Моделирование на уроках технологии в начальной школе. Обзор. Примеры
Оценка 4.9

Моделирование на уроках технологии в начальной школе. Обзор. Примеры

Оценка 4.9
docx
труд
31.01.2020
Моделирование на уроках технологии в начальной школе. Обзор. Примеры
Тема: Формы и методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе Анализ учебника «Окружающий мир» (1-4 классы, с целью выявления заданий по моделированию) Таблица с темами уроков по моделированию. Фрагмент урока окружающего мира, на котором проводится работа по моделированию.
Моделирование на уроках технологии.docx

Тема: Формы и методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе

 

Анализ учебника «Окружающий мир» (1-4 классы,  с целью выявления заданий по моделированию)

 

Моделирование – это метод познания интересующих нас качеств объекта через модели. Это процесс создания моделей и действия с ними, позволяющие исследовать отдельные, интересующие нас качества, стороны, свойства объекта. Моделирование относится к группе практических методов обучения и предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого  объекта или явления. В процессе рассуждений сами учащиеся под руководством учителя создают модели: чертят план местности, строят графики и диаграммы  по результатам наблюдений, чертят схемы всевозможных связей,  а также изготавливают  их из картона, бумаги, пластилина. Сформированный навык моделирования помогает быстро ориентироваться  в информации, выделять главное и фиксировать в форме модели.

В программе «Школа России» (А. А. Плешаков)  обучающиеся знакомятся с моделированием уже с 1 класса.  «Модель» здесь рассматривается как предмет, заменяющий реальный объект изучения в том случае, если он недоступен для непосредственного исследования. Например, глобус – это уменьшенная модель Земли, которая показывает какую форму имеет реальный объект и что находится на его поверхности.

 На следующем этапе обучения моделированию появляются задания на сравнение, обобщение объектов одного класса. Например, сравниваем деревья  и выделяем лиственные и хвойные ( 1 класс, «Какие это листья», «Что такое хвоинки»). Школьники учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.

После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), появляются задания изобразиь его символом или схемой – смоделировать.

На уроках обучающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Так же много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи. Все виды работ по моделированию отражены в рабочей программе 1-4 класса, подобраны с учетом возрастных особенностей и тематике.

Примеры:

- моделировать значение домашних животных для человека, (1 кл)

- моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом,

- формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков,

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС,

- моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов,(2 кл)

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- моделировать связи организмов с окружающей средой,

- моделировать в виде схемы воздействие человека на природу, (3 кл)

- готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе,

- моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры),

- моделировать символы своего класса, семьи,(4 кл).

 

 

№ п/п

Тема урока

Объект моделирования

Содержание задания

Особенности работы

1

Что у нас над головой?

Солнце

Смоделировать Солнце

Работа с пластилином на основе иллюстрации

2

Кто такие рыбы?

Строение чешуи

Смоделировать строение чешуи рыбы

Моделирование с помощью монет или кружочков из фольги

3

Почему Луна бывает разной?

Луна

Создать модель луны

Работа с пластилином( формы луны)

4

Что такое экология?

Экологические цепи

смоделировать связи организмов с окружающей средой

В форме рисунка, схемы

5

Славные символы России

Символ своего класса, семьи

Создать символ класса, символ своей семьи

Работа в тетради или на листе А4 с использованием различных техник

 

 Фрагмент урока окружающего мира, на котором проводится работа по моделированию.

 

Класс: 1

Тема:  «Что у нас над головой ?»

Цель урока: создать условия для формирования знаний о дневном и ночном небе.

Задачи урока:

Обучающие:

-создать условия для формирования представления о  небесных светилах;

 -обучать правильно передавать форму Солнца; сообщить элементарные сведения о Солнце, созвездии Большой Медведицы;

-содействовать формированию умения работы с учебником.

Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления и  умения сравнивать объекты,

-устанавливать черты сходства и различия,

-выделять существенные признаки предметов.

Воспитательные:

-воспитывать основы  экологического сознания; 

-чувство прекрасного через наблюдение за дневным и ночным небом,

-коммуникативную культуру через работу в парах

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Открытие новых знаний .

Моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель смотрит в конверт.

 

- Ой, ребята, а ведь у Муравьишки в конверте осталась одна загадка. попробуйте ее отгадать.

Голубой платок,

Алый колобок,

По платку катается,

Людям улыбается.(Небо и Солнце)

-С чем в загадке сравнивается небо?

-А солнце?

-Посмотрите на предметы, которые принес Муравьишка (Куб, тарелка, мяч)

Слайд солнце

-С какими предметами вы можете сравнить солнце?(С мячом)

-Правильно, мы видим в небе солнце имеет форму шара. Оно похоже на мяч или на колобка.

-У вас на столе лежит пластилин. Вылепите из него модель Солнца?

-Какого цвета вы будите брать пластилин?

Давайте еще раз.

-Еще раз внимательно посмотрите Солнце на с. 18 учебника (Лепят Солнце).

-Вы молодцы!

-Наши Солнышки маленькие, а какое по размеру солнце на самом деле?

-А можем ли мы долететь до солнца?

 

 

 

 

Отгадывание загадки.

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

 

Ответы детей

 

Ответы детей.

-Солнце- огромный раскаленный шар. Оно во много раз больше Земли.

? Солнце находится очень-очень далеко.

До Солнца долететь невозможно. Солнце очень горячие.

 

Познавательные: сравнение, обобщение, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- поиск и выделение необходимой информации.

 

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

 


 

Тема: Формы и методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе

Тема: Формы и методы обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе

МЧС, - моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов,(2 кл) - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - моделировать связи организмов…

МЧС, - моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов,(2 кл) - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, - моделировать связи организмов…

Фрагмент урока окружающего мира, на котором проводится работа по моделированию

Фрагмент урока окружающего мира, на котором проводится работа по моделированию

Учитель смотрит в конверт. -

Учитель смотрит в конверт. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020