Моделирование методической службы МБУДО «ДПШ»
Модель — фр. mоdеlе, от лат. mоdulus - мера, образец.
Модель — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования. Модель — это объект или явление, аналогичные, т.е. в достаточной степени повторяющие свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования, и опускающие несущественные свойства, в которых они могут отличаться от прототипа.
Существующая модель методической службы образовательного учреждении малоэффективна, а существующая структура методической службы не решает всех потребностей, которые возникали в работе педагогических кадров, не развивает их профессиональную компетентность. В целом не выполняет миссию образовательного учреждения и приоритетного направления деятельности: качество предоставления образовательных услуг, отвечающих требованиям и ожиданиям потребителей: обучающихся и их родителей, работодателей, общества и государства.
Рассмотрим структурно-функциональную модель методической службы образовательного учреждения. Такая модель представляет прогнозируемый объект аналогом, который ведет себя, как реальный объект, но не выглядит, как таковой.
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы МБУДО «ДПШ» – правильный выбор ее модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создается.
Построение модели является процессом, состоящим из нескольких этапов:
первый — этап постановки задачи, для нахождения оптимального решения задачи нужно знать проблему, в чем она состоит;
второй этап — построение модели, включающий, прежде всего определение цели, ради которой создается модель, поиск оснований для построения модели в соответствии с целями и далее - выделение существенных элементов будущей модели и системообразующих связей между ними;
третий этап - проверка модели на достоверность;
четвертый этап - применения модели;
пятый этап - обновление модели посредством ее достраивания или переконструирования.
Модель методической службы строится на основе принципов: научности, системности, интеграции, практической направленности.
Принцип научности заключается в необходимости формирования системы научных знаний, которые оказывают решающее влияние на развитие личности педагогического работника, на характер его мыслительной деятельности.
С принципом научности тесно связан принципом системности, который характеризует наличие в сознании педагогического работника структурных связей (связей строения), адекватных связям между знаниями внутри научной теории.
При планировании деятельности методической службы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).
Принцип практической направленности позволяет приблизить содержание учебного процесса к реалиям современного общества, учитывая его особенности. Здесь главное - научить решать свои собственные проблемы, осваивая новые методы и средства деятельности, сочетать процесс обучения с творческим решением проблем - познавательных, практических и прочих.
Модель методической службы должна отвечать следующим требованиям:
- модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не выполнит своей функции;
- модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения: либо появлением (устранением) одного из структурных элементов, либо образованием новых связей в структуре и т.д.;
- модель должна быть реальной, т.е. построена с учетом условий “внешней” по отношению к модели среды;
- проверяемость модели на достоверность: установить, все ли существенные компоненты реальной действительности встроены в модель.
Чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи тем, кто ее будет воплощать в жизнь.
Цели методической службы:
- создание в МБУДО «ДПШ» организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дополнительного образования;
- осуществление непрерывного образования педагогов;
- развитие профессиональных потребностей всех членов педагогического коллектива;
- создание в МБУДО «ДПШ» коллектива единомышленников.
На основании целей сформулированы задачи:
1. Исследование образовательных потребностей социума.
2. Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).
3. Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.
4. Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.
5. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
6. Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.
7. Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.
8. Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.
9. Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
По мнению Б.А. Беляевой, К-Ю. Белой, Б.П. Дубровой, п.н. Лосева и др., наиболее актуальные направления в содержании деятельности методической службы таковы:
- определение уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных потребностей, проблем, интересов;
- совершенствование уровня психолого-педагогических и методических знаний, умений, профессионального опыта педагогов, их профессиональных ценностных ориентаций;
- информирование педагогов о достижениях педагогической науки и практики посредством нормативно-правовых документов, программно-методического и дидактического обеспечения;
- создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности и профессиональной успешности педагогов.
Цель модели: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования МБУДО «ДПШ».
Задачи:
- Разработать нормативно-правовую базу.
- Провести управленческий мониторинг (для выявления проблемных зон).
- Повысить мотивацию педагогического коллектива.
- Определить методы, средства, формы повышения профессиональной компетентности педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.