Мобильное обучение как новая технология в образовании
Оценка 4.9

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Оценка 4.9
Научные работы
docx
география +1
Взрослым
03.09.2017
Мобильное обучение как новая технология в образовании
Методическое пособие, рассматривающее направления использования мобильного обучения в современном образовании. Внедрение мобильных технологий в образование: • позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться; • расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения; • дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями; • не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы, т.е. экономически оправдано; • учебные материалы легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi); • информация в мультимедийном формате способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу.
мобильные технологии 2016.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» высшего образования ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМПЕРАТОРА ПЕРТА I М.А. Рябоконева, О.А. Чивикова Мобильное обучение как новая технология в образовании Методическое пособие   2016 Рецензенты:   Циунелис О.В. – старший методист учебного отдела Технологического  колледжа Императора Петра I САФУ имени М.В. Ломоносова. Рябоконева М.А., Чивикова О.А. Мобильное обучение как новая технология в образовании / М. А. Рябоконева, О.А. Чивикова. – Архангельск, ФГАОУ ВО  САФУ имени М.В. Ломоносова, 2016. –27 с. В пособии рассматриваются направления использования мобильного  обучения в современном образовании.  Рябоконева М.А. – заведующая лабораторией информационных технологий в  профессиональной деятельности  Технологического колледжа Императора  Петра I САФУ имени М.В. Ломоносова. Чивикова О.А. – преподаватель  Технологического колледжа Императора  Петра I САФУ имени М.В. Ломоносова. Усл. печ. л. –1,2. 2 3 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………… 1. Организация мобильного обучения как новой технологии в  образовании………………………………………….……………………. 2. Предпосылки применения мобильных технологий в  образовании…………………………..………………………………… 3. Подходы к построению мобильного информационного пространства в колледже…………………………………………………. 4. Управление мобильными устройствами……………………………… 5. Мобильные сервисы поддержки образовательной и организационной деятельности…………………………………………. 6. Использование мобильного обучения на занятиях………………….         Заключение………………………………………………………………... Список использованных источников……………………………………. 4 7 13 15 17 19 21 24 26 4 ВВЕДЕНИЕ  Термин «мобильное обучение» (м­обучение) mobile learning (m­learning)  относится к использованию мобильных и портативных ИТ ­ устройств, таких, как  карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны,  ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении [1]. Так как компьютеры и  Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании, это  открывает широкие возможности для расширения участия и доступа к ИКТ, в  частности в Интернете. Мобильные устройства, такие как телефоны и карманные  компьютеры имеют гораздо более разумные цены, чем настольные компьютеры, и,  следовательно, представляют собой менее дорогостоящий способ доступа в  Интернет (хотя стоимость подключения может быть выше). Внедрение планшетных  ПК теперь позволяет использовать мобильный доступ в Интернет с равной, если не  большей, функциональностью, чем у настольных компьютеров.  Большинство мобильных устройств являются полезными в области  образования, управления, организации и преподавания для преподавателей, а также  техническими средствами поддержки обучения для студентов.  Вот некоторые из основных преимуществ:   Студенты могут взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не  прятаться за большими мониторами.   Гораздо проще разместить в аудитории несколько мобильных устройств, чем  несколько настольных компьютеров.   Карманные или планшетные ПК (КПК) и электронные книги легче и занимают меньше места, чем файлы, бумаги и учебники, и даже ноутбуки.  Распознавание с помощью стилуса или сенсорного экрана становится более  наглядным, чем при использовании клавиатуры и мыши.   Существует возможность обмена заданиями и совместной работы; студенты и преподаватели могут посылать текст по электронной почте, вырезать,  копировать и вставлять, передавать устройства внутри группы, работать друг 5 с другом, используя инфракрасные функции КПК или беспроводной сети,  например, Bluetooth.   Мобильные устройства могут быть использованы в любом месте, в любое  время, в том числе дома, в поезде, в гостиницах ­ это неоценимое значение  для обучения по месту работы.   Новые технические устройства, такие, как мобильные телефоны, гаджеты,  игровые устройства и т.п., привлекают студентов ­ молодых людей, которые,  возможно, потеряли интерес к образованию.  Также выделяются следующие преимущества m­learning [2]:   М­learning через мобильное устройство делает обучение действительно  индивидуальным. Студенты имеют возможность выбора содержание обучения с учетом их интересов, в результате чего m­learning является  ориентированным на студента.   Гибкость, немедленный доступ к информации, необходимой для конкретной  работы, с помощью мобильных устройств позволяет повысить  производительность человека.   Самостоятельное обучение и немедленное предоставления контента по  запросу являются характерными чертами m­learning. Оно предоставляет  пользователям возможность пройти обучение в нерабочие часы и создает  условия для совместного обучению и взаимодействия.  Последними тенденциями в обучении является смешанное обучение, которое  сочетает в себе различные виды обучения, чтобы сделать обучение более  эффективным и интересным. Смешанное обучение сочетает в себе преимущества  различных форм обучения, и лучше всего подходит к контексту обучения в  интерактивной учебной среде. Мобильное обучение можно комбинировать с  другими видами обучения, обеспечивая интерактивные условия обучения для  студентов. Однако, также необходимо рассмотреть следующие возможные недостатки [1]:  Малые мобильные экраны КПК ограничивают количество и тип информации,  которая может быть отображена. 6  Существуют ограниченные возможности для хранения мобильных телефонов  и КПК.  Батареи должны работать регулярно, и данные могут быть потеряны, если это не будет сделано правильно.  Они могут быть гораздо менее надежны, чем настольные компьютеры (хотя  планшетные ПК начинают решать эту проблему).  Трудно использовать работу с графикой, особенно с мобильными  телефонами, хотя 3G и 4G в конечном итоге позволяют это.   Рынок быстро изменяется, особенно для мобильных телефонов, так что  устройства могут устареть очень быстро.   Пропускная способность может снизиться при большом количестве  пользователей, использующих беспроводные сети.  В связи с этим будущее сферы мобильного обучения требует совместных усилий мобильных производителей, поставщиков мобильных услуг, а также преподавателей [2]. 7 1 ОРГАНИЗАЦИЯ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК НОВОЙ  ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ В выделяются следующие категории мобильного обучения [3]:   Технологическое мобильное обучение (Technology­driven mobile learning) ­  Некоторые конкретные технологические инновации располагаются в  академическом окружении, чтобы продемонстрировать техническую  целесообразность и педагогические возможности.  Миниатюрное, но портативное электронное обучение (Miniature but portable  e­learning) ­ мобильные, беспроводные технологии и портативные технологии  используются для воспроизведения подходов и решений, которые уже  используются в обычных электронных средствах обучения. Например,  перенос некоторых технологий электронного обучения, таких как  виртуальная учебная среда (VLE), на эти технологии или, например, гибкая  замена статических технологий рабочего стола мобильными технологиями.  Обучение, связанное с аудиторией (Connected classroom learning) ­ те же  технологии используются в аудитории для поддержки совместного обучения,  возможно, в связи с другими технологиями, такими как интерактивные доски.  Неформальное, персонализированное, ситуационное мобильное обучение  (Informal, personalized, situated mobile learning) ­ те же технологии  усиливаются дополнительной функциональностью, например, локальной  осведомленностью или видеопередачей, и направлены на образовательную  деятельность, которая в противном случае будет трудной или невозможной.  Мобильное обучение / поддержка эффективности (Mobile training/  performance support) ­ технологии используются для повышения  производительности и эффективности преподавателя, обеспечивая  информацию и поддержку, точно в срок и в контексте их немедленных  приоритетов.  Удаленное/ сельское/ развивающееся мобильное обучение (Remote/ rural/  development mobile learning) ­ технологии используются для решения  экологических и инфраструктурных задач, предоставляемых образованию и  поддерживающих его там, где обычные электронные технологии обучения не  8 могли бы работать, что часто принималось в развивающихся или  эволюционных парадигмах. Остановимся на конкретных формах и методах внедрения мобильных  технологий в учебный процесс. 1. Мобильный телефон обеспечивает доступ в Интернет на сайты с  обучающей информацией – применяется как одна из форм дистанционного  обучения.  Первым (и самым распространенным) способом является использование  мобильного телефона, как средства доступа в глобальную сеть. Возможна  организация доступа на специализированные сайты, содержащие электронные  учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие  материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы). Также возможен обмен  электронной почтой в образовательных целях и обмен мгновенными сообщениями в  программах ICQ, QIP, версии которых существуют и для мобильных телефонов.  Таким образом, на всех этапах обучения существует много возможностей для  передачи информационных материалов обучаемому, а также контроль всего  процесса обучения и помощь в решении возникающих проблем. Примером такого использования мобильных телефонов является активно  развивающийся проект M­Ubuntu [4], разработанный крупной шведской  организацией Learning Academy Worldwide во второй половине 2007 года. В рамках  этого проекта была представлена платформа дистанционного обучения,  позволяющая создать все условия для получения новых знаний и активного  использования новейших информационных технологий даже в отдаленных регионах  и странах третьего мира. Особенное внимание разработчики M­Ubuntu уделили  обучению с помощью мобильных телефонов, причем воспользоваться такой  системой могут не только учащиеся. Специально для преподавателей были  разработаны приложения для повышения квалификации, а также программы  тестирования и контроля студентов. Любой преподаватель, независимо от его  местонахождения, используя платформу M­Ubuntu, способен проконсультироваться у профессоров крупнейших университетов. 9 2. Мобильный телефон – средство воспроизведения звуковых,  текстовых, видео­ и графических файлов, содержащих обучающую  информацию. Вторым способом возможного применения мобильных телефонов для  обучения является использование специальных программ для платформ сотовых  телефонов, которые способны открывать и просматривать файлы офисных  программ, таких как Office Word, Power point, Excel. Таким образом, имея в памяти  мобильного телефона такие файлы, содержащие обучающую информацию, можно  просматривать их версии, адаптированные специально для экрана телефона, с  удобными полосами прокрутки, подходящим шрифтом и удобным интерфейсом. Также источником информации могут служить видео и аудиофайлы,  программы­плейеры для которых есть в каждом телефоне последних лет выпуска.  Особенно ценной данная возможность является для желающих изучить иностранные языки – доступно огромное множество аудиокурсов и аудиокниг, включающих  файлы разного формата и длины. [5, 6]  Примером успешного применения данного способа обучения является ряд  образовательных программ в университетах Японии и Китая. Рассматривая  мобильные технологии, преподаватели этих университетов считают их очень  перспективными в условиях информатизации современного общества.  Национальный Кибер Институт в Японии, специализирующийся на дистанционном  обучении через Интернет, в 2008 году предложил инновационную систему обучения  ­ с помощью мобильного телефона, что позволяет изучать любые дисциплины, как  дома, так и в кафе или в метро. Если на компьютере во время занятия в центре  экрана показываются текст лекции и все необходимые рисунки, а в углу идет  трансляция видеозаписи самой лекции, то версия для мобильного телефона  основана на технологии потокового видео, и все тексты и чертежи скачиваются  дополнительно. Студентам было предложено изучать около 100 различных  предметов, в том числе древнюю китайскую культуру, журналистику и английскую  литературу. [7] 10 В Китае фирма Nokia развивает программу Mobiledu, которая началась в  2007 году и включает англоязычные учебные материалы и другой образовательный  контент от огромного количества поставщиков оперативной информации  непосредственно к мобильным телефонам. Получить доступ к этой информации  можно через мобильные телефоны Nokia либо через сайт программы. За время  работы программы  Mobiledu уже более 20 млн. человек стали ее подписчиками. [8] 3. Мобильный телефон и его функциональные возможности  позволяют организовать обучение с использованием адаптированных  электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией – учебные пособия разрабатываются  непосредственно для платформ мобильных телефонов. Еще одним способом применения мобильных телефонов для обучения  является использование специализированных электронных учебников и курсов,  адаптированных для просмотра и выполнения на мобильных телефонах студентов.  Им предлагается загрузить к себе на телефон Java­приложения, содержащие, к  примеру, тестирования по определенным предметам, а также информацию  (электронные учебники, тексты лекций), необходимую для их успешного  выполнения. Современные технологии позволяют достаточно легко спроектировать  и программно реализовать такие электронные пособия. Возможность размещения  схем, чертежей и формул делает написание электронных учебных курсов для  мобильных телефонов универсальным и применимым абсолютно к любому  изучаемому предмету. Возможна также реализация обучающих программ в игровой  оболочке, используя возможности графики телефонов, однако реализация таких  приложений – довольно сложный и трудоемкий процесс. Вследствие этого  написание электронных учебников и программ предметного тестирования для  мобильных телефонов кажется более перспективным направлением. Существует  огромное количество специальных приложений для мобильных телефонов, таких,  как калькуляторы разной степени сложности (простые, научные), офисные  программы для мобильных телефонов, приложения, содержащие различные тесты с  ответами (например, для психологов) и т.д. 11 Научные исследования возможностей мобильных технологий и условий их  реализации в системе образования активно продолжаются, и на сегодняшний день в  России начинает развиваться их практическое применение. Большое количество  интернет ­ ресурсов предлагают студентам электронные англо­русские словари,  программы­калькуляторы и множество шпаргалок по различным предметам для  использования на мобильных телефонах. В настоящее время разработана методика обучения иностранным языкам.  Система обеспечивает изучение лексики через тексты, которые подбираются  индивидуально в зависимости от стартового уровня владения иностранным языком  и индивидуальным графиком освоения языка. При знакомстве с новым текстом,  студент формирует свой словарь из новых слов, информация о ранее изученных  словах хранится на сервере, Мобильный телефон обеспечивает возможность  обучения в любое время, любом месте, при отсутствии под рукой бумажных  носителей информации. Подключившись к серверу, студент получает новую порцию информации, для изучения которой нет необходимости сохранять подключение к  сети. Подключение к серверу необходимо только для получения новой информации  и передаче статистики. Такой подход обеспечивает невысокую стоимость  использования программы (значительно уменьшаются объемы переданной и  полученной информации). С использованием различных форм мобильного обучения реализуется  множество образовательных проектов, среди которых, например, 2010 Horizon  Project (2010 Horizon Report). Он является совместным проектом New Media  Consortium и EDUCAUSE Learning Initiative (Программа EDUCAUSE [10]). В этом  проекте предполагается использование мобильных компьютерных систем,  объединенных в сеть, которые уже используются студентами и установлены во  многих учебных заведениях. Возможности такого обучения велики, т.к. практически все студенты  используют ту или иную форму мобильного устройства и сотовой сети, которая их  поддерживает, и число подключений продолжает расти. Все большее число  преподавателей экспериментируют с возможностями сотрудничества и  12 взаимодействия, предлагаемыми мобильными вычислительными системами.  Устройства от смартфонов до ноутбуков являются портативными инструментами  для повышения производительности обучения и общения, предлагая более широкий  спектр мероприятий, в полном объеме поддерживаемых приложениями,  предназначенными специально для мобильных телефонов. Несмотря на то, что число современных мобильных телефонов и  коммуникаторов в несколько раз превышает число персональных компьютеров,  мобильные устройства доступнее ПК, и мощность современных мобильных  устройств превосходит мощность компьютеров начала 90­х годов, в нашей стране в  целях обучения мобильный телефон используется мало. Поэтому для внедрения  новой перспективной технологии в обучение необходимо разрабатывать новые  стратегии и прикладывать определенные организационные усилия. 13 2 ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В  ОБРАЗОВАНИИ Среди ряда объективных причин, обусловливающих необходимость  использования мобильных устройств и сервисов в образовании, особо выделим два  обстоятельства. Во­первых, высокий уровень и динамику проникновения мобильных  устройств в повседневную жизнь в целом и в сферу образования в частности. В  качестве иллюстрации отметим, что, согласно данным исследовательской компании  TNS, по России наблюдается высокая динамика роста пользователей мобильного  Интернета. Согласно исследованию, проведенному компанией IBS совместно с  ВЦИОМ, степень использования мобильных технологий участниками  образовательного процесса в повседневной деятельности можно определить как  очень высокую: владельцами мобильных устройств являются 99% опрошенных  студентов и 95% преподавателей. При этом многие пользователи нередко обладают  двумя и более устройствами [15]. Вместе с тем мобильные технологии либо слабо, либо совсем не  интегрированы в учебный процесс. Как правило, отечественные образовательные  учреждения не имеют мобильных версий порталов; не адаптируют информационные  сервисы для пользователей мобильных устройств; не создают электронный  образовательный контент, предназначенный для использования на мобильных  устройствах; не разрабатывают мобильные приложения для студентов и  преподавателей. Анализ содержимого магазинов приложений GooglePlay,  ITunesStore и Windows Phone Store позволяет констатировать, что чуть ли не  единственным мобильным приложением, которое некоторые российские вузы  разработали для своих целей, является расписание занятий. Мобильные устройства  в руках студентов нередко рассматриваются как помеха образовательному процессу (звонки и SMS во время занятий, использование Интернета на экзаменах,  видеозапись лекций без ведома преподавателя с последующим выкладыванием их на видеохостингах и т.д.). 14 Во­вторых, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет  возможность реализации образовательных программ с применением электронного  обучения и дистанционных образовательных технологий, что подразумевает:  обеспечение студентов и преподавателей технологиями и средствами  коммуникаций; организацию доступа к электронным образовательным ресурсам;  оказание индивидуальной учебно­методической помощи, в том числе удаленно. При  этом местом осуществления образовательной деятельности является  местонахождение организации независимо от местонахождения студента [16]. В этой связи перед образовательными учреждениями встают задачи: с одной  стороны, научить участников образовательного процесса использовать  преимущества мобильных устройств, вооружив их удобными инструментами и  сервисами; с другой – ограничить неконтролируемое использование возможностей  мобильных устройств, обеспечив информационную безопасность и защиту данных в  образовательном пространстве. 15 3 ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ МОБИЛЬНОГО  ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В КОЛЛЕДЖЕ Изучение опыта применения мобильных технологий в ведущих университетах мира и в среде российских студентов и преподавателей [15] позволило  сформулировать ряд предложений по построению информационного пространства  современного колледжа, ориентированного на применение мобильных устройств. В основе мероприятий по использованию мобильных технологий и сервисов в  колледже должна лежать стратегия информатизации (IT­стратегия), которая  призвана определить роль и место информационных технологий в обеспечении  деятельности учебного заведения и решении задач его развития на определенный  период. При формировании IT­стратегии рекомендуется придерживаться  следующих принципов. 1. Мобильные информационные сервисы целесообразно разрабатывать в  соответствии с сервисной моделью — структурированным описанием перечня услуг по сбору, обработке, хранению, представлению и передаче информации, которые  будут предоставляться внутренним (студентам, преподавательскому составу,  сотрудникам администрации и техническому персоналу) и внешним пользователям  информационных услуг [17]. 2. Все информационные ресурсы вуза должны быть доступны через web­ браузер, мобильный web­клиент или специальные мобильные приложения в режиме  24 часов, 7 дней в неделю, 365 дней в году. 3. На территории учебного заведения требуется организация безопасного  беспроводного доступа к информационным сервисам колледжа и Интернету. 4. Необходимо предусмотреть установку корпоративного программного  обеспечения на мобильные устройства пользователей информационных систем и  настройку беспроводного доступа к внутренним ресурсам колледжа. При этом  пользователи могут использовать личные устройства, но только под управлением  операционных систем, которые поддерживаются IT­службой. 16 5. Должна быть реализована возможность использования мобильного  устройства как средства идентификации и аутентификации в информационной  системе колледжа. 6. Для каждого пользователя информационных ресурсов целесообразно  создание учетной записи и выделение неограниченного файлового пространства в  информационной системе колледжа (личный кабинет, электронная почта,  календарь, персональное портфолио, хранилище документов, электронный  документооборот, каталог приложений и пр.). Учетная запись и весь размещенный  пользователем контент должны иметь неограниченный срок действия и хранения, а  вся персональная информация должна синхронизироваться между мобильными  устройствами и ПК пользователей. Создаваемое в результате реализации IT­стратегии мобильное  информационное пространство и IT­инфраструктуру колледжа рекомендуется  эксплуатировать как комплексное решение, обеспечивая централизованное  управление распределенными ресурсами и сервисами. 17 4 УПРАВЛЕНИЕ МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ Важным этапом внедрения мобильных технологий является выбор  информационной политики в отношении пользователей мобильных устройств. Из  многообразия подходов  наиболее целесообразно рассматривать две модели: BYOD  (Bring Your Own Device – принеси свое собственное устройство) и СYOD (Choose  Your Own Device – выбери свое устройство). Оба варианта имеют свои как  положительные, так и отрицательные стороны. В первом случае студенты и преподаватели получают возможность  использовать в профессиональной деятельности собственные мобильные  устройства, а IT­служба колледжа обеспечивает администрирование и техническую  поддержку большого количества платформ и типов оборудования. Несмотря на то,  что данный подход позволяет значительно сократить расходы на приобретение  оборудования, его внедрение ведет за собой повышение расходов на управление IT­ инфраструктурой, поддержку и обеспечение безопасности, ввод мобильных  устройств в эксплуатацию и пр. [18]. При этом существенным плюсом для  пользователя является использование привычных ему устройств и интерфейсов, в  том числе нет необходимости запоминать персональные настройки и данные  (учетные записи, логины, пароли) различного программного обеспечения, Интернет­ ресурсов и сервисов. Во втором случае колледж предоставляет в пользование студентам и  сотрудникам на время обучения/работы те устройства, которые приобретены в  соответствии с информационной политикой и рекомендациями IT­службы,  оформленным договором на оказание услуг связи и пр. Несмотря на первоначальные расходы на закупку программного и аппаратного обеспечения, ограниченный выбор  мобильных устройств позволяет достаточно эффективно управлять затратами на их  обслуживание и техническую поддержку [19]. В свою очередь, пользователь при  условии выполнения ряда юридических норм и правил безопасности получает  возможность эксплуатировать мобильное устройство в личных целях. 18 Оба подхода подразумевают необходимость управления пользователями,  группами, устройствами и ресурсами, для чего в IT­инфраструктуру колледжа  необходимо включение MDM­решения (Mobile Device Manager). Менеджер мобильных устройств должен использовать набор возможностей, позволяющих управлять мобильными устройствами в процессе эксплуатации, в том  числе:  практиковать групповые политики для установки настроек и ограничений  мобильного устройства;  обеспечивать дистанционную групповую блокировку мобильного  устройства/экрана/сенсоров (микрофона, видеокамеры) на уровне групп  пользователей и/или в зависимости от текущего времени (по расписанию);  осуществлять автоматизированную загрузку на устройство документов и  текстовых сообщений, включая массовое экстренное оповещение  пользователей в случае чрезвычайных ситуаций;  предоставлять/ограничивать доступ к корпоративным ресурсам (контент,  оборудование) и сервисам (электронная почта, календарь) на уровне групп  пользователей, в том числе по заданному расписанию;  реализовывать централизованное распространение корпоративных  приложений на мобильные устройства;  производить автоматическую инвентаризацию мобильных устройств,  подключенных к корпоративной сети;  обеспечивать автоматизированное безопасное удаление из мобильного  устройства корпоративной информации по команде владельца  устройства/администратора в случае снятия с учета, утери/кражи. Следующими шагами по организации мобильного пространства со стороны IT­ службы колледжа должны выступить проекты по созданию и вводу в эксплуатацию  мобильной версии портала; определению и разработке наиболее востребованных  мобильных сервисов, интегрированных с информационными системами колледжа;  разработке и реализации мобильных политик безопасности; созданию собственных  приложений и т.д. 19 20 5 МОБИЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И  ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ключевыми стейкхолдерами внедрения мобильных технологий в IT­ландшафт  колледжа должны выступать лица, ответственные за организацию и управление  обучением. Их вниманию можно предложить каталог мобильных сервисов для  поддержки организационных и образовательных процессов, включающий:  общие информационные мобильные сервисы (онлайн расписание занятий;  справочники аудиторий, контактов, мероприятий; динамически обновляемая  информация о работе официальных служб, загрузке учреждений питания,  парковке и т.д.); сервисы мобильной идентификации и аутентификации (управление доступом  на территорию, в здания и помещения; регистрация на занятиях и  мероприятиях; электронный читательский билет; мобильное устройство в  качестве ключа электронной цифровой подписи и т.д.); сервисы поддержки приемной кампании (предварительная регистрация    абитуриента; динамически обновляемая информация о конкурсе;  отслеживание статуса заявления на мобильном устройстве);  магазин приложений и учебного контента для загрузки программного  обеспечения, электронных образовательных, научных и справочных ресурсов; сервисы массового оповещения (изменение расписания; объявления по  колледжу; уведомление на мобильный телефон в случае экстренной  ситуации); сервисы поддержки учебной деятельности (онлайн­регистрация и управление  учебными курсами; отслеживание текущей успеваемости, информирование о  неуспеваемости, установка сроков и зачетных минимумов на мобильном  устройстве и др.); сервисы осуществления проектной деятельности (календарно­ресурсное  планирование; удаленное взаимодействие членов проектных команд;  контроль выполнения проекта и пр.); сервисы обратной связи (управление событиями; проведение голосований,  опросов посредством мобильного устройства); сервисы интеллектуальной навигации (мобильный навигатор по аудиториям;      21 индикация местоположения на интерактивной карте колледжа;  предоставление информации о возможных способах перемещения с выбором  оптимального маршрута и др.). Предложенный перечень сервисов далеко не полон и может быть расширен для  решения вне учебных задач различными категориями пользователей, например, он может включать:  мобильный банкинг (мобильное устройство в качестве ключа к  персональному банковскому счету (перечисление стипендий, заработной  платы, компенсационных выплат и пр.); бесконтактная оплата в терминалах,  вендинговых аппаратах, оплата транспортных услуг; получение баланса  персонального счета, отчетов о проделанных операциях на мобильное  устройство и др.); сервис управления заявками (ремонт оборудования; техническое и   коммунальное обслуживание; уборка и содержание территории и пр.) в  привязке к реальному местоположению пользователя мобильного устройства;  учет материальных ценностей в привязке к пользователю мобильного  устройства, верификация процесса сдачи­приемки;  оперативное определение местонахождения пользователя мобильного  устройства на территории колледжа (например, детей, пожилых  родственников), поиск мобильного устройства в случае утери/кражи и т.д. Таким образом, каждый пользователь информационных ресурсов и услуг в  колледже получает в свое распоряжение корпоративный профиль и  персонифицированный мобильный офис, что позволяет ему решать различные  информационные и организационные задачи и использовать мобильное устройство в  образовательной и административной деятельности с качественно новым уровнем  мобильности. 6 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ  22 В качестве примера использования мобильных технологий на занятиях  представлена разработка занятия по географии в форме:   QR­ теста  геокэшинга При использовании QR­ теста на занятии, студентам предлагается в  группах или самостоятельно выполнять задания, «читая» QR­коды. Предполагается, что участники владеют навыками работы с QR­кодами, но  предварительный инструктаж и правила тестирования всё же выдается  студентам в устном, а также письменном виде.  Тест может включать в себя задания нескольких типов: распознавание  QR­кодов с различными видами информации (тексты карты, видео, ссылки),  создание QR­кода, логические и реальные задачи, творческое задание и  многое другое. Например, 1. Задания в виде QR­кодов, где нужно выбрать правильный ответ: А)  Б)  23 2) Задания в виде QR­кодов, где нужно выбрать правильный ответ по  фото: А) Назовите один из крупнейших островов, изображённых на карте,  скрывающейся под QR­кодом: Б) Назовите великого путешественника, изображённого на фото скрывающейся под QR­кодом: 3) Задания, где студентам самостоятельно предлагается зашифровать  информацию с помощью QR­кода: А) Составьте предложение используя слова (Архангельск, координаты,  карта) зашифруйте его с помощью QR­кода. Б) Зашифруйте с помощью QR­кода высоту горы Эльбрус. Программы генераторы и сканеры QR­кодов возможно использовать на  любых мобильных устройствах, имеющих камеру. Задания можно составлять  с учётом доступа или отсутствия доступа к сети интернет.  24 При использовании геокешинга на занятии, студентам предлагается географическая игра с применением спутниковых навигационных систем,  состоящая в нахождении заданных объектов или тайников, спрятанных  другими участниками игры. Например, 1) Задания, где с помощью GPS навигацQионных программ по предложенным  десятичным градусам предлагается найти заданный объект: А) Укажите город, зашифрованный десятичными градусами 64.5401­ широта,  40.5433­ долгота. Б) Назовите озеро, зашифрованное десятичными градусами 51.90503­ широта, 126.62002­ долгота. 2) Задания, где студенты самостоятельно шифруют десятичными градусами  объекты, используя GPS карты. А) Назовите объект в городе Архангельск, символизирующий память о  заслугах великого земляка 64.5284,­ широта, 40.5483­ долгота. 3) Задания на местности, где студентам необходимо найти и  сфотографироваться на мобильный телефон с объектом, зашифрованным с  помощью десятичных градусов. В качестве объекта можно задавать здания,  магазины, памятники, остановки, мосты, водные объекты и т.д. 4) Задания, на прокладку туристических маршрутов. 5) Задания совмещающие QR­коды и географические координаты. При использовании геокешинга, надо иметь в виду о необходимом  подключении мобильного устройства к сети интернет. Наличие же  специальных программ не потребуется, достаточно обычной поисковой  системы Google или Яндекс, через которые можно найти необходимые карты  и ввести координаты. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внедрение мобильных технологий в образование:  позволяет участникам образовательного процесса свободно перемещаться;  расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения;  дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;  не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной  литературы, т.е. экономически оправдано;  учебные материалы легко распространяются между пользователями  благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE,  Bluetooth, Wi­Fi);  информация в мультимедийном формате способствует лучшему усвоению и  запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу. Таким образом, очевидна целесообразность использования этих современных  средств коммуникации в обучении не только на занятиях географии и  информационных технологии, но и на любых других.  В будущем, преподаватели и студенты больше не должны быть ограничены  возможностью учить и учиться в определенном месте и времени. Мобильные  устройства и беспроводные технологии станут в ближайшем будущем повседневной частью обучения, как внутри, так и вне аудиторий. Большинство современных студентов технически и психологически готовы к  использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать  новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Решение этой задачи требует организационной усилий со стороны  руководителей образования, исследовательской и методической работы ученых и  преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в  учебный процесс колледжа. 26 В САФУ имени М.В. Ломоносова степень использования мобильных  технологий участниками образовательного процесса в повседневной деятельности  определяется как очень высокая. Практически все преподаватели и студенты  являются владельцами мобильных устройств, правда личными, а некоторые  руководящие сотрудники используют в работе и планшеты, состоящие на балансе  университета. На сегодняшний день ведется работа по созданию мобильной версии портала,  электронного образовательного контента и создано и внедрено такое мобильное  приложение, как расписание занятий. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ      1. http://www.excellencegateway.org.uk/page.aspx?o=135556  2. Kumari Madhuri, Vikram Singh, Mobile Learning: An Emerging Learning Trend ­  HiTech Whitepaper ,11,2009.  3. Traxler John. Current State of Mobile Learning. International Review on Research  in Open and Distance Learning (IRRODL) 8, no. 2. 2007.  www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/ 346/875 4. http://www.m­ubuntu.org/  5. Рамблер [Электронный ресурс] http://price.rambler.ru/srch?query= %D0%B0%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BA %D1%83%D1%80%D1%81 6. http://www.mp3audiobooks.ru/  7. Образование в Японии  http://www.orientalica.com/lofiversion/index.php?t203.html. 8. Mobiledu and Widsets for China. http://mobiled.uiah.fi/?p=67 9. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю. Роль и  значение интерактивных наглядных пособий в системе современного  биологического образования. http://e­drofa.ru/aboutnavigator/40 10. http://www.educause.edu/ELI/2010HorizonReport/195400 11. Staupe Arvid; Kolås Line. Mobile Tutoring ­ distributed interactive learning arena with synchronous video and audio. I: Society for Information Technology & Teacher  Education International Conference Annual. Association for the Advancement of  Computing in Education, 2007 12. Geoffrey A. Moore, Crossing the Chasm, Marketing and Selling High­Tech  Products to Mainstream Customer (revised edition), HarperCollins Publishers, New  York, 1999. 13. Mantovani Giuseppe “New communication environments: from everyday to  virtual”, Taylor & Francis, 1996. 28 14. Aarsland Trond “Utvikling av læringsmiljø for nettbasert undervisning ved hjelp  av IKT”, Master thesis IDI, NTNU 15. Иванченко Д.А., Попов С.О., Хмельков И.А. Мобильные устройства и  сервисы в высшем образовании: основные барьеры и направления развития //  Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. №12 (78). С. 38–48. 16. Приказ Министерства образования и науки России № 2 от 09.01.2014 «Об  утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими  образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных  образовательных технологий при реализации образовательных программ» 17. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты  реализации: коллективная монография / Под ред. Д.А. Иванченко. М.: Октопус, 2014. 18. Иванченко Д.А., Хмельков И.А., Райчук Д.Ю., Митрофанов А.М., Самочадин А.В., Рогов П.А. Применение подходов BYOD для построения стратегии  информатизации высшего учебного заведения // Научно­технические ведомости  СПбГПУ. Информатика. Телекоммуникации. Управление. 2013. №3(174). С. 85– 92. 19. Химмельсбах Р. Что скрывается за понятиями BYOD, CYOD, COPE //  Журнал сетевых решений = LAN. 2013. № 6.С. 62–64. 29

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании

Мобильное обучение как новая технология в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2017