Природоведение 5-А класс в коррекционной школе 8 вида
Тема урока Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве
Задачи: расширить и углубить представления учащихся о воде и ее свойствах, о значении чистой воды для жизни животных, растений и человека, выявлять причины загрязнения водоемов.
Развивать память, мышление и внимание учащихся.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний
Диктант (загадки).
- Я вам буду загадывать загадки, а вы должны вместо слова написать цифру.
1. Роса. 2. Туман. 3. Дождь. 4. Снег. 5. Болото. 6. Град. 7. Лед. 8. Вода.
• Без досок, без топоров,
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (…)
• Зимой в поле лежал,
Весной в речку побежал. (…)
• Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (…)
• С горы, сбегая без труда,
Она гремит как гром,
В морозный день она тверда –
Руби хоть топором!
Нагрей ее и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам:
Зовут ее (…)
• Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (…)
• Не море, не земля –
Корабли не плавают,
И ходить нельзя. (болото)
• Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (…)
• На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина –
У нее теперь ангина. (…)
- Все загадки связаны одной темой «Вода». В каких состояниях вам здесь встретилась вода? (В твердом, жидком и газообразном)
Сообщение темы урока.
Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле?
Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Вот что сказал о воде известный французский писатель-летчик Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты наполняешь нас радостью. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете…».
- Так писал о воде человек, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара.
Пословицы о воде
- Народ издавна подметил значение воды в жизни человека. Давайте прочитаем и поясним их смысл.
· Вода – мать, а без матери не проживешь.
· Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
· Не плюй в колодец: случится напиться.
· Без росы и трава не растет.
· И мутную воду пьют в невзгоду.
· Не зная броду, не лезь в воду.
· Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
· Под лежачий камень вода не течет.
Обычаи разных народов
- Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой питьевой воде. У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг. Кружку холодной воды – первое, что попросит уставший путник, переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.
У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Дай кружку воды для гостя».
Беседа о значении воды.
- Без воды нет жизни. Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то в нем 45-50 кг воды, или 4 ведра. Потеря 10-20% воды для человека смертельна. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды, не более 5-6 дней, собака погибает на 3-4 день.
Использование воды человеком.
- На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. Летом люди отдыхают у воды, зимой обогреваются батареями водяного отопления. Без воды не обходится современное производство. Вода – источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.
Примеры ежедневного потребления воды.
• Питье и приготовление пищи – 7 л.
• Кран, оставленный открытым – 8-20 л в минуту.
• Смыв в туалете – 23 л.
• Принятие ванны – 57 л.
• Мытье посуды – 38-50 л.
• Стиральная машина– 100-110 л.
• Уборка, мытье обуви – 44 л.
Рубрика «Это интересно» (цифры).
• Слону нужно в сутки 90 л воды.
• Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды.
• Для изготовления 1 т стали – 150 т воды.
• 1 т чугуна – 50 т воды.
• 1 т кирпича – 1 т 200 кг воды.
• 1 т бумаги – 250 т воды.
• 1 т ткани – 1100 т воды.
• 1 т сахара – 100 т воды.
Охрана воды. Бережное отношение к воде.
- Открывая кран, не расплескивайте слишком много воды, при утечке воды из крана за сутки убегает 1 ведро, а за неделю, за месяц?
Неравномерно распределена вся питьевая вода на Земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции. Донбасс в этом году тоже столкнулся с нехваткой воды.
«Вода дороже золота», - утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески поглотили целые караваны. Их убивала безжалостная жажда. 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.
Загрязнение воды.
- С ростом населения, строительством новых городов, увеличением посевных участков мы берем воды все больше. Только берем мы воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Миллионы рыб гибнут в мазуте, грязи, в сточных водах.
Сберегающие воду знаки.
-Все мы с вами желаем, чтобы рядом всегда были чистые водоемы. Из крана текла чистая вода, а не разводы химикатов. Так, давайте же обращать внимание на все факты загрязнения воды, давайте не будем поворачиваться спиной к данной проблеме. Это наша планета, и нам на ней жить.
Давайте не будем расходовать воду напрасно! Давайте не будем загрязнять моря и океаны нефтепродуктами! Давайте не будем выкидывать бытовые отходы в воду! Давайте не будем мыть машины в водоемах! А будем наслаждаться кристально чистой водой!
- Как замечательно о воде говорили великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. «Капля воды дороже золота» (Д. Менделеев). Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.
- Представьте летний день…Родник – маленькое чудо природы…И глоток этого студеного, кристально чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общие корни.
Чтение учебника
Закрепление изученного
Тест «Найди правильный ответ»
- Найдите правильные ответы.
1. Вода – это:
а) вещь в доме;
б) природное прозрачное вещество;
в) непрозрачное вещество с запахом.
2. В воде растворяется:
а) мел;
б) соль;
в) глина.
3. При нагревании вода:
а) расширяется;
б) делается мутной;
в) затвердевает.
4. Скопление воды в воздухе – это:
а) ветер;
б) облако;
в) дым.
Итог урока.
Домашнее задание: посмотрите видео. Прочтите текст учебника. Ответьте на вопросы устно. На вопрос 1 ответьте письменно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.