Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
дефектология +1
Взрослым
11.01.2019
Вашему вниманию предлагается тренинг по снятию чувства неуверенности тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Разработан семейный по запросам учителей-логопедов детским психологом специально для обучения родителей как снимать тревогу у детей в домашних условиях. Тренинг представляет набор игровых упражнений способствующих созданию во время такого занятия доверительной комфортной для ребенка обстановки. Упражнения доступны и подобраны из авторского арсенала опытного педагога-психолога с 21-летним стажем практической работы.
Статья по логопедии.doc
Т.В.Калугина, педагогпсихолог
ПМС Центра г. Перми
Семейный тренинг снижения чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами
В последнее время все чаще изучаются различные аспекты познавательной деятельности детей,
отстающих в развитии. Проблемами профилактики дисграфии детей старшего дошкольного и младшего
возраста занимались Визель Т.Г., Корнев А.Н., Логинова Е.А., Парамонова Г.Г. и др. 1,2,3,4.
Многие авторы сходились во мнении, что для эффективности логопедической работы по
профилактике дисграфии необходима работа с семьей. Как нам представляется, создать условия для
развития личности, адаптированной к условиям школьной среды, помогут профилактические программы
сюжетноигровых занятий с элементами тренинга социальных навыков, проводимых совместно родителями с
детьми.
Нами предлагается описание тренинга программы «Игры по развитию эмоциональноволевой
сферы детей, имеющих задержку психоречевого развития», которая может быть предложена в
профилактической деятельности педагогапсихолога.
Заказчиком создания программы выступал Психологомедикосоциальный центр г. Перми. В ходе
создания применялась программа «Как на самом деле любить жизнь?», созданная как сюжетноигровой
социальнопсихологический тренинг для родителей с детьми 610 летнего возраста по формированию ранней
социальной компетентности ребенка из авторской серии «Сказка – ложь, да в ней намек» и дополненная
занятиями по профилактике дисграфии с учащимися 1 ступени обучения.
Сказкотерапия – это один из современных методов, с помощью которого возможно развитие
творческих способностей взрослых и детей. Мы применяем технологии использования сказок в
психокоррекционной работе. С помощью сказкотерапии можно провести психодиагностическую,
психокоррекционную и развивающую работу.
Следует добавить, что, разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с задержкой
психоречевого развития и показания к ее применению, мы ориентировались на следующие направления:
Коррекция недостатков в эмоциональноволевой сфере: формирование способности к
волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; преодоление негативных качеств
формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных, негативистских
Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций
проявлений, отклонений в поведении.
речи; особое внимание следует уделить развитию словесной регуляции действий у детей с
задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи; одной из важнейших
задач является формирование навыков письма и чтения.
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех
или иных навыков у детей, который предполагает: экспрессдиагностическое изучение ребенка для
уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов изучения; обратная связь специалиста с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка, установления доверительных отношений и
консультирования семьи; использование игровой мотивации на всех занятиях, исходя из семейной ситуации.
Вашему вниманию предлагается занятие «Заяцхваста» или «Я хочу быть успешным!» из тренинга
родительскодетской психотерапии.
Цели открытого занятия: формирование чувства уверенности у детей; снижение чувства
тревожности; научение адекватным формам реагирования; профилактика дисграфии.
Задачи: создать условия для понимания и принятия себя; сформировать чувство уверенности с
помощью внешних телесных проявлений; закрепить в играх уверенное поведение; усвоить методику
запоминания правильного правописания словарных слов.
Ход встречи: 60 минут.
1. Круг с мягкой игрушкой. «Вспомните имена» Ассоциации с животными. 5 мин.
Проверка запоминания имен. Ведущий просит добровольно испытать свою память: назвать имена
всех, кто участвует в тренинге (это могут быть только «домашние» мама, папа, бабушка, дедушка). Просит
сделать это с помощью мягкой игрушки (зайчика), при этом усложняет задание – предлагает сказать,
ассоциации с каким животным возникают у него при упоминании имен сидящих в круге. Таким образом,
проверка запоминания имен превращается в легкое, но испытание.
2. Слово ведущего. Вспоминаем сказку «Заяцхваста» 3 мин.
«Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет гденибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева
ком снега – у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом
вырос большой, и вдруг надоело ему бояться…» Как вам кажется, что делал зайчик, чтобы не бояться?
ответы детей. Я предлагаю сегодня поучиться уверенности.
3. Упражнение «Узнай по голосу». 5 мин.
Описание игры. Ребенок стоит, отвернувшись. Ведущий предлагает родителю позвать его по имени.
Выигрывает угадавший ребенок.
4. Игра «Семейки животных». 8 мин.
Цель: эмоциональная разрядка, снижение чувства тревожности.
Ведущий заготавливает парные листки бумаги с названиями животных. Листки раздаются детям и их
родителям. Запрещается вслух произносить название животного. Необходимо ребенку догадаться, какие он
будет издавать звуки, имитирующие именно этого животного. Затем все: и дети, и взрослые закрывают глаза
и начинают искать друг друга. Ребенок – издает звуки, мама – прислушивается и идет навстречу. По звуку
им надо объединиться одной семьей.
Рефлексия. Трудно ли было найти друг друга? Какие испытывали чувства?
5.Тренинг методики запоминания правильного правописания словарных слов. 8 мин.
Цель: обучение и закрепление авторской методики.
Мы играли с собаками. А как правильно писать «собака» или «сабака». Проведите зеленую черту под
буквой «О». Нарисуйте изображение собаки так, чтобы на ее теле обязательно был круг – запоминаем, что мы рисовали собаку и букву «О». Рисунки должны быть простыми – пиктограммы. Важно! Обязательно
должна быть прорисована та буква, которую запоминаем. Поощряем фантазию участников. Потренируйте:
ворона, сорока, воробей, корова и другие словарные слова по теме «животные».
6.Упражнение «Слепой детеныш». 8 мин
Цель: телесный контакт родителей с детьми, снятие чувства тревожности, научение адекватным
формам реагирования на ситуацию.
Детям завязываются глаза. Они, как будто слепые дети и им необходима помощь. Родители в
качестве поводырей. Предлагается «поводырям» взять в руки своих подопечных – «слепых». Подтекст игры:
дать родителям почувствовать себя в роли ведомого, почувствовать страх постижения нового, неведомого;
обострение восприятия. Попросить рассказать о своих ощущениях в этой роли, об их переживаниях и
наблюдениях вопросами типа: «Не было ли вам страшно? Уверенно ли вы себя чувствовали? Довольны ли вы
своим поводырем?»
7. Оценка своей успешности. 5 мин.
Задание: Оценить по 5балльной шкале свою успешность. Отметить свою оценку успешности телом:
«5» стоя, «1» присев к полу». Какая поза удобнее? Когда поза «5» что чувствуете? Как хотите себя
оценивать дальше?
8. Упражнение «Заяцхваста». 5 мин.
Ведущий предлагает любому из играющих побыть зайцемхвастой. Встать на стул (пенек) или еще
выше, как пожелает ребенок. Необходимо чемнибудь похвастаться, можно даже тем, чего не было, в общем,
похвалить себя.
9. Круг «Какое вы животное и почему?» 6 мин.
Ведущий опрашивает по кругу всех: какое они животное и почему? Играющим нужно назвать какое
либо животное, на которое, как им кажется, они больше похожи. Постараться объяснить, почему именно это
животное. Ведущий предлагает свою интерпретацию уверенности (уверенного поведения) в зависимости от
выбранного вида животного.
Очень важно учиться различать всем детям и даже взрослым уверенное, неуверенное и агрессивное
поведение. Часто за желанием хвастаться, быть «крутым» лежит агрессивное поведение. А уверенное и
агрессивное поведение это не одно и то же.
10. Рефлексия занятия. Слово ведущего. 3 мин.
Какие чувства вы переживаете? А вам, дети, хочется быть всегда успешными, уверенными в себе? А
вам, господа родители? Ведь как сказал Ф.Шиллер: «Уверенность в себе – основа для того, чтобы
радоваться жизни и иметь силы действовать» Так будьте уверены в себе!
11. Домашнее задание. 4 мин.
Предложите родителям поиграть в игры – занятия по профилактике дисграфии, но уже не с
животными, а с любыми словарными словами. Нарисовать пиктограммы слов с буквами, которые
необходимо запомнить. Программа «Игры по развитию эмоциональноволевой сферы ребенка, имеющего задержку
психоречевого развития» предназначена для тех родителей и специалистов, кто решил заняться с детьми 6
10 лет борьбой с дисграфией, преодолевая эмоциональноличностную незрелость игровыми методами.
Литература:
1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с
задержкой психического развития. – СПб., 2004.
4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб., 2004.
Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.