Дж. Гилфорд предложил модель структуры интеллекта, систематизируя результаты своих исследований в области общих состоятельностей. Тем не менее эта модель не является результатом факторизации первичных экспериментально полученных корреляционных матриц, а относится к априорным моделям, поскольку основывается лишь на теоретических допущениях. По своей имплицитной структуре модель есть необихевиористской, основанных на схеме: стимул - латентная операция - реакция.
МОДЕЛЬ ДЖ ГИЛФОРДА
Дж. Гилфорд предложил модель структуры интеллекта, систематизируя
результаты своих исследований в области общих состоятельностей. Тем не
менее эта модель не является результатом факторизации первичных
экспериментально полученных корреляционных матриц, а относится к
априорным моделям, поскольку основывается лишь на теоретических
есть
допущениях.
структуре модель
По своей
имплицитной
необихевиористской, основанных на схеме:
стимул латентная операция реакция. Место стимула в модели Гилфорда
занимает “содержание”, под “операцией” подразумевается умственный
процесс, под “реакцией” результат применения операции к материалу.
Факторы в модели незалежні. Таким образом, модель есть трехмерной, шкалы
интеллекта в модели шкалы наименований. Операцию Гилфорд трактует как
психический процесс:
познание,
конвергентное мышление, оценивание.
память,
дивергентное мышления,
Содержание
задачи определяется особенностями материала или
информации, из что проводится операция: изображение, символы (буквы,
числа), семантика (слова), обращение (сведение о личностных особенностях
людей и причинах обращения).
Результаты форма, у котрої испытанный дает ответ: элемент, классы,
отношение, системы, типы преобразований и заключения.
Каждый фактор в модели Гилфорда образовывается в результате сочетаний
категорий трех измерений интеллекта. Категории соединятся механически.
Названия факторов умовні. Всего в классификационной схеме Гилфорда
5х4х6= = 120 факторов.
Он считает, что в данный час идентифицирован больше 100 факторов, то
есть підібрані соответствующие тесты для их диагностики. Они широкоиспользуется в США, в особенности в работе педагогов с одаренными детями
и подростками. На ее основе созданные программы учения, которые
позволяют рационально планировать утворювальний процесс и направлять его
Гилфорда используется в
на развитие состоятельностей. Модель
Иллинойском университете при навчанні 45пожилых детей.
Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают
раздел дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышления
связанное с порождением множества решений на основе однозначных даних и,
по предположению Гилфорда, есть основанием творчества. Конвергентное
мышление спрямоване на поиск единственно верного результата и
диагностируется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели
Гилфорда есть несоответствие результатам мног^ факторноаналитических
алгоритм “субъективного
исследований.
обращения” факторы, “втискивающий” данны у “прокрустово ложа” его
Придуманный
Гилфордом
модели, подвергнется критике почти всеми исследователями интеллекта.