подходит к данному тексту и почему?
— Определите, на какое слово в предложении падает логическое ударение.
Объясните, почему вы так думаете. Прочитайте вслух предложение,
выделяя голосом это слово.
— Попробуйте прочитать это же предложение с логическим ударением
на другом слове. Проследите, изменится ли смысл предложения и
почему?
— Прочитайте последнее предложение. В чём особенность его интонации?
Объясните постановку тире в этом предложении. И т.д.
-5-
Анализируя стихотворный текст, можно предложить составить
партитуру всего небольшого стихотворения или отрывка из объёмного.
Это может быть часть домашнего задания: подготовиться к выразитель-
ному чтению наизусть или по тексту, предварительно поставив себе чи-
тательскую задачу и составив партитуру текста.
Следующий этап работы с текстом — это заучивание текста
(отрывка) наизусть и подготовка к письму по памяти.
Заучивание наизусть не обязательно, а желательно и не всех анализи-
руемых текстов, а по выбору учителя.
Итак, подводя краткий итог сказнному, обратим внимание на то, что
каждый текст, используемый для анализа, проходит через четыре основных
этапа в работе:
1) восприятие текста — 2) лингвостилистический его анализ — 3) вырази-
тельное чтение — 4) заучивание наизусть и письмо по памяти. Наконец,
можно выделить и пятый этап, заключающийся в
проведении какой-либо
творческой работы на основе проанализированного
литературного образца:
составление собственного речевого высказывания
по аналогии с данным
текстом при сохранении структуры описания,
использованных писателем
языковых средств выразительности и т.п. (См.
Приложение №2)
На языковых средствах выразительности следует
остановиться особо.
Работу над ними необходимо начинать в 5 классе,
последовательно вводя
всё новые понятия, дополняя и углубляя
представления детей о тропах и
стилистических фигурах, которые представляют
разные уровни языка
(фонетическая система, словообразовательная,
грамматическая и т.п.).
Организовать такую работу можно с помощью
стилистических пятиминуток
или специальных уроков-практикумов, групповых
занятий по изучению
изобразительно-выразительных средств,
факультативных занятий, внеклас-
сной работы по предмету и т.д. Тренировочные
упражнения легче всего
организовать на примерах поэтического
текста.
Например, найти в приведённых отрывках эпитеты.
Поток, разбуженный весною,
Катился в пене кружевной,
И озаряемый луною
Светился тихо край родной.
Н.Рубцов
Нижнеспасский филиал
МБОУ Верхнеспасской сош
Доклад:
«Работа с текстом на уроках русского языка через различные виды заданий»
Учитель начальных классов
Миронова Е. В.
2016
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность,
речевая и языковая компетентность учащихся.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой
крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Одновременно текст имеет
ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом,
правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только
помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему
развитию языковой личности ученика.
М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет
объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на
каждом шагу: реклама, доклад на собрании, статья в газете или интернете,
SMS-сообщение, заявление о приеме на работу, школьное сочинение и прочее.
Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского
языка и литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка активно
внедряется в школьную практику текстоориентированный подход, то есть «текст
является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля»
.Виды деятельности при работе с текстом.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей
построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими,
синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в
процессе использования следующих видов деятельности:
- нахождение границ предложений в тексте;
- деление текста на абзацы;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- определение темы, главной мысли, идеи;
- озаглавливание;
- дописывание концовки текста;
- создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Предлагаю некоторые приемы работы с текстом.
1.Комплексный анализ текста.
Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки
учащихся к выпускным экзаменам. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического
комплексного анализа текста. Пример такой работы:
1) Прочитайте весь текст целиком.
2) Определите тему текста.
3) Определите количество частей и их микротемы.
Выполнение заданий данной части являются примером того, что работа с текстом
при обучении русскому языку даёт возможность формировать филологическую
компетенцию учащихся, позволяет им постигать культурные смыслы, заключённые в
тексте, формирует систему ценностей.
2.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала.
1. «Письмо с дырками».
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с
параграфом при изучении нового материала.
а) при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить
древний пергамент, в котором некоторая информация оказалась
утраченной.
Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит
из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
На первых порах с подобными текстами или при работе с детьми минимального
уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.
б) знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного.
Составление рассказа о существительном по опорным словам.
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .3) В предложении имя существительное может
быть как …, … , … , … , …
В 4 классе при работе с текстом можно использовать создание инсерта, синквейнов
к тексту. Это позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить
новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому
материалу. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у
обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих
выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём
2.«Инсерт».
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно
параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
«V» - знаю;
«+» - новое для меня;
«- » - думал иначе;
«?» - не понял, есть вопросы.
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает
устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали
вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.
4.Синквейн. Программой русского языка, особенно в старших классах,
предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и
настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная
и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку
зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится
по правилам.
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который
повторяет суть темы.
5. «Логические цепочки».
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём
«логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим
ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу
проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет
ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят бытьпоследовательными.
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
• у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения
русского языка и литературы;
• более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков
учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач,
совершенствуется речевое развитие;
• повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных
успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах, увеличилось количество членов
кружка «Юный журналист», ребята стали печататься в районной газете «Волжские
зори»;
• повысился уровень коммуникативной компетенции.
Введение Единого государственного экзамена по русскому языку в
форме централизованного тестирования заставляет учителя перестроить весь
образовательный процесс в старших классах. Усиленную работу необходимо начинать
в 8-9 классе, так как большая часть материала реализуется уже при
государственной итоговой аттестации во время экзамена в 9 классе. В 10-11
классах необходимо не только подготовить к выпускному и вступительному
тестированию, но и подготовить старшеклассников с психологической точки зрения.
Образцы текстов для многоаспектного анализа
5 класс
Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени растущей березки.
Распускают…ся ее ш…лковые листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.
Первая звездочка уже запуталась в ветвистой в…ршине и с любопытством смотрит на
землю. Зал…ваются птицы: малиновки, зяблики. Самый г…лосистый певец в это время
— ч…рный дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке рослой
ели, вертится и громко поет.
Чудес…но переливаются лучезарные краски заката. Когда сгущаются сумерки, гаснет
его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свис…нет в последний раз
и ул…тит. Внезапно заговорит тор…пливый ручеек. Чарующий миг лесной т…шины!
Прочитать текст.
Озаглавить текст.
Определить тип речи
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить значение слов сгущаются, аромат, макушка, заливаются.
В первом абзаце подчеркнуть основы предложений.
6 класс
Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. З…ря едва разг…рается и природа
еще пр…спокойно дремл…т. В низине расстилается молочно-белый туман. По узкой
тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой реч…нке.
Покрытая росой трава к…сается наших ног. Серебря…ые р…синки переливаются в
лучах солнца
Речка неширокая но достаточно глубокая. Берега ее с каждым годом все больше
зарастают тростником кустами. На песчаном берегу лежат прибитые водой
водор…сли. Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки.
Заб…раемся в камыш….вые зар…сли и распол…гаемся там с удочками.
Прочитать текст.
Озаглавить текст.
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Выполнить морфемный разбор выделенных слов.
Найти слова, образованные приставочным способом.
Определить способ связи между предложениями второго абзаца.
Подчеркнуть грамматические основы предложений первого абзаца.
Укажите глаголы I спряжения.
7 класс
Выехать мы решили совсем налегке. Собрались все (во)время. Не спеша тронулись в
путь. Был по-летнему теплый день. Сначал… справ… и слев…. тянулись поля но
вскоре впереди засверкала речка. Наконец вдали показался лес куда мы изредка
ездили на прогулку. Потихоньку перебрались по старому мосту, который во время
нашего переезда уже кое-где трещал.
Мало-помалу добрались до леса. На опушке было видимо-невидимо спелой з…мляники
а внутри леса кустики черники сплош… покрывали землю. Все разбрелись по лесу, а
мы вчетвером стали соб…рать ягоды на опушке и по-приятельски болтать.
Один мальчик устремился в глубь лес но тотчас же вернулся назад. Ему стало
невтерпеж от укусов комаров. Вскоре вернулись и остальные в чаще им почему-то
было жутко.
Гуляли мы ещё долго, наслаждаясь чудесной прогулкой. Домой вернулись засветло и
потом долго вспоминали нашу поез…ку в лес.
Прочитать текст, озаглавить его.
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Определить стиль, тип речи.
Указать способы связи предложений 3 абзаца.
Объяснить значения слов жутко, опушка, сплошь, устремился. Подобрать к ним
синонимы.
Определить способы образования слов: справа, прогулка, выехать, чудесной,
остальные.
Подчеркнуть грамматические основы предложений первого абзаца.
Укажите разряды местоимений.
8 класс
Конец сентября. С этой поры сады пустеют погода круто меня…тся. Ветер трепл..т
деревья и дожди не прекраща…сь поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами
проб…вается трепещ…щий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и
ясен а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой волнующейся от ветра.
Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо а из-за
этих туч медле….о выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он
волнует сад рвёт (не) прерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет
зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают
солнце. Но вот гаснет его блеск закрыва…тся окошечко в голубое небо и в саду
становит….ся пустынно и скучно. Снова се….тся дождь.
Прочитать текст, озаглавить.
Определить тип речи, стиль
Вставить пропущенные буквы.
Расставить пропущенные знаки препинания.
Подчеркнуть грамматические основы предложений.
Указать обособленные определения.
Определить способы образования выделенных слов.
Какие средства выразительности использованы в тексте: эпитет, олицетворение,
антонимы, антонимы.
9-11 классы
Текст 1
Долго стою на опушк.. рядом с елью. Трогаю её бл..стящие ветки которые сл..гка
влажные от ночного тумана. Смотрю как просыпает…ся небо.
Солнце л…ниво ощупыва…т макушки берёз светит…ся в сучьях листвен…иц что высоко
стоят над лесом. П…утина серебрит…ся узорным п..тном.
(Не)ж..лая разрушать волшебное тв..рение обхожу его стороной но все (таки)
волшебные п..утинки садятся на лицо пр..липают к одежде. Надо мне выбрат..ся к
току на вырубке, возле опушки берёзовой рощи. Там ловлю я птиц смотрю как живет
лес пишу свои заметки.
На светло (голубом) сентябр..ском небе берёзы пл..няют светлой и солнечной
окраской вершин.
Даже (от) сюда видно как сухо тепло в берёзовой роще, словно г..рит она
сп..койным ж..лтым плам..нем, и жаль что скоро под студен..ыми ветрами сникнут
потухнут к..стры берёз угасн..т игра тёплых тонов. Ведь облетев берёзы
раств..ряют..ся в лесу будто говорят Вот, мы всё отдали.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные
буквы.
Выпишите действительное причастие.
Выпишите из текста примеры эпитетов, олицетворений.
Укажите слова, образованные приставочным способом
Укажите слова, образованные суффиксальным способом
Укажите слова, образованные приставочно-суф. способом
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2, 2 и 3, 3
и 4, 4 и 5.
Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие
пунктуационные правила: обособление обстоятельств; запятая между однородными
членами предложения.
Подчеркните основы предложений.
Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи
Текст 2
Учился я хорошо с францу..ским же у меня (не) ладилось (из) за произн..шения. Я
ле..ко запом..нал слова но произн..шение с головой выд..вало моё ангарское
происх..ждение и Лидия Михайловна учительница францу..ского бес..ильно
морщилась и закрывала глаза.
Нет пр..дется с тобой зан..мат..ся отдельно сказала она.
Так нач..лись для меня мучительные дни. Я покрывался потом краснел и задыхался
а Лидия Михайловна (без) передышки заст..вляла меня м..золить бедный мой язык.
Постепен..о я стал довольно снос..но выговаривать францу..ские слова и они уже
(не) обрывались у моих ног тяж..лыми булыжниками а позв..нивая пытались куда-то
лететь
Наверное уже можно было пр..кратить эти занятия на дому но я (не) решался
сказать об этом Лиди.. Михайловн.. а она видимо (не) сч..тала нашу програм..у
выполнен..ой. И я продолжал т..нуть свою францу..скую лямку. Впрочем лямку ли?
Как (то) (не) вольно и (не) заметно я почу..ствовал вкус к языку и в свободные
минуты без всякого пр..нуждения лез в словарик загляд..вая в дальние тексты
учебника. Наказание пр..вращалось в уд..вольствие.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
Тип текста
Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где нужно, пропущенные
буквы.
Определите способ связи между следующими предложениями текста: 1 и 2; 2 и 3; 3
и 4; 4 и 5; 5 и 6.
Подчеркните основы предложений.
Выпишите по 2 словосочетания на каждый способ связи
Выпишите все местоимения, укажите разряд
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.