Модель урока Технология формирования типа читательской деятельности по УМК «Гармония» ( 2 класс) предмет: литературное чтение Тема урока: В. В. Осеева « Три товарища»

Модель урока Технология формирования типа читательской деятельности по УМК «Гармония» ( 2 класс) предмет: литературное чтение Тема урока: В. В. Осеева « Три товарища»

Медиа
doc
30.11.2019
В.Осеева Три товарища.doc

 «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС НОО»

 

Модель урока

Технология формирования типа читательской деятельности

по УМК «Гармония»   ( 2 класс)

предмет: литературное чтение

Тема урока:  В. В. Осеева « Три товарища»

 

 

 

                                                                                                                                                           Выполнена:

Сидоренко Ириной Николаевной,

                                                                                                                                   учителем начальных классов

МКОУ СОШ №3с. Кугульта

                                                 

 

Исторический аспект

 

  Исторический аспект

Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но почему-то до сих пор не освоены школой до конца. С учетом позиции Рыбниковой М.А., можно утверждать, что литературное чтение предполагает:

1) обязательную опору на литературоведение

2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст

3) установление связей с жизненным опытом ребенка

4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом

 

 Актуальность

Литературное чтение – это один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Это является важной задачей на этапе реализации ФГОС нового поколения. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы

Технология формирования типа правильной читательской деятельности  – система методов и приёмов работы с текстом до чтения, во время чтения и после чтения, способствующих развитию читательской компетентности обучающихся и формированию правильной читательской деятельности. Технология универсальна, может применяться как на уроках литературного чтения, так и на других уроках в начальной школе, предполагающих работу с текстом и информацией (на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке и других) в различных системах обучения.

 

 Цель данной технологии: обучение самостоятельному пониманию текста.

 

Этапы организации работы обучающихся с художественным текстом

 

I этап

Работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание  предстоящего чтения).

2. Постановка целей урока

 

II этап

                    Работа с текстом  во время чтения.

              1.Первичное чтение текста

             2. Перечитывание текста.

             3. Беседа по содержанию в целом

III этап

                       Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного,  дискуссия..

2. Знакомство с писателем.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями.

4. (Творческие) задания

 

2. Практическая часть

 

Урок литературного чтения   во 2классе.  Технология формирования типа читательской деятельности

Тема: Осеева « Три товарища»

             Цель:

          - познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и обучения составлению характеристики                           внутренних качеств героя, продолжение осмысления проблемы дружбы.

          - развивать умение логически мыслить (прогнозирование содержания по названию, по началу предложения); развивать умение работы в группе (коммуникативная компетенция), умения самооценки и самоанализа (регулятивная компетенция); развивать умение видеть авторскую позицию

-. Воспитывать чувства ответственности за свои поступки, доброжелательное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения

Планируемые результаты

Предметные результаты

Знать: понятия «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация»; жанры литературных произведений

Уметь:

- определять тему и главную мысль произведения;

-  объяснять авторское отношение к героям произведения;

- давать характеристику героям произведения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку;

- использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста при чтении по ролям и инсценировании           произведения;

-выполнять творческую работу на заданную тему

 

Личностные результаты

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при изучении понятий: «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация» при определении темы и главной мысли произведения, при объяснении авторского отношения к героям произведения, при определении мотивов поведения героев произведения путем  выбора правильного ответа из текста, при выборе эмоционального тона голоса, необходимого для передачи содержания в произведении, при прогнозировании содержания текста по заголовку;

- осознание  значимости чтения для личного развития: представление о мире, российской культуре, нравственности, понятий о добре и зле при изучении понятий: «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация» при определении темы и главной мысли произведения, при объяснении авторского отношения к героям произведения, при определении мотивов поведения героев произведения путем  выбора правильного ответа из текста, при выборе эмоционального тона голоса, необходимого для передачи содержания в произведении, при прогнозировании содержания текста по заголовку.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

-определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками

при изучении понятий: «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация» при определении темы и главной мысли произведения, при объяснении авторского отношения к героям произведения, при определении мотивов поведения героев произведения путем  выбора правильного ответа из текста, при выборе эмоционального тона голоса, необходимого для передачи содержания в произведении, при прогнозировании содержания текста по заголовку;

- прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при изучении понятий: «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация» при определении темы и главной мысли произведения, при объяснении авторского отношения к героям произведения, при определении мотивов поведения героев произведения путем  выбора правильного ответа из текста, при выборе эмоционального тона голоса, необходимого для передачи содержания в произведении, при прогнозировании содержания текста по заголовку;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при изучении понятий: «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация» при определении темы и главной мысли произведения, при объяснении авторского отношения к героям произведения, при определении мотивов поведения героев произведения путем  выбора правильного ответа из текста, при выборе эмоционального тона голоса, необходимого для передачи содержания в произведении, при прогнозировании содержания текста по заголовку.

 

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

-поиск и выделение информации в учебнике, рабочей тетради  при составлении характеристики героев, при подборе эпизодов из текста к иллюстрациям по произведениям;

- умение осознано  и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

Логические УУД

-анализ, синтез, сравнение при изучении форме при пересказе произведения и при ответах на вопросы, представленных в учебнике, при составлении небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст;

-выбор наиболее эффективных способов решения при составлении плана пересказа.

 

понятий: «пауза», «логическое ударение»,

 «драматизация»;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при составлении характеристики героев произведения, при составлении  лана пересказа;

-выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства   при определении отличительных признаков характера персонажей, при подборе эпизодов  из текста к иллюстрациям по произведению.

- постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при инсценировании прочитанного в форме живых картин и развернутой драматизации произведения

 

Коммуникативные УУД:

-осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем  и одноклассниками при принятии различных точек зрения, умении формулировать собственное мнение , договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера при работе в паре при обсуждении характеристик героев, обсуждении отношений персонажей

Оборудование:

мультимедийный проектор, сигнальные карточки,  выставка книг В.Осеевой, словарь характеристик.

 

 

             Технологическая карта

 

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности учащихся, формы организации работы

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

Эпиграф
- Прочтите девиз нашего урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

 

 

 

 

Узнайте фамилию и имя автора с произведением,

которого мы познакомимся  на уроке

В. л. н т н    Ал к с НДР в н       Ос  в 

 

-  Посмотрите на портрет писательницы и скажите, что вы знаете о ней.

- Какие произведения Осеевой вы читали?  О чем и для кого она писала?

В.Осеева  так писала о себе: «Когда я  была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать».

- Эти слова мамы В. Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.

 

- читают девиз

 

 

 

 

 

 

 

 

Восстанавливают пропущенные буквы в словах и читают : Валентина Алексадровна Осеева

 

 

 

 

Делают  сообщения о В. В. Осеевой

 

Называют произведения Осеевой и говорят что писала она о детях и для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: произведения В.Осеевой

 

Уметь: называть фамилию автора и заголовок, правильно строить предложения при ответе на вопросыexbntkz

 

Личностные УУД

Выполнение нравственно- этических норм (приветствие, правила поведения ) проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению

 

 

Регулятивные УУД- оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу

 

 

Познавательные УУД:

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

 

 

 

Коммуникативные УУД: -осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем  и одноклассниками при принятии различных точек зрения,

 

 

  Работа с текстом до чтения

 

а) антиципация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) постановка целей урока

 


Работа по учебнику стр.  24, (рассматриваем рисунок, читаем название рассказа)
-Ребята, как вы думаете, соответствует ли количество детей на рисунке числу в названии произведения?
-Знаете ли вы, кого можно назвать товарищем?
работа с словарем

(работа в парах)

Ребята, ещё раз посмотрите на картинку.

-Прочитаем заголовок текста

-Предположите, какая будет тема  чтения?

Ответы детей Учитель:

-Что нам нужно сделать, чтобы проверить свои предположения? (послушать  чтение учителя)



 

 

 

 

 

 

 

Мальчиков трое, в названии три товарища.

 

 

Ответы уч-ся

 

 

Уч-ся находят толкование слова по словарю Ожигова  и сравнивают со  своим ответом

 

 

Уч-ся рассматривают рисунок и  прогнозируют тему текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: произведения В.Осеевой

 

 

 

 

 

Уметь: - соотносить рисунок и заголовок текста;

 

-прогнозировать тему  текста по заголовку;

 

 

 

 

 

 

.

 

Личностные УУД проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при  соотнесении  иллюстрации и заголовка, при определении темы урока

 

 

 

 

Регулятивные УУД-определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками

при  соотнесении  иллюстрации и заголовка и работе с толковым словарем, при прогнозировании темы урока

 

 

Познавательные УУД:

-знаково-символическое моделирование при соотнесении рисунка и заголовка текста;

 

 -  умение осознанно строить речевое высказывание при определении темы урока

 

 

Коммуникативные УУД:

--осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем  и одноклассниками при  принятии различных точек зрения, умении формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению при работе со словарем;  при принятии различных точек зрения, умении формулировать собственное мнение  при определении темы урока

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом во время чтения

а) первичное чтение текста

(читает учитель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) повторное чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) беседа по содержанию текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом после чтения

 

 

а) коллективное обсуждение прочитанного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) творческие задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

 

Учитель сам читает вслух новый текст,.

 



 

-Подтвердилось ли ваше предположение относительно темы урока?

-Ребята, попробуйте самостоятельно определить жанр услышанной истории и покажите  соответствующую модель

 

 

 

 

Повторное чтение рассказа детьми по абзацам

Диалог с автором



 

 

 

- Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

 

 В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

 

 

 

 

А когда настроение стало солнечным, светлым?

 

 

 

- Назовите персонажей  произведения.

- Кто из героев вам понравился? Почему?

-Кто не понравился? Почему?

 

 

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

 

 

 

 Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Работа со словарем характеристик героев произведения         ( групповая работа) ( рабочая тетрадь с. 72 задание 2: 1группа -  характеризует Колю, 2 группа – Мишу, 3 группа – Володю)

 

 

 

Игра «Радиотеатр»

Отметить в тексте слова актеров, слова автора взять в скобки.

Драматизация произведения в форме живых картин

 

-А, что в отношениях героев осуждает автор?

 

На экране появляются пословицы:

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Делу время, а потехе час.

4. Друзья познаются в беде.

5. Вежливость открывает все двери.

 Возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.

 Обоснуйте свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как бы вы поступили в подобной ситуации? Поднимите сигнальную карточку.

*красная карточка - я бы так не поступил.

*зеленая карточка - я бы так поступил.

*желтая карточка - я не знаю, как поступи

 Давайте ответим на контрольные вопросы.

1. Каковы основы настоящей дружбы?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

А какой вывод сделали для себя?

 

 

Оцените свою работу на уроке.

*красная карточка - было трудно

*зеленая карточка - было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

*желтая карточка - знал ответы не на все вопросы.

 

 

Выбери одно из трех предложенных заданий, которое ты бы хотел выполнить.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Подготовить пересказ от третьего лица.

3. Написать дома рассказ по одной из пословиц

 

 

 

Уч-ся слушают и соотносят свое предположение о теме с содержанием текста

 

 

 

Ответы уч-ся

Дети показывают желтый квадрат(квадрат-рассказ, желтый-о детях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают текст по абзацам

Задают вопросы автору  Как поступит Коля?

Что сделает Миша?

Как поступает настояший друг?

 

 

 

Грустное, печальное.

 

 

 

 

 

 В разговоре Вити с Колей и Мишей. Все дети завтракали, Витя свой завтрак потерял и стоял в сторонке, а Коля и Миша осуждали его и куда нужно класть завтрак.

При чтении третьей части рассказа, когда другой ученик, ничего не говоря, поделился своим завтраком с Витей.

 

 

Миша, Коля и Володя

 

 

Володя и Витя.

 

 

Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Володя - положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои

 

 

 

 

Есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся в группах

выполняют на отдельных листочках  и представляют свою работу с последующей проверкой (используется компьютер).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся  индивидуально работают с текстом, помечая слова автора и героев произведения

Уч-ся выступают в роли актеров

 

Жадность и равнодушие

 

 

 

 

Задание выполняется в парах 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся дают свои обоснования

Настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.

Два мальчика хорошо говорили, а один – хорошо поступил. В трудной ситуации - мало говорить, товарищ остался без завтрака не до разговоров - нужно скорее помочь, поддержать.

Настоящей, хорошей верной дружбе не страшны любые испытания.

 

 Уч-ся выбирают соответствующую карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дают свои ответы.

 

 

 

Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уч-ся  по выбору готовят задание

 

 

 

 

ЗНАТЬ:  жанры литернатурных произведений

Уметь: - определять тему и главную мысль произведения;

- определять жанровую принадлежность произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать: понятия «пауза», «логическое ударение»,  « драматизация»;

Уметь:

-давать словесную характеристику героям ;

- использовать силу голоса для постановки логического ударения и передачи характера текста при чтении по ролям и инсценировании  произведения; соотносить пословицы с содержанием произведения.

-выполнять творческую работу на заданную тему

 

 

 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при  определении главной мысли произведения, при ответе на вопросы, поставленные к тексту произведения.

 

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану при оценивании событий.

 

Познавательные УУД:

- поиск  и выделение необходимой информации к тексту произведения при ответах на вопросы, поставленные к тексту произведения

Коммуникативные УУД: --осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем  и одноклассниками при  принятии различных

 точек зрения , умении формулировать собственное мнение при анализе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к литературному чтению при   составлении словесного портрета героев, объяснении смыслового значения пословиц.

 

Регулятивные УУД: - прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками при оценивании событий произведения, при составлении словесного портрета героев.

 

Познавательные УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при составлении характеристики героев произведения;

- постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при инсценировании прочитанного в форме живых картин и развернутой драматизации произведения.

 

Коммуникативные УУД:

-осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем  и одноклассниками при принятии различных точек зрения, умении формулировать собственное мнение , договариваться и приходить к общему решению, контролировать собственные действия и действия партнера при работе в паре при обсуждении характеристик героев, обсуждении отношений персонажей,  при инсценировании прочитанного в форме живых картин и развернутой драматизации произведения.

 

Литература.

 

  1.  О.В.Кубасова «Литературное чтение: Любимые страницы», Методические рекомендации к учебнику для 2 класса / изд-во «Ассоциация 21 век» Смоленск,2008.
  2. О.В.Кубасова«Литературное чтение: Любимые страницы»,Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса  / изд-во «Ассоциация 21 век»,Смоленск,2011
  3. О.В.Кубасова«Литературное чтение: Любимые страницы», Учебник для 2 класса / изд-во «Ассоциация 21 век»,Смоленск,2011 .
  4. Программа к курсу «Литературное чтение» 1-4 классов общеобразовательных учреждений 2 издание Смоленск « Ассоциация  XXI век»,2008

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)