Классный коллектив - это сложная социально-педагогическая система, выполняющая заказ общества - сформировать интеллектуальную, творческую личность, способную жить и творить в условиях которые постоянно видоизменяются и развиваются, обеспечивая прогресс культурного развития страны.
Создавая воспитательную систему в классе, нужно учесть интересы учащихся и их родителей, местных органов самоуправления, возможности, традиции школы, поселка, социального окружения.
Основная цель воспитания: создать воспитательную модель жизнедеятельности класса, в котором будет интересно и радостно жить детям, и которая будет способствовать решению важнейших аспектов эффективной социализации, личностной зрелости и жизненной компетентности в условиях поддержки и защиты ребенка в организации образования.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
- воспитание патриотизма, правосознания и толерантности;
- формирование здорового образа жизни;
- развитие лидерских качеств ребенка, творческого развития личности;
- воспитание ценностных ориентаций, культуры поведения;
- профилактика правонарушений;
- воспитание бережного отношения к природе, мотивации к труду.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие этапы формирования воспитательной системы класса:
1 этап проектирования (становление класса и правил жизни в коллективе, проведение диагностики учебно-воспитательного процесса);
2 этап становления (каждый занимает свое место);
3 этап развития и функционирования (утверждение направлений работы с коллективом, развитие лучших качеств учащихся. Постоянная деятельность коллектива).
Для формирования личности, которая отличается осознанием своих способностей и потребностей, следует последовательно использовать знания для выбора альтернатив, которые позволят вести детям здоровую, продуктивную и наполненную самореализацией жизнь.
Становление человека - цель педагогической и воспитательной работы в школе (самосознание, самоактуализация, самореализация). В школе возрождается понятие «души» как атрибута духовности, целостности субъекта. Труд души имеет свое содержание и выступает как процесс осмысления, ценностного отношения к себе, своей семье, государству, нации, человечеству; это зарождение и проявлений совести, личной ответственности за судьбу близких и далеких людей, Родины, всей планеты.
В своей работе классному руководителю следует руководствоваться основными принципами воспитания, рисунок 1.
Исходя из целей и задач, в классе нужно организовать такую воспитательную среду, которая предоставит каждому ученику возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующие личным потребностям. Главная задача - создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития ученика, реализации его возможностей и способностей.
Рисунок 1. Принципы воспитания
Воспитательная система класса состоит из целого комплекса компонентов, рисунок 2.
Рисунок 1. Принципы воспитания
Воспитательная система класса предусматривает формирование интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, человека обладающего целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, средствами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными отношениями к себе, к социуму, окружающей действительности.
Принимая участие в различных тренингах, мероприятиях дети получают навыки, осваивают жизненные компетенции, учатся быть лидерами, приобщаются к системе культурных ценностей.
Основными ориентирами воспитательной работы является воспитание у учащихся ценностного отношения к жизни, приобщение их к системе культурных ценностей. Поэтому решение задач воспитательной работы осуществляется по направлениям, рисунок 3.
Рисунок 3. Направления воспитательной работы
Сложный процесс воспитания должен осуществляться с помощью различных форм и методов работы, выбор которых зависит от содержания и задач воспитательной работы, возрастных особенностей с учетом основных направлений деятельности школьников.
Хорошим классным руководителем стать нелегко. Однако им может стать каждый учитель, который при наличии высоких моральных качеств настойчиво работает над собой, добросовестно относится к порученному делу.
Основными перспективными формами воспитательной работы являются:
1. Информационно-массовые (дискуссии, диспуты, конференции, интеллектуальные игры, ринги, вечера, путешествия к истокам родной культуры, истории, государства и права, «живая газета», создание рисунков).
2. Деятельностно-практические, групповые (творческие группы, ячейки, экскурсии, праздники, театр-экспромт, игры-драматизации, ярмарки, народные игры, смотры-конкурсы, олимпиады).
3. Интегративные (школьные клубы, КВН, фестивали, кружки).
4. Диалогические (беседа, межролевое общение).
5. Индивидуальные (доверенность, творческие задания, отчеты, индивидуальная работа и т.д.).
6. Наглядные (музеи, выставки детского творчества, книжные выставки, стенгазеты, тематические стенды и т.д.).
Развитие творческой инициативы, активности личности происходит тогда, когда классный руководитель и воспитанник действуют вместе, объединяясь общей целью, общими жизненными заботами, и строят свои отношения на основе сотрудничества и доверия. Поэтому, свое руководство нужно вести тактично и гибко, помогать школьникам находить нужные, полезные занятие по душе, организовывать внеурочное время, досуг, способствовать самовоспитанию. Вся система воспитательной работы должна быть направлена на то, чтобы без физических и психических перегрузок воспитанников, на основе положительных эмоций, оптимистического отношения к жизни, воспитать высоконравственную, высокодуховную личность, помочь ей реализовать себя как индивидуальность, научить занимать активную позицию в жизни, познать и понять себя и окружающих, быть способной к самореализации, самовыражению, самоорганизации.
Таким образом, современный классный руководитель создает условия жизни ребенка в школе для его успешной жизнедеятельности; способствует разностороннему творческому развитию личности, духовному становлению, постижению смысла жизни, приобщению к культурным ценностям. На базе имеющейся (собранной и обработанной) информации о психофизическом развитии своих воспитанников, социального окружения, семейных обстоятельств классный руководитель:
- контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его моральных качеств;
- анализирует характер разносторонних влияний на ученика;
- координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие учащихся, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.
Работа классного руководителя должна быть целенаправленной, системной, спланированной деятельностью, основанной на базе программы воспитания всего коллектива школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, а также на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
Классный руководитель формирует мотивацию к обучению каждого ребенка, изучая ее возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через различные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития мировоззренческой культуры, навыков творческого труда, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Системно работая с коллективом класса, педагог создает условия для гуманных взаимоотношений между детьми в коллективе; способствует формированию нравственных качеств и духовных ориентиров; организует социально ценностные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания.
В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя разновозрастному общению.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином учебном пространстве и социокультурной среде.
Значительную роль в классном коллективе должно играть ученическое самоуправление. На классном собрании следует заслушивать информацию о выполнении поручений, планировать работу в дальнейшем. Для обеспечения комфортного пребывания воспитанников в школе, для повышения их знаний и успешной адаптации в коллективе тесно сотрудничать с психологом и социальным работником, администрацией, учителями-предметниками.
Педагог также учитывает уровень воспитанности учащихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Важным звеном в системе воспитательной работы является взаимодействие с родителями учащихся. Ведь единство воспитательных воздействий школы и семьи не только гарантирует разумную направленность воспитательного процесса, но и увеличивает его силу, возможности. Благодаря системной работе с родителями, их активному участию в образовательной деятельности, социально-педагогической работе, психолого-педагогическом просвещении, наблюдается продуктивное, целенаправленное сотрудничество, взаимная доброжелательность и уважение. Родители учеников - это активные участники процесса воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка.
Качество воспитательного процесса, его результаты в определенной степени зависят от педагога, его теоретической подготовки, педагогической и методической мастерства.
Воспитательная деятельность классного руководителя является важной и ответственной, поэтому классные часы, разнообразные мероприятия нужно проводить в атмосфере добра, взаимопомощи, взаимоуважения, доброжелательности, толерантности.
Классное руководство начинается, как правило, с изучение класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается в течение всего их обучения. Это помогает лучше организовать воспитательную работу. Приступая к изучению школьников, классный руководитель должен хорошо помнить указание А. С. Макаренко о том, что «... знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и активной помощи ему».
Исходным
этапом для глубокого изучения учащихся является первоначальное знакомство с
ними. Принимая новый класс, классный руководитель должен, подробно и всесторонне
изучить каждого ученика, его интересы, склонности и запросы, бытовые условия. Это
важно для любого
класса, особенно для пятого, когда прекращается воспитательное воздействие на
ребенка одного учителя, когда в классе преподает несколько учителей.
Для осуществления мониторинговых исследований классного коллектива, можно использовать различный инструментарий, в частности:
- наблюдения;
- метод опроса;
- беседы;
- анкетирование;
- анализ документов;
- тесты, и тому подобное.
Значительную роль в развитии личности играет создание такой модели воспитательной системы класса, когда каждый участник образовательного процесса имеет возможность реализовать свои способности и таланты.
При моделировании воспитательной системы в классе, следует обратить внимание на общие признаки трактовки понятия «воспитание» (Воспитание - целенаправленное воздействие на воспитанника, носящее социальную направленность, создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений; освоение человеком комплекса социальных норм).
Воспитательная система класса и школы неразделимы и взаимодополняют друг друга, соответственно имеют три общих компонента в своей основе:
- организация работы ученического самоуправления,
- выбор и реализация коллективных творческих дел,
- семейно-педагогическая поддержка.
Педагогическое образование родителей может быть организовано в форме родительского лектория, на котором обсуждаются вопросы воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей, конкретных проблем, возникающих в ходе совместной деятельности учителя и родителей, тематические консультации с родителями детей, требующих особого подхода, педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье, вечер вопросов и ответов и т.д.
Для работы с родителями следует использовать различные формы сотрудничества - совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, семейные праздники, экскурсионные поездки, тренинги, участие родителей в работе совета школы, родительского комитета школы, творческий отчет работы ученического самоуправления класса перед родителями.
Важным звеном является обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива. Педагогическое управление деятельностью родительского совета класса может происходить в таких формах работы, как выборы родительского совета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с семьями находящихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Большое внимание необходимо уделять индивидуальной работе с родителями, что позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи ученика, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Разработать совместные определения перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения. Главное правило сотрудничества - «Вы сможете!»
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся можно осуществлять с помощью тематических и итоговых родительских собраний, проверки дневников учащихся и вклеивания в них ярких отличий, благодарностей, поздравлений, составление таблиц результатов учебной деятельности, рейтингов обучения, написания родителям писем-характеристик.
Классный
руководитель планирует и координирует всю воспитательную работу с классом с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей и
интересов, уровня сформированности ученического коллектива, способствует развитию
самоуправления в классе, создает условия для организации
досуга, проводит соответствующие мероприятия по профилактике правонарушений.
Планирование воспитательной деятельности требует от классного руководителя прежде всего анализа состояния дел в коллективе, знакомство с передовым опытом и рекомендациями психолого-педагогической науки. На основе анализа составляют характеристику класса, в которой отражают состояние уровня воспитанности коллектива и отдельных учащихся, степень сплоченности коллектива, действенность общественного мнения в нем, стиль взаимоотношений между членами ученического самоуправления и рядовыми членами коллектива, отклонение от норм поведения отдельных учащихся и их причины и другие особенности. Такая характеристика дает возможность наметить конкретные задачи воспитательной работы с классом.
При планировании воспитательной работы классному руководителю, кроме определения целей, форм и средств воспитания учащихся, необходимо выбрать оптимальный вариант содержания, формы и структуры плана работы на учебный год.
По содержанию план должен быть направлен на формирование у детей и учащейся молодежи личностных черт граждан своего государства, развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры; воспитание уважительного отношения к семье; формирование здорового образа жизни, обеспечение физического совершенства школьников. В практике встречаются различные виды педагогического планирования. Рабочим планом классного руководителя является календарный или перспективный план воспитательной работы, который охватывает недельный, месячный или годовой промежуток времени и содержит следующую информацию: перечень запланированных мероприятий, сроки их проведения, фамилии организаторов и тому подобное.
Структура плана может включать следующие разделы:
1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности.
3. Психолого-педагогическая характеристика класса.
4. Основные направления деятельности и дела классного коллектива.
5. Индивидуальная работа с учащимися.
6. Работа с родителями.
7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Первый раздел плана традиционно называется «Анализ воспитательной работы за прошлый год». Без такой деятельности невозможно правильно определить целевые ориентиры, приоритетные направления воспитательной работы на следующий учебный год, выбрать оптимальные формы, методы и приемы ее организации.
Во втором разделе плана - «Цели и задачи воспитательной деятельности» - указываются целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога. На сегодня его главной целью является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Выбирая цель, классные руководители должны опираться на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и спроектированные образы учащегося и класса, а также выполнять требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности, которые должны:
- способствовать развитию личности ребенка, формированию ее интеллектуального, нравственного потенциала;
- обеспечивать овладение учащимися целостной системы знаний об окружающей среде, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, приемов и методов самопознания и саморазвития;
- воспитывать в них ценностное восприятие себя и окружающей социальной и природной действительности;
- согласовываться с интересами и ценностными установками членов классного сообщества, соответствующими особенностям коллектива класса и условиям его жизнедеятельности;
- обеспечиваться необходимыми ресурсами для реализации;
- быть конкретными, четко и понятно сформулированными;
- восприниматься такими, которых сложно, но возможно достичь;
- быть гибкими, то есть пригодными к корректировке;
- подлежать диагностике.
В плане работы классного руководителя вместе с целями формулируются и задачи, выполнение которых позволяет достичь поставленной цели. В третьем разделе - «Психолого-педагогическая характеристика класса» - подаются общие сведения о классе, индивидуальные особенности учащихся, уровень их воспитанности, сознания, гражданской ответственности, развитие самоуправления.
Четвертый раздел плана - «Основные направления деятельности и дела классного коллектива». Согласно результатам, полученным в процессе аналитической деятельности и указанных в первом разделе плана, и на основе сформулированных целей и задач воспитательной работы педагогу необходимо определить направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Помогут в этом сформированный учителем образ класса, его представление об организации деятельности, общения и отношений в классном коллективе.
Формы и способы жизнедеятельности класса не должны определяться набором случайно отобранных и не связанных между собой мероприятий. Чтобы отбор дел был действительно системным и научно обоснованным, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки по вопросам воспитания учащихся. Нужно предусмотреть участие воспитанников в общешкольных и классных делах, одновременно определить приоритетным тот вид деятельности, который лучше повлияет на развитие личности учащихся и обеспечит неповторимость классного коллектива. Выбирая формы и способы работы, учитель отдает предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями во время коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти меры наиболее соответствуют интересам и потребностям учащихся и способствуют их развитию. Учителю важно правильно определить сроки выполнения задач и ответственных за подготовку и проведение мероприятий. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности.
Наличие в плане раздела «Индивидуальная работа с учащимися» обусловлена деятельностью классного руководителя, направленной на создание в классе благоприятной среды для формирования личности учащихся, педагогическое проектирование и обеспечение индивидуальной траектории развития ученика, поиск наиболее эффективных приемов и методов осуществления воспитательного воздействия на каждого школьника.
Основными направлениями индивидуальной работы классного руководителя с учащимися являются:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития; установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание в классном коллективе условий для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся, удовлетворение социально ценных и личностно значимых интересов и потребностей учащихся;
- изучение и учет в работе состояния физического, психического и социального здоровья учащихся;
- решение вопроса социальной адаптации учащихся в условиях детского и педагогического коллективов;
- оказание индивидуальной помощи учащимся, имеющим проблемы в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителем и другими членами коллектива школы, выполнении норм и правил поведения в школе и за ее пределами; профилактическая работа с учащимися, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах.
- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и другими службами школы для проектирования индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки общественно полезных инициатив учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личных достижений.
При
разработке плана классный руководитель может использовать такие педагогические
средства, как приемы и методы психолого-педагогической диагностики, изучение
материалов медицинского и
психологического обследования учащихся, составление индивидуальных характеристик
воспитанников, оформление карты увлечений и интересов учащихся, их родителей,
ведение дневника личных
достижений учащихся, определение вместе с воспитанником и его родителями
ближайших перспектив развития, индивидуальные консультации и беседы,
педагогический консилиум, создание ситуаций успеха, разработка и реализация
программы коррекционной деятельности, организация занятий кружка «Познай себя»
и другие.
Шестой раздел плана воспитательной работы - «Работа с родителями». Залогом успешной воспитательной деятельности классного руководителя является его сотрудничество с родителями, поскольку именно семья значительной мере влияет на процесс развития личности ребенка. Поэтому важное и ответственное задание учителя - сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Выполнение этой задачи возможно при условии, если в плане деятельности будут предусмотрены такие направления работы классного руководителя с родителями:
- изучение семей учащихся;
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива;
- педагогическое управление деятельностью родительского совета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания и развитие учащихся.
Седьмым компонентом структуры плана работы классного руководителя может быть раздел «Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе». Объектами исследования по этому направлению могут быть выбраны:
- развитие личности учащихся;
- формирование классного коллектива;
- уровень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса.
Во время исследования процессов, происходящих в классе, классному руководителю необходимо обратить внимание на такие важные аспекты жизни коллектива, как:
- организация социальное значимой совместной деятельности;
- наличие приоритетного (доминирующего) вида деятельности;
- активность и самореализация учащихся в совместной деятельности;
- состояние эмоционально-психологических отношений;
- состояние деловых отношений;
- наличие связей с другими группами и отдельными индивидами;
- развитие ученического самоуправления.
В ходе диагностической деятельности учитель может использовать различные приемы и методы: педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа, интервью, анкетирование), тестирование, создание педагогических ситуаций, методы экспертного оценивания, индивидуального и группового самооценки, изучение продуктов творческой деятельности учащихся и тому подобное.
В технологический арсенал классного руководителя можно включить такие диагностические средства:
- игры «Лидер», «Киностудия», «Морской путь увлечений»;
- тесты «Умный о жизненном опыте», «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», «Удовлетворенность родителей работой учебного заведения»;
- анкету «Какой у нас коллектив?»;
- конкурс рисунков «Я в своем классе» и другие.
Кроме основных разделов, в план воспитательной работы могут быть включены различные приложения. В соответствии с традициями планирования в конкретном учебном заведении этот документ может содержать информацию о родителях, их участие в жизнедеятельности класса, посещение ими родительских собраний, сведения о семье и учеников, интересы и увлечения последних, их занятость во внеурочное время, данные о результатах педагогических наблюдений и психолого-педагогической диагностики, об ученическом самоуправлении.
Планирование - дело творческое, поэтому классный руководитель вправе выбрать такой вариант, который наиболее соответствует его педагогическим убеждениям, содержит необходимую информацию и является удобным для использования в повседневной работе.
В перспективе в результате сотрудничества всех участников образовательного процесса мы хотим видеть выпускника, у которого сформирован уровень социальной зрелости, достаточный для обеспечения его самостоятельности в различных сферах жизнедеятельности, который является здоровым (физически, психологически, духовно) человеком, творческой личностью с развитой потребностью в самореализации и самосовершенствовании с гуманистическим мировоззрением и чувством ответственности за судьбу государства, ее народа, человечества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.