Моделирование на уроках биологии
Оценка 4.8

Моделирование на уроках биологии

Оценка 4.8
docx
24.03.2020
Моделирование на уроках биологии
Публикация Моделирование.docx

«Моделирование на уроках биологии»

                                                                Автор: Хайруллина Розалия Римовна,

учитель биологии

                                                                                             МАОУ «СОШ №31» г.Стерлитамак РБ

В своей работе учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как:

·         отсутствие у учащихся внутренней мотивации к учебной деятельности;

·         зависимость учащихся от компьютерных и мобильных игр;

·         проблема применения теоретических знаний на практике как результат поверхностного изучения предмета.

С другой стороны, ФГОС предполагает полноценное усвоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, создание условий для достижения успешности всеми учащимися при активном развитии универсальных учебных действий. Результатами освоения основных образовательных программ должны быть не столько предметные знания, сколько умение применять эти знания в практической деятельности.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.

Перед учителем ежедневно стоит задача решить данные проблемы: заинтересовать, открыть, изучить, развить…

Каждый учитель стремится к повышению качества знаний и интереса учащихся к своему предмету. Для достижения данных задач необходимо повышение качества преподавания. Что же необходимо сделать, чтобы качество знаний учащихся стало выше? Какие эффективные методы и технологии лучше использовать?

Изучая различную методическую литературу, и знакомясь с опытом работы учителей-предметников, я открыла для себя интересный метод – метод моделирования.

 Я считаю, что данный метод особенно приемлем на уроках биологии. Можно выделить следующие положительные моменты применения данного метода:

ü  возможность моделирования биологических объектов, явлений и процессов;

ü  целенаправленное изучение теоретического материала как необходимое условие создания модели;

ü  возможность применения игровых моделей;

ü  развитие творческих способностей детей;

ü  организация групповой работы, что способствует развитию коммуникативных УУД;

ü  возможность изучения темы с применением её на практике;

ü  использование в обучении учеников с ОВЗ.

Что же такое модель?

Модель – это некий новый упрощенный объект, который отражает существенные особенности реального объекта, процесса или явления.

Что такое моделирование?

Моделирование – это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений.

Существует несколько видов моделей, выделяемых по разным признакам.

По области использования моделей:

·                     Учебные, опытные, научно-технические, игровые, имитационные

По отрасли знаний:

·                     Биологические, химические, физические, географические;

По фактору учета времени:

·                     статические, динамические

По способу реализации: компьютерные, некомпьютерные.

По способу представления (материальные и информационные).

Материальные модель предметная, физическая. Воспроизводит геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеет реальное воплощение, реализует материальный подход к изучению объекта, явления или процесса.

Информационная модель - совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.

Формами представления информационной модели могут быть: словесное описание, таблица, схема, чертеж, формула, алгоритм, компьютерная программа и т.д.

Информационные модели бывают:

·                     Вербальная модель - информационная модель в мысленной или разговорной форме.

·                     Знаковая модель - информационная модель, выраженная специальными знаками, т. е. средствами любого формального языка.

Из информационных знаковых моделей по форме представления можно выделить следующие виды:

·                     геометрические модели — графические формы и объемные конструкции;

·                     словесные модели — устные и письменные описания с использованием иллюстраций;

·                     математические модели — математические формулы, отображающие связь различных параметров объекта или процесса;

·                     структурные модели — схемы, графики, таблицы, чертежи и т.п.;

·                     логические модели — модели, в которых представлены различные варианты выбора действий на основе умозаключений и анализа условий;

·                     структурно-логические – ментальные карты;

·                     специальные модели — ноты, химические формулы и т. п.

На уроках биологии я использую материальные модели. В качестве материалов для создания моделей используются: цветная бумага, картон, пластилин, нитки, бисер, проволока, солёное тесто, природные материалы и др.

С ребятами мы моделируем:

1.                  Биологические объекты: цветки разных семейств покрытосеменных растений, растительную и животную клетки, молекулы ДНК, модели зуба.

2.                  Биологические явления и процессы: фотосинтез, биосинтез белка, лёгочное дыхание и другое.

Моделирование можно использовать на этапе усвоения нового материала, как творческое домашнее задание. Метод моделирования даёт возможность углубиться в изучаемый материал, детально разобрать части целого, что делает возможным лучшее запоминание новой темы.

 

 


 

Моделирование на уроках биологии»

Моделирование на уроках биологии»

По способу реализации: компьютерные, некомпьютерные

По способу реализации: компьютерные, некомпьютерные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020