Модель культуры речи учителя физики .
Составила: учитель физики и астрономии-
Ловцова Анжелика Федоровна
Москва
Модель культуры речи учителя физики
Оглавление
Введение
Основная часть
1. Понятие методологической культуры речи учителя физики.
1.1. Значение методологической культуры речи учителя в образовательном процессе.
1.2. Мой личный опыт развития культуры речи в профессиональной деятельности.
2. Практическая часть.(Пример урока физики)
Заключение.
Литература.
Приложение.
«Учитель, укажи Путь Красоты Духа…»
Амонашвили Ш.А.
Введение
«Учитель, укажи Путь Красоты Духа…» Я хочу раскрыть тему «Модель культуры речи учителя физики» ,начиная со слов великого педагога Ш.А. Амонашвили. Именно учитель ,каждое его слово, «сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным», ибо
от уровня и качества общения с учителем зависит успешность учеников, их видение мира и окружающей действительности.
Учитель физики должен свободно владеть физико-математическим аппаратом, а также профессиональной коммуникативностью культуры речевой деятельности, которая имеет две стороны: владение преподавателем нормами литературного языка и владение закрепленным за каждым видом
профессиональной деятельности речевым оформлением.
Согласно государственному образовательному стандарту учитель физики, должен быть готов к выполнению следующих основных видов профессиональной деятельности:
– учебно-воспитательной;
– социально-педагогической;
– культурно-просветительной;
– организационно-управленческой;
– научно-методической,
которые базируются на непосредственном общении учителя физики с учениками.
Понятие методологической культуры речи учителя физики.
Для того, что бы процесс усвоения знаний протекал продуктивно, учитель физики должен позаботиться не только о содержании материала, методах его изложения, но и о ситуации общения.
Культура речи учителя – дисциплина, которая не только профессионально, но и этически ориентированная, поэтому учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, ведь на уроке он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Правильность – это первостепенное качество любой речи. Слушая педагога, учащиеся не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов.
Правильная речь – это такая, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка: акцентологические (правила ударения);орфоэпические (правила произношения);лексические (правила словоупотребления);словообразовательные (правила образования слов);грамматические (сочетания слов и объединение их в предложения);орфографические (правила написания слов);пунктуационные (постановка знаков препинания).
В целях профессионального самосовершенствования необходимо постоянно обогащать речь, используя ее лексическое богатство: эмоциональную выразительность, лексическую выразительность,
фонетическую выразительность, тембр ,грамматическую выразительность, звуковую выразительность.
Педагогу, нацеленному на профессиональное саморазвитие, при организации педагогического общения следует помнить о мимике, продумывать, какая она должна быть, какая она есть, когда и как ее менять; следует избегать бессмысленной жестикуляции.
Педагог должен четко представлять: вопросы и ответы, которые могут возникать в ходе общения, цель общения, его результаты, какими методами, с помощью каких средств добиться запланированного.
Значение методологической культуры речи учителя в образовательном процессе.
Неординарные педагоги владеют магией словесного общения. Они управляют эмоциями обучаемых, активизируя удивительный механизм человеческого восприятия.
Важными компонентами речевых способностей педагога являются:
– энергетика речи. Раскрывается в единстве манеры поведения и речевого общения. Обучаемым импонирует, когда педагог четко формулирует фразы, не скрывая при этом своих убеждений и всем своим видом подчеркивая уверенность в правильности используемых аргументов. На этой психологической основе, как правило, и складывается доверие к педагогу;
– эмоциональное биополе. Обучаемые, попадающие в него, невольно включают свои эмоции, сразу фиксируют исходящие от педагога биотоки добра, незаурядности, духовности. Чем ярче личность педагога, тем сильнее ощущения обучаемых от общения с ним.
В процессе информативно-речевого воздействия важное значение имеет интонация. Ее называют зеркалом нашей эмоциональной жизни; культура чувств и эмоциональных взаимоотношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказывания.
Повышение эмоциональной окрашенности речи педагога достигается за счет ее интонационного разнообразия. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее сообщаемая информация. К примеру, А. С. Макаренко стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить «иди сюда» с двадцатью оттенками.
Мой личный опыт развития культуры речи в профессиональной деятельности.
|
Пояснительная записка.
Солнце и солнечная активность имеют решающее значение в жизни человечества и всей Земли. В повседневной жизни мы этого не замечаем, обращая внимание на другие проблемы: экономические кризисы, социальные неурядицы, военные конфликты и тому подобное. Но стоит Солнцу лишь немного изменить «рабочие настройки» - и влияние солнечной активности на биосферу станет очевидным. Именно поэтому состояние солнечной активности является предметом постоянного изучения учёными.
Казалось бы, какая может быть у Солнца активность - светит себе и светит. Однако не стоит забывать, что Солнце это по сути огромный и не прекращающий работу термоядерный реактор, состоящий из раскалённых газов. Поэтому проявление солнечной активности может быть разнообразным, но при этом так или иначе связанным с магнитным полем данной звезды. Фактически любое изменение солнечной активности связано с перепадами магнитного поля Солнца. Знаменитые солнечные пятна представляют собой участки поверхности Солнца, в которых более сильное магнитное поле ведёт к определённому снижению температуры солнечного вещества. Именно из-за разницы температур солнечные пятна имеют более тёмную окраску.
До сих пор нет точных сведений о том, как солнечные пятна с сильным магнитным полем связаны с корональными выбросами массы и солнечными вспышками. Зачастую вспышки и корональные выбросы взаимообусловлены и сопровождают друг друга. Но нередко одно явление происходит самостоятельно. Между тем именно вспышки на Солнце и корональные выбросы массы привлекают наибольшее внимание человечества. Принято считать, что влияние солнечной активности на Землю выражается именно в этих явлениях: оказавшиеся в космосе частицы Солнца направляются к Земле и приводят к геомагнитным возмущениям.
Поэтому, я- как учитель физики, решила взять тему « Изучение солнечной активности» в качестве работы с детьми в НОУ.
Газеты и журналы постоянно сетуют читателям на неизгладимое влияние солнечных вспышек на человечество.. «Температура земной атмосферы сильно нагреется, что приведёт к необратимым и радикальным изменениям климата, а мощнейшие геомагнитные бури сделают жизнь сложных животных невозможной…»
А также ,кроме изучения самой солнечной активности мне захотелось, чтобы учащиеся проверили влияние солнечных вспышек на себе.(для этой цели- в дни высокой активности проводилось анкетирование у учащихся школы об их самочувствии)
У нас в школе есть телескоп на фото №1- это Вы можете увидеть.
С помощью него можно изучать солнечные пятна и тем самым делать свои измерения и сравнивать их с
ohowww.nascom.nasa.gov
Фото№1.
При
наблюдении пятен с помощью обычного телескопа существует два варианта. 1. Это
создание проекции с помощью телескопа на экране. Для этого изготавливается
экран для проекции, который должен всегда располагаться перпендикулярно главной
оптической оси объектива. Это можно осуществить крепление экрана к корпусу
телескопа на штанге. Расстояние от окуляра до экрана выбирается таким, чтобы
получить проекцию нужного размера. После этого в окулярном узле на телескопе
убираем поворотное зеркало и окуляр устанавливается в прямом поле зрения.
Подбираем такие окуляры, которые позволяют получить хорошее и четкое
изображение. Настройку изображение проводим с помощью узла настройки. Получаемая
проекция, позволит рассмотреть пятна, но не более. Следующий шаг - это
организация затемнения, так как экран располагается перпендикулярно солнечным
лучам. Рядом с объективом располагается экран, позволяющий создать затемнение,
позволяющее рассмотреть пятна.
2. Использование солнечных фильтров. Фильтр
устанавливается в объективной части. Фильтр позволяет наблюдать только пятна.
Но нужно быть очень осторожным.
3. Использование специализированного солнечного
телескопа. Изображение в данном телескопе позволяет рассматривать не только
пятна, но и факельные поля, протуберанцы.(см.ФОТО№2,№3)
Фото№2
Фото№3
Первый мой опыт работы по этой теме был в 2013-14 уч.году с ученицей 10 класса Екимовой Машей.
В этом 2017-2018 уч.году -я решила продолжить работу над этой темой. Начиная с сентября ,я веду исследовательскую работу с Хлевновой Валерией-ученицей 9 класса.
В этом году проводится тестирование в дни магнитных бурь у учащихся.
Материал, который я объясняю моим ученикам для работы.
Характеристики Солнца: радиус, масса и расстояние
Радиус Солнца составляет 696 тыс. км, что в 109 раз превышает радиус Земли, причём полярный и экваториальный диаметры различаются не более, чем на 10 км. Соответственно, объём Солнца превышает земной в 1,3 миллиона раз. Масса Солнца в 330 000 раз больше массы Земли. Средняя плотность Солнца невелика — всего 1,4 г/см3, хотя в центре она достигает 150 г/см3. Ежесекундно Солнце излучает 3,84×1026 Дж энергии, что в масс-энергетическом эквиваленте соответствует потере массы 4,26 миллионов тонн в секунду.
Характеристики Солнца
Расстояние до Солнца: 149.6 млн. км = 1.496· 1011 м = 8.31 световая минута
Масса Солнца: 1.989·1030 кг = 333 000 масс Земли
Радиус Солнца: 695 990 км или 109 радиусов Земли
Светимость Солнца: 3.846·1033 эрг/сек
Температура поверхности Солнца: 5770 К
Плотность плазмы на поверхности Солнца: 2.07·10-7 г/см3 = 0.00016 плотности воздуха
Химический состав на поверхности: 70% водорода (H), 28% гелия (He), 2% остальных элементов (C, N, O, ...) по массе
Температура в центре Солнца: 15 600 000 К
Плотность плазмы в центре Солнца: 150 г/см3 (в 8 раз больше плотности золота)
Химический состав в центре Солнца: 35% водорода (H), 63% гелия (He), 2% остальных элементов (C, N, O, ...) по массе
Ускорение свободного падения на Солнце: 274 м/с2 (в 27.9 раз больше, чем на поверхности Земли)
Вторая космическая скорость на Солнце: 618 км/с
Угловое расстояние Солнца на небе: 0.5 градуса (30 угловых минут)
Звездная величина Солнца: -26.7m
Абсолютная звездная величина Солнца: +4.83m
Скорость вращения на экваторе: 1 оборот за 25 суток
Скорость вращения на полюсах: 1 оборот за 35 суток
Наклон оси вращения Солнца: 82° 45' к плоскости земной орбиты
Возраст Солнца: 4.57 миллиардов лет
ШКАЛА СИЛЫ МАГНИТНЫХ БУРЬ
Шкала силы магнитных бурь была введена Национальной Океанической и Атмосферной Администрацией США (National Oceanic and Atmospheric Administration; NOAA) в ноябре 1999 года.
Магнитные бури уровня G5 (экстремально сильные бури)
Воздействие на энергетические системы:
возможны разрушения энергетических систем и повреждения трансформаторов
Воздействие на космические аппараты:
обширный поверхностный заряд, проблемы с ориентацией, связью и слежением за космическими кораблями
Воздействие на наземные системы:
токи через трубопроводы достигают сотен ампер, один или два дня невозможна высокочастотная связь во многих района, ухудшение точности спутниковых систем навигации, низкочастотная радио-навигация выходит из строя на несколько часов, полярные сияния видны вплоть до экватора.
Частота бурь:
от 4 до 6 бурь уровня G5 за 11-летний цикл активности Солнца (в среднем 1 буря за 2-3 года).
Соответствующее значение индекса Kp:
Kp = 9
Магнитные бури уровня G4 (очень сильные бури)
Воздействие на энергетические системы:
возможны проблемы со стабильностью напряжения, частичные разрушения энергетических систем и отключение защитных систем
Воздействие на космические аппараты:
поверхностный заряд и проблемы слежения и ориентации, необходима коррекция
Воздействие на наземные системы:
наведенные токи в трубопроводах требуют мер защиты, спорадическое прохождение ВЧ радиоволн, ухудшение спутниковой навигации на несколько часов, отказ низкочастотной радионавигации, и полярные сияния видны до тропиков
Частота бурь:
около 100 бурь уровня G4 за 11-летний цикл активности Солнца (в среднем 1 буря за 1.5-2 месяца; приблизительно 60 штормовых дней за 11 лет).
Соответствующее значение индекса Kp:
Kp = 8
Магнитные бури уровня G3 (сильные бури)
Воздействие на энергетические системы:
неoбходима коррекция напряжения, ложные срабатывания систем защиты и высокий "газ в масле" в масляных трансформаторах
Воздействие на космические аппараты:
поверхностный заряд на элементах космических аппратов, увеличение сноса аппарата с орбиты, проблемы ориентации
Воздействие на наземные системы:
перерывы в спутниковой навигации и проблемы низкочастотной радионавигации, прерывания ВЧ радиосвязи, полярные сияния видны до средних широт.
Частота бурь:
около 200 бурь уровня G3 за 11-летний цикл активности Солнца (в среднем 1 буря каждые 2-3 недели; приблизительно 130 штормовых дней за 11 лет).
Соответствующее значение индекса Kp:
Kp = 7
Магнитные бури уровня G2 (умеренные бури)
Воздействие на энергетические системы:
воздействуют на энергетические системы, расположенные на высоких широтах
Воздействие на космические аппараты:
необходимы корректирующие действия с центров управления; отличия от прогнозируемого орбитального сноса космических аппаратов
Воздействие на наземные системы:
ухудшение распространения ВЧ радиоволн на высоких широтах, полярные сияния видны до широты 50 градусов
Частота бурь:
около 600 бурь уровня G2 за 11-летний цикл активности Солнца (в среднем 1 буря в неделю; приблизительно 360 штормовых дней за 11 лет).
Соответствующее значение индекса Kp:
Kp = 6
Магнитные бури уровня G1 (слабые бури)
Воздействие на энергетические системы:
слабые флуктуации в энергетических системах
Воздействие на космические аппараты:
небольшие влияния на системы управления космическими аппаратами
Воздействие на наземные системы:
полярные сияния видны на высоких широтах (до 60 градусов); влияние на начало миграций животных.
Частота бурь:
около 1700 бурь уровня G1 за 11-летний цикл активности Солнца (в среднем 1 буря за 2-3 дня; приблизительно 600 штормовых дней за 11 лет).
Соответствующее значение индекса Kp:
Kp = 5
Магнитное поле - ключ к Солнцу
Солнечные магнитные поля
Магнитное поле по современным представлениям формируется внутри Солнца в его конвективной зоне, расположенной непосредственно под солнечной поверхностью (фотосферой). Роль магнитного поля в динамике происходящих на Солнце процессов - огромна. Судя по всему, оно является ключом ко всем активным явлениям, происходящим в солнечной атмосфере, в том числе к солнечным вспышкам. Можно сказать, что если бы Солнце не обладало магнитным полем, то оно было бы крайне скучной звездой.
Многие объекты, наблюдаемые на Солнце, также обязаны своим происхождением магнитному полю. Так, например, солнечные пятна представляют собой места, где гигантские магнитные петли, всплывающие из недр Солнца, проникают сквозь солнечную поверхность. Именно по этой причине группы пятен, как правило, состоят из двух областей различной магнитной полярности - северной и южной. Эти две области соответствуют противоположным основаниям всплывающей магнитной трубки. Цикл солнечной активности также является результатом циклических изменений магнитного поля, происходящих в солнечных недрах. Протуберанцы, которые как бы парят в пустоте над поверхностью Солнца, в действительности поддерживаются линиями магнитного поля, которыми они пронизаны. Наконец, многие объекты, наблюдаемые в короне, в частности стримеры и петли, просто повторяют своей формой топологию окружающих их магнитных полей.
Измерения магнитных полей
Магнитное поле влияет на движение попадающих в него заряженных частиц. По этой причине входящие в состав любого атома электроны, вращающиеся вокруг ядра в одном направлении, попав в магнитное поле увеличат свою энергию, в то время как электроны, вращающиеся в другом направлении, свою энергию уменьшат. Этот эффект (эффект Зеемана) приводит к расщеплению линий излучения атома на несколько компонент. Измерение этого расщепления позволяет определять величину и направление магнитного поля на удаленных от нас объектах, недоступных для прямого исследования, таких как Солнце. Современные методы измерения позволяют с высокой точностью определять поле на поверхности Солнца, однако часто бессильны при измерении трехмерного поля в солнечной короне. В этом случае для восстановления полной трехмерной картины поля по поверхностным измерениям используются особые математические методы.
Предсказание космической погоды
Понимание природы солнечного магнитного поля и его поведения позволит делать более надежные предсказания космической погоды. В настоящее время известны некоторые косвенные признаки, указывающие на то, что в активной области может произойти вспышка. Однако более долгосрочные предсказания, такие, например, как предсказание продолжительности будущего солнечного цикла, все еще являются чрезвычайно неточными и основываются не на строгих физических моделях, а на поиске разного рода эмпирических зависимостей. Тем не менее мы надеемся, что в скором будущем мы сможем понять Солнце достаточно хорошо, чтобы моделировать его будущую активность и предсказывать космическую погоду так же, как сейчас предсказывается погода на Земле.
Солнечные пятна и факелы. Грануляция фотосферы.
Солнечные пятна
Солнечные пятна наблюдаются как области пониженной светимости на поверхности Солнца. Температура плазмы в центре солнечного пятнапонижена до примерно 3700 K по сравнению с температурой 5700 K в окружающей фотосфере Солнца. Хотя отдельные солнечные пятнаживут обычно не более нескольких дней, самые большие из них могут существовать на поверхности Солнца в течение нескольких недель. Солнечные пятна являются областями очень сильного магнитного поля, величина которого превышает величину магнитного поля Земли в тысячи раз. Чаще всего пятна формируются в виде двух близко расположенных групп, магнитное поле которых имеет разную полярность. Поле одной группы имеет положительную (или северную) полярность, а поле другой группы - отрицательную (или южную). Это поле наиболее сильное в самой темной части солнечного пятна - его тени. Линии поля здесь уходят в поверхность Солнца почти вертикально. В более светлой части пятна (его полутени) поле имеет меньшую величину, и его линии расположены более горизонтально. Солнечные пятна представляют огромный интерес для исследования, поскольку являются областями самых мощных солнечных вспышек, оказывающих наиболее сильное влияние на Землю.
Факелы
Факелы - это участки фотосферы повышенной яркости, которые обычно наиболее хорошо видны около лимба (то есть вблизи края солнечного диска). Факелы, как и солнечные пятна, являются областями повышенного магнитного поля, но поле здесь сконцентрировано во много более компактных узлах, чем в пятнах. Факелы часто предшествуют образованию солнечных пятен, или наблюдаются после их распада. Вблизи максимума цикла солнечной активности число факелов и пятен на поверхности Солнца растет. При этом повышение светимости, связанное с факелами доминирует над уменьшением светимости из за роста числа пятен, и интегральная светимость поверхности Солнца во время максимума слегка возрастает - примерно на 0.1% по сравнению с ее светимостью во время минимума активности.
Гранулы
Гранулы - это малые (размером около 1000 км) элементы, похожие на ячейки неправильной формы, которые как сетка покрывают всю фотосферу Солнца, за исключением солнечных пятен. Эти поверхностные элементы являются верхней частью уходящих вглубь Солнца конвективных ячеек. В центре этих ячеек горячее вещество поднимается из внутренних слоев Солнца, затем растекается горизонтально по поверхности, охлаждается и опускается вниз на темных внешних границах ячейки. Отдельные гранулы живут совсем недолго, всего около 20 минут. В результате сетка грануляции постоянно меняет свой вид. Это изменение хорошо видно в фильме (470 kB MPEG), полученом на Вакуумном Солнечном Телескопе в Швеции (Swedish Vacuum Solar Telescope). Потоки внутри гранул могут достигать сверхзвуковых скоростей более 7 км в секунду и производить звуковые "удары", которые приводят к формированию волн на поверхности Солнца.
Супергранулы
Супергранулы имеют конвективную природу, схожую с природой обычных гранул, но обладают заметно большими размерами (около 35,000 км). В отличие от гранул, которые видны на фотосфере обычным глазом, супергранулы чаще всего обнаруживают себя по эффекту Доплера, в соответствиии с которым излучение, поступающее от вещества, движущегося к нам, смещается по оси длин волн в голубую сторону, а излучение вещества, движущегося от нас, смещается в красную сторону. Супергранулы также покрывают всю поверхность Солнца и непрерывно эволюционируют. Отдельные супергранулы могут жить один или два дня и иметь среднюю скорость течения около 0.5 км в секунду. Конвективные потоки плазмы внутри супергранул сгребают линии магнитного поля к краям ячейки, где это поле формирует хромосферную сетку.
Протуберанцы, флоккулы и спикулы
Протуберанцы
Протуберанцы это плотные конденсации холодного вещества, поднятые над поверхностью линиями магнитного поля. Таким образом, протуберанцы и волокна представляют собой, фактически, одной и то же и отличаются только тем, что протуберанцы наблюдаются на краю солнечного диска над его поверхностью, а волокна видны в проекции на диск. И волокна и протуберанцы могут находиться в спокойном или близком к спокойному сосстоянии в течение дней или недель. Однако затем они могут неожиданно выходить из состояния равновесия, после чего разрушаются или выбрасываются от поверхности Солнца за время от нескольких минут до часов. Ниже в фильме (4.0 MB MPEG) показана эрупция одного из самых известных протуберанцев, имеющем название "Большой дедушка (Granddaddy)" и наблюдавшемся в 1945 году вблизи максимума солнечного цикла.
Волокна и флоккулы
Волокна это темные вытянутые структуры, хорошо видимые в солнечной хромосфере в красной линии водорода H-альфа. Они представляют из себя конденсации из плотной и более холодной чем окружающее вещество плазмы, приподнятые и удерживаемые над солнечной поверхностью петлями магнитного поля. Кроме темных волокон в хромосфере часто наблюдаются и области повышенной яркости, флоккулы, обычно располагающиеся в окрестностях солнечных пятен. Флоккулы представляют из себя места повышенной концентрации магнитного поля и являются частью крупномасштабной хромосферной сетки.
Спикулы
Спикулы это небольние, похожие на выбросы, образования, которые лучше всего видны на краю Солнца и располагаются преимущественно вдоль границ хромосферной сетки. Солнечное вещество внутри спикул перетекает от поверхности Солнца в горячую корону со скоростью примерно 20-30 км в секунду. Время жизни отдельной спикулы очень мало и обычно не превышает нескольких минут.
Хромосферная сетка
Хромосферная сетка - это яркая структура, состоящая из множества ячеек, которые наиболее хорошо видны в красной линии водорода H-alpha и ультрафиолетовой линии ионизованного кальция Ca II K. Границы хромосферных ячеек примерно совпадают с границей фотосферных супергранул. Ячейки образуются из множества узлов сильного магнитного поля, которое сгребается к краям супергранул конвективными течениями плазмы.
Особенности солнечного ветра
Магнитные облака
Магнитные облака - это области солнечного ветра с повышенной величиной магнитного поля, которые возникают в межпланетном пространстве после эрупции протуберанцев, а также после солнечных вспышек. Причина возникновения магнитных облаков в том, что корональные выбросы массы уносят вместе с собой вмороженное магнитное поле, которе таким образом попадает в межпланетное пространство и может достигать Земли, вызывая магнитные бури и возмущения магнитосферы. Магнитные облака находят в солнечном ветре с помощью космических аппаратов, которые могут прямо измерить характеристики солнечного ветра (в том числе величину и направление магнитного поля) в своих окрестностях. Их исследование играет важную роль для решения проблемы раннего прогнозирования магнитных бурь.
Взаимодействующие области
Наиболее активное взаимодействие плазмы в потоке солнечного ветра происходит в областях, где встречаются потоки вещества, движущиеся с разной скоростью. Движение плазмы в солнечном ветре происходит с очень разными скоростями: от 300 км/сек до более чем 800 км.сек. Самые медленные потоки формируются над корональными стримерами, а наиболее быстрые образуются вблизи корональных дыр. При взаимодействии течений вещества в солнечном ветре могут возникать бесстолкновительные ударные волны, которые, как считается, играют очень важную роль в ускорении заряженных солнечных частиц при их движении в сторону Земли.
Вариации состава
Исследование химического состава солнечного ветра представляет существенный интерес, потому что содержит важную информацию о местах формирования солнечного ветра и физических условиях в его источниках. Относительное содержание химических элементов в солнечном ветреотличается от химического состава в атмосфере Солнца, что не имеет пока общепринятого объяснения. В обилии элементов также наблюдаются варианции, которые связаны с фазой солнечного цикла и вспышечной активностью Солнца.
Солнечный цикл
Цикл солнечной активности
В 1610 Галилео Галилей первым в Европе начал наблюдения Солнца с помощью своего нового телескопа и тем самым положил начало регулярным исследованиям солнечных пятен и солнечного цикла, которые, таким образом, продолжаются уже более 400 лет. Спустя 140 лет в 1749 году одна из старейших обсерваторий в Европе, расположенная в Швейцарском городе Цюрих (Zurich Observatory), начала проводить ежедневные наблюдения пятен, сначала просто подсчитывая и зарисовывая их, а позже начав получать фотографии Солнца. В настоящее время множество солнечных станций непрерывно наблюдают и регистрируют все изменения на поверхности Солнца.
Солнечный цикл чаще всего определяется количеством солнечных пятен на фотосфере, которое характеризуется специальным индексом - числом Вольфа. Этот индекс подсчитывается следующим образом. Сначала подсчитывается число групп солнечных пятен, затем это число умножается на 10 и к нему прибавляется число отдельных пятен. Коэффициент 10 примерно соответствует среднему числу пятен в одной группе; таким образом удается достаточно точно оценить число пятен на Солнце даже в тех случаях, когда плохие условия наблюдений не позволяют прямо посчитать все малые пятна. Ниже приведены результаты таких подсчетов за огромный период времени, начиная с 1749 года, усредненные с шагом в один месяц: изображение GIF 25 kb, файл postscript 37 kb, текстовый файл 62 kb. На них хорошо видно, что число пятен на Солнцепериодически меняется, формируя цикл солнечной активности с периодом около 11 лет.
Заметим, что в настоящее время существует как минимум две организации, которые независимо друг от друга ведут наблюдения солнечного цикла и подсчет числа пятен на Солнце. Первая - это Sunspot Index Data Center в Бельгии, где определяется так называемое международное число солнечных пятен (International Sunspot Number). Именно это число (и его среднеквадратичное отклонение DEV) показано в таблице, которая уже приводилась выше. Кроме этого подсчет числа пятен ведется в US National Oceanic and Atmospheric Administration. Число пятен, определяемое здесь, имеет название NOAA sunspot number.
Минимум Маундера
Самые ранние наблюдения солнечных пятен в конце XVII века, то есть на заре эпохи их систематических исследований, показали, что Солнце в это время проходило через период чрезвычайно малой активности. Этот период, как считается продолжался с 1645 по 1715 год (изображение JPEG 38 kb). Хотя наблюдения тех лет проводились далеко не так подробно, как современные, тем не менее факт прохождения солнечного цикла через очень глубокий минимум считается достоверно установленным. Этот период крайне низкой активности Солнца соответствует особому климатическому периоду в истории Земли, названному "Малым ледниковым периодом". Одной из особенностей этого периода было замерзание рек в очень низких широтах, близких к тропическим, а также необычно длительный, часто круглогодичный, снежный покров в областях умеренного климата. Не исключено, что подобные и даже более длительные периоды крайне низкой активности Солнца могли иметь место и в более далеком прошлом, оказывая сильное влияние на климат Земли в разные исторические и геологические эпохи.
Диаграмма бабочка
Начиная с 1874 года детальные наблюдения солнечных пятен начались также в Королевской Обсерватории Гринвича (Royal Greenwich Observatory) в Англии. В этих наблюдениях не только подсчитывалось количество пятен на поверхности Солнца, но и определялся их размер и положение на диске Солнца. Благодаря этой информации было установлено, что пятна на поверхности Солнца распределены не равномерно, а появляются перимущественно в двух поясах, один из которых расположен к югу, а другой к северу от солнечного экватора. При этом расстояние между двумя поясами образования пятен меняется с циклом солнечной активности. В начале солнечного цикла пятна образуются на большом расстоянии от экватора, то есть на высоких широтах, а затем пояса формирования пятен постепенно сближаются и в конце цикла почти соприкасаются с экватором. Если построить зависимость положения пятен на диске Солнца от времени, то получается очень известная диаграмма, похожая на крылья бабочки, которая так и называется "диаграмма-бабочка". Ниже на рисунках показана эта диаграмма, построенная на протяжении длительного времени с 1874 года по наши дни: изображение GIF 142 kb, файл postscript 570 kb . Так как солнечные пятна представляют собой области сильного магнитного поля, то похожую диаграмму можно получить и на основе наблюдений солнечных магнитных полей. Пример такой магнитной диаграммы, построенной на основе многолетних наблюдений на магнетографе обсерватории NSO, приведен на рисунке (1.2 Mb postscript file).
Характеристики солнечных вспышек
Солнечные вспышки - это уникальные по своей мощности процессы выделения энергии (световой, тепловой и кинетической), в атмосфере Солнца. Вспышки так или иначе охватывают все слои солнечной атмосферы: фотосферу, хромосферу и корону Солнца. Продолжительность солнечных вспышек часто не превышает нескольких минут, а количество энергии, высвобождаемой за это время, может достигать биллионов мегатон в тротиловом эквиваленте. Солнечные вспышки, как правило, происходят в местах взаимодействия солнечных пятен противоположной магнитной полярности или, более точно, вблизи нейтральной линии магнитного поля, разделяющей области северной и южной полярности. Частота и мощность солнечных вспышек зависят от фазы солнечного цикла.
Энергия солнечной вспышки проявляется во множестве форм: в виде излучения (оптического, ультрафиолетового, рентгеновского и даже гамма), в виде энергичных частиц (протонов и электрона), а также в виде гидродинамических течений плазмы. Мощность вспышек часто определяют по яркости производимого ими рентгеновского излучения. Самые сильные солнечные вспышки относятся к рентгеновскому классу X. К классу M относятся солнечные вспышки, которые имеют мощность излучения в 10 раз меньшую, чем вспышки класса X, а к классу C - вспышки с мощностью в 10 раз меньше, чем вспышки класса M. В настоящее время классификация солнечных вспышек осуществляется по данным наблюдений нескольких искусственных спутников Земли, главным образом по данным спутников GOES.
Наблюдения солнечных вспышек в линии H-альфа
Солнечные вспышки часто наблюдаются с помощью фильтров, позволяющих выделить из общего потока излучения линию атома водорода H-альфа, расположенную в красной области спектра. Телескопы, работающие в линиии H-альфа, в настоящее время установлены в большинстве наземных солнечных обсерваторий, причем на некоторых из них фотографии Солнца в этой линии получаются каждые несколько секунд. Примером такой фотографии является изображение Солнца, показанное над этим текстом, которое получено в линии H-альфа в солнечной обсерватории Big Bear Solar Observatory . На нем хорошо виден выброс солнечного протуберанца во время лимбовой солнечной вспышки 10 октября 1971 года. Фильм (4.2MB mpeg), записанный во время вспышки, показывает этот процесс в динамике.
В линии H-альфа часто наблюдаются так называемые двухленточные солнечные вспышки, когда во время вспышки в хромосфере образуются две протяженные яркие излучающие структуры, имеющие форму параллельных лент, вытянутых вдоль нейтральной линиии магнитного поля (линия, разделяющая группы солнечных пятен противоположной полярности). Характерным примером двухленточной солнечной вспышкиявляется событие 7 августа 1972 года, показанное в следующем фильме (2.2MB mpeg). Это очень известная вспышка, произошедшая между полетами Аполлона 16 (апрель) и Аполлона 17 (декабрь), последними путешествиями человека на Луну. Если бы была допушена ошибка в расчете времени полета, и один из экипажей оказался бы на поверхности Луны во время этой вспышки, то последствия оказались бы губительны для астронавтов. Впоследствии эта возможная ситуация легла в основу фантастического произведения "Космос" ("Space") Джеймса Миченер (James Michener), который описал вымышленную миссию Аполлона, потерявшего свой экипаж вследствие воздействия радиации от сильной солнечной вспышки.
Солнечные вспышки и магнитные поля
В настоящее время не вызывает сомнений, что ключ к пониманию солнечных вспышек следует искать в структуре и динамике магнитного поля Солнца. Известно, что если структура поля в окрестностях солнечных пятен становится очень сложной, то силовые линии могут начать пересоединяться друг с другом, что приводит к быстрому высвобождению магнитной энергии и энергии электрических токов, связанных с магнитным полем. В результате разнообразных физических процессов, эта первичная энергия поля превращается затем в тепловую энергию плазмы, энергию быстрых частиц и другие формы энергии, наблюдаемые в солнечной вспышке. Изучение этих процессов и установление причин, по которым начинается солнечная вспышка, является одной из основных задач современной физики Солнца, все еще далекой от окончательного ответа.
Корональные выбросы массы
Корональные выбросы массы (Coronal mass ejections или CME) представляют собой гигантские объемы солнечного вещества, выбрасываемые в межпланетное пространство из атмосферы Солнца в результате происходящих в ней активных процессов. По видимому, именно вещество корональных выбросов, достигающее Земли, является главной причиной возмущений земной магнитосферы и магнитных бурь. Природа выбросов и причины, по которым они происходят, понятны пока не до конца. Так, например, давно известно, что корональные выбросы массычасто (возможно всегда) связаны с солнечными вспышками, но механизм этой связи так до сих пор и не установлен. Не известно даже, предшествует ли выброс вспышке или, наоборот, является ее следствием.
Хотя наблюдения дальней короны Солнца во время затмений насчитывают тысячи лет, существование корональных выбросов массыоставалось неизвестным вплоть до начала космической эры. Впервые наблюдательные свидетельства этого явления были получены около 35 лет назад на коронографе солнечной орбитальной станции OSO 7, работавшей на орбите с 1971 по 1973 год. Причина, по которой открытие корональных выбросов массы случилось так поздно, состоит в том, что полная фаза солнечных затмений продолжается на Земле очень короткое время (всего несколько минут), что недостаточно для обнаружения коронального выброса, длящегося несколько часов. Кроме того, наземные коронографы неспособны обнаружить слабое излучение выброса из-за яркого свечения неба. Коронографы, устанавливаемые на борту космических аппаратов, избавлены от этого недостатка и благодаря этому предоставляют широкие возможности для исследования корональных выбросов.
Корональные выбросы массы нарушают движение потоков солнечного ветра и вызывают магнитные бури, которые иногда приводят к катастрофическим результатам. По этой причине исследование корональных выбросов и разработка способов их раннего прогнозированияпредставляет большое значение. Большое число выбросов и эруптивных протуберанцев в последнее десятилетие было зарегистрировано космическим коронографом LASCO (The Large Angle and Spectrometric Coronagraph) на борту станции SOHO (Solar and Heliospheric Observatory. Наблюдения LASCO показали, что частота корональных выбросов массы зависит от солнечного цикла. Во время минимума активности происходит в среднем около одного выброса в неделю, тогда как во время максимума солнечного цикла происходило по 2-3 корональных выброса в день. Фильм (3.4 MB MPEG) демонстрирует результаты непрерывных наблюдений корональных выбросов массы в течение целого месяца в феврале 1998 года, проведенных инструментом LASCO.
Загадки Солнца
Нагрев солнечной короны
Самый внешний слой атмосферы Солнца (солнечная корона) имеет температуру выше 1.000.000°C, в то время как видимая поверхность Солнца (фотосфера) обладает температурой всего лишь около 6000°C. Обычно температура падает по мере удаления от нагретой поверхности. И, если мы попытаемся проверить, выполняется ли это для Солнца, и начнем подниматься вверх от его поверхности, то сначала мы обнаружим, что температура действительно падает. Однако затем, после подъема на очень незначительную высоту температура неожиданно начинает очень быстро расти и достигает чрезвычайно больших значений. Существует несколько предположений о механизме этого нагрева, однако ни одно из них пока не является настолько убедительным, чтобы ответить на все возникающие вопросы. В настоящее время природа процессов, которые нагревают корону Солнца до высоких температур (и ускоряют солнечный ветер) представляет одну из наиболее значительных солнечных "тайн".
Природа солнечных вспышек
В областях Солнца расположенных около пятен, иногда происходят взрывные процессы, во время которых окружающая плазма нагревается до температур в десятки миллионов градусов за времена порядка нескольких секунд. Эти явления получили название солнечных вспышек. Очень часто вспышки сопровождаются корональными выбросами массы, во время которых в межпланетное пространство попадают биллионы тонн горячей ионизованной плазмы. Эта плазма распространяется во всех направлениях, в том числе и в сторону Земли, где вызывает магнитные бури. Причины, возникновения солнечных вспышек и корональных выбросов массы являются еще одной загадкой, не имеющей в настоящее время понятного и однозначного объяснения. Несомненно, благодаря наблюдениям Солнца мы знаем очень много подробностей и о вспышках и о выбросах и даже понимаем основные физические принципы, благодаря которым эти явления становятся возможными, но, несмотря на это, мы все еще не можем предсказать, когда и где произойдет очередная солнечная вспышка и насколько сильной она будет.
Происхождение солнечного цикла
Приблизительно каждые 11 лет число солнечных пятен, видимых на поверхности Солнца, увеличивается от нуля (или очень малого значения) до 100 и более, а затем снова уменьшается до нуля в начале следующего солнечного цикла. Природа и причины этого процесса представляют, возможно, наибольшую загадку современной физики Солнца. Как и в случае с солнечными вспышками, существуют общие представления о природе данного явления, которое, видимо, связано с динамо-процессами в конвективном слое Солнца, однако мы все еще не в состоянии построить модель, которая достоверно предсказывала бы число солнечных пятен на Солнце в будущем. Проблема цикличности солнечной активности тесно связана с проблемой предсказания космической погоды.
Потерянные нейтрино
Солнце должно производить количество нейтрино, которое более чем в два раза превышает их число, наблюдаемое в действительности. Эти "призрачные" субатомные частицы высвобождаются во время ядерных реакций, происходящих в солнечном ядре. Затем они проникают сквозь Солнце и уходят в окружающее пространство. Регистрация нейтрино чрезвычайно сложна, но результаты сразу нескольких независимых экспериментов подтверждают, что только приблизительно треть от ожидаемого числа нейтрино регистрируется на Земле. Ученые, специализирующиеся в области физики Солнца, пытались изменить модель строения Солнца и модель его эволюции, чтобы объяснить пониженное число нейтрино. Эти попытки, однако, не увенчались успехом. Все это ставит перед учеными вопрос о том, насколько правильно фундаментальные физические теории объясняют, что такое нейтрино и как они образуются. Не исключено, что ответ на этот вопрос перевернет не теорию Солнца, но и наши представления о физике в целом.
В итоге НОУ будет составлена вот такая таблица и график.( это я привожу пример за 2016 год).А также рассказано о влиянии солнечной активности на жизнедеятельность человека.
Данная работа имеет практическое значение и может быть использована на уроках физики или факультативных занятиях, а также для самообразования учащихся
месяц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
январь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
число |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
1 |
|
Количеств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о групп |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 |
5 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Количеств |
|
1 |
1 |
2 |
2 |
|
|
1 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о пятен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
8 |
0 |
2 |
0 |
0 |
9 |
8 |
7 |
0 |
24 |
23 |
11 |
9 |
6 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
15 |
19 |
|
|
Число |
1 |
4 |
5 |
5 |
6 |
2 |
3 |
5 |
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вольфа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
8 |
0 |
2 |
0 |
0 |
9 |
8 |
7 |
0 |
84 |
73 |
41 |
29 |
26 |
36 |
38 |
38 |
48 |
48 |
55 |
59 |
|
месяц |
|
|
|
|
январь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
февраль |
|
|
|
|
|
|
|||
число |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
6 |
|
7 |
8 |
9 |
1 |
1 |
|
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
1 |
|
Количеств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о групп |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
7 |
|
4 |
5 |
5 |
5 |
|
|
Количеств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
3 |
3 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
о пятен |
26 |
20 |
24 |
27 |
18 |
21 |
35 |
34 |
19 |
10 |
9 |
2 |
2 |
8 |
5 |
|
43 |
|
1 |
4 |
2 |
29 |
|
|
Число |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
|
11 |
|
7 |
8 |
8 |
|
|
|
Вольфа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
56 |
50 |
54 |
47 |
58 |
61 |
75 |
64 |
49 |
30 |
9 |
2 |
2 |
8 |
5 |
|
3 |
|
1 |
4 |
2 |
79 |
|
|
месяц |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
февраль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
число |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
|
|
|
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
групп |
|
|
|
5 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
|
|
Количество |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пятен |
|
|
|
34 |
18 |
19 |
20 |
15 |
12 |
16 |
17 |
9 |
7 |
9 |
6 |
11 |
17 |
18 |
|
|
|
Число |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вольфа |
|
|
|
84 |
48 |
49 |
60 |
45 |
42 |
46 |
47 |
29 |
27 |
39 |
26 |
41 |
37 |
38 |
|
|
|
график чисел Вольфа за январь-февраль 2016 г
число Вольфа |
120
100
80
60
40
20
0
1 4 7 10 13 16 19 22 25 28 31 34 37 40 43 46 49 52 55 58
дни с начала года
Заключение.
Безусловно, и зарождением, развитием жизни до уровня разумной мы обязаны Солнцу. Познавая его ритмы, мы можем прогнозировать изменение климата, нашествие вредителей, наступление эпидемий. Это позволит заранее подготовиться к трудностям и катаклизмам, что, в свою очередь, уменьшит количество жертв и страданий.
Познавая тайны солнечно-земных связей, мы сможем наиболее разумно использовать все то, что дарит нам наше светило!
Практическая часть
Урок. Фазы Луны. Приливы
Цель урока: ознакомить учащихся с явлением смены фаз Луны, ввести понятие о синодическом и сидерическом месяце; отталкиваясь от факта наблюдения с Земли одной стороны Луны, объяснить явление приливов, их влияние на Землю.
Методическое замечание. В начале урока полезно рассказать о явлении отражения света, отражающих и рассеивающих поверхностях, поскольку Луна светит рассеянным светом. Физические основы получения рассеянного света доступным, для учащихся 6 класса, образом проиллюстрированы в программе «Рассеянный свет». Чтобы продемонстрировать эффект обращения и одновременного вращения Луны, полезно поставить небольшой фронтальный эксперимент, смоделировав этот процесс. Объяснение явления приливов встраивается в контекст урока как логическое продолжение темы «Революция в астрономии». В дальнейшем полученные сведения будут использованы при изучении эволюции Земли, возникновения жизни на Земле и физических процессов на спутниках планет – гигантов. В конце урока следует организовать небольшой фронтальный опрос по картинкам, а затем - диктант, акцентировав внимание на самых важных мировоззренческих аспектах предыдущей темы.
Содержание основного материала
Вопрос
Почему Луна видна на небе?
(Луна, подобно всем планетам и спутникам видна на небе только потому, что её освещает Солнце).
Вопрос
Почему вид Луны на небе всё время меняется?
(На протяжении одного полного оборота Луны вокруг Земли происходит изменение взаимного расположения Солнца, Земли и Луны и, как следствие, медленное изменение её облика – смена лунных фаз)
Вопрос
Почему астрономы выделяют два лунных месяца – сидерический и синодический?
(Синодический месяц – период смены лунных фаз. Он оставляет 29,5 суток. Время одного полного оборота Луны вокруг Земли по отношению к Солнцу и звёздам составляет 27,5 суток (сидерический месяц). Поскольку за время оборота Луны, Земля сама проходит некоторый участок орбиты, Луне потребуется ещё двое земных суток, чтобы вернуться в исходное положение по отношению к Солнцу и Земле. Освещённой при этом остаётся только одна сторона Луны).
Вопрос
Почему мы видим только одну сторону Луны?
(Вследствие приливообразующего влияния Земли период её вращения в настоящее время равен периоду обращения вокруг Земли).
Если представить себе детей, кружащих в хороводе вокруг новогодней ёлки, то становится понятно, почему так происходит. Каждый ребёнок обходит ёлку, постоянно оставаясь повернутым к ней лицом. При этом по отношению к неподвижным предметам в комнате, каждый ребёнок один раз поворачивается вокруг своей оси.
Практическое задание
Моделирование движения Луны вокруг Земли
Оборудование: ручка, кусочек клейкой ленты.
Ход эксперимента. Приклейте на ручку небольшой кусочек клейкой ленты. Сядьте лицом к окну и расположите ручку вертикально перед глазами на вытянутой руке так, чтобы отметка была видна. Сидя на стуле, поверните корпус на четверть оборота, синхронно поворачивая ручку на вытянутой руке вокруг головы. Если представить окно Солнце, а окружающие предметы как неподвижные звёзды, то по отношению к ним отметка повернётся на 90⁰, а относительно лица останется в покое. Когда рука окажется за спиной, отметка будет освещена светом окна и при этом повернётся относительно него на 180⁰. В итоге при полном обороте ручки вокруг головы – отметка один раз повернётся на 360⁰, но по отношению к лицу будет иметь неизменное положение.
Фрагмент DVD
1.«Рассеянный свет». Get@Class.rus
2.«Все тайны космоса». Часть 2. Раздел 5. «Луна – наш товарищ в космосе». YORK FILMS OF ENGLAND. 2008. Фазы Луны. 39.46. - 41.00.
Приливы и отливы – это периодический подъём и спад морской воды в Мировом океане, вызванный силами притяжения Луны и (в меньшей степени) Солнца.
Вопрос
Кто из учёных первым высказал верную гипотезу о причине приливов?
(Впервые причины возникновении приливов на Земле верно указал И.Кеплер. Доказательства были получены после открытия И.Ньютоном закона всемирного тяготения).
В настоящее время уровень воды в заливе Фанди у берегов Канады изменяется на 18 метров. Огромные объёмы воды стремятся «упасть» на Луну, образуя приливной выступ. С противоположной стороны Земли возникает второй приливной выступ, так как там притяжение Луны слабее.
Вопрос
Почему интенсивность подъёма воды в разные дни месяца различна?
(Периодически Солнце и Луна находятся по разные стороны от Земли (в полнолунии) или по одну сторону (в новолунии). В это время приливные выпуклости складываются, и высота прилива становится максимальной. Когда Луна находится в первой и последней четверти солнечные и лунные влияния компенсируют друг друга, снижая высоту прилива до минимума)
Трение океанской воды о дно «мешает» вращению Земли и земные сутки удлиняются на 1мс в столетие. Когда Луна только сформировалась, она была гораздо ближе к Земле. Сама Земля вращалась в 4 раза быстрее, чем сейчас и своим влиянием разгоняла Луну. В настоящее время она удаляется от Земли на 4 см в год.
Вопрос
На основании каких наблюдений учёные сделали вывод о том, что сутки на Земле были короче?
(На срезе окаменевшего коралла, возраст которого 400 млн. лет учёные насчитали не 365 дневных полосок в году, а 410. Значит сутки составляли 21 час).
Гравитационная тяга Луны, вызывающая огромные приливы и отливы на раннем этапе формирования Земли, вызывала трещины в дне океана, поддерживая её тектоническую активность. Это способствовало проникновению внутреннего тепла Земли на поверхность. А на следующем этапе эволюции Земли проникновению живых организмов из океана на сушу.
Вопрос
На основании каких наблюдений учёные сделали вывод о том, что Луна удаляется от Земли?
(В 1969 году астронавты «Аполлона – 11» разместили на Луне отражатель, который позволяет производить её ежедневную локацию и измерять расстояние до неё).
Удаление Луны со временем приведёт к изменению климата на Земле. В результате приливов со стороны Земли, Луна затормозила своё вращение так, что её период вращения сравнялся с периодом обращения. Теперь она повёрнута к нам одной стороной
Фрагменты DVD:
1. «Вселенная». Часть 2. Луна. The History Channel. 2007. Возникновение приливов. 16.00 - 17.54.
2. «Чудеса Вселенной». Часть 1. Судьба. ВВС. 2011. Приливы и замедление вращения Земли. Удаление Луны. 17.01 - 19.30.
Запись в тетради учащихся
Один оборот вокруг Земли Луна совершает за 27,5 дней. Этот период называется сидерическим месяцем. Полный цикл смены лунных фаз – синодический месяц составляет 29,5 дней. Приливы вызывает гравитация со стороны Луны и Солнца. Приливы со стороны Луны замедлили и продолжают замедлять вращение Земли. Приливы со стороны Земли привели к тому, что период вращения Луны сравнялся с периодом её обращения вокруг Земли. В результате Луна повернута к Земле всегда одной стороной
Дополнительный материал
Фрагменты DVD:
1. «Как устроена Вселенная». Часть 8. Луны. ВВС. 2010. Приливообразующее влияние Луны. 33.35 - 34.51.
2. «Земля. Мощь планеты». Часть 4. Океан. ВВС.2007. Приливы на Амазонке. 5.27 - 8.13
3. «Загадки Луны». PIONEER PRODUCTIONAL LIMITED. 2005. Причины удаления Луны. 8.56 - 12.00. Приливы – причина усиления тектонической активности на Земле 38.03 -39.12.
4. «Орбита: путешествие планеты Земля». Часть 2. Вращение. ВВС. 2011. Кораллы, свидетели изменения скорости вращения Земли. 42.50 - 45.51.
Дополнительная литература
«СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА». EAGLEMOSS COLLECTIONSS. 2015.
№9. Земля – Луна. С.6-7. Двойная планета С.7. Большой бум. Образование Луны С.8. Циклы приливов. №69 Приливные силы. С.6-9. Приливные силы С.7. Беда Достопочтенный (средневековый учёный, первым объяснивший природу приливов и отливов). С.9. Измерение расстояния до Луны. С.12-13. Изменчивые приливы и отливы. С.14-15. Намывной остров.
Вопросы для контроля знаний учащихся в форме диктанта
1.Кто из учёных является основоположником гелиоцентрической системы мира? (Н.Коперник)
2.Кому из учёных удалось установить истинную форму орбит планет? (И.Кеплеру)
3.Какую форму имеют орбиты планет? ( эллипс)
4.Кто из учёных нашёл подтверждение гелиоцентризма прямыми астрономическими наблюдениями? (Г.Галилей)
5.Какие наблюдения подтверждали идеи Коперника? (Фазы Венеры)
6.Какой физический закон подтверждает, что огромное по массе Солнце может управлять движением планет? (Закон Всемирного тяготения)
7.Кем был открыт закон Всемирного тяготения? (И.Ньютоном)
8.Орбиту какой периодической кометы удалось рассчитать благодаря открытию закона Всемирного тяготения?(кометы Галлея)
9.Кто из учёных утверждал, что существует много планетных систем подобных Солнечной системе? (Д.Бруно)
10.Как можно назвать систему мира, созданную Т.Браге? ( гео-гелиоцентрическая)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Заключение.
Хорошая речь не возможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда.
Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека в том числе и учителю физики, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в личной, производственной и общественной сферах жизни.
Литература.
1. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы: учеб.пособ. для студ. пед. вузов / под ред. С.Е. Каменецкого. – М.: Академия, 2000. – 368 с. http://www.twirpx.com/file/127672/
2. Пурышева, Н.С. Сборник контекстных задач по методике обучения физике: Учеб.пособ. для студентов педагогических вузов. – М.: МПГУ, 2013. – 116с http://www.litres.ru/nataliya-purysheva/sbornik-kontekstnyh-zadach-po-metodike-obucheniya-fizike-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-pedagogicheskih-vuzov-8742436/
3.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. )
4.Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 .
5.Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке.-М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
6.http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/13/kultura-rechi-uchitelya
7.https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-trebovaniya-k-rechi-pedagoga-1006540.html
8.Алексеевнина А.К. Культура речи учителя физики. Учеб.-метод. комплекс / А.К. Алексеевнина; под ред. М.Д. Даммер; У.М. Маллабоева. — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. 83 с.
9.http://art-roerich.org.ua/library/library.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.