МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 10 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» (ДЕТСКИЙ САД № 10)
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
КЕЙС «БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГЕ»
Авторы – составители: учитель – логопед Зеленкова А.В., учитель – логопед Киселева Т.М.
г. Каменск – Уральский
2025
АННОТАЦИЯ
Тема формирования у дошкольников знаний правил дорожного движения всегда актуальна.
Удобным и практичным вариантом систематизации имеющихся материалов по изучению правил дорожного движения является представленное многофункциональное дидактическое пособие – кейс «Безопасность детей на дороге». Его практическая значимость заключается в том, что оно является увлекательным способом организации речевой, познавательно – исследовательской и игровой деятельности дошкольников и одним из средств развивающего обучения, так как предполагает использование таких современных образовательных технологий, как технологии исследовательской деятельности, игровой и коммуникативной.
С помощью карточек, атрибутов к сюжетной – игре, кубика Блума, веера «Дорожные знаки» и других дидактических игр появляется отличная возможность:
- знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице и дороге;
- повторять, закреплять и систематизировать знания дошкольников по ПДД, начиная со среднего дошкольного возраста.
Пособие предполагает постепенное усложнение материала.
Цель использования пособия – формировать систему знаний детей среднего и старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Задачи:
Образовательные:
• расширять и активизировать словарь детей, лексико – грамматическую сторону речи;
• познакомить детей с основными правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, светофором. Развивающие:
• развивать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;
• развивать умение соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Воспитательные:
• воспитывать чувство ответственности, дисциплинированность;
• воспитывать культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.
Дидактическое пособие представляет собой кейс (портфель), в котором содержатся различные папки – конверты, с собранной информацией по теме. Данное пособие предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Каждая игра представляет собой определенный вид игр. Представленные игры могут быть использованы педагогом в индивидуальной и/или групповой работе с детьми, при организации самостоятельной деятельности детей. В процессе применения содержание пособия можно пополнять и усложнять в зависимости от игровой задачи.
КАРМАН КЕЙСБУКА № 1.
Состоит из двух папок, в которых находятся следующие дидактические игры:
1. «Подбери колеса к машине».
Цель: формирование умения соотносить цвета и формы, расширение знаний детей о разных видах наземного транспорта, активизация словаря по теме «Транспорт» и «Правила дорожного движения».
Вариант 1. Ребенок выбирает карточку с изображением машины и подбирает к ней недостающие части, выполнив задание, он рассказывает. Какой транспорт он собрал, какого цвета, и определяет его назначение.
Также можно побеседовать о скорости автомобиля, грузовика, спецмашины, мотоцикла или велосипеда, о том, как быстро они могут ехать и останавливаться. Можно использовать наводящие вопросы:
- Какие транспортные средства ездят по дороге, а какие по определенным дорожкам?
- Какие грузы они перевозят?
- Какие автомобили ездят быстрее?
- Как должны вести себя водители транспортного средства?
- Что должны делать пешеходы при виде приближающегося транспорта?
Вариант 2. Группе из четырех детей предлагается выбрать карточки и выполнить задание на перегонки. Каждый ребенок при этом презентует кратким рассказом свой вид транспорта.
2. «Светофор».
Цель: закрепление представлений о назначении светофора. Его сигналах, развитие внимания, зрительного восприятия.
Вариант 1. Необходимо объяснить, что означает каждый цвет сигнала светофора.
Вариант 2. Вместе со светофором можно использовать сюжетные картинки с уличными ситуациями, в которых необходимо использовать сигналы светофора.
3. «Обсуждение ситуаций, связанных с ПДД».
Цель: формировать умение детей применять свои знания о правилах дорожного движения в конкретных ситуациях.
Вариант 1. Предложить детям смоделировать ситуацию согласно картинке:
например, рассказать. Как будут двигаться пешеходы. Машины, где можно играть на улице, как себя вести в общественном транспорте и т.д.
Вариант 2. Вопрос – ответ: педагог предлагает детям рассмотреть карточки и задает наводящие вопросы (примерные вопросы):
- Где можно кататься на роликах?
- Где можно безопасно играть в футбол и другие спортивные игры?
- Почему нельзя играть на проезжей части?
- Где можно играть?
- Где нельзя играть и почему?
- Как правильно переходить через дорогу?
КАРМАН КЕЙСБУКА № 2.
Во втором кармане кейсбука также находится несколько папок, одна из которых содержит сюжетно – ролевую игру «Автотранспорт и пешеходы».
Цель: создание условий для закрепления социального опыта детей на практике при выполнении правил ПДД.
Предполагает организацию отдельных игровых ситуаций, связанных с выполнением правил дорожного движения водителями и пешеходами.
Дети разыгрывают ситуации (например):
- мама держит за руку девочку, и они переходят дорогу по пешеходному переходу;
- водитель управляет транспортным средством и уступает дорогу пешеходам на пешеходном переходе при соответствующем сигнале светофора.
Как дополнение к предыдущей игре можно использовать Раскраску по ПДД и набор трафаретов по теме «Транспорт».
Цель: закрепление знаний детей о ПДД, различных видах транспорта, развитие мелкой моторики.
Педагог предлагает придумать ситуации, демонстрирующие правила правильного поведения пешеходов/машин на улице, а затем нарисовать их при помощи трафаретов. Можно также выбрать готовую картинку/раскраску и рассказать, какая дорожная ситуация на ней представлена, предварительно раскрасив ее.
Дидактическая игра «Умные часики».
Цель: расширять знания детей о дорожных знаках, упражнять в их названии и классификации по группам: указательные, запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса; развивать познавательный интерес; обогащать словарь детей.
Дети должны правильно выбрать с помощью стрелок нужный знак и объяснить его назначение. Можно провести в форме соревнования, кто быстрее всех правильно соотнесет знаки и объяснит их назначение, тот и победитель.
Дидактическая игра «Мемо транспорт».
Цель: развитие внимания и памяти ребенка.
Вариант 1. «Найди пару». Каждый из игроков по очереди переворачивает по две карточки вверх так, чтобы другие игроки могли увидеть, что изображено на карточке. Он продолжает игру до тех пор, пока находит одинаковые карточки. Если на карточках картинки не совпадают, ход переходит к следующему игроку.
Вариант 2. «Какая машина пропала?» Игроки закрывают глаза, при этом убирается одна карточка. Затем предлагается угадать, какой машины не хватает. Если дети быстро справляются с задание, то его можно усложнить: перемешиваем оставшиеся карточки или увеличиваем количество карточек.
Настольная игра для детей «Дорожные знаки».
Цель: познакомить детей с самыми распространенными дорожными знаками, закрепить в памяти их внешний вид и названия.
Вариант 1. «Познакомимся с дорожными знаками»: нужно показать правильно парную картинку, тогда сразу же бросается кубик, и фишка переставляется вперед на выпавшее значение, после чего ход переходит к следующему игроку.
Вариант 2. «Проверяем знания». нужно показать и назвать правильно дорожный знак, тогда сразу же бросается кубик, и фишка переставляется вперед на выпавшее значение, после чего ход переходит к следующему игроку.
Веер «Дорожные знаки».
Цель: продолжать знакомить детей с разными дорожными знаками, развивать умение различать и правильно называть их, знать их назначение.
Вариант 1. Разложить веер на столе. В игре принимают участие два - четыре ребенка, они распределяют между собой категории и по команде начинают выбирать знаки в соответствии с выбранными категориями.
Вариант 2. Дети должны выбрать знаки для пешеходов, водителей. Затем показать их, дать ответ полным предложением.
Кубик «Блума».
Цель: выполнение заданий в соответствии с выпавшей гранью кубика.
Педагог или один воспитанник бросает кубик. Выпавшая грань укажет какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика – с него и должен начинаться вопрос:
НАЗОВИ
ПОЧЕМУ
ОБЪЯСНИ
ПРЕДЛОЖИ
ПРИДУМАЙ ПОДЕЛИСЬ
Большое спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.