Конспект урока по истории на тему «Россия в первой мировой войне»
Оценка 4.7

Конспект урока по истории на тему «Россия в первой мировой войне»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
16.01.2017
Конспект урока по истории на тему  «Россия в первой мировой войне»
 Конспект урока по истории на тему «Россия в первой мировой войне» был разработан с целью сформировать представление о роли России в Первой мировой войне, а также ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916 гг. Воспитывать неприятие к войне как средству решения межгосударственных и межнациональных споров.
конспект.docx

ТЕМА: Россия в первой мировой войне

     Цели урока:

Ø Сформировать представление о роли России в Первой мировой войне, ходе и результатах военных действий в кампаниях 1914-1916  гг.

Ø Способствовать развитию умений самостоятельной работы с текстом учебника, материалами, видеоматериалами, электронным учебником А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век», навыков составления тематической таблицы

Ø  Воспитывать неприятие к войне как средству решения межгосударственных и межнациональных споров

 

 

Ø Оборудование:

Учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России», электронный учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России ХХ век»,

 компьютер, мультимедийный проектор и экран

 

Эпиграф:

 

«Война - преступление, которое не искушается победой».

Анатоль Франс.

Ключевые понятия и названия:

Антанта, Тройственный союз, Центральные державы, ультиматум,

Основные даты:

1914-1918 – Первая мировая война

1916 май-июль – Брусиловский прорыв

План урока:

I Орг. момент, постановка целей

II Изучение новой темы:

1.Сближение России и Англии. Обострение русско-германских отношений.

2.Начало Первой мировой войны.

3.Военные действия в 1914 г.

4.Военные действия в 1915 г.- 1916 г. Брусиловский прорыв.

5.Тревожные итоги. Власть и общество

III Закрепление

IV Домашнее задание

V Рефлексия

 

ХОД УРОКА:

Вступительное слово:

Ребята, давайте вместе с вами, обратим свое внимание на слайд. Я предлагаю вам подумать  и сказать нам, на какие мысли наводит вас данная информация, какие выводы вы можете сделать?:

Продолжительность 1554 дня

Число стран участниц – 38

Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран ( в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств)

Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четвертной союз)

Число нейтральных государств – 17

Число государств, на территории которых проходили боевые действия -14

Численность населения стран участниц войны 50 млн человек (62% населения планеты)

Численность мобилизованных – 74 млн человек

Численность погибших – 10 млн человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет ( слайд 1)-статистические данные, сухие цифры. Давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока-

«Россия в первой мировой войне»(слайд 2)

      Война по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос, о физическом уничтожении человечества. Ее вели массовые армии, которые использовали разрушительное оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжелой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила эти империи. Я хочу обратить ваше внимание на то, что мир до войны и после, никогда уже не будет прежним ( слайд 3)

 

      В ходе беседы, вспоминаем алгоритм изучения военных событий – на слайде – актуализирую знания обучающихся и определяем причины Первой мировой войны, основываясь на знаниях, полученных на уроках Всеобщей истории. Это

1) стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономической и военной сферах

2) стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе

3) стремление с помощью войны разрешить внутренние проблемы (слайд 4)

 

II Изучение новой темы: Составляем план (слайд 5)

Определяем цели урока (слайд 6)

Ответы на  вопросы нашего урока мы попытаемся сейчас найти, работая в группах.  Опираясь на текст, предложенных документов, ответьте на вопросы и запишите их в таблицу (слайд 7,8)

 

Россия в кампаниях 1914, 1915, 1916 гг

год

Основные события на Восточном фронте

Результаты и значение

1914

 

 

1915

 

 

1916

 

 

1.      Группа 1.Сближение России и Англии.

Обострение русско-германских отношений. После окончания русско-японской войны сфера интересов российской внешней политики вновь переместилась в Европу. В дипломатии произошли существенные изменения, прежде всего они коснулись русско-английских отношений.

Традиционная британская политика «блестящей изоляции» была прервана Англией в 1904 г. заключением «Сердечного согласия» с Францией, союзницей России. Это было связано с усилением Германии, особенно с ее курсом на создание мощного военно-морского флота. Англия начала искать возможности сближения с Россией.

Переговоры между двумя ранее соперничавшими странами закончились подписанием в Петербурге в августе 1907 г. соглашения о разграничении интересов в Персии, Афганистане и Тибете. Этот договор окончательно закрепил раскол Европы на два противостоящих военно-политических блока: Тройственное согласие, или Антанту (Россия, Франция, Англия), и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия). Претерпели изменения и отношения России с Германией. Безоговорочная поддержка Германией агрессивной политики Австро-Венгрии на Балканах, развязанная ею шумная кампания против «славянской угрозы», заносчивый и ультимативный тон, который позволяли немецкие дипломаты по отношению к России, приводили ко все большему напряжению в русско-германских отношениях. Последний удар по самолюбию России был нанесен назначением немецкого генерала фон Сандерса командующим турецкой армией. Россия расценила этот шаг как попытку Германии взять под свой контроль черноморские проливы. Такие действия вызвали вспышку антигерманских настроений в России. Общественное мнение скорее склонялось к сотрудничеству России с республиканской Францией и либеральной Англией, чем с консервативной императорской Германией.


2. Начало Первой мировой войны.  
Слово учителя.

Актуализация знаний. Давайте вместе с вами вспомним, что же послужило поводом к Первой мировой войне…( Отвечают на вопросы, используя знания, полученные по всеобщей истории в 9 классе.)

Поводом к началу войны явилось убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австрийского престола эксгерцога Франца- Фердинанда. Австрийский принц Гавриил захватил Боснию на которую претендовала Сербия. Австрия под давлением Германии начала войну против Сербии.

                    Причины войны:

 1. Противоречия между европейскими державами;

 2. Борьба за сферы влияния.

Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Большая часть вины за разжигание войны лежит на германо-австрийском блоке, затеявшем большой передел Европы и мира. Она планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, некоторые французские колонии в Африке, прочно обосноваться в Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия стремилась подчинить Балканские государства

Неудачная русско-японская война послужила для военного руководства России печальным уроком. В последующие годы был осуществлен целый ряд военных программ и реформ, направленных на улучшение организационной структуры и технического оснащения армии, увеличение ее численности и повышение боеспособности. Хотя в подготовке вооруженных сил существовали серьезные недостатки и просчеты, тем не менее накануне войны Россия располагала достаточно мощной армией, способной решать сложные стратегические задачи. На всем протяжении войны русские вооруженные силы вели активные боевые операции, не раз спасая союзнические армии от поражений.

  А сейчас мы предлагаем заслушать сообщение на тему:Сообщение “Отношение русского народа к войне”. В отличие от русско-японской войны Первая мировая война была воспринята народом с пониманием: свою роль сыграл фактор объявления войны Германией России. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву. Если до объявления всеобщей мобилизации численность вооруженных сил России составляла 1 423 000 человек, то после ее осуществления и проведения дополнительных призывов к концу 1914 г. в строю оказалось свыше 6,5 млн. человек. Всего за годы войны было мобилизовано около 15,5 млн. человек. По своему составу русская армия была по преимуществу крестьянской. Деревня отправила на фронт 12,8 млн. своих лучших работников. Политические настроения многомиллионной солдатской массы в первые годы войны вполне укладывались в формулу «За Веру, Царя и Отечество». На волне антигерманских настроений в обществе указом царя даже Санкт-Петербург был переименован в Петроград.

Таким образом, с первых дней войны образовалось два фронта: Западный (в Бельгии и Франции) и Восточный (против России). Германский генеральный штат заранее разработал план ведения войны, однако план быстрого, последовательного разгрома сначала Франции, а затем России оказался сорванным. Верховным главнокомандующим русской армии был назначен великий князь Николай Николаевич.

3.      Группа 2. Военные действия в 1914 г.

Германский генеральный штаб заранее разработал план ведения войны. Главной целью Германии было предотвращение войны на два фронта. Намечалось в течение 6 — 8 недель стремительным массированным ударом разгромить Францию, а затем повернуть войска на Россию.
Французский план войны был рассчитан на взаимодействие французской и русской армий. Предполагалось, что русская армия своим немедленным наступлением на востоке сорвет гepманский замысел стремительного броска на Париж.

При этом все воюющие державы рассчитывали осуществить свои военные планы в течение 3 — 4 месяцев. Однако с первых же дней война пошла иначе. Прежде всего рухнули расчеты на ее молниеносный характер.

4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив объявленный Бельгией нейтралитет, начали через ее территорию наступление на Париж в обход основной группировки французских войск, сосредоточенных на французско-германской границе.. И вместо запланированных 2 — 3 дней немецкие войска продвигались к бельгийско-французской границе 15 дней. И хотя в развернувшемся пограничном сражении англо-французские войска потерпели поражение, молниеносный бросок на Париж был сорван.

В это же время, по настойчивому требованию Франции, на Восточном фронте перешли в наступление русские войска.

4(17) августа 1-я русская армия под командованием генерала Ренненкампфа, перейдя в наступление в районе Ковно — Сувалки, сломила немецкую оборону. За три дня боев она продвинулась в глубь Восточной Пруссии, разгромив несколько немецких дивизий. 7(20) августа с южной границы Восточной Пруссии начала наступление 2-я русская армия под командованием генерала Самсонова Русские стремились отрезать отступавшие немецкие войска. Создалась реальная угроза захвата русскими войсками Восточной Пруссии.

Немецкий генеральный штаб вынужден был срочно снять с Западного фронта два армейских корпуса и кавалерийскую дивизию и отправить их на восток. Сюда же был переброшен и резервный корпус.

В этих условиях командование 1-й русской армии, вместо того чтобы закрепить успех своих войск и продолжить наступление, приняло решение прекратить преследование противника и остановиться на отдых.

Это дало возможность немецкому командованию перегруппировать находившиеся в Восточной Пруссии войска и всю мощь своих ударов обрушить на 2-ю армию. Два корпуса армии Самсонова оказались в окружении, 20 тыс. русских солдат пали на поле боя, более 30 тыс. попали в плен. Сам генерал Самсонов застрелился. После этого немецкая армия, усиленная переброшенными с Западного фронта корпусами, атаковала войска Ренненкампфа и в сентябре вытеснила их из Восточной Пруссии
Однако переброска немецких войск с Западною на Восточный фронт значительно ослабила немецкие позиции во Франции Это дало возможность англо-французским войскам выиграть в сентябре 1914 г. битву на реке Марне. План молниеносного разгрома Франции окончательно рухнул.

Таким образом, главным итогом военной кампании 1914 г стал срыв странами Антанты германского плана молниеносной войны. Война приняла затяжной характер. Германия была вынуждена вести активные военные действия одновременно на двух фронтах.

4.      Группа 3. Военные действия в 1915-1916 гг.

В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Отступая с большими потерями русские смогли летом 1915 г. стабилизировать фронт, но Польша, Галиция и Литва были потеряны. Боевые действия перешли в стадию Позиционной войны.

Стремясь прорвать оборону немцы в 1915 г. применили под Ипром отравляющие газы, а Антанта в 1916 г. танки на р.Сомма. Но, ни одна из сторон перевеса  не получила.Немецкий генеральный штаб был вынужден изменить план ведения войны на 1915 г. Было решено перейти на западном

фронте к стратегической обороне, а основные силы и средства сконцентрировать на Восточном фронте с целью скорейшего разгрома русской армии и вывода России из войны.

 

В мае 1915 г. немцы провели крупную операцию на юго-западном направлении. Русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, ряда областей Прибалтики, Белоруссии, Украины.

 

Летом 1916 г. в войне наметился перелом. Германия стала испытывать недостаток ресурсов.

 Антанта предприняла одновременное наступление на Западе и на Востоке. В результате Брусиловского прорыва Австро-Венгрия оказалась на грани катастрофы. В 1916-1917 гг. к Антанте присоединились Греция и Румыния.

 Единственной успешной операцией в этот момент стал:

БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРОРЫВ (1916), наступательная операция войск русского

Юго-Западного фронта 22 мая (4 июня) — 31 июля (13 августа) 1916 года,

 в котором русские войска во главе с генералом А.А. Брусиловым прорвали позиционную

оборону австро-венгерских войск и заняли значительную территорию Западной Украины.

 

Германия вновь перенесла главные усилия на запад. Главный удар предполагалось нанести Франции в районе Вердена, имевшем важное оперативное значение (см.сл. Верденская операция). Несмотря на огромные усилия, германские войска прорвать оборону не смогли. Этому способствовало наступление русских армий на Юго-Западном фронте в Галиции (Юго-Западного фронта наступление). Германо-австрийское командование было вынуждено перебросить с Западного и Итальянского фронтов на Восточный фронт 34 дивизии. Безуспешными оказались наступательные действия и англо-французских войск на реке Сомма.

 

Таким образом, успех на Юго-Западном фронте не дал русским войскам решающих стратегических результатов, так как не был поддержан наступательными операциями других фронтов. И после прохода резервов противника война приобрела позиционный характер. (отрывок из фильма БРУСИЛОВСКИЙ ПРОРОРЫВ)

 

Группа 4. Перестройка экономики. Война и общество.

 

Военные события 1915 г. показали, что Россия не была готова к ведению затяжной кампании. Однако уже к 1916 г. ситуацию удалось переломить и перестроить экономику на военный лад.

Несмотря на потерю ряда промышленных центров, темпы экономического роста не только не упали, но даже несколько возросли.

 Увеличилась добыча угля, нефти, значительно вырос выпуск машиностроительной и химической продукции. Военная промышленность полностью обеспечивала фронт легким оружием и экспортировала его.

    Решающую роль в этом переломе сыграло объединение усилий государства, промышленной буржуазии, земской и городской общественности, кооперации.

    В 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта – топливо, продовольствие, артиллерийское снабжение и т.д.

Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.

     В Петрограде  и Москве действовал Комитет научно-технической помощи – объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавший военно-технической помощи - объединение русских ученых и изобретателей, быстро и оперативно решавший свои вопросы военно-технические проблемы и внедрявший свои изобретения в производство. Такими новинками, как самолет-бомбардировщик, пистолет-пулемет, самозарядная винтовка, для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации – Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов и др.

 

 Затяжная война резко ухудшила жизнь людей. Взлет российской промышленности, работавшей на оборону, произошел за счет снижения выпуска товаров народного потребления, что стало причиной повышения цен. Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания.

 

 В конце 1916 г. в 31 губернии правительство ввело продразверстку.

 

Нормы сдачи хлеба распределялись (разверстывались) как дань между территориями. Часто нормы сдачи хлеба были больше, чем запасы крестьян.

  Перед угрозой голодной смерти крестьяне прятали хлеб, но продотряды искали запасы и наказывали «укрывателей». За первый год продовольственной диктатуры и начала продразверстки (до июня 1919) было собрано 44,6 млн пудов хлеба, а за второй год (до июня 1920 ) — 113,9 млн пудов.

 

        Продразверстка, таким образом, несколько увеличила сборы хлеба, чему способствовало также наступление белых армий — часть крестьян готова была поддержать коммунистов продовольствием в условиях угрозы победы белых. Для сравнения: только за ноябрь 1917 при еще функционировании не разгромленного продовольственного аппарата Временного правительства было собрано 33,7 млн. пудов.

 

  Поражение русских войск в весенне-летней кампании 1915 г. стало причиной разочарования      общества в возможностях правительства. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия»

- Вокруг этой идеи сплотилось большинство думских фракций, кроме крайне правых и крайне левых. В Думе была создана межпартийная коалиция, получившая название Прогрессивного блока.

- В 1916 г. его лидеры решили усилить критический тон своих выступлений. Началом парламентской атаки на власть стала речь лидера кадетов П.Н. Милюкова на заседании Думы. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику, Милюков завершил каждый пункт обвинения многозначительным вопросом: «Что это: глупость или измена?»

- Вслед за П.Н. Милюковым с эффективными разоблачительными речами выступили            националист В.В. Шульгин и даже крайний монархист В.М. Пуришкевич.

Дискредитируя власть на самом высоком уровне, они готовили общественное создание к мысли о ее непригодности, т. е. совершали революционную агитацию.

 В августе 1915 г. Николай II взял верховное командование на себя. Однако в народе его не любили из-за связи царской семьи с Распутиным.

                                 Прочитайте отрывок из книги
                                               Ю. П. Анненкова «Дневник моих встреч».
                                                    Как вы охарактеризуете Распутина?

«В 1915 году, за год до исчезновения Распутина, мне довелось ужинать вместе с ним у одного приятеля моего отца... Центром всеобщего внимания был Григорий Распутин. Вульгарная примитивность этого сибиряка, которому удалось проникнуть в императорскую семью, была нескрываема... На Распутине была деревенская рубаха сомнительной свежести, мужицкие штаны и очень тщательно начищенные сапоги. Жирные, липкие волосы, грязные ногти. Только его глаза, слишком близкие один к другому, почти прилипшие к переносице и назойливо пристальные, могли, пожалуй, объяснить его гипнотическую силу. Он, несомненно, сознавал

Выступление представителей групп.

5.     Тревожные итоги.

 Итак, два с половиной года продолжалась война, но конца ее не было видно. Официальные сводки свидетельствовали об изменении настроения среди солдат, о падении дисциплины на фронте. Начало этому процессу было положено перебоями в снабжении армии вооружением и боеприпасами. К 1917 г. Россия потеряла убитыми около 2 млн. человек, ранеными — около 5 млн, пленными — около 2 млн. человек. Коренным образом изменился и качественный состав армии, особенно офицерских кадров. В годы войны основной частью русского офицерства стали выпускники краткосрочных офицерских школ и произведенные в офицеры особо отличившиеся солдаты. К 1917 г. многие части по 10 — 12 раз меняли свой состав. Широкий размах приобрели братание, дезертирство. Армия, как и тыл, была заражена недовольством и подозрительностью в отношении к правящей верхушке. Солдаты мечтали о скорейшем заключении мира, окончании чуждой народу длительной и кровопролитной войны.

Таким образом, в 1914 г. Россия была втянута в мировую войну, к которой она была не готова. Поражение русской армии и утрата авторитета правящими кругами привели к новому витку противостояния между властью и обществом.

 

III Закрепление .

Работают с картой и заполняют таблицу “Страны Антанты и Тройственного союза”.

Тройственный союз

Антанта

 

 

IV Домашнее задание, параграф 9,

Варианты домашних заданий:

            Заполнение хронологических таблиц (Простейший вариант: дата, событие, значение…).

            Подготовка индивидуального (группового) проекта, созданного на основе Интернет-ресурсов) в виде простого текстового (возможно, иллюстрированного) документа, презентации.

А) Словарь - Объяснение терминов (по выбору ученика или учителя) с указанием источника.

Б) Персоналии - Участники событий (краткая историческая справка)

V Рефлексия

Как я усвоил материал ?

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли я своей работой ?

Как работала подгруппа, учебная пара ?

Сформулируй свое мнение об уроке и свои пожелания.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА: Россия в первой мировой войне

ТЕМА: Россия в первой мировой войне

Число стран участниц – 38 Состав коалиций:

Число стран участниц – 38 Состав коалиций:

Группа 1.Сближение России и Англии

Группа 1.Сближение России и Англии

Неудачная русско-японская война послужила для военного руководства

Неудачная русско-японская война послужила для военного руководства

Ренненкампфа, перейдя в наступление в районе

Ренненкампфа, перейдя в наступление в районе

Антанта предприняла одновременное наступление на

Антанта предприняла одновременное наступление на

Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания

Перегрузка железных дорог привела к перебоям в снабжении крупных городов продуктами питания

Тревожные итоги. Итак, два с половиной года продолжалась война, но конца ее не было видно

Тревожные итоги. Итак, два с половиной года продолжалась война, но конца ее не было видно

Конспект урока по истории на тему «Россия в первой мировой войне»

Конспект урока по истории на тему  «Россия в первой мировой войне»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017