Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Оценка 4.9

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
дефектология +1
Взрослым
11.01.2019
Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Вашему вниманию предлагается тренинг по снятию чувства неуверенности тревожности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Разработан семейный по запросам учителей-логопедов детским психологом специально для обучения родителей как снимать тревогу у детей в домашних условиях. Тренинг представляет набор игровых упражнений способствующих созданию во время такого занятия доверительной комфортной для ребенка обстановки. Упражнения доступны и подобраны из авторского арсенала опытного педагога-психолога с 21-летним стажем практической работы.
Статья по логопедии.doc
Т.В.Калугина, педагог­психолог  ПМС Центра г. Перми Семейный тренинг снижения чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами В   последнее   время   все   чаще   изучаются   различные   аспекты   познавательной   деятельности   детей, отстающих в развитии.  Проблемами профилактики дисграфии детей старшего дошкольного и младшего возраста занимались Визель Т.Г., Корнев А.Н., Логинова Е.А., Парамонова Г.Г. и др. 1,2,3,4. Многие   авторы   сходились   во   мнении,   что   для   эффективности   логопедической   работы   по профилактике   дисграфии   необходима   работа   с   семьей.   Как   нам   представляется,   создать   условия     для развития личности, адаптированной к условиям школьной среды, помогут профилактические программы сюжетно­игровых занятий с элементами тренинга социальных навыков, проводимых совместно родителями с детьми. Нами   предлагается   описание   тренинга   программы  «Игры   по   развитию   эмоционально­волевой сферы   детей,   имеющих   задержку   психоречевого   развития»,   которая   может   быть   предложена   в профилактической деятельности педагога­психолога. Заказчиком создания программы выступал Психолого­медико­социальный центр г. Перми.   В ходе создания применялась   программа «Как на самом деле любить жизнь?», созданная как сюжетно­игровой социально­психологический тренинг для родителей с детьми 6­10 летнего возраста по формированию ранней социальной компетентности ребенка из авторской серии «Сказка – ложь, да в ней намек» и дополненная занятиями по профилактике дисграфии с учащимися 1 ступени обучения.  Сказкотерапия   –   это   один   из   современных   методов,   с   помощью   которого   возможно   развитие творческих   способностей   взрослых   и   детей.   Мы   применяем   технологии   использования   сказок   в психокоррекционной   работе.   С   помощью   сказкотерапии   можно   провести   психодиагностическую, психокоррекционную и развивающую работу.  Следует   добавить,   что,   разрабатывая   программу   коррекционной   работы   с   детьми   с   задержкой психоречевого развития и показания к ее применению,  мы ориентировались на следующие направления:    Коррекция недостатков в эмоционально­волевой сфере: формирование способности к  волевым   усилиям,   произвольной   регуляции   поведения;   преодоление   негативных   качеств формирующегося   характера,   предупреждение   и   устранение   аффективных,   негативистских Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций проявлений, отклонений в поведении.  речи;   особое   внимание   следует   уделить   развитию   словесной   регуляции   действий   у   детей   с задержанным психическим развитием, формированию и развитию связной речи; одной из важнейших задач является формирование навыков письма и чтения. Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или   иных   навыков   у   детей,   который   предполагает:  экспресс­диагностическое   изучение   ребенка  для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов изучения; обратная связь специалиста с семьей с целью   получения   полной   информации   о   развитии   ребенка,   установления   доверительных   отношений   и консультирования семьи; использование игровой мотивации на всех занятиях, исходя из семейной ситуации.  Вашему вниманию предлагается занятие «Заяц­хваста» или «Я хочу быть успешным!» из тренинга родительско­детской психотерапии. Цели  открытого   занятия:   формирование   чувства   уверенности   у   детей;   снижение   чувства тревожности; научение адекватным формам реагирования; профилактика дисграфии. Задачи:  создать  условия  для  понимания  и  принятия   себя;  сформировать  чувство уверенности  с помощью   внешних   телесных   проявлений;  закрепить   в   играх   уверенное   поведение;  усвоить   методику запоминания правильного правописания словарных слов. Ход встречи: 60 минут. 1. Круг с мягкой игрушкой. «Вспомните имена» Ассоциации с животными. 5 мин. Проверка запоминания имен. Ведущий просит добровольно испытать свою память: назвать имена всех, кто участвует в тренинге (это могут быть только «домашние» ­ мама, папа, бабушка, дедушка). Просит сделать   это   с   помощью   мягкой   игрушки   (зайчика),   при   этом   усложняет   задание   –   предлагает   сказать, ассоциации с каким животным возникают у него при упоминании имен сидящих в круге. Таким образом, проверка запоминания имен превращается в легкое, но испытание. 2. Слово ведущего. Вспоминаем сказку «Заяц­хваста» 3 мин. «Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где­нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки. Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год, а потом вырос большой, и вдруг надоело ему бояться…» Как вам кажется, что делал зайчик, чтобы не бояться? ответы детей. Я предлагаю сегодня поучиться уверенности. 3. Упражнение «Узнай по голосу». 5 мин. Описание игры. Ребенок стоит, отвернувшись. Ведущий предлагает родителю позвать его по имени. Выигрывает угадавший ребенок. 4. Игра «Семейки животных». 8 мин. Цель: эмоциональная разрядка, снижение чувства тревожности. Ведущий заготавливает парные листки бумаги с названиями животных. Листки раздаются детям и их родителям. Запрещается вслух произносить название животного. Необходимо ребенку догадаться, какие он будет издавать звуки, имитирующие именно этого животного. Затем все: и дети, и взрослые закрывают глаза и начинают искать друг друга. Ребенок – издает звуки, мама – прислушивается и идет навстречу. По звуку им надо объединиться одной семьей. Рефлексия. Трудно ли было найти друг друга? Какие испытывали чувства? 5.Тренинг методики запоминания правильного правописания словарных слов. 8 мин. Цель: обучение и закрепление авторской методики. Мы играли с собаками. А как правильно писать «собака» или «сабака». Проведите зеленую черту под буквой «О». Нарисуйте изображение собаки так, чтобы на ее теле обязательно был круг – запоминаем, что мы рисовали собаку и   букву «О». Рисунки должны быть простыми – пиктограммы. Важно! Обязательно должна быть прорисована та буква, которую запоминаем. Поощряем фантазию участников.  Потренируйте: ворона, сорока, воробей, корова и другие словарные слова по теме «животные». 6.Упражнение «Слепой детеныш». 8 мин Цель:  телесный  контакт  родителей  с  детьми,   снятие  чувства  тревожности,   научение  адекватным формам реагирования на ситуацию. Детям   завязываются   глаза.   Они,   как   будто   слепые   дети   и   им   необходима   помощь.   Родители   в качестве поводырей. Предлагается «поводырям» взять в руки своих подопечных – «слепых». Подтекст игры: дать родителям почувствовать себя в роли ведомого, почувствовать страх постижения нового, неведомого; обострение   восприятия.   Попросить   рассказать   о   своих   ощущениях   в   этой   роли,   об   их  переживаниях   и наблюдениях вопросами типа: «Не было ли вам страшно? Уверенно ли вы себя чувствовали? Довольны ли вы своим поводырем?» 7. Оценка своей успешности. 5 мин. Задание: Оценить по 5­балльной шкале свою успешность. Отметить свою оценку успешности телом: «5» ­ стоя, «1» ­ присев к полу». Какая поза удобнее? Когда поза «5» ­ что чувствуете? Как хотите себя оценивать дальше? 8. Упражнение «Заяц­хваста». 5 мин. Ведущий предлагает любому из играющих побыть зайцем­хвастой. Встать на стул (пенек) или еще выше, как пожелает ребенок. Необходимо чем­нибудь похвастаться, можно даже тем, чего не было, в общем, похвалить себя. 9. Круг «Какое вы животное и почему?»  6 мин.    Ведущий опрашивает по кругу всех: какое они животное и почему? Играющим нужно назвать какое­ либо животное, на которое, как им кажется, они больше похожи. Постараться объяснить, почему именно это животное. Ведущий предлагает свою интерпретацию уверенности  (уверенного поведения) в зависимости от выбранного вида животного. Очень важно учиться различать всем детям и даже взрослым уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Часто за желанием хвастаться, быть «крутым» лежит агрессивное поведение. А уверенное и агрессивное поведение  ­ это не одно и то же. 10. Рефлексия занятия. Слово ведущего. 3 мин.  Какие чувства вы переживаете? А вам, дети, хочется быть всегда успешными, уверенными в себе? А вам,   господа   родители?   Ведь   как   сказал   Ф.Шиллер:   «Уверенность   в   себе   –   основа   для   того,   чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать» Так будьте уверены в себе! 11. Домашнее задание. 4 мин.    Предложите   родителям   поиграть   в   игры   –   занятия   по   профилактике   дисграфии,   но   уже   не   с животными,   а   с   любыми   словарными   словами.   Нарисовать   пиктограммы   слов   с   буквами,   которые необходимо запомнить. Программа   «Игры   по   развитию   эмоционально­волевой   сферы   ребенка,   имеющего   задержку психоречевого развития» предназначена для тех родителей и специалистов, кто решил заняться с детьми 6­ 10 лет борьбой с дисграфией, преодолевая эмоционально­личностную незрелость игровыми методами. Литература:   1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.  2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.  3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004.  4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб., 2004.

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"

Презентация семейного тренинга "Снижение чувства тревожности у детей с логопедическими проблемами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2019