МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Формирование активного сплочённого классного коллектива» |
|
|
|
|
|
Номинация: Лучший классный руководитель Автор: Ухова Ольга Петровна Место работы: МБОУ СОШ №31 г. Мурманска Должность: учитель начальных классов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Наверное, мечтой всех классных руководителей является создание активного сплочённого коллектива, в котором будет комфортно каждому ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.
Такая мечта есть и у меня, классного руководителя замечательных третьеклашек школы №31 города Мурманска. Она появилась в моей жизни 1 год назад, когда со 2 полугодия 2014-2015 учебного года я стала классным руководителем 2 Б класса. Узнала о своём назначении я ещё в конце 1 четверти, поэтому в течение 2-х месяцев посещала уроки, внеклассные мероприятия и родительское собрание с целью получше узнать своих будущих учеников.
Наблюдение за поведением ребят во время уроков и перемен помогло мне оценить обстановку в классе и выработать для себя стратегию изучения коллектива с целью формирования дружеских отношений между учащимися класса. Данное направление было выбрано мной не случайно, ведь нельзя было не обратить внимание на то, что в общении дети в большинстве своём обращаются друг к другу по фамилии, открыто выражают неприязнь по отношению к успешным и отстающим ученикам. Групповую работу большая часть класса воспринимает или как способ проявления лидерских качеств независимо от мнения группы, или как возможность пассивно наблюдать за работой в группе. В классе нередки случаи возникновения конфликтных ситуаций, которые не находят разрешения и имеют вероятность повторного появления. Также внимание привлекли двое учащихся, регулярно пренебрегающих соблюдением правил поведения в школе, что выражается в нарушении дисциплины не только во время перемен, но и во время уроков, в неоднократном возникновении ситуаций причинения физического вреда одноклассникам. Один из этих учеников ведёт себя распущенно и регулярно хамит не только одноклассникам, но и практически всем сотрудникам школы. Ситуация критическая, так как не только учащиеся класса, но и их родители неоднократно поднимают вопрос о возможности оградить учеников класса от неправомерных действий мальчика.
Чтобы изучить проблемы класса, второе полугодие для 2 «Б» класса началось не только со знакомства с новым классным руководителем, но и с участия в диагностиках, выявляющих уровни сплочённости и развития классного коллектива.
Первая же социометрия дала понятие об общей картине межличностных отношений и помогла выявить «лидеров», «одиночек», «отверженных» и «рядовых» членов классного коллектива (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Явных лидеров в коллективе оказалось 5 (18%), отверженных – 4 (15%), одиночек – 10 (10%), а рядовых членов коллектива всего 8 (30%).
Диагностика уровня развития классного коллектива дала возможность изучить уровень развития коллектива в целом и уровни различных составляющих жизни класса (см. диаграмму 2).
Диаграмма 2
Основываясь на полученных данных, выяснилось следующее:
- взаимоотношения в классном коллективе развиваются достаточно сложно, так как 9 учеников считают, что уровень развития взаимоотношений низок;
- мотивированность классного коллектива находится на среднем уровне;
- удовлетворённость деятельностью коллектива также на среднем уровне;
- в целом, основываясь на мнении учащихся, уровень развития коллектива преобладающе средний, на высокий уровень указывают ответы лишь 8 учащихся, о низком уровне развития коллектива свидетельствуют ответы 3 учеников.
На основании полученных данных и информации, предоставленной школьным психологом и социальным педагогом, воспитательная работа, запланированная на 2 полугодие 2 класса, была доработана и включила в себя помимо запланированных мероприятий ряд внеклассных занятий «Я и Мы». Они представляли собой непродолжительные по времени занятия, включающие в себя игры и упражнения из практического пособия Клауса Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»
Этот сборник психологических игр и упражнений был выбран из множества подобных по следующим критериям:
1) он адресован психологам, педагогам и всем взрослым, которые думают о психическом здоровье детей, об их эмоциональном опыте, о необходимом каждому человеку умении строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе;
2) проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения;
3) занятия не продолжительны по времени и могут проводиться в любое удобное время (на переменах, после уроков);
4) игры и упражнения распределены по блокам (чувство принадлежности к группе, установление контакта, чувственное восприятие, групповая сплочённость, развитие самосознания), каждый блок включает 13 – 18 игр и упражнений, порядок проведения которых произволен.
Дети с восторгом воспринимают правила новой игры и нередко выражения их лиц передают неподдельное удивление, а иногда и восхищение своими одноклассниками, о которых они узнают что-то новое и очень важное для себя.
При планировании воспитательной работы на 2015-2016 учебный год учитывался опыт работы предыдущего года. Проанализировав результаты воспитательной деятельности, основной целью воспитательной работы в текущем учебном году стало развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению путём формирования активного сплочённого классного коллектива.
Задачи воспитательной работы:
· формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
· совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
· поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
· формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими;
· мониторинг межличностных отношений и уровня развития коллектива в классе;
· совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Решения поставленных задач планируется достичь посредством вовлечения школьников в различные формы урочной и внеурочной деятельности. Учитывая то, что проведение игр и упражнений из цикла «Я и Мы» положительно повлияло на динамику развития межличностных взаимоотношений в классе, данные занятия продолжаются и в текущем учебном году.
Все виды запланированных мероприятий отображены в плане воспитательной работы на 2015-2016 учебный год (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Фотоотчёт уже проведённых мероприятий можно увидеть в ПРИЛОЖЕНИЯХ 2 – 13.
Психолого - педагогическая характеристика класса
В классе 27 учеников: 15 девочек и 12 мальчиков. 16 ребят из полных семей, 11 из неполных. Есть дети с ослабленным здоровьем. Многие дети из благополучных семей, но есть ребята, требующие особого внимания. Двое учеников состоят на внутришкольном учёте из-за регулярного нарушения правил поведения в школе. С ними ведётся необходимая работа, заключающаяся в привлечении к внеклассным мероприятиям, КТД, проведении бесед, посещении семей 1 раз в четверть, работе с родителями. Данные учащиеся и их родители посещают занятия со школьным психологом, с ними ведётся работа социальным педагогом школы. Проводимая работа положительно влияет на успеваемость мальчиков, на их поведение. В настоящее время стоит вопрос о снятии одно из учеников с внутришкольного учёта.
Каждый ученик класса вовлечён во внеурочную деятельность. В зависимости от индивидуальных особенностей время, отведённое на занятия в кружках и секциях, для каждого из них варьируется от 3 до 12 часов в неделю (см. диаграмму 3).
Диаграмма 3
Участие во внеурочной деятельности направлено на развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время; создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ, реализуемых во внеурочное время.
По результатам успеваемости первого полугодия в классе 1 отличница и 18 хорошистов. Неуспевающих учеников нет.
За первое полугодие 3 класса резко возросло количество участий в школьных и дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах. Если сравнить это количество с показателями 2 полугодия 2 класса, увидим результат: (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4
Из них призовые места заняли:
2 класс 2 полугодие - 6 человек (8% от числа участников),
3 класс 1 полугодие – 29 человек (23% от числа участников).
У учеников класса сформирована учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений.
По результатам диагностики, проведённой школьным психологом, психологический климат в классе на начало текущего учебного года по сравнению с предыдущим учебным годом улучшился (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5
Нельзя переоценить роль семьи в воспитании ребёнка. Отношение к миру, умение взаимодействовать, общаться, ощущать себя частью общества закладывается именно в семье. Школа лишь присоединяется к процессу воспитания человека в тот момент, когда он становится первоклассником. От правильного продуктивного взаимодействия семьи и школы во многом зависит то, каким человеком станет каждый ученик. Именно поэтому я стараюсь привлечь к сотрудничеству всех родителей класса.
Работа, проводимая с папами, мамами, бабушками и дедушками учащихся, включает в себя родительские собрания, встречи с представителями родительского комитета, индивидуальные беседы, посещение семей, совместная организация и участие во внеклассных мероприятиях.
На родительских собраниях часто поднимаются вопросы, ответы на которые многим родителям сложно найти в повседневной жизни. Зачастую информация, полученная ими на родительском собрании, помогает скорректировать семейную модель воспитания. Посещаемость родительских собраний остаётся на высоком уровне (92 – 100%).
На встречах с представителями родительского комитета решаются вопросы, связанные с организацией досуговой деятельности. Члены родительского комитета стараются создать благоприятные условия для участия детей в разных сферах жизни: оказывают помощь в подготовке мероприятий, организации экскурсий, внешкольных мероприятий.
Индивидуальные беседы с родителями, бабушками и дедушками позволяют лучше узнать учащихся, разобраться в семейных проблемах, оказывающих влияние на успешность ребёнка и его эмоциональное состояние. Вместе с семьёй планируется работа, проводимая с каждым нуждающимся в этом учеником, способствующая адаптации ребёнка к сложившейся ситуации и развитию умения безболезненно разрешить конфликт, возникший в школе или семье.
Родители учащихся активно принимают участие в жизни класса. Советы и рекомендации воспринимают положительно.
Воспитательная работа, проводимая во втором полугодии 2 класса и первом полугодии 3 класса, показала свою результативность.
За 1 календарный год проведённые мероприятия поспособствовали укреплению связей в классе и сплочению классного коллектива. Это выражается в следующем:
- в большинстве своём ученики с радостью приходят в школу, стараются поддерживать друг друга в сложных ситуациях, активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий;
- стали крайне редкими случаи, когда ученики называют друг друга по фамилии;
- многие ребята, которые раньше не могли выступать перед публикой, боясь, что их засмеют, принимают участие в проводимых в школе мероприятиях (конкурсы чтецов, концерты, спектакли для первоклассников и родителей и т.д.);
- во время перемен дети перестали играть в мобильные телефоны, вместо этого придумывают и организовывают подвижные игры, совместно разгадывают сканворды, ребусы, занимаются плетением, беседуют и планируют совместное проведение прогулок после занятий в школе;
- сократилось количество «отверженных» и «одиночек» в классе, за счёт увеличения «рядовых» членов коллектива (см. диаграмму 6)
Диаграмма 6
В сравнении с результатами прошлого года это выглядит так: (см. диаграмму 7)
Диаграмма 7
Полученные данные говорят о том, что ребята расширяют круг общения внутри коллектива, узнают друг друга, находя интересные для себя точки соприкосновения;
- благоприятность психологического климата в классе улучшилась на 30%, что отметили не только сами учащиеся и их родители, но и сотрудники школы, работающие с классом (психолог, учителя-предметники, заместитель директора по ВР);
- проведя диагностику уровня развития коллектива, получили следующие данные (см. диаграмму 8)
Диаграмма 8
Положительная динамика по каждому направлению позволяет говорить о правильно организованной воспитательной работе в классе, способствующей укреплению и сплочению классного коллектива. Сравнив полученные данные с данными прошлого года (см. диаграмму 9), видим, что ответы большинства учащихся указали на высокий уровень развития классного коллектива;
Диаграмма 9
- большинство ребят научилось радоваться успехам одноклассников, вытеснив чувство зависти; также многие вместо насмешек над неудачливыми учениками пытаются помочь им справиться с возникшей проблемой, проявляя сострадание;
- одним из немаловажных факторов улучшения психологического климата в классе стало то, что один из учащихся, регулярно нарушающих правила поведения и мешающих вести уроки и внеклассные мероприятия, был переведён на индивидуальное обучение. Он и является единственным «отверженным» учеником в классе, так как никто из ребят при проведении социометрии не указал его ни в одном из возможных выборов.
Наряду с укреплением внутриколлективных связей, остаются и некоторые проблемы, решение которых требует длительной кропотливой работы.
Это такие проблемы, как недостаточная развитость самосознания учащихся; не всегда адекватная оценка своих возможностей и способностей, влекущая за собой разочарование в выполнении какого-либо дела; ситуативное возникновение конфликтов, связанное с неумением пойти на компромисс.
Работа по сплочению классного коллектива продолжается. К концу начальной школы мы должны получить сформированный активный детский коллектив, в котором учащиеся умеют строить взаимоотношения в социуме на основе существующих правил и норм поведения.
Достижение данной цели возможно только при поддержании положительного эмоционального настроя ребят и их родителей, проведении хорошо организованной работы семьёй и школой и, конечно же, при правильной разнонаправленной организации внеурочной деятельности.
Основными направлениями воспитательной работы остаются:
§ выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся, развитие умений и навыков в творческой деятельности;
§ развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей;
§ развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании;
§ воспитание трудолюбия, уважения к труду;
§ воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу;
§ формирование потребности в ведении здорового образа жизни;
§ воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному краю.
Подытожить свою работу я хочу словами нашего современника, известного немецкого психолога Клауса Фопеля: «Наряду с передачей знаний задачей школы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Эта задача вновь должна стать одной из важнейших. Школа должна стать противовесом обществу, молящемуся на технологии и проповедующему всеобщее потребление. Она должна взращивать терпимость и уважение к другим и помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Школа должна стать адвокатом для детей при всем многообразии и сложности их характеров. Педагогика вновь призвана указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать проблемы, стоящие перед нашей планетой, и чтобы они чувствовали свою принадлежность не только к народу своей страны, но и к четырехмиллиардному населению всей нашей Земли».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.