Данный материал поможет педагогам выстроить работу с родителями, что является одним из сложных задач в работе воспитателя. В наше время сложно заинтересовать родителей. Они практически не участвуют в жизни детского сада и не интересуются достижениями своего ребенка. Надеюсь, вам это поможет!!!
Модель взаимодействия с семьей.docx
1
Модель взаимодействия ДОУ и семьи.
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей
воспитанников понимается как процесс межличностного общения,
результатом которого является формирование у родителей осознанного
отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают
взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся
«доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и
долговременностью отношений, а также признанием ответственности
сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от
конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом
дошкольного учреждения и родителями.
В данной работе мы попытаемся модельно представить свое видение
реализации данного сотрудничества, сотворчества партнерства.
Моделирование один из универсальных способов, позволяющих
воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых
процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития,
а также эффективно управлять этим развитием.
Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и
семьи что способствует успешному развитию и реализации личности
ребенка.
Разработанная нами модель позволяет выстроить
систему взаимодействия «Родитель – Ребенок Педагог», где ребенок 2
станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых
эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в
процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит
локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в
конкретной деятельности.
В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально
меняется отношение к «престижности родительства». У родителей
формируются навыки осознанного включения в единый совместный с
педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов
преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы
образования.
По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей
семейного воспитания недостаточно проводить работу только с
родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с
работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая
в работу всех специалистов ДОУ.
Наш детский сад представляет собой открытую систему, главным
«инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество
коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических
и гуманистических принципах.
На протяжении нескольких лет на базе нашего дошкольного
учреждения реализуется такая модель.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является
установление партнёрских отношений, которые позволят объединить
усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, 3
активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения
выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация,
интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный
ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе
нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в
образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение
следующих задач:
активизировать воспитательные возможности родителей;
привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного
учреждения и общественной жизни ДОУ;
использовать опыт семейного воспитания для реализации
образовательных программ;
способствовать личностному обогащению всех участников
взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и
изменения;
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания
родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей
задачи организации работы с родителями.
Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой
организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры
самосознания и тем самым активизировать процессы самоорганизации и
саморазвития. 4
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий
родителей, воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее
решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе
воспитания детей непростая в организационном и психолого
педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные
условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения
между родителями, администрацией и педагогами ДОУ, которую можно
обозначить как доверительный деловой контакт.
Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах
развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше
общаться с педагогами ДОУ и своим ребенком, познавать новое, учиться
слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих
проблемах.
Общение само по себе деятельность. В детском саду общение
персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования
детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в
основе психологопедагогических встреч специалистов с родителями
воспитанников детского сада.
Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающих
дополнительную опору для эффективного взаимодействия. Что позволяет
вовлечь семью в педагогический процесс.
Уникальность психологического влияния с помощью общения
заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок)
умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли
окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у 5
родителей на детей, у детей на родителей и других взрослых, у педагогов
на родителей и т.д.
Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его
коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в
такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные
всем участникам: детям, специалистам, родителям.
Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо
значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают,
они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для
ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую
совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чемулибо научиться. В силу
незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до
тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые и до ухода ребенка из
семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского
невежества и непонимания.
Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных
видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд
причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает
практика, невозможно решить традиционными методами. А они
существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и
взрослого.
Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского
сада и семьи предполагает:
формирование банка данных социальных характеристик семей; 6
составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического
климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального
статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии
жизнедеятельности дошкольного учреждения;
оборудование помещений для общения с родителями;
координационную работу по содержанию функционала каждого участника
проекта;
систематическое проведение дней открытых дверей для семей
воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного
учреждения;
создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);
изучение педагогических инициатив родителей, представление
возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и
образования детей, взаимодействия с педагогами;
составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для
педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью
взаимообогащения педагогического мастерства);
обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного
учреждения;
информационноаналитическую работу по реализации проектов;
систематизацию учебнометодических разработок;
планирование работы по распространению инициативы. 7
Для реализации основных концептуальных положений данной модели
сотрудничества, требуется система психологопедагогического и
социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном
учреждении.
Социальнопсихологическая служба органично включена в
деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного
процесса. В реализации модели задействованы талантливые,
высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя
специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также
активные представители родительской общественности; соблюдается
принцип открытости для различных социальных институтов
Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ,
предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных,
проведение совместных праздников, недель национальных культур на
основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические
формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми,
например проекты, направленные на благоустройство территории,
прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием
взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме
того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия
детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с
этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех
участников образовательного процесса. Система работы учреждения
предусматривает совместное с семьей определение перспектив,
параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все
это находит отражение в работес родителями , заседаниях родительского
комитета дошкольного учреждения,совета педагогов. 8
Родители воспитанников ДОУ на протяжении 4 лет оказывают помощь
в улучшении и оснащения ДОУ.
Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и
расширения социокультурных границ, администрация ДОУ
руководствуется разработанным планом.
Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального
института образования и обогащают содержание социального партнерства в
целях гуманизации социокультурного пространства.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с
родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач
деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от
педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося
багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в
построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями,
детьми, администрацией детского сада.
Реализация модели позволяет добиться следующих результатов:
создание эмоциональнопсихологического комфорта содержания
ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к
семейным;
достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
снижение количества неблагополучных семей и педагогической
запущенности в воспитании детей;
признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни
ребенка; 9
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности
родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– гармонизация детскородительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного
учреждения;
– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания,
общность интересов;
– участие родителей в планировании и организации деятельности
дошкольного учреждения;
– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного
учреждения;
– сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и
старшего дошкольного возраста с учреждением.
Мы считаем, что разработанная нами модель социально
педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения –
перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.
Она ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить
традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом
становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а
дошкольное учреждение является посредником между ребенком и
родителями, помогает гармонизировать их отношения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их
заинтересованное участие в воспитательно образовательном процессе
Совершенно необходимо для их собственного ребенка.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы 10
взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и
определили актуальность для разработки данной модели.
Формы работы с семьей в нашем ДОУ
Родительские
собрания в группах
Адаптационная
группа для детей
раннего возраста
Задача: сформировать общие интересы у детей
и родителей, научить родителей
самостоятельно решать возникающие
педагогические проблемы.
Задача: Обеспечить наиболее комфортные
условия адаптации малыша и его родителей к
условиям ДОУ. В течение одного месяца
ребенок посещает группу вместе с мамой или
другим членом семьи (по необходимости этот
срок можно продлить).
Психологический
центр
Задача: дать конкретные знания родителям в той
или иной области педагогики.
Фотоальбом "Давай
познакомимся"
Задача: познакомить ребенка и его родителей с
детским садом еще до прихода ребенка
в детский сад. 11
При первом посещении родителями предлагаем
для просмотра фотоальбом с фотографиями и
информацией о детском саде.
Фотоальбом "Моя
семья"
Задача: привнести часть семейного тепла в
стены детского сада.
В уголке уединения лежит семейный альбом.
Если ребенку грустно, он всегда может взять его
и посмотреть на фотографию своей семьи.
Ваши добрые дела
Задача: поощрять участие родителей в том или
ином мероприятии, выражать благодарность за
любую оказанную помощь.
Минибиблиотека
Задача: рекомендовать психолого
педагогическую литературу родителям.
Родителям выдается интересующая их
литература для прочтения дома.
Озеленение
Задача: сплочение родителей между собой и
сотрудниками ДОУ
"Семейная
мастерская"
Задача: способствовать сотрудничеству
родителей и детей в совместной деятельности.
Организация выставок, на которых
представлены результаты художественно
эстетической деятельности родителей и детей
(рисунки, фотоматериалы, поделки).
Анкетирование
Задача: сбор информации об удовлетворенности
родителей качеством воспитания и обучения
Информационные
Задача: информировать родителей: 12
общие стенды
о программах воспитания и развития детей в
детском саду;
о безвозмездной материальной помощи
родителей, об услугах ДОУ
Папки – передвижки,
буклеты
Задача: ознакомление родителей с различной
информацией.
"Наш день"
Задача: информировать родителей о
произошедших за день мероприятиях в детском
саду, в группе
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.