Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности». Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
моделирование.doc
Моделирование как один из способов развития речи
Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое
богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Моя задача –
развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у
них умение и желание чувствовать его красоту, помочь преодолеть ему все
преграды. Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно
пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль,
понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в
дошкольные годы.
В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она
служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с
окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей
пользоваться связной речью. Задача педагога – познакомить дошкольников с
простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и
пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные
приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и
эффективных средств развития связной речи – моделирование.
В результате проведенной диагностики выяснилось, что у зна
чительной части детей вызвали особые затруднения соблюдение структуры
рассказа, его логической последовательности и языковое оформление
высказываний. Поэтому, чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить
их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным,
кроме использования мотивационной установки необходимо было использовать
разнообразные приемы.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи
ребенка – моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно
представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной
действительности, с замещения
–
условными).
одних объектов другими (реальных
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте.
При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости
включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения
памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не
проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий,
не отличаются высокой работоспособностью.
На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных
способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования:
пиктограммы, заместители, мнемотехника.
Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма –
символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к
невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих
качествах: как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в
перспективе может овладеть звуковой речью;
как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в
будущем;
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с
проблемами в развитии.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются
другими, реальноусловными. В качестве заместителей удобно использовать
бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к.
замещение основывается на каком–либо различии между персонажами.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных
сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь
большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели.
Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий,
содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В
дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые
заместители, или разыгрывая бытовые сюжеты.
Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и
мыслительной деятельности.
Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и
увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника служит дидактическим материалом не только в работе по
развитию связной речи:
заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;пересказ текстов;
описательные рассказы;
составление рассказа по картине или серии сюжетных картин, но и в
коррекции звукопроизношения, обучению грамоте и т.д.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое
словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь
текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемырисунки ребёнок легко
воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно
наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
рассматривание таблицы;
перекодирование информации, преобразование предложенного материала
из символов в образы;
пересказ или заучивание текста.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала,
умение самостоятельно расшифровывать символы.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна
соответствовать определенным требованиям и правилам: знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются
как ведущие;
замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Основные правила при проведении занятий:
1. Обязательно должны вестись конспекты занятий.
2. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки.
Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
3. Все рисунки должны быть цветными, четкими и понятными.
4. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это
максимально допустимый объем визуальной информации для
дошкольника.
5. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное
рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию
ребенка.
6. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия
можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное
стихотворение или рассказ.
7. В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать
таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.
Вывод:
Используя моделирование, мы учим детей:
1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнение,
составлять чёткий внутренний план умственных действий и речевого
высказывания;
2. Учим формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. Развиваем у ребёнка психические процессы: внимание, память, мышление.
Использование приёмов мнемотехники позволяет повысить интерес детей к
логопедическим занятиям, а соответственно повысить их эффективность.
Включая элементы мнемотехники в свою работу, нам удается сформировать
готовность ребенка к школьному обучению, выработать навык грамотной
обработки информации, научить усваивать сложный материал без умственного и
нервного напряжения. Думаю, эти качества очень пригодятся не только детям, но
и педагогам, к которым придут наши детки в первый класс.
Литература:
1. Барсукова
Е.Л. Автоматизация
мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
звуков
с
использованием
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
Л. Е. Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические
материалы.
2001.
Волгоград:
Учитель,
Олейник Н. А. Технология “Формирование связи слова и образа при
запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим
недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008
3. Олейник Н. А. Технология “Формирование связи слова и образа при
запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с общим
недоразвитием речи посредством мнемотехники”, Новосибирск, 2008
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возраста.
2009.
Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной
монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”,
2009.
СПб.,
5. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной
монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”,
2009
Моделирование как один из способов развития речи
Моделирование как один из способов развития речи
Моделирование как один из способов развития речи
Моделирование как один из способов развития речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.