Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Оценка 5

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Оценка 5
Научные работы
docx
администрации
Детсад
04.03.2018
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Данный материал поможет педагогам выстроить работу с родителями, что является одним из сложных задач в работе воспитателя. В наше время сложно заинтересовать родителей. Они практически не участвуют в жизни детского сада и не интересуются достижениями своего ребенка. Надеюсь, вам это поможет!!!
Модель взаимодействия с семьей.docx
1 Модель взаимодействия ДОУ и семьи.          Современная модель социального партнерства ДОУ и семей  воспитанников понимается как процесс межличностного общения,  результатом которого является формирование у родителей осознанного  отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.            В современных исследованиях под партнерством понимают  взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся  «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и  долговременностью отношений, а также признанием ответственности  сторон за результат».           Эффективность работы детского сада зависит во многом от  конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом  дошкольного учреждения и родителями.            В данной работе мы попытаемся  модельно представить свое видение реализации данного сотрудничества, сотворчества ­ партнерства.            Моделирование ­ один из универсальных способов, позволяющих  воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития,  а также эффективно управлять этим развитием.      Цель – создание эффективных условий для взаимодействия  ДОУ и  семьи что способствует успешному развитию и реализации личности  ребенка.          Разработанная нами  модель  позволяет выстроить  систему  взаимодействия «Родитель – Ребенок ­ Педагог»,  где ребенок 2 станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых ­  эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми.             Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в  процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит  локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в  конкретной деятельности.               В процессе реализации данной модели сотрудничества кардинально  меняется отношение к «престижности родительства». У родителей  формируются навыки осознанного включения в единый совместный с  педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов  преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы  образования.              По нашему мнению, для предупреждения и преодоления трудностей  семейного воспитания недостаточно проводить работу только с  родителями, как традиционно сложилось, необходимо координировать ее с  работой с детьми и вести одновременно и параллельно обязательно включая в работу всех специалистов ДОУ.          Наш детский сад представляет собой открытую систему, главным  «инструментом» которой, является социальное партнерство, содружество  коллектива детского сада с родителями, действующего на демократических и  гуманистических принципах.         На протяжении нескольких лет на базе нашего дошкольного  учреждения  реализуется такая модель.         Основная идея  взаимодействия педагогов и родителей является  установление партнёрских отношений, которые позволят объединить  усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, 3 активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения  выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация,  интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный  ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе  нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А.Ф. Бондаренко).        Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в  образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение  следующих задач:  ­ активизировать воспитательные возможности родителей;  ­привлечь  родителей к участию  в образовательном процессе дошкольного  учреждения и общественной жизни ДОУ;  ­ использовать опыт семейного воспитания для реализации  образовательных программ;  ­ способствовать личностному обогащению всех участников  взаимодействия посредством деятельности,  ее преобразования и  изменения;         Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания  родителей в условиях дошкольного учреждения является частью общей  задачи организации работы с родителями.       Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой  организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры  самосознания и тем самым активизировать процессы самоорганизации и  саморазвития. 4       Через сплочение и  мобилизацию совместных усилий  родителей,  воспитателей и специалистов ДОУ, мы можем эффективнее  решать задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.       Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе  воспитания детей ­ непростая  в организационном и психолого­ педагогическом  плане задача. Нам представляется, что принципиальные  условия  для ее решения заключаются в создании особой формы общения  между родителями,  администрацией и педагогами ДОУ, которую можно  обозначить как доверительный деловой контакт.        Поскольку контингент детей ДОУ постоянен на всех возрастных этапах развития детей, у каждого родителя есть уникальная возможность больше  общаться с педагогами ДОУ и  своим ребенком, познавать новое, учиться  слушать и слышать, находить компромиссные варианты в возникающих  проблемах.          Общение само по себе ­ деятельность. В детском саду общение  персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования  детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в  основе психолого­педагогических встреч специалистов с родителями  воспитанников детского сада.        Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающих  дополнительную опору для эффективного взаимодействия. Что позволяет  вовлечь семью  в педагогический процесс.        Уникальность психологического влияния с помощью общения  заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок)  умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли  окружающих его людей. У всех есть свои способы воздействия на других: у 5 родителей ­ на детей, у детей на родителей и других взрослых, у педагогов ­ на родителей и т.д.        Влияние как психологическая категория осуществляется общением, его коммуникативной и интерактивной сторонами. Это нашло отражение в  такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные  всем участникам: детям, специалистам, родителям.       Роль накопленного багажа знаний впервые годы жизни гораздо  значительнее, чем можно себе представить. Если  родители это понимают,  они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для  ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую  совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему­либо научиться. В силу  незнания многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые ­ и до ухода ребенка из  семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского  невежества и непонимания.        Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных  видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд  причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они  существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и  взрослого.       Деятельность в рамках предложенной модели взаимодействия детского  сада и семьи предполагает: ­формирование банка данных социальных характеристик семей; 6 ­составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического  климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального  статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы); ­изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии  жизнедеятельности дошкольного учреждения; ­оборудование помещений для общения с родителями; ­координационную работу по содержанию функционала каждого участника  проекта; ­систематическое проведение дней открытых дверей для семей  воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки); ­апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного  учреждения; ­создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);  ­изучение педагогических инициатив родителей, представление  возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и  образования детей, взаимодействия с педагогами; ­составление картотек, буклетов «Педагогическая копилка: родители для  педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью  взаимообогащения педагогического мастерства); ­обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного  учреждения; ­информационно­аналитическую работу по реализации проектов; ­систематизацию учебно­методических разработок; ­планирование работы по распространению инициативы. 7         Для реализации основных концептуальных положений данной модели  сотрудничества, требуется система  психолого­педагогического и  социального сопровождения образовательного процесса  в дошкольном  учреждении.           Социально­психологическая служба органично включена в  деятельность   системы и обслуживает всех субъектов образовательного  процесса. В реализации модели задействованы талантливые,  высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя  специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также  активные представители родительской общественности; соблюдается  принцип открытости для различных социальных институтов         Для сближения родителей с ДОУ реализуется ряд программ,  предусматривающих общение  в семейных клубах, родительских гостиных,  проведение совместных праздников, недель национальных культур  на  основе идей социального партнерства. Большую роль играют практические  формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми,  например проекты, направленные на благоустройство территории,  прилегающей к образовательному учреждению. Очень важным условием  взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу. Кроме  того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с  этим информация о достижениях является  доступной и открытой для всех  участников образовательного процесса. Система работы  учреждения  предусматривает совместное с семьей определение перспектив,  параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все  это находит отражение в работес родителями , заседаниях родительского  комитета дошкольного учреждения,совета педагогов. 8       Родители воспитанников ДОУ на протяжении 4 лет оказывают  помощь  в улучшении и оснащения ДОУ.        Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и  расширения социокультурных границ, администрация ДОУ  руководствуется разработанным планом.       Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального  института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.         Каждый сотрудник детского сада  участвует  в организации работы с  родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач  деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от  педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося  багажа знаний.   Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в  построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями,  детьми, администрацией детского сада.         Реализация модели позволяет добиться следующих результатов: ­создание эмоционально­психологического комфорта содержания  ребенка  в детском саду в условиях максимально приближенных к  семейным; ­ достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей; ­снижение количества неблагополучных семей и педагогической  запущенности  в воспитании детей; ­признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни  ребенка; 9 – повышение педагогической, психологической и правовой грамотности  родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста; – гармонизация детско­родительских отношений; – повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного  учреждения; – эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов; – участие родителей в планировании и организации деятельности  дошкольного учреждения; – участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного  учреждения; – сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего  и  старшего  дошкольного возраста с  учреждением.      Мы считаем,  что разработанная нами модель  социально ­  педагогического партнерства семьи и образовательного учреждения –  перспективный и эффективный вид социального взаимодействия.  Она  ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить  традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а  дошкольное учреждение является посредником между ребенком и  родителями, помогает гармонизировать их отношения. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их  заинтересованное участие в воспитательно ­ образовательном процессе Совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы 10 взаимодействия специалистов ДОУ с родителями и определили актуальность для разработки данной модели. Формы работы с семьей в нашем ДОУ Родительские  собрания в группах Адаптационная  группа для детей  раннего возраста Задача: сформировать общие интересы у детей  и родителей,  научить родителей  самостоятельно решать возникающие  педагогические проблемы. Задача: Обеспечить наиболее комфортные  условия адаптации малыша и его родителей к  условиям ДОУ. В течение одного месяца  ребенок посещает группу вместе с мамой или  другим членом семьи (по необходимости этот  срок можно продлить). Психологический  центр Задача: дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики.  Фотоальбом "Давай  познакомимся"  Задача: познакомить ребенка и его родителей с  детским садом еще до прихода ребенка  в  детский сад. 11 При первом посещении родителями предлагаем  для просмотра фотоальбом с фотографиями и  информацией о детском саде. Фотоальбом "Моя  семья"  Задача: привнести часть семейного тепла в  стены детского сада.    В уголке уединения лежит семейный альбом.  Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи. Ваши добрые дела  Задача: поощрять участие родителей в том или  ином мероприятии, выражать благодарность за  любую оказанную помощь. Мини­библиотека    Задача: рекомендовать психолого­ педагогическую литературу родителям.  Родителям выдается интересующая их  литература для прочтения дома. Озеленение     Задача: сплочение родителей между собой и  сотрудниками ДОУ "Семейная  мастерская"  Задача: способствовать сотрудничеству  родителей и детей в совместной деятельности.    Организация выставок, на которых  представлены  результаты  художественно­ эстетической деятельности родителей и детей  (рисунки, фотоматериалы, поделки).    Анкетирование  Задача: сбор информации об удовлетворенности  родителей качеством воспитания и обучения Информационные  Задача: информировать родителей: 12 общие стенды  ­ о программах воспитания и развития детей в  детском саду;  ­ о безвозмездной материальной помощи  родителей, об услугах ДОУ Папки – передвижки, буклеты Задача: ознакомление родителей с различной  информацией.  "Наш день" Задача: информировать родителей о  произошедших за день мероприятиях в детском  саду, в группе

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей

Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018
Посмотрите также: