Модели родительского воспитания и их влияние на развитие детей
Оценка 4.8

Модели родительского воспитания и их влияние на развитие детей

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
другое
Детсад
05.05.2020
Модели родительского воспитания и их влияние на развитие детей
Модель семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении
модели семей в воспитании ребенка.docx

      Модели родительского воспитания и их влияние на развитие детей

 

Модель семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении [18, с.34].

Традиционно выделяют 6 существенных моделей семейного воспитания: демократическая, авторитарная, либерально-попустительская,  хаотическая, гиперопекающая и  либеральная. Любая  из установленных моделей имеет свою специфику и разнообразно отображается на психологическом и индивидуальном развитии ребёнка.

1. Авторитарная модель

При такой модели воспитания родители тяготят над инициативой ребенка, строго возглавляют и проверяют его поступки и действия. Воспитывая, применяют телесные наказания за незначительные провинности, насилия, крики, запрещения. Дети не испытывают любви со стороны родителей, нежности, попечительства, жалости. Таких родителей беспокоит лишь тот факт, чтобы дитя выросло покорным и дисциплинированным. Но дети взрослеют либо нерешительными, застенчивыми, с отклонениями в нервной системе, которые не могут защитить себя, или, напротив, агрессивные, авторитарные, конфликтные. Такие дети трудно приспосабливаются в обществе, окружающей обстановке.

Родители постоянно контролируют выполнение домашнего задания, доходит даже до того, что стоят над ребенком и психологически подавляют его, чтобы добиться от него независимых воздействий. Дети, чтобы защитить себя применяют всевозможные ухищрения такие, в частности, как: рев, демонстрируют свою несостоятельность. Последствием подобных действий является  нежелание у детей обучаться, они трудно сосредоточивают внимание в момент разъяснений педагога или при подготовке к урокам.

В присутствии родителей такие дети могут выглядеть смирными и дисциплинированными, но  едва лишь угроза наказания пропадает, поведение ребенка делается неконтролируемым.

2. Либерально - попустительская модель  (гипоопека)

При данной модели отношения с ребенком выстраиваются по принципу беспредельности и слабой дисциплины. Для утверждения собственной значимости ребенок применяет капризы, запросы «Дай!», «Мое!», «Хочу!», вызывающе оскорбляется. Ребенок не воспринимает слова «Нужно!», "Запрещается", установки, и запросы взрослых не осуществляет. Родителям, которым присуща  либерально-попустительская модель  общения с ребёнком, свойственна неумение или нехотение возглавлять, устремлять ребенка.

Родители с либеральной моделью общения внимательны, заботливы, располагают тесными взаимоотношениями со своими детьми. Они создают вероятность для ребёнка показать себя, продемонстрировать личные возможности, раскрыть творческие потенциалы, неповторимость. Родители чистосердечно думают, что таким способом обучат их распознавать, что справедливо", что "несправедливо". Консервативным родителям тяжело определить пределы позволенного, возможного поведения своих детей. Они зачастую поощряют запредельно непосредственное и несвоевременное поведение своего ребенка.

3. Гиперопекающая модель

Гиперопекающая модель воспитания лишает ребенка независимости в физиологическом, психологическом, а так же общественном развитии. Родители непрерывно присутствуют рядом с ребенком, разрешают за него его вопросы, приживают его жизнь. Слишком много проявляют заботы и опеки над ним, опасаясь и беспокоясь за его здоровье. Даже, когда ребёнок вырастает, родители также чересчур заботятся о нем, стабильно волнуясь за него, за его здоровье и комфортное существование.

Гиперопека угнетает проявление инициативы, свободу и независимость ребенка, его поведение и интеллектуальную предприимчивость, отнимает самостоятельность, развивает безропотность, слабохарактерность, несостоятельность. При данной модели воспитания родители бессознательно замедляют создание у ребенка всевозможных умений и навыков, формирование упорства в постижении цели, трудолюбия.

4.Отчужденная модель 

При данной модели  воспитания взаимоотношения имеют в виду абсолютное равнодушие родителей по отношению к ребенку. Родители «не наблюдают», ребенка,  безразличны к его развитию и духовному внутреннему миру. Постоянно игнорируя общение с ним, удерживают его от себя на дистанции. Дети предоставлены сами себе.

Отчужденная модель  воспитания встречается зачастую в антисоциальных семьях, где один или оба супруга зависимы от алкоголя или наркотиков.

5. Хаотическая модель 

Большинство психологов отмечают хаотическую модель  семейного воспитания, охарактеризовавший отсутствие единой поэтапной позиции в воспитании ребенка: нет конкретных, определенных, четких требований к ребёнку.

Появляется хаотичная модель  на фоне расхождений родителей в предпочтении средств и приемов воспитания. Разногласия в семье делаются наиболее учащенными, родители стабильно конфликтуют и зачастую все это совершается на глазах у ребенка, что способствует  проявлению неврозоподобных проявлений у ребенка.

Неадекватные поступки и реакции родителей отнимают у ребёнка чувство неизменности, спровоцируют увеличенную  нерешительность, возбудимость, смятенность, враждебность, неуравновешенность, общественную дезадаптацию. 

Ребенку нужно постоянство и присутствие ясных определенных ориентиров в оценивании и поведении. Родители, использующие различные модели воспитания и общения отнимают у ребенка  стабильность, вырабатывают неспокойную, нерешительную в себе, возбудимую, в отдельных ситуациях враждебную, неконтролируемую личность.

При хаотичной модели воспитания у ребенка не образуется контроль над собой, ощущение ответственности за себя и остальных людей. Ребенок будет выделяться несформированностью соображений.

6. Демократическая модель

При данной модели воспитания родители одобряют каждое проявление инициативы ребенка, независимость, поддерживают его, придают значение  его надобностям и потребностям. Выказывают ребёнку свое пристрастие, благосклонность, играют вместе с ним на предпочитаемые для него тематики. Родители разрешают детям участвовать в обсуждении семейных вопросов и берут во внимание их точку зрения при разрешении проблем. А так же одновременно призывают к осмысленному поведению  детей, выражают  строгость и порядок в следовании дисциплины.

Ребенок существует в оживленной стадии, что приносит ему опыт в самоконтроле, увеличивает твердость в себе, в личных возможностях. Дети в данных семьях вслушиваются в советы родителей, понимают слово «нужно», у них существует личная дисциплина, они выстраивают  взаимоотношения со сверстниками.

Также демократическая модель  обладает наличием  взаимного понимания между родителями и детьми, выражением ласковых эмоций среди них, неизменным общением друг с другом и грамотной дисциплиной. Родители внимательны по отношению к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, образуют в семье комфортную обстановку, заботу и любовь.

Беря во внимание возрастной период, родители поддерживают независимость и персональную ответственность детей. Родители определяют устанавливают и шаблоны, пределы правильного поведения и призывают их осуществления от ребёнка.

Согласие среди родителей и детей добивается с помощью миропониманий, обсуждений, компромисса, доводов. Родители все время слушают своего ребенка, дают потенциал для ребёнка взять на себя дисциплинированность за содеянные действия и поступки.

Дети вырастают деятельными, всесторонними, независимыми, грамотными лицами со сформированным ощущением личного совершенства и чувством ответственности за  себя и родных ему людей. Дети в школе учатся положительно, меньше предрасположены к негативному воздействию ровесников, способны неплохо жить в согласии и выстраивать отношения с окружающими людьми.

Ребёнок вырастает дисциплинированным, самостоятельным, осведомленным, уверенным в своих силах с правильной оценкой по отношению к себе, контролирующий собственные вожделения и зачастую добивающийся значительных достижений на протяжении жизненного пути.

Дети уверены, что папа или мама всегда  выслушают и помогут.

Справедливое, дисциплинированное общественное поведение вырабатывается у ребенка при выражении родителями верности, попечительства, строгости и следовании организации.

Демократическая модель  в семье, с точки зрения многих психологов,  выступает в большей степени результативной моделью семейного воспитания [12, с.40].

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

2. Баландина, Л. А. Предшкольное образование в условиях введения ФГОС ДО. [Текст] / Л.А. Банадина //Управление ДОУ. – 2014. - №2. – С.38.

3. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Выготский // Серия «Психологи Отечества» / Ред. М.Г. Ярошевский. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. - 344 с.

4. Гальперин, П. Я., Запорожец А. В., Карпов С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 256 с.

5. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

6. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. - 122с.

7. Крайг, Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2007. – 992 с.

8. Кузьменкова, О.В. Психология семьи и семейного консультирования: Учебно – методическое пособие/ Кузьменкова О.В. – Оренбург: Изд - во ОГПУ, 2005. - 224 с.

9. Кульчицкая, Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – К.: Рад. школа, 2003. – 120 с.

10. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико- коррекционный аспект). – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2005. – 550 с.

11. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2003. – 319с.

12. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Просвещение, 2005. – 76 с. 40.

13. Популярная психология для родителей: Под ред. Спиваковской А.С. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304с.

14. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. — М.: "Коги-то-Центр", 2003. — 230 с.

15. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. – М.: Академия. 2002. – 156 с.63

16. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; под ред. Сластенина В.А. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 386 с.

17. Фисюкова, Л.Б. От трех до семи лет: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. [Текст] / Л.Б. Фисюкова. - Харьков. 2011. – 243 с.

18. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений, Курс лекции. – М.: Апрель - Пресс, изд – во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 512с.

 

 

 


 

Модели родительского воспитания и их влияние на развитие детей

Модели родительского воспитания и их влияние на развитие детей

В присутствии родителей такие дети могут выглядеть смирными и дисциплинированными, но едва лишь угроза наказания пропадает, поведение ребенка делается неконтролируемым

В присутствии родителей такие дети могут выглядеть смирными и дисциплинированными, но едва лишь угроза наказания пропадает, поведение ребенка делается неконтролируемым

Гиперопека угнетает проявление инициативы, свободу и независимость ребенка, его поведение и интеллектуальную предприимчивость, отнимает самостоятельность, развивает безропотность, слабохарактерность, несостоятельность

Гиперопека угнетает проявление инициативы, свободу и независимость ребенка, его поведение и интеллектуальную предприимчивость, отнимает самостоятельность, развивает безропотность, слабохарактерность, несостоятельность

Родители, использующие различные модели воспитания и общения отнимают у ребенка стабильность, вырабатывают неспокойную, нерешительную в себе, возбудимую, в отдельных ситуациях враждебную, неконтролируемую личность

Родители, использующие различные модели воспитания и общения отнимают у ребенка стабильность, вырабатывают неспокойную, нерешительную в себе, возбудимую, в отдельных ситуациях враждебную, неконтролируемую личность

Согласие среди родителей и детей добивается с помощью миропониманий, обсуждений, компромисса, доводов

Согласие среди родителей и детей добивается с помощью миропониманий, обсуждений, компромисса, доводов

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304с. 14

СПб.: СОЮЗ, 1997. – 304с. 14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020