Модель реализации концепции краеведческого образования.
Оценка 4.6

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Оценка 4.6
rtf
22.11.2019
Модель реализации концепции краеведческого образования.
Концепция краеведческого образования.rtf

 

Модель реализации концепции краеведческого образования.

 

Мельшина Н.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 23»

 

    Одной из важнейших тенденций реформирования образования является его регионализация, которая органически сочетается с другим процессом развития образования – федерализацией.

     Эти два встречных направления, характерных для современной российской образовательной системы, позволяет комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования.

Концепция краеведческого образования в Челябинской области научно обосновывает организацию системы учебной и внеучебной деятельности по краеведению на всех ступенях образования. В ней говорится, что гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды.

      Курс краеведения полностью соответствует требованию, предъявленному законом РФ «Об образовании» к общеобразовательным программам. Которые «направлены на решение проблемы формирования общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ». С 2004 года в областной базисный учебный план вводится интегрированный «учебный предмет «Краеведение» в 6-9 классах, а также в соответствии с требованиями федерального базисного учебного плана изучения вопросов национально-регионального компонента включает в содержание различных учебных предметов.

      Тема «Краеведческое образование как фактор формирования научного мировоззрения, системы научно-обоснованных экономических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю» особенно актуальна в настоящее время. Именно изучение краеведческого материала издавна было одним из способов сформировать представление об истории как о живом процессе, позволяющем придать историческим знаниям большую конкретность и личную значимость, пробудить интерес к прошлому, реальную значимость понимания настоящего. Краеведение делает явной, зримой связь локальной региональной истории с историей отечества, событиями Всемирного масштаба, помогает школьникам  ощутить смысл понятия «историческое пространство», «экономическое пространство».

      Необъятное пространства, большое количество залежных земель, огромные богатства недр Урала, своеобразие географического положения, особые климатические условия, разнообразные водные богатства, многочисленные этносы, живущие здесь, - всё это оказало и оказывает влияние на историю, экономику и культуру региона.

     Таким образом, краеведение это предмет, который в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования.

     Данный учебный предмет ориентирует педагога на интересы ребёнка, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культуры образовательной среды. Само введение краеведческого компонента. Признание его одним из приоритетных в образовательной политике РФ, знание нашего времени. Это проявление того, что мы переходим от общего образования гражданина вообще, независимого от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями.

Концепция краеведческого образования реализуется в МОУ «Гимназия № 23»  с 2005года.

Концепция краеведческого образования в гимназии включает несколько аспектов:

- комплексное изучение предмета «Краеведение»;

- организация работы школьного музея;

- организация экскурсионной работы.

Первоначально предмет «Краеведение» изучался с 5 – го класса. В настоящее время его изучение организовано в соответствии с областным базисным учебным планом в параллелях 6 – 8 классов. Задачи предмета многогранны.

- формирование исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Корректированная программа МОУ «Гимназии № 23» основывается на примерной программе «Краеведение» для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области под редакцией В. М. Кузнецова, которая включает общую характеристику инновационного интегрированного учебного предмета, содержание образования, учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса:
6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».
7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».
8 класс – «История и культура народов Южного Урала».
9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации».

Сохраняя распределение тем по учебным годам, мы имеем право изменить внутреннее содержание материала и его распределение по мини-темам.

В курсе краеведения мы используем местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету.

В силу своей значимости он становится основой для развития регионального компонента географического образования. Формально введение предмета «Краеведения» в 6 классе осуществляется за счет сокращение учебных часов на изучение географии. Но необходимо учесть, что краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых географических понятий и представлений

Важно грамотно и эффективно скомпоновать учебный материал двух предметов, используя приемы модульного обучения. И тогда их изучение может выглядеть следующим образом: сначала мы изучаем общие теоретические вопросы географии (в том числе за счет часов краеведения), а затем закрепляем знания основных дидактических единиц на практике в предмете «Краеведение» (в том числе за счет часов географии). Тем самым мы решаем несколько задач:

- систематизируем  и интегрируем материал;

- создаем условия для формирования представлений о том, что география и краеведение предметы, решающие сходные задачи;

- увеличиваем практико-ориентированную направленность географии и теоретическое содержание краеведения;

- ликвидируем неэффективность одночасовых занятий.

Для повышения эффективности учебного процесса, в условиях отсутствия методических пособий, возникла необходимость разработки дидактических материалов для выполнения практических работ. В настоящее время полный комплект материалов разработан для изучения краеведения в 6-м классе.

В основном в курсе краеведения предполагается проведение комбинированных уроков, практические и лабораторные работы, ролевые игры, конференции, защиты учебных проектов, встречи со знаменитыми людьми, старожилами города, учеными-краеведами.

Очень часто на уроках краеведения используют межпредметные связи с другими общественными и естественными учебными дисциплинами. Многие практические работы по краеведению, повторяют таковые из курсов географии и биологии. Активно используются самостоятельные наблюдения учащихся за уральской природой, исследования на пришкольном участке, анализ гербариев местных растений, экспонатов школьного музея.

Краеведение создает богатые возможности для интеграции с разными учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В гимназии проводится множество внеклассных мероприятий краеведческой направленности, чаще всего – викторины и конкурсы для учащихся 5-6 классов с использованием произведений уральских поэтов и писателей.

Учащиеся гимназии реализуют свои потенциальные возможности принимая участие в работе школьного музея, на базе которого ведут поисковую деятельность.

С 2008 года в системе дополнительного образования гимназии введен кружок «Экскурсионное краеведение», задача участников которого разработка учебных познавательных экскурсий по достопримечательностям города.

Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, с использованием эффектов анимации, разнообразных схем и диаграмм.

Учащиеся на уроках и внеурочное время успешно используют информационно-коммуникационные технологии для построения графика температур, розы ветров и т.п.  В краеведческом образовании большую роль играет организация экскурсий и походов. В основном, это комплексные экскурсии по местным достопримечательностям, в городской музей.

Обзор действующих учебно-методических комплектов.

1.       Программа «Краеведение» для учащихся 6-9 классов под редакцией В.М. Кузнецова.

2.       «Краеведение 6 класс». В. В. Дерягин, М.С.Гитис.

3.       «Челябинская область: краткий справочник» М.С.Гитис, А.П. Моисеев.

4.       «Географическое краеведение» М.С. Гитис, А.П. Моисеев.

5.       «Историческое краеведение» Н.Б. Виноградов, М.С.Гитис, В.М.Кузнецов.

6.       «Литературное краеведение» Н.А. Капитонова.

7.       «Южноуральская панорама события и достижения» М.С. Гитис, А.П. Моисеев, А.В. Драгунов.

8.       «Мир удивительных растений» Н.П. Строкова, С.Е. Коровин.

9.       «Уроки по изучению географии Челябинской области 9 класс» А.С. Маркова, Т.Н. Малышева, Н.М. Чистякова.

10.    Карты, атласы по Челябинской области. Издательский дом Абрис.

      Апробация учебного курса краеведения должна показать, что данный предмет в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования. Шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей, культурой, экономикой страны и мира. Выработать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в конкретном территориальном и социокультурном пространстве.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.

Модель реализации концепции краеведческого образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2019