Та же модель асимметричных шаблонов объясняет и возникновение творческих идей. Временная последовательность опыта образует привычный способ восприятия. Мы привыкаем видеть вещи в определенном свете и ожидаем, что события станут происходить так-то и так-то. Если каким-то образом нам удается сойти с главного пути и проникнуть «с черного хода» на боковое ответвление, мы сможем двигаться в обратном направлении и пережить «творческое озарение» или выудить новую идею
МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА
Та же модель асимметричных шаблонов объясняет и возникновение
творческих идей. Временная последовательность опыта образует привычный
способ восприятия. Мы привыкаем видеть вещи в определенном свете и
ожидаем, что события станут происходить так-то и так-то. Если каким-то
образом нам удается сойти с главного пути и проникнуть «с черного хода» на
боковое ответвление, мы сможем двигаться в обратном направлении и
пережить «творческое озарение» или выудить новую идею, как показано на
рисунке 1.11.
Но как «сорваться» с привычного пути, чтобы попасть в то место, где
рождаются идеи? Именно для этого и служат приемы провокационных идей.
Они помогают нам уйти с главного пути и повышают наши шансы попасть в
один из боковых ходов. Это «поперечное» движение составляет основу
термина «нестандартное мышление», который означает, что мысль движется
не вдоль привычных шаблонов, а наперерез им, пересекая боковые
ответвления.
На примере той же модели можно понять, почему любая творческая идея
обязательно должна обладать внутренней логикой. Если бы, выпрыгнув из
нашего шаблона в поисках новой идеи, мы оказались бы в точке С, не
имеющей связи с шаблоном, не смогли бы применить эту идею к
существующей системе ценностей. Мы бы не смогли определить, на самом ли
деле эта идея сумасшедшая или ее просто невозможно распознать при
существующем уровне (шаблоне) знаний. Поэтому мы в состоянии оценить
только те идеи, которые имеют логическую обратную связь с основным
шаблоном. Более того, отсюда следует, что все ценные творческие идеи
должны обладать внутренней логикой. Проще говоря, слово «ценный»
автоматически означает «внутренне логичный».
Итак, мозг — это замечательное устройство, позволяющее входящей
информации самопроизвольно выстраивать шаблоны. Как только такие
шаблоны, каждый со своей областью «водосбора», созданы, мы начинаем
использовать их в процессе, называемом «восприятие». Шаблоны
несимметричны. Эта асимметрия дает начало как юмору, так и творчеству.
Так выглядит логическое обоснование творческой необходимости. Это
логика самоорганизующихся шаблонных систем.
Есть и другой аргумент в пользу этой необходимости; некоторым он
покажется более простым для понимания. Однако восприимчивые люди
заметят, что этот второй аргумент — не что иное, как первый, но выраженный
в другом контексте.