Конспект ОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе
Учитель-логопед: Бондарь И.А.
Тема: Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
— учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;
— учить логическому построению высказывания.
Коррекционно-развивающие:.
— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
— активизировать словарь по теме;
— развивать внимание, мышление, связную речь;
— развивать умение согласовывать слова в предложениях.
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.
Оборудование: предметные картинки по тексту рассказа: земляника, бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки (одна полная, вторая пустая), дедушка.
Предварительная работа: Чтение художественных текстов: С. Есенин «Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно», В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» с обсуждением прочитанного. Лепка — «Ягоды в корзинке». Рисование — «Осенний лес».
Конспекты занятий по развитию связной речи
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Назови ласково».
Логопед: К нам в гости пришли куклы Катя и Ка-тенька. Вы подарите им подарки и составите предложения по образцу, а затем сядете на свои места.
Дети берут пары картинок с изображением ягод, по очереди выполняют задание и садятся на свои места. Образец: Кате я подарю малину, а Катеньке — малинку.
2. Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы с вами узнаем, как собирали ягоды бабушка и ее внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды». Но сначала давайте вспомним, кем вы были, когда составляли рассказ о фруктах. (Писателями.)
Яков Тайц — это настоящий, взрослый писатель, который писал интересные рассказы для детей.
3. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды» с последующим подробным обсуждением*.
• О ком этот рассказ?
• Куда пошли бабушка и внучка Надя?
• Что они взяли с собой?
• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)
• Ас какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)
• Почему Надина кружка была пустая?
* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 142). По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску. 34
• Почему Наде было стыдно?
• Как она поступила на следующий день?
• Кого Надя угостила ягодами?
• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю поесть ягоды вместе.)
• А кого бы вы угостили?
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.
5. Рассказы детей.
Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа «По ягоды».
Физкультминутка «Ягоды». Выполнение движений по тексту стихотворения.
Мы шли-шли-шли, |
«Шагают» пальчиками по столу. |
Землянику нашли. |
Изображают землянику. |
Раз, два, три, четыре, пять |
Пальчики «здороваются». |
Мы идем искать опять. |
«Шагают» пальчиками по столу. |
После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько пересказов.
6. Итог занятия.
Логопед (подводит итог занятия): Назовите ягоды, которые собирали бабушка и Надя? Почему Наде стало стыдно? Как она исправила свою ошибку?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.